Развитие личности профессионала: гуманистический подход
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: гуманизация, самоизменение, саморазвитие, субъект-субъектные отношения, гуманистическая направленность образования, гуманистическая парадигма образования
Рубрика издания: Развивающее образование как развивающаяся образовательная практика
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Караванова Л.Ж. Развитие личности профессионала: гуманистический подход // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
Основными ценностями гуманистического образования выступают человек как субъект культуры, собственной жизни и индивидуального развития; образование как культурная развивающая среда, растящая и питающая личность, придающая ее жизни культурные смыслы; творчество и диалог как способы существования и саморазвития человека в культурно-образовательном пространстве. По мнению Е.В. Бондаревской, важнейшими принципами реформирования педагогического образования должна быть обращенность к общечеловеческим ценностям, педагогической культуре, индивидуальности, творческому потенциалу студента.
Согласно теории, разработанной С.Л. Рубинштейном, сущность личности проявляется в ее способности занимать определенную позицию. Личность – это не набор заданных качеств, а потребность человека «быть личностью», т.е. проявлять свои отношения к миру и самому себе [3].
В общественных науках личность рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в определенной социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения. Личность развивается в процессе деятельности под влиянием определенных факторов: наследственности, среды воспитания и собственной активности.
Восхождение личности к ценностям общества может продуктивно развиваться в заданном направлении только при определенных условиях, среди которых наиболее значима субъектная позиция личности. Согласно концепции А.В. Кирьяковой, человек меняет ценностное отношение к миру на основе расширяющегося жизненного пространства, круга общения, выхода в более широкую сферу социального контекста жизнедеятельности [2]. Процесс присвоения ценностей может осуществляться стихийно или целенаправленно.
Гуманистические ценности преподавателя (человечность, справедливость, ответственность и др.) реализуются в субъект-субъектных отношениях, развивая у учащихся потребность быть человечными, справедливыми, ответственными. В обучении передается информация, текст, вопросы, а в воспитании – состояние (т.е. межсубъектное состояние), что способствует проявлению «состояния каждого», которое в процессе воспитания может становиться «достоянием всех».
Развитие гуманистической позиции происходит в том числе и в результате рефлексии преподавателем оснований своей деятельности (целей, мотивов, способов, условий, ценностей, результатов), среди которых главной является ценностная ориентация на студента. По мнению O.K. Поздняковой, основой гуманистической позиции преподавателя являются взгляды, идеи, представления, убеждения, складывающиеся на основе знаний о целях и ценностях гуманистической педагогики.
Гуманистически ориентированный педагог позитивно относится к студенту, принимает учащегося таким, каков он есть, в исключительных случаях осуществляя коррекцию отдельных качеств, но лишь при общем положительном отношении к его личности. Такому преподавателю свойственна открытость, он не ограничивается формальным исполнением своих обязанностей, а искренен в отношениях с учащимися. Преподаватель-гуманист воспитывает в каждом студенте чувство собственного достоинства; развивает эмпатические тенденции, самоуважение; стремится обеспечить максимальный психологический комфорт для развития обучающегося.
Одним из ведущих путей реализации концепции современного вузовского образования, частью которого является личностно ориентированное обучение, является переосмысление роли и места предметной подготовки в образовании: акцент переносится с владения предметом как главной целью на владение предметом как средством развития обучающегося. Другая идея этой концепции связана с конструированием таких учебных форм, в которых связываются в одно целое как образовательный процесс (собственная учебная деятельность), так и его осмысление, и исследовательская работа, где происходит развитие личностной позиции будущего специалиста. Основные положения этой концепции определяются такой последовательностью: личность – главная ценность для себя и для «других», образование – преобразование личности, осуществляемое в процессе специально направленного на это целостного психолого-педагогического процесса вуза; главный результат такого образования – не знания, умения, навыки, а способность к личностному росту, эмпатийному взаимодействию и высокой социально адресованной личностной продуктивности. Основополагающим принципом становится управление с опорой на самоуправление: снятие внешнего принуждения, сопряженное с осмысленным творческим заданием, создает обстановку для совместной и самостоятельной творческой работы.
Деятельность преподавателей в современном вузе также меняется: от «транслятора» знаний через работу «мастера», организующего совместную деятельность с целью формирования у студентов профессиональных способностей, к позиции «консультанта», совместно со студентом проектирующего его будущую профессиональную деятельность.
В связи с этим актуальной проблемой становится поиск инновационных технологий обучения. Наиболее продуктивными, на наш взгляд, в современных условиях являются метод проектов и обучение в сотрудничестве.
Метод проектов не считается принципиально новым в мировой педагогике. Его называют также методом проблем и связывают с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи.
Обучение строится на активной основе, через целесообразную деятельность студента, соотносясь с его личным интересом именно в этом знании. Важно показать студентам их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.
Необходимо решать проблему, взятую из реальной жизни, знакомую и значимую для них. В ее решении требуется использовать уже полученные знания и новые, которые еще предстоит приобрести. Преподаватель подсказывает источники информации, а может просто направить мысль студентов для самостоятельного поиска. В результате студенты должны самостоятельно и совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания, и получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности [2, с. 25].
Студенты 5-го курса факультета психологии и социальной работы Тверского государственного университета при изучении дисциплины «Социальная работа с одинокими людьми» ежегодно выполняют проекты по темам «хроническое одиночество», «Специфика переживания одиночества в юности», «Психология женского и мужского одиночества» и т.д. Один из лучших проектов по дисциплине «Организация социально-психологических служб региона» – «Модель организации социально-психологической службы при клубах по месту жительства “Подростково-молодежный центр”» – создан студентками 5-го курса А.А. Королевой, Ю.А. Карачаровой, К.А. Новолаевой, А.С. Соколовой. Значимость этого проекта в том, что такого клуба нет в городе Твери, но студентки смогли показать необходимость его создания для всех жителей города. Этот проект защищался на открытом занятии, на которое были приглашены представители Комитета по делам молодежи Тверской области, Департамента социальной защиты населения Тверской области, присутствовали ведущие преподаватели факультета. Создание такого клуба открывает перспективы перед студентами в их трудоустройстве психологами и специалистами по социальной работе, т.е. имеет для них практическую значимость.
Метод проектов приобретает все более важное значение в процессе обучения, ориентирован на самостоятельную деятельность студентов (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в течение определенного отрезка времени, но наиболее оптимален и результативен он будет в сочетании с использованием новых информационных технологий.
Под учебным телекоммуникационным проектом понимается совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение совместного результата.
Сеть Интернет создает условия для получения любой информации, необходимой студентам и преподавателям. Работая с ней, можно получить необходимые данные по проблеме исследования. Участниками проекта могут быть учащиеся из разных стран, что приводит к кросскультурному общению. Обсуждение промежуточных результатов, дискуссии приобретают новую значимость, т. к. содержат не только материал из официальных источников, но и точки зрения иностранных партнеров по проекту, полученные ими данные, их интерпретацию различных явлений.
Телекоммуникации позволяют студентам самостоятельно формировать свой взгляд на происходящие в мире события, осознавать многие явления и рассматривать их с различных точек зрения, наконец, понимать, что некоторые проблемы могут быть решены только совместными усилиями. Это элементы глобального мышления, путь к познанию общности человеческого бытия. Телекоммуникационные проекты могут быть классифицированы по разным признакам: культурологические, историко-социальные, политические, имитационно-деловые игры и др.
Внедрение метода проектов в образовательные системы показало, что активность студентов и степень осмысления ими материала значительно увеличились. Это значит, что применение данного метода в настоящее время себя оправдывает. Однако необходимо отметить, что не все высшие учебные заведения могут позволить себе приобрести компьютерную технику в объемах, необходимых для продуктивной работы студентов и профессорско-преподавательского состава в телекоммуникационных проектах. Это заставляет искать пути оптимизации процесса обучения с учетом данной проблемы.
В этом случае оптимальным становится применение обучения в сотрудничестве. Основная идеология обучения в сотрудничестве была детально разработана тремя группами американских педагогов из университета Дж. хопкинса (Р. Славин (R. Slavin)), университета штата Миннесота (Р. Джонсон и Д. Джонсон (R. Johnson and D. Johnson)), группой Дж. Аронсона (J. Aronson) университета штата Калифорния [4, с. 98].
Взаимообогащаясь, индивиды «творят» друг друга в процессе общения, какими бы ни были его результаты – позитивными или негативными. Именно поэтому общение является одним из важнейших условий формирования сознания и самосознания личности, стимулятором развития личности в целом.
Будучи направленным на личностное развитие студентов, обучение будущих специалистов по социальной работе ориентировано также на их вхождение в культуру других народов, что обусловлено многонациональностью нашей страны, приобщение к нормам, традициям, что тоже не может не влиять на становление и рост личности, включая развитие толерантности.
Основная идея технологий обучения в сотрудничестве – создать условия для активной совместной учебной деятельности студентов в разных учебных ситуациях. Объединение студентов в малые группы по 3–4 человека и постановка одного общего задания с определением роли каждого члена группы в его выполнении позволяют каждому отвечать за результат не только своей работы, но и работы всей группы. Таким образом, у менее подготовленных студентов появляется стимул усвоить новые знания, а более подготовленные заинтересованы в том, чтобы все члены группы досконально разобрались в материале. Оценка за выполнение этого общего задания ставится также одна на группу.
Обучение в сотрудничестве дает преподавателю большой простор для творчества. Существует несколько видов обучения в сотрудничестве.
1. Обучение в команде. В этом методе особое внимание уделяется групповым целям и успеху всей группы, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена команды в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над проблемой, подлежащей изучению.
2. Кейс-стади (от англ. сase – «случай»). Студенты организуются в группы по 4–6 человек для работы над проблемными ситуациями, которые могут быть разбиты на фрагменты (логические или смысловые блоки). Такая работа способствует развитию профессиональных знаний в сфере социальной работы, является полезной в учебном процессе при подготовке к практической деятельности. Например, при работе над темой «Социальная работа с семьей» можно выделить следующие подтемы: а) по объектам работы (социальная работа с детьми-инвалидами, матерями-одиночками, многодетными семьями и т.д.), б) по направлениям деятельности (социальная работа в здравоохранении, образовании, сфере занятости, экстремальных ситуациях и др.).
3. Метод «учимся вместе». Каждая группа получает задание, являющееся подзаданием какойлибо большой темы, над которой работают все. Например, весь коллектив работает над темой «Профессиональные требования к социальному работнику». Все участники продумывают стиль поведения социального работника, который формируется под влиянием его личностных качеств, профессиональных и индивидуальных ценностей и интересов и оказывает влияние на всю систему отношений. Студенты в группах готовят свою часть задания (гуманистическая направленность личности; личная и социальная ответственность; доброта и справедливость; чувство собственного достоинства и уважение достоинства других людей; терпимость, вежливость и способность к эмпатии; готовность понять других и прийти к ним на помощь; эмоциональная устойчивость; личностная адекватность и социальная адаптивность). В результате совместной работы отдельных микрогрупп и всей группы достигается усвоение материала.
С самого начала группа имеет как бы двойную задачу: с одной стороны, академическую – достижение какой-то познавательной, творческой цели, с другой – социально-психологическую – по развитию в процессе выполнения задания культуры общения. И то и другое одинаково значимо. Преподаватель также обязательно отслеживает не только успешность выполнения академического задания студентами, но и способ их общения между собой, оказания необходимой помощи друг другу. Следует отметить, что не менее важна мотивация самостоятельной учебной деятельности. Практически это обучение в процессе общения студентов друг с другом и с преподавателем. В ходе общения студенты выполняют разные социальные роли – лидера, исполнителя, организатора, докладчика, эксперта, исследователя и т.д.
Основные идеи, присущие всем описанным здесь методам,– общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха –дают возможность ориентироваться на каждого студента. Это и есть личностно ориентированный подход в условиях обучения в вузе.
Идеология метода проектов и обучения в сотрудничестве гуманна по своей сути. Это истинно психолого-педагогические технологии, обеспечивающие не только успешное усвоение учебного материала всеми студентами, но и их интеллектуальное развитие, самостоятельность, доброжелательность по отношению к преподавателю, друг к другу. Таким образом, новые технологии в образовании наиболее эффективно решают проблемы личностно ориентированного обучения, реализующего гуманистический подход.
Литература
- Дворянкина Е.К. Развитие субъектной позиции будущих учителей в педагогическом вузе как гуманистическая основа их профессионального обучения: на материале преподавания спецдисциплин : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. хабаровск, 1999.
- Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова П.И. Дополнительное образование детей : учеб. пособие. М., 2002.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1998.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 7087
В прошлом месяце: 20
В текущем месяце: 14