Субстанциональные ценности в эпоху искусственного интеллекта

0

Аннотация

В статье поднимается вопрос о возможном влиянии искусственного интеллекта (ИИ) на систему субстанциональных (наиболее важных, значимых, определяющих человеческую идентичность) ценностей. В качестве основных субстанциональных ценностей рассмотрены безопасность, жизнь, свобода, человеческая идентичность, субъектность, возможность творчества, индивидуальность, коллективизм, семейные ценности, комфорт, удовольствие. Выявлено, что только безопасность испытывает значительное негативное воздействие со стороны ИИ, однако, чувствуя угрозу собственной безопасности, люди начинают выше её ценить, а значит ценность тоже развивается. Остальные же субстанциональные ценности эволюционируют под воздействием ИИ прогрессивно, не испытывают реальных угроз, начинают выше оцениваться обществом. ИИ помогает человеку следить за здоровьем; в медицине способствует сохранению жизни; освобождает человека от рутинной деятельности; побуждает больше ценить собственную идентичность, субъектность и возможность творчества; с помощью персонализации сервисов способствует развитию индивидуальности; с помощью коммуникативных технологий помогает развивать общение и взаимодействие в коллективе и в семье; делает повседневную жизнь более комфортной; помогает получать от неё удовольствие. Делается вывод о необходимости более открыто и оптимистично смотреть на ценностные трансформации, происходящие в эпоху ИИ.

Общая информация

Ключевые слова: искусственный интеллект, культура, человек, ценностная структура, субстанциональные основы, безопасность, технофобия

Рубрика издания: Интеллектуальные технологии в гуманитарной сфере и образовании

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Беликова Е.К. Субстанциональные ценности в эпоху искусственного интеллекта // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2024): сб. статей V международной научно-практической конференции. 14—15 ноября 2024 г. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2024. С. 351–358.

Полный текст

Введение

Искусственный интеллект (ИИ) стал неотъемлемой частью жизни современного человека. Мы используем богатые возможности ИИ ежедневно: совершая покупки в интернет-магазине и на маркетплейсе, воспринимая персонализированную рекламу, заказывая такси или доставку товаров домой, пользуясь смартфоном, голосовым помощником, «умными» часами, фитнес-браслетом, электронной почтой, воспринимая ленты рекомендаций в социальных сетях и на других сервисах, обращаясь за медицинской помощью и т. п. ИИ стал частью повседневности современного человека и воспринимается как что-то привычное, используясь без глубокого анализа сути данного явления и его роли в системе ценностей.

Ценности, которые свойственны человеку по его природе, отражают его особенности как вида, называют субстанциональными. Сложно представить более значимые для существования человека ценности, чем жизнь, свобода, человеческая идентичность, семейные ценности, комфорт, безопасность и др. Беспокойство по поводу того, что ИИ опасен для субстанциональных ценностей человека, регулярно звучит в научной и околонаучной среде. Д.В. Глуздов полагает, что ИИ влияет на поведение человека, угрожает его идентичности, манипулирует им [1, с. 117]. И.А. Зырянов говорит о негативном воздействии ИИ на такие ценности, как право на личную жизнь, личную неприкосновенность [2, с. 41]. А.Л. Крайнов опасается возникновения в ближайшем будущем постчеловека, который будет «неким подобием бесполого монстра, сочетающим в себе смесь человека, животного и машины» [3, с. 16]. П.А. Якушев встаёт на защиту семейных ценностей, которые, по его мнению, подвергаются потенциальной дискредитации под влиянием ИИ [8]. Если эти опасения являются реальными, то получается, что человек ежедневно использует системы и устройства, которые уничтожают его как вид, полностью меняют его идентичность, трансформируют человечество. Ситуация начинает выглядеть как беспрецедентная.

Цель статьи – рассмотреть реальные способы взаимодействия ИИ и субстанциональных ценностей человека, выявить пути влияния ИИ на эти ценности, разумно оценить опасность такого влияния.

Методы

В ходе анализа субстанциональных ценностей и особенностей их реализации в обществе в эпоху ИИ были использованы различные методы. Общенаучные методы наблюдения, описания, анализа, синтеза и сопоставления позволили сделать исследование объективным и основанным на серьёзной теоретической базе. Значимым исследовательским инструментом стал метод интерпретации общественных и культурных явлений, событий, наблюдаемых в окружающей действительности. Ценностный, диалектический, культурно-исторический подходы позволили рассмотреть наблюдаемые явления в динамике.

Результаты

Опасения людей по поводу ИИ и его возможного негативного влияния на человечество достаточно широко распространены не только в научной и околонаучной среде, но и в массовом общественном сознании. Они нашли яркое отражение во многих произведениях художественной литературы и кинематографа, где ИИ выступает в первую очередь как вредоносный субъект, который, осознав себя как личность, начинает наносить урон человечеству, вплоть до его полного уничтожения. Такие произведения – продукт технопессимизма и технофобии, в современных условиях транспонировавшихся на цифровые объекты и ИИ. Люди опасаются разновидности интеллекта, которую в науке принято называть сильным. О возможном существовании «сильной» и «слабой» версий ИИ ещё во второй половине ХХ в. говорил Дж. Сёрль [9, р. 429]. Слабый ИИ представляет собой интеллектуальную систему, повторяющую мыслительные процессы человека, способную к самообучению и выполнению сложных вычислительных и иных задач. В сильном варианте у этой системы может сформироваться самостоятельное сознание, она осмысливает себя как личность, увидит свою зависимость от более слабого и менее интеллектуального человека и начнёт действовать как его враг. В настоящий момент слабый ИИ уже создан; это именно на нём основаны те интеллектуальные устройства, которые широко применяются в бытовой жизни людей, маркетинге, коммуникации, транспорте, медицине, управлении, на производстве и во многих других сферах. Создания сильного интеллекта, несмотря на несколько десятилетий ожидания, пока не произошло. Его появление ставится под сомнение многими современными учёными [6, с. 18; 7, с. 17]. Наши рассуждения о влиянии ИИ на систему ценностей современного человека и на субстанциональные ценности строится на том, что человек оперирует только системами, основанными на слабом ИИ и ставшими частью нашей реальности.

Используя методы наблюдения и анализа, в том числе ценностного и культурно-исторического, мы выявили, что единственная субстанциональная ценность, которая испытывает значительные трансформации в результате распространения ИИ, – безопасность. Это очень важная для человека, базовая ценность. Человеку требуется чувствовать себя в безопасности, где бы он ни находился, с самого детства и всю жизнь. ИИ настолько прочно вошёл в жизнь, что ощущение опасности от его присутствия стало действительно очень сильным. Даже если отбросить экзистенциальные угрозы уничтожения человечества сильным ИИ (сочтём их мифическими, каковыми они, очевидно, сейчас и являются), остаются, как минимум, два уровня опасности, исходящей от ИИ. Первый связан с незащищённостью личных данных. Пользуясь сведениями, которые имеет о каждом из нас ИИ, злоумышленники могут многое узнать о наших финансах, семьях, передвижениях и нанести вред как отдельным людям, так и государствам. Второй связан с той зависимостью от ИИ, в которую уже попало современное общество. Это опасность кризиса в случае отказа ИИ, прерывания их работы. Как отмечает М.Н. Крылова, «поскольку современный человек находится в зависимости от IT-технологий, то нарушение их работы способно спровоцировать промышленный, транспортный, экономический, гуманитарный и другие виды кризиса» [4, с. 19-3]. Однако и влияние ИИ на ценность безопасности нельзя назвать полностью негативным. Безопасность начинает выше цениться людьми, которые в современных условиях более осознанно к ней относятся, учатся защищать себя и своё цифровое пространство, как учатся и поступаться безопасностью ради защиты от терроризма и преступности.

Угрозы остальным субстанциальным ценностям видятся нам мифическими и спровоцированными технофобией, широко распространённой в современной обществе.

ИИ помогает человеку ощущать ценность своей жизни. Развиваются медицинские технологии на основе ИИ, благодаря которым диагностировать и излечить многие заболевания становится легче. Развиваются системы мониторинга состояния здоровых и больных людей с помощью широко доступных устройств на основе ИИ, например, мониторинга уровня сахара в крови, артериального давления, пульса.

Ценность свободы не испытывает значительного воздействия в условиях культуры ИИ. Напротив, человек, освобождённый с помощью ИИ от рутины, от механических действий, получает больше свободного времени для саморазвития, для реализации своих творческих потенций, да и просто для отдыха.

Такие ценности, как человеческая идентичность и субъектность, получают в условиях культуры ИИ более глубокое осмысление, а значит, и позитивное развитие. Человек сравнивает себя с ИИ, стремится остаться таким же, как был, но в то же время готов на небольшие изменения самосознания. Человеку приходится жить в мире, где он перестал быть самым умным и развитым, зато он больше ценит собственную способность к творчеству, к принятию интуитивных решений.

Развиваются представления человека о собственной индивидуальности, чему способствует, в том числе, и система персонализации сервисов, обеспечиваемая ИИ. В то же время развивается коллективизм как значимая для человека ценность: с помощью ИИ стало удобнее находить людей со схожими интересами, объединяться и коммуницировать с ними.

Становится более прочной семья, поскольку системы, основанные на ИИ, способствуют лучшей коммуникации между её членами. Постоянно общаясь в социальных сетях, в семейных чатах, члены семьи лучше узнают друг друга, духовно сближаются, даже если территориально находятся далеко.

Наибольшее развитие в эпоху ИИ получают такие гедонистические ценности, как комфорт и удовольствие. Они могут показаться менее значимыми, чем духовные, однако тоже являются субстанциональными, отражаются на самоидентификации человека, его представлении о себе и собственной ценности.

Отметим, что трансформации в системе ценностей должны происходить, являются естественными; ценностные системы «не могут быть инертными, статичными, никак с течением времени не изменяющимися» [5, с. 66]. Это непременное условие развития общества и культуры. Тем не менее, изменения должны быть постепенными, отражающими естественное движение общества, развитие представлений о человеке. Возможно, в наше время трансформации ценностной системы стали более активными, в связи с общим увеличением темпа жизни, поэтому и вызывают у людей опасения.

Обсуждение

Итак, ценностная система человечества является вполне стабильной и демонстрирует способность противостоять значительным изменениям в жизни людей, в общественном устройстве, в технологиях.

Такие субстанциональные ценности, как жизнь, свобода, человеческая идентичность, субъектность, возможность творчества, индивидуальность, коллективизм, семейные ценности, комфорт, удовольствие, в эпоху ИИ развиваются прогрессивно. Возможности, которые дают устройства, основанные на ИИ, способствуют тому, что растёт важность этих ценностей, они занимают более значимое место в жизни человека. Негативное воздействие можно заметить только в отношении такой субстанциональной ценности, как безопасность. Живя в условиях культуры ИИ, человек действительно чувствует себя, свои личные данные менее защищёнными, однако это побуждает его больше ценить безопасность, более осознанно к ней относиться, а значит, данная ценность развивается.

Возможно, наше исследование покажется излишне технооптимистичным, и, действительно, мы считаем необходимым что-то противопоставить широко распространившемуся в обществе и науке и продолжающему прогрессировать технопессимизму. Для нас важен непредвзятый, открытый взгляд на формирующуюся в мире культуру ИИ, способность принять то лучшее, что даёт человечеству столь значительное развитие технологий.

Литература

  1. Глуздов Д.В. Проблема свободы и идентичности человека в контексте развития искусственного интеллекта // Революция и эволюция: модели развития в науке, культуре, социуме: Труды III всероссийской научной конференции. М.: Русское общество истории и философии науки, 2021. С. 117–120.
  2. Зырянов И.А. К вопросу о принятии закона о цифровых гарантиях прав человека и гарантиях цифровой экономики // Проблемы и вызовы цифрового общества: тенденции развития правового регулирования цифровых трансформаций: Сборник научных трудов по материалам I международной научно-практической конференци / Под ред. Н. Н. Ковалевой. Саратов: СГЮА, 2019. С. 39–42.
  3. Крайнов А.Л. Ценности постчеловеческого будущего: проблема выбора // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 19. № 1. С. 16–20.
  4. Крылова М.Н. Социальные угрозы, которые вызывает искусственный интеллект, и реакция на них общества // Studia Humanitatis. 2024. № 1. С. 19.
  5. Попов Е.А. Культура традиционная и инновационная: грани соотношения ценностно-смысловых систем // Традиционная народная культура как действенное средство патриотического воспитания и формирования межнациональных отношений: сборник научных трудов; под ред. Ю.В. Анохина. Барнаул: БЮИ МВД РФ, 2017. С. 66–68.
  6. Рожин Д.О. Критика проекта «сильного» искусственного интеллекта с позиций теоретической философии И. Канта // Вопросы философии. 2024. № 4. С. 18–29. DOI: 10.21146/0042-8744-2024-4-18-29.
  7. Смаковский В.Н. Философия искусственного интеллекта // Международный журнал информационных технологий и энергоэффективности. 2024. Т. 9. № 1 (39). С. 14–18.
  8. Якушев П.А. Проблемы использования систем искусственного интеллекта в семейных отношениях в контексте традиционных ценностей // Право интеллектуальной собственности. 2019. № 1. С. 33–37.
  9. Searle J.R. Minds, brains and programs // Behavioral and Brain Sciences. 1980. № 3. P. 417–457.

Информация об авторах

Беликова Евгения Константиновна, кандидат культурологии, доцент кафедры английского языка, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова (ФГБОУ ВО МГУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0009-0001-7575-024X, e-mail: jbelikova@list.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 0
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0