Взаимосвязь изменений личностных ценностей и стрессонагруженности студентов
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: стрессонагруженность, личностные ценности
Рубрика издания: Социализация личности в образовании
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Ермакович О.В. Взаимосвязь изменений личностных ценностей и стрессонагруженности студентов // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
В рамках модернизации системы высшего образования России в связи с динамичными изменениями, происходящими в нашей стране, осуществляется подготовка конкурентоспособных специалистов, важными профессиональными характеристиками которых являются позитивное отношение к деятельности, эмоциональная стабильность, прогнозируемость развития личности. У современных студентов, испытывающих высокие интеллектуальные и эмоциональные нагрузки в процессе обучения в вузе, сегодня часто наблюдается отрицательная динамика отношения к учебной деятельности. Одной из причин такого положения является снижение уровня их стрессоустойчивости [3].
Под стрессонагруженностью понимается суммарная интенсивность воздействия внешних и внутренних факторов, приводящих к стрессу индивида.
Изучение процессов регуляции деятельности, психических состояний, психологической устойчивости к стрессу является сегодня, как никогда, актуальным направлением научных и практических исследований в психологии, что непременно должно привести к созданию эффективных профилактических методик противодействия стрессорам – по меньшей мере, в профессиональной деятельности. В связи с этим актуальность исследования определяется, с одной стороны, недостаточной теоретической разработанностью проблемы влияния стрессонагруженности на личностные факторы студентов в процессе обучения, с другой – необходимостью создания научно обоснованных, личностно ориентированных стратегий профилактики данного явления и коррекции его дезадаптивных последствий у рассматриваемой категории.
Актуальность исследования ценностей у студентов определяется в первую очередь тем, что, по мнению многих исследователей, именно система ценностных направленностей во многом определяет формирование личности человека [2]. Способность к познанию себя и окружающих, возрастающая по мере приобретения молодыми людьми социального опыта, является тем фактором, который определяет изменения, происходящие в системе ценностей.
Цель эмпирического исследования – выявить взаимосвязь изменений личностных ценностей и стрессонагруженности студентов [1].
Для изучения изменений личностных ценностей студентов было проведено лонгитюдное исследование (сентябрь – декабрь 2010 г.), которое проводилось в ведущем техническом университете г. Самары, участие приняли 178 студентов (как юноши, так и девушки), представители разных групп (9 групп, возрастной диапазон от 17 до 20 лет). На первом и втором этапах исследования ценности студентов были измерены методикой «Аксиологическая направленность личности» АНЛ4 А.В. Капцова. Данная методика позволяет исследовать личность с точки зрения ее интересов, идеалов, жизненных целей и личностных ценностей, которыми человек руководствуется в своей жизни. На втором этапе также была измерена стрессонагруженность студентов методикой стрессовой нагруженности студентов А.А. Юсман, являющейся модификацией «Методики определения стрессоустойчивости и социальной адаптации» холмса, Раге [4].
В результате перечень самых значимых стрессовых ситуаций, полученный в ходе исследования 9 групп студентов первого курса, оказался следующим. Для 99% студентов самым сильнодействующим стрессовым фактором является приближение сессии. На стрессонагруженность студентов (87%) в значительной степени влияет такой фактор, как ранний подъем на учебу. Нужно отметить вовремя не выполненное задание как фактор, интенсивно действующий на стрессовую ситуацию (86%). Также для большинства студентов (84%) сильным фактором стрессонагруженности оказалось поступление в высшее учебное заведение. Немаловажно указать такой фактор стрессонагруженности учащихся, как опоздание на занятия, впоследствии 83% студентов испытывают его интенсивное воздействие. 67% студентов приходится испытывать стрессогенное воздействие из-за загруженности в учебе и лени, которая препятствует успешной учебной деятельности. Наконец, 59% студентов подвергаются стрессу из-за академических задолженностей, возникающих во время учебы.
Для того чтобы выявить динамику ценностных изменений, было проведено сравнение ценностного портрета студентов по первому и второму исследованиям. Сравнительный анализ после первого исследования ценностей показал, что у студентов преобладала ценность материального благополучия и образования. Отмечено также преобладание ценностей духовного удовлетворения и креативности. После проведения второго исследования ценностей у студентов было выявлено снижение уровня ценности материального благополучия. Важно отметить повышение ценности сохранения индивидуальности и увеличение ценности общественной жизни с повышением ценности увлечений. Сравнительный анализ результатов между первым и вторым исследованием ценностей у юношей показал, что в первом исследовании преобладала ценность «материальное благополучие». Далее было отмечено снижение ценностей креативности и духовного удовлетворения. У девушек сравнительный анализ выявил увеличение большинства ценностей по сравнению с результатами первого исследования.
Для того чтобы выявить изменения ценностей, была найдена разность между результатами первого и второго исследований ценностной сферы студентов. В результате установлено распределение студентов с различным уровнем стрессовой нагруженности. По результатам опроса 91% студентов имеют низкую стрессовую нагруженность, 8% студентов – средний уровень стрессонагруженности, и только у 1% студентов наблюдается высокая стрессовая нагруженность.
Чтобы выявить наличие взаимосвязи изменений ценностей и стрессонагруженности, был использован коэффициент корреляции Спирмена. У девушек имеется прямо пропорциональная взаимосвязь стрессонагруженности и изменения ценности «материальное благополучие» (0,3 при р<0,05). Данная связь говорит о том, что с увеличением переживания стрессов у девушек растет изменение ценности «материальное благополучие». Это может приводить к тому, что при нервном перенапряжении у девушек возникает защитная реакция, выражающаяся в желании отвлечься осуществлением каких-либо материальных приобретений, от которых девушки получали бы удовлетворение. В результате вычисления коэффициента корреляции Спирмена между изменениями ценностей и тремя уровнями стрессонагруженности у студентов были получены следующие взаимосвязи. Существует прямо пропорциональная взаимосвязь среднего уровня стрессонагруженности у студентов и изменения ценности общественной жизни (0,6 при р<0,05), т.е. чем сильнее студенты со средним уровнем стрессонагруженности испытывают воздействие стрессогенных факторов учебной деятельности, тем ярче отмечается увеличение ценности общественной жизни. Для того чтобы выделить различия в изменениях ценностей, был использован кластерный анализ. После разделения изменений ценностей на два уровня (средний и низкий) была выявлена прямо пропорциональная связь между низким уровнем изменений ценностей у юношей и стрессонагруженностью (0,4 при р<0,05). Можно предположить, что чем сильнее воздействие стрессогенных факторов учебной деятельности, тем более юноши подвержены изменениям в своей ценностной сфере.
Исходя из вышесказанного, следует сделать вывод о том, что выявлено наличие взаимосвязи изменений ценностей и стрессонагруженности. Результаты данного исследования могут быть рекомендованы психологам, работающим со студентами в высших учебных заведениях.
Литература
- Карпушина Л.В., Капцов А.В. Психология ценностей российской молодежи : моногр. Самара : Издво CНЦ РАН, 2009.
- Сурина И.А. Ценности. Ценностные ориентации. Ценностное пространство: вопросы теории и методологии. М. : Социум, 2000.
- Востриков А.А. Уравновешенность и устойчивость к стрессу. М. : Мысль, 2003.
- Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учеб. пособие. Самара : Изд. дом «БАхРАх-М», 2004.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2671
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 3