Социокультурная концепция феномена «здоровье»
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: жизнеспособность, внутренняя картина здоровья, стратегическая и тактическая задачи школы по формированию социокультурного феномена «здоровье»
Рубрика издания: Фундаментальные проблемы психологии образования и вызовы XXI в
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Науменко Ю.В. Социокультурная концепция феномена «здоровье» // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
Большинство педагогических моделей здоровья, разработанных отечественными исследователями с конца 1990-х гг. до наших дней (В.Б. Гаптов, Т.Г. Коваленко, В.В. Михайлов, М.М. Рыжак, А.Г. Сухарев, В.С. Фомин и др.), выполнены в системе медико-биологического знания с опорой на традиционную естественнонаучную парадигму медицинской теории. Они ставят целью выяснить индивидуальный уровень развития психофизиологической природы человека для оказания ему лечебно-профилактической помощи. Здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения, которая ориентируется на такую традиционную методологию здравоохранительной работы, представляет собой набор лечебно-профилактических и санитарно-просветительских действий, помогающих ребенку защитить организм от нарастающих болезнетворных факторов (биологических, химических и социально-психологических).
В новых социокультурных условиях здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения, основанная на медико-биологических представлениях о феномене «здоровье», не может разрешить проблему формирования у подрастающего поколения отношения к здоровью как ценности, т.к. медико-биологическая модель здоровья далека от социокультурных представлений о феномене «здоровье».
Опираясь на работы Л.П. Буевой, Ю.Г. Волкова, В.И. Гувакова, И.В. Кондакова, В.И. Мурашова, Н.Д. Никандрова, Ф.х. харисова и др., мы предлагаем следующее социокультурное содержание феномена «здоровье», соответствующее российскому менталитету и культуре: здоровье – это состояние целостности физического, душевного и социального развития человека, которое необходимо ему для достижения личного и общественного благополучия. Соответствующее содержание у социокультурного феномена: здоровый образ жизни – это жизнедеятельность человека, направленная на самостановление по законам природного и социального бытия, на естественное самосохранение и проявление самости для позитивного самоутверждения в собственном теле, в ближайшем социальном окружении, в обществе и природе в целом.
Системообразующей идеей для предложенных социокультурных символов «здоровье» и «здоровый образ жизни» является положение: «Человек здоров, если он духовно и физически совершенствует себя и все время стремится к лучшему в личной и общественной жизни».
Традиционно качественной характеристикой феномена «здоровье» выступает жизнеспособность, которую мы определяем как системное качество личности, характеризующее органическое единство психофизиологических и социальных способностей человека к эффективному применению средств позитивного самовыражения и самореализации в рамках конкретного культурноисторического социума.
Обобщая психологические исследования, мы выделяем два уровня жизнеспособности – психофизиологический и социально-личностный.
В процессе развития человека в онтогенезе структура его личности претерпевает различные изменения, фиксирующие ее качественно новые состояния. Эти изменения могут приводить к временным проявлениям состояния «нездоровье» как трудностям личностного роста, поэтому причины появления феномена «нездоровье» у подрастающего поколения (в частности у подростков) – системные нарушения жизнеспособности, которые проявляются в неспособности к позитивному саморазвитию в конкретных жизненных обстоятельствах.
Следовательно, школьное образование, укрепляющее здоровье ребенка, должно заключаться в первую очередь в формировании у подростков при совместной жизнедеятельности со сверстниками и педагогами в условиях целостного учебно-воспитательного процесса конструктивных способов разрешения трудных жизненных ситуаций как необходимого условия сохранения и укрепления их жизнеспособности (достижение состояния «оптимально целого» с характеристиками «устойчивое» и «стабильное в проявлении»).
Новое нетрадиционное понимание феномена «здоровье» связано с исследованиями смысловой сферы личности (Д.А. Леонтьев), где социокультурное содержание феномена «здоровье» находит отражение в виде личностной смысловой системы «внутренняя картина здоровья», выполняющей функцию структурирования отношений субъекта с миром и придания устойчивости структуре этих отношений на основе индивидуального прочтения социокультурного символа «здоровье».
Опираясь на исследования В. Гавидия, Л.Н. Говорковой, С.Н. Горбушина, И.С. Ларионовой, Ю.А. Лукина, Д. Сиерса и др. и собственные исследования, мы выделяем четыре уровня личностной смысловой системы «внутренняя картина здоровья»: информационно-пассивный, адаптивноподдерживающий, ресурсно-прагматический и личностно ориентированный.
Мы особо отмечаем, что превращение социокультурного содержания феномена «здоровье» в смысл жизни конкретного человека возможно только при личностно ориентированной смысловой системе «внутренняя картина здоровья», которая должна стать стержневой и обобщенной динамической смысловой системой, ответственной за общую направленность жизни как целого (по Д.А. Леонтьеву).
Следовательно, «здоровый образ жизни» как целостная характеристика соответствует жизнедеятельности человека, для которого смысл жизни определяется социокультурным содержанием феномена «здоровье» на личностно ориентированном уровне. Во всех остальных случаях здоровый образ жизни не является целостной характеристикой жизнедеятельности человека и поэтому речь может идти лишь о проявлении его отдельных качеств.
Анализ работ, посвященных проблеме возникновения стресса у подростков в условиях системных социально-экономических изменений (Ю.Ф. Антропов, А.Г. Асмолов, М.М. Безруких, Г.М. Брадик и др.), убедил нас в необходимости дополнительно формировать у подростков динамическую смысловую систему «готовность к оптимизации жизнеспособности в условиях системных социальных изменений». Формирование этой смысловой системы возможно только в конкретных ситуациях жизненного самоопределения подростков и предполагает целенаправленное осознанное совершенствование ими своей жизнеспособности (в первую очередь, социально-личностного уровня) для построения индивидуально-оптимальной стратегии поведения внутри актуально разворачивающейся деятельности во взаимодействии с конкретной социально-культурной группой.
Сравнительный анализ смысловых систем подростка «внутренняя картина здоровья» и «готовность к оптимизации своей жизнеспособности в условиях системных социальных изменений» показывает, что формирование у подростков динамической смысловой системы «готовность к оптимизации своей жизнеспособности в условиях системных социальных изменений» не может заменить формирование личностной смысловой системы «внутренняя картина здоровья» во взаимодействии с совершенствованием жизнеспособности; в то же время личностная смысловая система «внутренняя картина здоровья» в подростковом возрасте требует дополнительного уточнения и конкретизации.
Следовательно, формирование социокультурного феномена «здоровье» в подростковом возрасте как целостности предполагает комплексное осуществление двух взаимосвязанных процессов – оптимизации личностной смысловой системы подростка «внутренняя картина здоровья» во взаимодействии с совершенствованием его жизнеспособности и формирование динамической смысловой системы «готовность к совершенствованию жизнеспособности в условиях системных социальных изменений».
Таким образом, стратегическая задача школы по формированию здоровья как социокультурного феномена (по отношению ко всем школьникам) – формирование личностной системы смыслов «внутренняя картина здоровья» ресурсно-прагматического и личностно ориентированного уровней во взаимосвязи с совершенствованием жизнеспособности школьников на психофизиологическом и социально-личностном уровнях. Тактическая задача школы в области формирования здоровья как социокультурного феномена (по отношению к подросткам) – формирование у подростков динамической смысловой системы «готовность к оптимизации жизнеспособности в условиях системных социальных изменений».
В ходе исследования было установлено, что основными задачами процесса формирования у подростков динамической смысловой системы «готовность к оптимизации жизнеспособности в условиях системных социальных изменений» по отношению к ситуациям жизненного самоопределения должны предполагать обучение подростков:
– методам идентификации факторов, вызывающих стресс и связанных с выполнением актуальной деятельности совместно с конкретной социокультурной группой, что помогло бы понимать сущность этих факторов, своевременно обнаруживать и предвидеть их воздействие;
– стратегии решения проблем путем целенаправленного совершенствования своей жизнеспособности для достижения индивидуально значимого результата при выполнении актуальной деятельности совместно с конкретной социокультурной группой;
– конкретным мерам для защиты от воздействия вызывающих стресс факторов или быстрого устранения неблагоприятных последствий такого воздействия при выполнении актуальной деятельности совместно с конкретной социокультурной группой;
– управлению своими эмоциями путем оказания помощи в идентификации и понимании, в регулировании и словесном формулировании своих эмоций в соответствии с социокультурными установками общества;
– методам эффективной коммуникации в условиях стресса или в ожидании воздействия вызывающих стресс факторов при выполнении актуальной деятельности совместно с конкретной социокультурной группой.
Учитывая неоднозначность и многоаспектность комплексной модели формирования социокультурного феномена «здоровье» у подростков в школе, мы предлагаем рассматривать широкое и узкое понимание реализации данной модели в практике работы общеобразовательного учреждения:
– модернизация традиционной системы образования с целью повышения эффективности целостного учебно-воспитательного процесса по сохранению и укреплению жизнеспособности подростков во взаимосвязи с совершенствованием их личностной смысловой системы «внутренняя картина здоровья» (широкое понимание);
– проектирование и реализация педагогического процесса по формированию у подростков динамической смысловой системы «готовность к оптимизации жизнеспособности в условиях системных социальных изменений» по отношению к ситуациям жизненного самоопределения (узкое понимание).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2998
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 18