Инклюзивное образование в России
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: Доклады и выступления
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Алехина С.В. Инклюзивное образование в России [Электронный ресурс] // Материалы проекта «Образование, благополучие и развивающаяся экономика России, Бразилии и Южной Африки». URL: https://psyjournals.ru/nonserialpublications/edu_economy_wellbeing/contents/36287 (дата обращения: 22.11.2024)
Полный текст
Законодательство РФ в области образования в соответствии с международными нормами предусматривает гарантии равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
В настоящее время в России одновременно применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями:
-
Дифференцированное обучение детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития в специальных (коррекционных) учреждениях I–VIII видов.
-
Интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях.
-
Инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.
На сегодняшний день система образования для детей с особыми образовательными потребностями находится на пороге неизбежных изменений. В реальности уже второе десятилетие в России образовательная интеграция реализуется в основном методом экстраполяции, т.е. опытным переносом и адаптированием к отечественным условиям, модификацией некоторых, хорошо отработанных и положительно зарекомендовавших себя за рубежом, форм образовательной интеграции.
Вместе с тем в настоящее время в качестве приоритетного направления развития системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается организация их обучения и воспитания в обычных дошкольных, общеобразовательных и других образовательных учреждениях, совместно с другими детьми. Реализация в России инклюзивного образования ставит для нашей страны вопрос о необходимости смены методологии внедрения интеграционных инноваций в систему образования.
Основная задача в этом направлении сформулирована Д.А. Медведевым:
"Мы просто обязаны, - подчеркнул президент, - создать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали себя изолированными от общества".
Эту же задачу ставит перед нами проектная инициатива «Наша новая школа».
Сегодня России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всей детской популяции), из них около 700 тыс. составляют дети с инвалидностью . Наблюдается ежегодное увеличение численности данной категории детей. В частности, если в
При этом около 90 тыс. детей имеют нарушения физического статуса, что затрудняет их передвижение в пространстве и доступ к социально-образовательным ресурсам.
Для расширения доступности образования для детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в России интенсивно развивается дистанционное образование детей-инвалидов. На его реализацию в 2009 году из федерального бюджета выделены средства в размере 1 млрд. рублей, в 2010-2012 годах ежегодный объем финансирования составит 2,5 млрд. рублей.
В настоящее время на дому в дистанционной форме обучается уже более 3 тыс. детей. Предполагается, что по итогам Национального проекта до 2012 года возможность обучаться в дистанционной форме будет иметь большинство детей, обучающихся на дому (по данным из регионов, это около 30 тыс. детей). Всего Более 44 тыс. ребят получают надомное обучение.
Системное внедрение практики инклюзивного образования происходит в России крайне медленно и достаточно неравномерно. В отдельных регионах (Москва, Самара, Архангельск) эти процессы значительно продвинулись в своем развитии, в других регионах эта практика только начинает складываться.
В основном это обобщение педагогического опыта, наработанного в российских школах, внедряющих инклюзивные подходы; анализ новых подходов, складывающихся в управлении и финансировании процесса обучения детей с особыми образовательными потребностями.
По данным Министерства образования и науки РФ, в 2008 – 2010 гг. модель инклюзивного образования внедряется в порядке эксперимента в образовательных учреждениях различных типов в ряде субъектов РФ, среди которых:
-
Москва,
-
Архангельск,
-
Самарская область,
-
столица Республики Бурятия,
-
Ухта (Республика Коми),
-
Республика Карелия (г.г. Петрозаводск, Сортавала),
-
Томск,
-
Воронеж,
-
Санкт-Петербург,
-
Хабаровск,
-
республики Северного Кавказа
Развитие инклюзивного образования в России чаще всего осуществляется в партнерстве государственных структур и неправительственных организаций. Инициаторами включения детей с особенностями развития в процесс обучения в систему образовательных учреждений общего типа выступают объединения родителей детей с инвалидностью, организации, отстаивающие права и интересы людей с инвалидностью, профессиональные сообщества и ОУ, работающие в экспериментальном и проектном режиме.
В настоящее время отношение к детям с ОВЗ заметно изменилось: мало кто возражает, что образование должно быть доступно для всех детей без исключения, основной вопрос в том как сделать так, чтобы ребенок с ОВЗ получил не только богатый социальный опыт, но были реализованы в полной мере его образовательные потребности, чтобы участие ребенка не снизило общий уровень образования других детей. Таким образом, вопросы из идеологической плоскости переместились в организационные, научно-методические и исследовательские.
В России, при сформировавшейся и развитой системе специального образования, образовательные потребности этой категории обучающихся удовлетворялись в плане оказания медико-педагогической и социальной помощи, но эта же система ограничивала выпускников в плане социальной интеграции и дальнейших жизненных шансов, приводила к дальнейшей маргинализации молодых людей с инвалидностью.
Кроме того, приоритет развития совместного образования инвалидов и здоровых обучающихся не означает отказа от лучших достижений российской системы специального образования. Мы считаем необходимым сохранение и совершенствование существующей сети коррекционных учреждений. Помимо того, что для части детей более целесообразным является обучение именно в коррекционном учреждении, такие учреждения на современном этапе могут выполнять функции учебно-методических центров, оказывающих методическую помощь педагогическим работникам общеобразовательных учреждений, психолого-педагогическую помощь детям и их родителям.
Реформирование любой общественной системы, в том числе образовательной, предполагает разработку необходимой нормативно-правовой базы осуществления этого процесса.
На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов».
К сожалению, в современном российском законодательстве федерального уровня при фиксировании основополагающих принципов права на образование не нашёл своего отражения механизм создания специальных условий для обучения ребёнка с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе (в образовательном учреждении общего типа).
Сегодня готовится проект нового Закона об образовании, он обсуждается. Мы постараемся , чтобы принципы инклюзии в современной школе были в нём отражены.
Важной задачей является создание в образовательных учреждениях условий для беспрепятственного доступа инвалидов. Для ее решения Минздравсоцразвития России разработал проект концепции федеральной целевой программы "Доступная среда" на 2011- 2015 годы.
В понятие «Доступная среда» необходимо включает в себя не только приспособление физической среды, но и подготовку педагогов,
-
изменение системы оказания индивидуальной и дополнительной поддержки,
-
предоставление ученикам возможности обучаться по индивидуальным учебным планам,
-
и, соответственно, изменение принципов и процедуры оценки и аттестации учащихся, обучающихся по таким планам.
На текущий день самыми большими трудностями на пути продвижения инклюзивного образования остаются:
-
неориентированность стандартов общего образования на обучение детей с особыми образовательными потребностями;
-
неучтенность разного уровня потребностей и нужд детей в зависимости от степени ограничений жизнедеятельности для создания доступной среды и поддерживающих услуг при организации целевого финансирования;
Рабочая группа при администрации главы Республики Карелия разработала норматив на обеспечение реабилитационных услуг в системе образования ребенка-инвалида, который утвержден на законодательном уровне с целью обеспечения реабилитационной среды в массовой школе. В соответствии с Законом Республики Карелия осуществляется целевое выделение средств на детей с наиболее сложными потребностями. К действующим финансовым нормативам подушевого финансирования на образовательную услугу дополнительно устанавливаются:
-
117.200 рублей в год на каждого ребенка-инвалида со сложной структурой нарушений, не обслуживающих себя самостоятельно,
-
21.800 рублей на одного ребенка данной категории, обучающегося и воспитываемого в муниципальном общеобразовательном учреждении
-
63.186 рублей в год на одну социальную услугу по сопровождению ребенка-инвалида данной категории,
Реализация инклюзивного образования прямо связана с наличием в стране налаженной системы ранней комплексной помощи. Мы считаем, что модель инклюзии на уровне дошкольного звена наиболее перспективна и менее противоречива, так как ориентирована на цели развития ребёнка.
Основной школьной ступени трудно преодолеть ориентацию на цензовое образование. Поэтому у педагогов возникает вопрос: какой аттестат будем давать?
Анализ состояния высшего профессионального образования инвалидов в Российской Федерации, показывает, что возникла необходимость глубоких изменений в его организации и содержании, вызванная как рядом устойчивых тенденций в социальной политике, так и становлением новой целостно-смысловой характеристики профессионального образования. В России только ограниченное количествово ВУЗов ориентированно на обучение лиц с инвалидностью. В основном это лица с сенсорными нарушениями, с двигательными нарушениями. В государственных вузах обучается более 24 тысяч инвалидов, в средних специальных учебных заведениях - более 14 тысяч, в учреждениях начального профессионального образования - более 20 тысяч человек.
Последнее время интенсивно внедряются дистанционные формы высшего образования. Большой проблемой по-прежнему является трудоустройство лиц с инвалидностью. По статистическим данным в Российской Федерации проживает около 10 миллионов инвалидов. Постоянную работу имеют только 13-15 % из них. Причем инвалиды, освоившие программы высшего профессионального интегрированного образования, имеют занятость, не превышающую 60 %.
Реализация инклюзивного образования может оказаться под угрозой без своевременного принятия целого ряда нормативно-правовых актов, детальнейшим образом регламентирующих организацию и функционирование различных звеньев образовательной вертикали и механизмы их взаимодействия. Здесь особое внимание следует уделить правовому регулированию «переходных» звеньев: от дошкольного - к школьному, и от школьного к среднеспециальному и профессиональному образованию.
Подготовка кадров для инклюзивного образования является одним из условий реализации самой инклюзии. На настоящий момент решение этого вопроса оказывается наименее обеспеченным как организационно, так и методически.
В рамках психолого-педагогического направления ФГОС ВПО третьего поколения разработана ПООП «Психология и педагогика инклюзивного образования», ориентированная на подготовку бакалавров и магистров, открыта магистерская программа «Организация инклюзивного образования» в МГППУ, разработаны программы повышения квалификации педагогов, руководителей и специалистов ИОУ.
Можно отметить и практическое отсутствие учебно-методических и дидактических средств, позволяющих реализовать разноуровневое обучение детей инклюзивных групп и классов. Педагог оказывается обезаружным, не имеющим в своем арсенале методических и дидактических разработок, педагогических технологий, адекватных задачам фронтального инклюзивного обучения.
В тоже время сам процесс включения детей с ограниченными возможностями в образовании оказывается очень сложным, как в своей организационной составляющей так в содержательной компоненте. Поэтому необходимо создание адекватных моделей и конкретных технологий психолого-педагогического сопровождения инклюзивных процессов в образовании, которые позволят сделать этот процесс максимально адаптивным и пластичным.
Проблемы организации инклюзивного образования в современной школе связаны в первую очередь с тем, что школа (как социальный институт) ориентирована на детей, развивающихся нормально, способных двигаться в темпе, предусмотренном стандартной программой, детей, для которых достаточными являются типовые методы педагогической работы.
Наиболее важным для развития инклюзии представляется следующее:
-
выработка государственной политики и создание нормативно-правовой базы развития инклюзивного образования;
-
обязательная профессиональная переподготовка учителей, создание ресурсных центров поддержки инклюзивного образования с привлечением опыта системы специального образования;
-
подготовка всех участников школьного сообщества –формирование позитивного общественного мнения и толерантного отношения;
-
разработка технологий психолого-педагогических технологий сопровождения;
-
вовлечение в процесс развития инклюзивных школ общественных организаций, родительских групп, профессионалов из системы специального образования и других заинтересованных участников.
Ситуация с развитием инклюзивного образования в Москве
В соответствии со ст. 18. Закона города Москвы № 16 от 28 апреля 2010 года «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» финансирование государственных образовательных учреждений, в которых обучаются лица с ограниченными возможностями здоровья, осуществляется за счет средств бюджета города Москвы на основании индивидуального штатного расписания в соответствии с финансовыми нормативами затрат, очередной финансовый год.
В системе Департамента образования города Москвы насчитывается 3992 учреждений (4 607 зданий), из них приспособлено 925. В рамках Целевой программы «Социальная интеграция инвалидов Москвы. 2011-2013 гг.» предусмотрено полностью приспособить для инвалидов все учреждения социальной сферы города. в т.ч. 2997 объектов образования. На это предполагается затратить 1.180.000,0 тыс. рублей, в т.ч.
-
в 2011 году - 700 000,0 тыс. рублей;
-
в 2012 – году 350 000,0
-
в 2013 году - 130 000,0
В этом году с учетом приобретаемого оборудования планируется сделать доступными 38% образовательных учреждений в городе.
Сегодня в Москве проживает 25,6 тысяч детей-инвалидов в возрасте от 0 до 18 лет (данные Департамента социальной защиты населения города Москвы). Из них 74 % детей-инвалидов (18 958 человек) в соответствии с профилем заболевания ребенка и желанием родителей обучается и воспитывается в различных образовательных учреждениях города, в частности:
-
48,5 % в общеобразовательных учреждениях;
-
35,8 % в специальных (коррекционных) школах и школах-интернатах, школах надомного обучения;
-
10,6 % в дошкольных образовательных учреждениях;
-
5,1 % в учреждениях начального и среднего профессионального образования.
Каковы приоритеты определяет нам Стратегия Правительства Москвы по реализации государственной политики в интересах детей «Московские дети» на 2008-2017 годы?
-
Охват образованием всех без исключения детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом территориальной доступности;
-
Максимально раннее включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья и его семьи в образовательный процесс;
-
Индивидуализация образования;
-
Интеграционные (инклюзивные) процессы;
-
Новая система ценностей с установкой на политкорректность и толерантность.
Сегодня всем понятно, что без мощной финансовой поддержки инклюзия в образовании долго не проживёт. Принцип «деньги следуют за учеником» пока не имеет конкретных механизмов своей реализации. Нормативно-подушевое финансирование рассчитывается не на ребёнка, а на тип образовательного учреждения. В обычной общеобразовательной школе инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья требует дополнительных финансовых вложений:
В 2010 году норматив финансовых затрат на содержание одного обучающегося, воспитанника в государственных образовательных учреждениях системы Департамента образования составляет соответственно:
-
в средних общеобразовательных школах - 63.112 рублей,
-
в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах - 157831 рублей (норматив больше в 2,5 раза).
Однако, до настоящего времени не определен механизм поступления норматива СКОШ на ребенка с ОВЗ, пришедшего в массовую школу.
В Москве разрабатывается проект Стратегии развития инклюзивного образования. И современный период (2009-
На сегодняшний день во всех округах г. Москвы определены образовательные учреждения, в которых осуществляется инклюзивная практика - на сентябрь 2010 года это 186 образовательных учреждений. В каждом из административных округов созданы Окружные ресурсные центры по развитию инклюзивного образования. В большинстве округов при Управлениях образования действуют Координационные советы по развитию инклюзивного образования.
Институтом проблем инклюзивного образования разработаны Программы повышения квалификации для педагогов, руководителей, координаторов и специалистов сопровождения, а также в рамках ФГОС третьего поколения Основная образовательная программа "Педагогика и психология инклюзивного образования" по подготовке бакалавров и магистров.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 67813
В прошлом месяце: 105
В текущем месяце: 91