Модель социально-психологического тренинга против агрессии в школе

Аннотация

The article presents the author’s model of prevention of school aggression. The social psychological training is worked out and organized together with Psychology students from February to May 2010. The presentation includes description and analysis of the main training components.

Общая информация

Ключевые слова: социально-психологический тренинг, конфликт, ассертивное поведение, общение

Рубрика издания: Социализация личности в образовании

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Чавдарова В.А. Модель социально-психологического тренинга против агрессии в школе // Психология образования в XXI веке: теория и практика.

Полный текст

В болгарской психологической практике приняты следующие направления работы с учени­ками с девиантным поведением:

1) развитие навыков самопознания;

2) поддержка навыков социальной адаптации;

3) расширение ролевого репертуара, который необходим учащимся для того, чтобы лучше справляться с повседневными задачами;

4) расширение представлений о правилах поведения, принятых в социуме;

5) развитие коммуникативной культуры и эмоционального интеллекта;

6) развитие навыков конструктивного управления межличностными конфликтами;

7) практическое применение правил ассертивного поведения.

Реализация социально-психологического тренинга осуществляется на основе сочетания груп­пового и индивидуального подходов, при этом уделяется особое внимание решению проблем, вы­явленных в качестве наиболее важных.

Наш подход основывается на следующих ключевых моментах организации индивидуальной и групповой деятельности:

  • индивидуальная работа со всеми учениками с целью определения присущих их эмоцио­нальных и поведенческих ресурсов и дефицитов;
  • работа в группах, направленная на повышение социальной компетентности учащихся;
  • освоение и проверка участниками новых гибких подходов группового и индивидуального поведения в конфликтных ситуациях. Основная цель тренинга состоит в закреплении позитивных изменений личности и деятель­ности учащихся, а не в достижении кратковременных результатов.

Ведущий метод, который мы используем в процессе социального обучения, – это метод, осно­ванный на теоретических работах ж. Пиаже и Л.С. Выготского, а также на идее о том, что можно способствовать развитию личности в определенном направлении с помощью тренинговых ситуа­ций, используя накопление опыта, понимание и интеграцию.

Разработанная модель включает некоторые классические программы обучения, а именно:

Упражнения для улучшения навыков общения. Основная цель их использования заключает­ся в стимулировании взаимопонимания участников группы, которое является основой улучшения межличностных отношений. В процессе групповой работы в ходе развития способностей к обще­нию и обмену субъективными переживаниями происходит повышение уровня межличностного до­верия и толерантности учеников. Также предлагаются упражнения по развитию умений и навыков эффективного слушания и предоставления обратной связи.

Упражнения для улучшения эмоционального интеллекта. Обучение направлено на развитие составляющих эмоционального интеллекта – идентификации и обозначения субъективных чувств и эмоций; создание потенциала для их контроля.

Упражнения для формирования команды и принятия групповых решений. Основной целью является повышение доверия и сотрудничества между членами группы.

Упражнения для эффективного управления конфликтами. Их целями являются своевремен­ное понимание чувств, которое приводит к уменьшению конфликтов, а также развитие навыков управления ими посредством конструктивной проработки конфликтных ситуаций.

Упражнения по овладению ассертивным поведением. Главная цель – преодоление неопре­деленности в сочетании с повышением самооценки участников. Основная задача связана с усвое­нием приемов эффективного поведения, которое включает защиту своей позиции без конфронта­ции с другими.

Социально-психологический тренинг состоит из пяти этапов и включает индивидуальную и групповую психологическую работу, в том числе диагностическую, с учащимися, которые зареги­стрированы как имеющие проблемы в общении и проявляющие агрессивное поведение.

На первом этапе основные цели связаны с диагностикой социально-психологического ста­туса каждого учащегося. Основная задача состоит в описании социально-психологической харак­теристики каждого учащегося, включая следующие компоненты: самооценку, место в семье и се­мейные отношения, социальный статус. Для получения более объективных результатов при про­ведении диагностической работы используется комплексная методика, содержащая тест «Кто я?», полупроективный метод Р. жиля, беседу и социометрию.

На втором этапе основной целью является улучшение взаимодействия учеников, которое спо­собствует процессу их взаимного понимания и принятия. Основные задачи этого этапа связаны с не­сколькими направлениями. С одной стороны, необходимо вызвать интерес учащихся через доступ­ное для них введение в основные принципы применения психологических методов для улучшения отношений между людьми. С другой стороны, необходимо разработать новые правила их отноше­ний, реализация которых в дальнейшем поощряется, а нарушение является наказуемым (в конструк­тивной и психологически допустимой форме). Третья задача связана с необходимостью изменить негативные установки учащихся в восприятии некоторых одноклассников, преодолеть социальную стигматизацию в поведении. К концу сессии ученики также должны быть ознакомлены с дальней­шими шагами в проведении обучения и мотивированы на выполнение следующих задач тренинга.

Выработка умений и навыков эффективного общения является основной целью третьей сес­сии, а ее задачами – преодоление межличностного негативизма и конфронтации, которые проявля­ются в недостаточно эффективной коммуникации между детьми. Решение задач этого этапа осно­вано на сочетании динамических упражнений, работы в парах и индивидуальных заданий.

Следующий этап связан с приобретением навыков конструктивного разрешения конфликтов. Его основные задачи состоят в ознакомлении детей с природой конфликта, последствиями конф­ликтного поведения, стилями разрешения конфликтов и Z-моделью для проработки конфликтных ситуаций. На этом этапе также объясняется природа и правила ассертивного поведения. Исполь­зуемые методы связаны с индивидуальной и групповой работой, решением моральных казусов.

Основная цель пятой сессии состоит в социально-психологической подготовке учеников к переносу изменений в общении друг с другом и освоенных способов разрешения межличностных конфликтов в практику их обычного взаимодействия. Одна из базовых задач связана с разработкой перспектив общения в классе и принятием моральных обязательств в межличностной коммуникации.

В завершение следует отметить, что снижение общего уровня «плохого поведения» в клас­се – это процесс, который зависит от отношений как между учениками, так и между учениками и их учителями.

Литература

  1. Галикова М., Кирсалова О. Организация работы с трудными детьми // Классный руководитель. № 8. С. 33–54.
  2. Тасевска Д. Модел за групова психокорекционна работа с малолетни и непълнолетни извършители на противообществени прояви и престъпления (програмен подход «ИМАМ ИЗБОР») // Диоген Психология 2010: актуални въпроси. В.Т. 2010. С. 48–76.

Информация об авторах

Чавдарова Велислава Атанасова, гл. ассист., д-р соц. психологии, преп. психологии Великотырновского ун-та им. Кирилла и Мефодия, e-mail: v_chavdarova@mail.bg

Метрики

Просмотров

Всего: 3048
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 5