Влияние нейропсихологической коррекции на учебную деятельность младших школьников
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: развивающее обучение, закономерности развития младших школьников, нейропсихологическая коррекция, психокоррекционное воздействие
Рубрика издания: Развивающее образование как развивающаяся образовательная практика
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Горячева Т.Г., Нестеренко-Костенко И.В. Влияние нейропсихологической коррекции на учебную деятельность младших школьников // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
Сотрудничество с центром Т.Г. Горячевой стало логическим следствием результатов поиска причин школьной неуспешности ряда учащихся начальной школы, обучающихся по системе Эльконина–Давыдова «Развивающее обучение». Система обучения строится на формировании у детей трех ведущих способностей теоретического мышления: анализ, планирование, рефлексия. В первом классе ребенок осваивает способ овладения определенными действиями, затем учится овладевать понятиями, и через способность к обобщению, умению выделять различия складывается способность к теоретическому мышлению. Закономерности развития учащихся первого класса диктуют особое построение учебных предметов: в первую очередь в процессе обучения должна быть усвоена система теоретических понятий, выражающих собой наиболее общие и существенные знания предмета. Такие понятия должны усваиваться учащимися, а не даваться им в готовом виде. Усвоение понятий предшествует знакомству с конкретными фактами. Частные знания выводятся из всеобщих и представляются как конкретное проявление всеобщего закона. При усвоении понятий и законов на основе тех или иных материалов учащиеся в первую очередь обнаруживают в них генетически исходную связь, определяющую объект, отраженный в соответствующем понятии. Такая связь воспроизводится в графических, предметных и знаковых моделях. Указанная модель обучения предполагает сформированность у учащихся базовых способностей согласно следующим параметрам: мышление, речь, мотивация, коммуникация.
Контингент учащихся, приходящих 1-го сентября в школу, достаточно неоднороден. Дети, имеющие первую группу здоровья, становятся все более редким явлением. Данные, полученные за несколько лет в результате диагностики по завершении первого года обучения в школе №1277 с углубленным изучением немецкого языка г. Москвы, подтверждают общесоциальную тенденцию: с каждым годом в начальную школу поступают дети с заведомо скромными способностями. А это значит, что педагоги, даже наращивая уровень мастерства, оказываются во все более усложняющихся исходных условиях.
Задачей психолога, работающего с учащимися начальной школы, становится определение причин отставания в учебной деятельности отдельных детей с целью их оптимального включения в процесс обучения. Как правило, вне зависимости от причин нарушений для таких учащихся характерен низкий уровень саморегуляции. После ряда неудач в использовании психокоррекционных методов вне стен школы индивидуально с отдельными учащимися мы начали поиск путей применения методов нейропсихологической коррекции (Т.Г. Горячева, 2008) , используемых в центре Т.Г. Горячевой, благодаря которым возможно сочетание максимальной результативности в отношении как улучшения здоровья ребенка, так и успешности его включения в учебную деятельность.
В индивидуальной форме нейропсихологическая коррекция обычно проводится при наличии у ребенка существенных отклонений в развитии, искажении эмоционально-аффективной сферы и в некоторых случаях – на начальных этапах работы.
Однако в настоящее время растет количество детей с минимальными мозговыми дисфункциями, а также детей, чье состояние можно оценить как пограничное. С ними целесообразно проведение коррекции в групповой форме. Помимо задач, решаемых нейропсихологической коррекцией, данный вид работы помогает ребенку преодолеть проблемы, связанные с нарушением социальной адаптации, трудностями в общении. Групповая работа создает оптимальную обстановку для детей, нуждающихся в освоении навыков социальных контактов. Кроме того, некоторые приемы нейропсихологической коррекции оказываются особенно эффективными в условиях группы за счет следующих возможностей: сравнения процесса и результата выполнения задания ребенком с другими участниками, обнаружения удачных и неудачных способов решения различных задач, введения игровых и соревновательных элементов. В группах детей любого возраста действуют механизмы подражания, и то, что выполняется каждым ребенком, имеет существенное значение для всех участников. В коллективе ребенок может осознать, как он взаимодействует с другими детьми, получить от них «обратную связь», опробовать новые формы поведения и усвоения знаний. Кроме того, каждый ребенок нуждается в связи с другими детьми, чтобы убедиться, что и другие испытывают сходные чувства и сталкиваются со сходными проблемами. Возвращение к индивидуальным занятиям необходимо, если ребенок не справляется с темпом работы группы при решении коррекционных задач.
По своему типу группы нейропсихологической коррекции относятся к психотерапевтическим и обучающим, т.к. целями групповой работы являются решение психологических и социальных проблем ребенка, обучение умениям и приемам саморегуляции поведения, создание условий, способствующих развитию познавательных процессов; в ходе работы осваиваются определенные умения и навыки. Как правило, группы включают 6–8 детей (девочки и мальчики) с разницей в возрасте не более 2 лет (5–6 лет, 7–8 лет и т. д.), имеющих схожий нейропсихологический статус, независимо от нозологии. Таким образом, в одну группу с детьми, имеющими психосоматические расстройства, могут войти дети с неврозами, патологическими привычками, гиперактивностью и расстройством внимания, легкой задержкой психического развития, имеющие трудности обучения (дисграфию, дислексию, нарушение счета и пр.), а также имеющие сочетанную патологию. Очень важно, чтобы гиперактивных детей в группе было не больше двух, и только один с гиперфункцией правого полушария. В группы не должны попадать дети с психическими расстройствами и пережившие сексуальное насилие. В одну группу не принимаются дети-родственники, кроме близнецов. Группы являются закрытыми, т. к. используются обучающие техники, занятия продолжаются от 6 мес. до 2 лет, в зависимости от возраста и состояния детей.
Независимо от состава групп можно выделить некоторые общие закономерности групповой динамики, фазы, свойственные любым группам. На первой фазе происходят знакомство детей друг с другом и специалистом, ориентация в окружающей обстановке, усвоение правил детьми и их родителями; это период зависимости от ведущего групп. В самом начале необходимо оговорить условия выхода из группы, если в этом будет необходимость. Задача ведущего на этом этапе – создать атмосферу максимального доверия (нельзя насильно включать ребенка в работу), отработать механизм обратной связи, добиться усвоения правил поведения в группе детей и родителей. На первом занятии проходят знакомство членов группы, выяснение желаемого для них результата, предоставление детям и их родителям полной информации о предстоящей работе, возможных трудностях и ухудшениях. Отношение детской группы к занятиям неоднозначно, каждый ребенок имеет свою мотивацию прихода к психологу, некоторых детей без объяснений приводят родители. Как фактор управления группой вводится метод поощрений и наказаний: правильное выполнение инструкций детьми регулируется с помощью поощрений (призы в виде конфет, игрушек) и наказаний (лишение призов, штрафные очки), что является в условиях группы очень значимым. При нарушении правил поведения дети могут удаляться с занятия. На начальном этапе родители активно привлекаются к работе. На первом этапе коррекции ребенок осваивает базовые навыки. Как правило, это вызывает существенные трудности, и родители помогают своим детям. В конце первой фазы (через 8–10 занятий) отмечается закономерное ухудшение состояния и поведения ребенка. Очень важно, чтобы в этот момент он чувствовал поддержку родителей (прежде всего – матери). В свою очередь, каждая мать должна чувствовать поддержку и защиту со стороны психолога, ведущего группу; специалист создает связь между ребенком и родителем, поддерживает их.
Вторая фаза – стадия конфликтов или конфронтации. На данной фазе происходят усвоение ребенком первоначальной программы и отработка вновь усвоенных навыков, что является неинтересным и монотонным. В связи с этим, а также в силу законов динамики коррекционных групп среди детей возникает недовольство рабочей программой и ведущим. Происходит процесс статусной дифференциации группы: группа делится на активных и пассивных, доминирующих и подчиняющихся. Возможны агрессивные выпады против специалиста, ведущего группу, и отказ от занятий. Для уравновешивания группы детям предлагается поочередное ведение занятий, чтобы каждый ребенок почувствовал себя в роли ведущего. Это поднимает авторитет каждого ребенка, ведет к лучшему освоению программы занятий, стимулирует занятия дома. На данной фазе родители удаляются из группы и приглашаются на занятия только в связи со сменой программы.
Третья фаза – конструктивная, фаза сглаживания конфликтов и сплочения группы. Дети научаются самостоятельно работать, помогать друг другу и получать помощь, открыто высказывать свои проблемы. Для этой фазы характерны повышение интереса к решению своих проблем (особенно для детей школьного возраста), вера в собственные силы. Как правило, на этой фазе отмечаются стойкое улучшение в состоянии ребенка, повышение работоспособности, обучаемости и социального статуса. Необходимо отметить, что устранение симптома не служит достаточным поводом для окончания коррекционной работы. Положительный результат, выражающийся в ликвидации проявлений дезадаптации и имевшихся ранее нарушений, не является единственным критерием эффективности. Многие родители считают конечной целью снятие нарушений, ставших причиной обращения к специалисту. Однако родителям следует объяснять, что занятия с ребенком необходимо продолжать для разрушения патологического механизма, обеспечения устойчивости достигнутого эффекта, профилактики новых нарушений. Необходимо учитывать, что у группового метода имеется целый комплекс косвенных результатов: например, повышение самооценки, уверенности в себе, преодоление трудностей в общении. Максимальный эффект достигается спустя 6–7 мес. после окончания психокоррекционного воздействия. Отсроченная диагностика показывает устойчивость достигнутых результатов на отдаленных этапах после завершения коррекции.
Литература
- Горячева Т.Г., Султанова А.С. Сенсомоторная коррекция при различных отклонениях психического развития // Неврологический вестн., 2008. № 3. С. 56–60.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3343
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 5