Роль теории и практики развивающего обучения в становлении современного педагогического мышления
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: развивающее обучение, универсальные учебные действия, педагогическое мышление, проектное мышление, артефакты, феноменология
Рубрика издания: Развивающее образование как развивающаяся образовательная практика
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Гуружапов В.А. Роль теории и практики развивающего обучения в становлении современного педагогического мышления // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
В 2010 г. в Российской Федерации утвержден новый Федеральный государственный стандарт общего начального образования, основанный на системно-деятельностном подходе к организации обучения младших школьников [8]. Стандарт ставит вопрос об ориентации педагогической деятельности на привитие ученикам универсальных учебных действий и усвоение ими фундаментального и метапредметного содержания основных учебных дисциплин общего начального образования. В частности, учитель должен уметь проектировать деятельность учеников при решении задач от общего к частному.
Рассмотрим в качестве примера следующую проектную задачу. На уроке математики в 4-м классе дети изучают тему «Диаграммы». Предположим, что дана трехстолбиковая диаграмма. Каждый столбик нарисован в виде клеточек, отображающих величину масс домашних животных (3, 4 и 7 клеточек).
Есть два варианта формулировки задания.
- На рисунке изображена столбчатая диаграмма. Сверху нарисованы пустые прямоугольники. Известно, что на диаграмме отражено соотношение масс разных домашних животных: кошки, щенка, собаки. Масса кошки и щенка – 4 кг. В каком прямоугольнике надо нарисовать щенка?
- На рисунке изображена столбчатая диаграмма. Сверху нарисованы пустые прямоугольники. Известно, что на диаграмме отражено соотношение масс разных домашних животных: кошки, щенка, собаки. Известно, что щенок тяжелее кошки, но легче собаки. В каком прямоугольнике надо нарисовать щенка?
Какую из формулировок лучше выбрать? В традиционном обучении учитель, как правило, выбирает первый вариант. Ему он кажется понятней и логичней: есть конкретное число (4), и ему надо поставить в соответствие диаграмму в 4 клеточки. Но в этом случае нельзя организовать обсуждение более общего смысла диаграмм, т.е. того, что диаграммы выражают отношение измеренных величин. Диаграмма оказывается жестко привязанной к частному случаю.
В развивающем обучении (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова) учитель выбирает второй вариант. В этом случае, хотя и неизвестна масса щенка, уже задано соотношение масс животных, поэтому дети могут дискутировать по общему смыслу построения диаграмм. В результате они определят, что, хотя и неизвестна масса щенка, в диаграмме эту величину выражает средний столбик. При желании далее дети сами смогут определить массу всех животных. Такой подход заложен в дидактической системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, и это фактически требуется делать учителю на уроке согласно стандарту [6].
В этой связи возникает задача освоения учителями начальной школы теории развивающего обучения. В.В. Давыдов отмечал, что это трудная проблема [3]. В ФГОС ВПО по направлению «Психолого-педагогическое образование» заложена возможность подготовки педагогов начального образования с учетом опыта внедрения теории развивающего обучения в практику школы [7]. В основной образовательной программе большое внимание уделяется развитию проектного мышления будущих педагогов начального образования.
Вместе с тем мы отдаем себе отчет в том, что становление современного педагогического мышления требует существенного развития самой теории развивающего обучения. Это связано прежде всего с тем, что изменился общий культурный фон педагогической деятельности. В сознании большинства молодых педагогов не представлены многие понятия и термины, которыми мыслили В.В. Давыдов и его соратники. Кроме того, теория учебной деятельности в развивающем обучении до сих пор излагается, в основном, в логико-методологическом ключе, в то время как большинство современных педагогов воспринимают психологию как феноменологию.
Эти обстоятельства вынуждают нас поставить проблему современной феноменологии развивающего обучения. Мы предполагаем, что одним из перспективных направлений разработки этой проблемы является поиск средств описания учебных задач как артефактов, т. е. искусственных объектов, специально предназначенных для воспроизведения феноменов культуры. На это, в частности, обращал внимание видный американский представитель культурно-исторической психологии М. Коул [4]. Другими словами, надо заново воспроизвести логико-психологический анализ предметного содержания учебной деятельности, но уже в феноменологическом ключе.
На этом пути есть одно серьезное препятствие: надо либо снять принцип построения системы учебных задач в логике от абстрактного к конкретному, либо встраивать эту логику в феноменологический анализ артефактов. И то и другое крайне затруднительно для последователей В.В. Давыдова.
Отчасти это возможно на пути интеграции идей теории деятельности и когнитивной психологии. Ведь не случайно отечественные психологи уже давно присматриваются к работам У. Найсера [5] и Дж. Гибсона [2]. Об этом также заявлял болгарский последователь деятельностного подхода В. Веселов [1, с. 76]. Может быть, на этом пути нас ждут не только разочарования, но и интересные находки.
Литература
- Веселов В. Когнитивные схемы в структуре учебной деятельности // Психологическая наука и образование. 2010. №4.
- Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М. : Прогресс, 1988.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М. : Интор, 1996.
- Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. М. : Психол. ин-т РАН, 1997.
- Найсер У. Познание и реальность. М. : Прогресс, 1971.
- Рубцов В.В., Марголис А.А., Гуружапов В.А. О деятельностном содержании психолого-педагогической подготовки учителя начальной школы // Культурно-историческая психология. 2010. №4.
- ФГОС ВПО по направлению «Психолого-педагогическое образование» (050400) / Минобрнауки РФ. М., 2010 (любое изд.).
- Федеральный образовательный стандарт общего (начального) образования / Минобрнауки РФ. М., 2009 (любое изд.).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3679
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 6