Формирование индивидуальной стратегии деятельности выпускника на основе реализации программы занятий по психологической подготовке учащихся к Единому государственному экзамену
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: психологическая подготовка учащихся к ЕГЭ, формирование индивидуальной стратегии деятельности выпускника
Рубрика издания: Психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Ежова С.Н., Журухина Н.А., Завьялова С.В. Формирование индивидуальной стратегии деятельности выпускника на основе реализации программы занятий по психологической подготовке учащихся к Единому государственному экзамену // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
В последние годы реальностью в нашем образовательном пространстве стала форма итоговой аттестации выпускников – Единый государственный экзамен (ЕГЭ). Вопросы методического сопровождения предметной подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ достаточно освещены в педагогическом сообществе, а психологический компонент еще мало разработан. В то же время некоторые задачи, такие как совладание учащихся с высоким уровнем тревоги, адаптация к специфическим особенностям процедуры итоговой аттестации могут решаться психологической службой школы и способствовать более успешному проведению итоговой аттестации выпускников.
Процедура прохождения ЕГЭ – деятельность сложная, отличающаяся от привычного опыта учеников и предъявляющая особые требования к психологической подготовке учащихся. Результаты психологического обследования выпускников школ свидетельствуют о том, что 56–64% учащихся испытывают повышенный уровень тревожности, многие учащиеся, особенно девочки, отмечают, что они не могут самостоятельно справиться с экзаменационным стрессом в период подготовки и во время самого экзамена. Опросы родителей также показывают, что они испытывают повышенную тревожность во время подготовки и сдачи их ребенком ЕГЭ. Запросы к психологу выпускников и их родителей связаны с формированием реалистичного представления об итоговой аттестации, овладением способами регуляции эмоционального состояния учащихся.
Изменение парадигмы подготовки выпускников 11-х классов к итоговой аттестации (от традиционного экзамена к ЕГЭ) потребовало принятия нестандартных решений в вопросе психологопедагогического сопровождения выпускников. Комплексное психологическое сопровождение выпускников в период подготовки к экзаменам традиционно включает просвещение и диагностику учащихся, но, по нашему мнению, в период подготовки к ЕГЭ школьный психолог должен делать акцент на проведение практических психологических занятий по формированию социальнопсихологических компетенций учащихся.
Результатом творческого поиска группы психологов стала «Программа занятий по психологической подготовке выпускников к ЕГЭ», которая ежегодно успешно реализуется в школах № 10, 19, 22 г. Коврова Владимирской области. Ведущей психолого-педагогической идеей программы является формирование индивидуальной стратегии деятельности ученика при подготовке к ЕГЭ и выполнении заданий итоговой аттестации.
Системообразующим ориентиром в процессе формирования индивидуальной стратегии деятельности выпускника в период ЕГЭ выступает понятие психологической готовности выпускника, которое в психологической литературе представлено как сформированность психических процессов и функций, личностных характеристик, поведенческих навыков, обеспечивающих успешность выпускника при сдаче ЕГЭ [5, с. 197–199].
В ходе реализации программы психологических занятий составители подразумевали под индивидуальной стратегией ученика овладение им способами регуляции своего эмоционального состояния, освоение поведенческих технологий, последовательности действий, обеспечивающих его успешность на итоговой аттестации.
Программа направлена на решение следующих задач: а) формирование у выпускников адекватного реалистичного представления об итоговой аттестации, б) овладение учащимися способами регуляции эмоционального состояния, способами релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения, повышения сопротивляемости стрессу, в) самодиагностика психологических особенностей, уровня тревожности и компетентности в подготовке к ЕГЭ, г) обучение учащихся способам самомотивирования и реагирования на негативные эмоции, д) создание рекомендаций по оптимизации деятельности учащихся на итоговой аттестации.
Программа рассчитана на 6 занятий по 40 минут для всего класса. Каждое занятие программы построено по единому алгоритму: вводная мини-лекция, экспресс-диагностика, психологические упражнения по теме занятия, памятки для учащихся, подведение итогов занятия.
Основные темы занятий:
Занятие №1. Что такое экзамен? (актуализация проблем учащихся при подготовке к ЕГЭ; первичная диагностика эмоционального состояния).
Занятие №2. Сформированность процессуальной компетенции к ЕГЭ (информирование учащихся по основным вопросам проведения ЕГЭ; диагностика осведомленности учащихся о процедуре сдачи ЕГЭ).
Занятие № 3. Стресс. Техники саморегуляции в период подготовки к ЕГЭ (обучение учащихся способам релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения; повышения сопротивляемости стрессу).
Занятие №4. Стресс. Техники саморегуляции в период проведения ЕГЭ (обучение учащихся способам релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения).
Занятие №5. Как пережить ЕГЭ? (развитие навыков позитивной самомотивации и способы подготовки к ЕГЭ).
Занятие №6. Уверенность на экзамене (информирование, закрепление уверенного поведения в период подготовки и сдачи ЕГЭ).
Методы, используемые на практических занятиях по формированию социальных компетенций: тренинговые упражнения, групповые дискуссии, диагностика и самодиагностика, арт-терапия.
При подборе практического материала для занятий был сделан акцент на выбор методик диагностики и самодиагностики эмоционального состояния выпускников в период подготовки и сдачи ЕГЭ. Например, анкета «Определение уровня тревожности в ситуациях проверки знаний» позволяет провести не только самодиагностику уровня тревожности в ситуации проверки знаний, но и мотивировать учащихся на решение своих проблем при подготовке к ЕГЭ.
В ходе разработки занятий составителями были модифицированы психологические упражнения и техники (с учетом возраста учащихся и проблематики занятий), представленные в психологической литературе [1, с. 97; 3, с. 179–180; 4, с. 197–203].
Для закрепления знаний и навыков учащихся, полученных на занятиях, были подобраны памятки «Советы выпускникам “Как подготовиться к сдаче экзаменов”», «Памятка для снятия нервнопсихического напряжения во время подготовки к экзаменам», «Памятка для выпускников “Как вести себя во время сдачи экзаменов в форме ЕГЭ”» [2, с. 28–34]. Авторской разработкой является «Памятка для снятия нервно-психического напряжения во время сдачи ЕГЭ (так, чтобы не нарушить правила проведения ЕГЭ и не помешать другим участникам ЕГЭ)».
Для закрепления уверенного поведения учащихся в эмоционально яркой форме составители использовали не только традиционные психологические методики, но и упражнение в виде рэпа, привлекательного для современной молодежи.
Ими была проведена диагностика эффективности программы с использованием «Шкалы тревожности», разработанной Е.И. Роговым, а также составлена анкета обратной связи, позволяющая выявить отношение выпускников к занятиям.
Результаты диагностики учащихся свидетельствуют о снижении школьной тревожности после проведения занятий по подготовке к ЕГЭ. В среднем по выборке в 2009 г. оно составило 18%, а в 2010 г. – 22%. В одном из восьми классов, участвовавших в программе, снижение тревожности в 2010 г. достигло 36%.
По результатам анкеты обратной связи более 87% учащихся считают занятия по программе актуальными и интересными. Все учащиеся отметили, что стали более информированными и компетентными в вопросах подготовки и сдачи ЕГЭ; более 60% учащихся самостоятельно используют предложенные рекомендации по регуляции эмоционального состояния при подготовке к ЕГЭ и будут по необходимости применять их во время экзаменов. Таким образом, анализ проведенных занятий, результаты предэкзаменационной диагностики выпускников показали высокую эффективность данной программы.
Программа занятий по психологической подготовке выпускников к ЕГЭ может быть использована в работе педагога-психолога с выпускниками 11-х классов общеобразовательных школ. Особенностью программы является то, что она доступна педагогам и классным руководителям, владеющим психологическими знаниями и имеющим опыт работы со старшеклассниками.Литература
- Левис Ш., Левис Ш.К. Ребенок и стресс. СПб.: Питер Пресс, 1996.
- Меттус Е.В. Памятки для подготовки учащихся к ЕГЭ // Справочник классного руководителя. 2008. № 4. С. 28–34.
- Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. СПб. : Речь, 2004.
- Чибисова М. Методический инструментарий психологической подготовки к ЕГЭ // Нар. образование. 2008. № 9. С.197–203.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 4146
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 3