Интерактивные видео как инструмент формирования навыков устной речи в процессе обучения иностранным языкам
Аннотация
Пояснительные и обучающие фильмы получили в последнее время интенсивное развитие и распространение, в том числе в образовательном процессе. Их использование увеличивается в образовательных учреждениях. В данной статье речь идёт об использовании интерактивных видео с точки зрения лингводидактики. Описана целесообразность использования интерактивных видео в вузе, представлены платформы интерактивных видео и сопутствующих услуг, которые могут быть использованы в процессе обучения иностранным языкам, рассмотрены технические условия использования интерактивных видео на занятиях, а также методика работы с ними. Данный инструмент способствует формированию навыков устной речи на иностранном языке, а также индивидуализации обучения, с его помощью может быть увеличено время говорения обучающихся. Доступность и распространённое использование мобильных устройств и цифровых инструментов способствуют тому, что преподаватели и обучающиеся без особых проблем могут самостоятельно создавать обучающие видео и делиться ими в Интернете. В статье показываются возможности создания и использования интерактивных видео в процессе обучения иностранным языкам без наличия глубоких технических знаний как у преподавателей, так и у обучающихся.
Общая информация
Ключевые слова: видео , устная речь, процесс обучения, иностранный язык
Рубрика издания: Психолого-педагогические аспекты обучения в цифровой образовательной среде и вопросы цифровой дидактики
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Бакурова Е.Н. Интерактивные видео как инструмент формирования навыков устной речи в процессе обучения иностранным языкам // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2024): сб. статей V международной научно-практической конференции. 14—15 ноября 2024 г. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2024. С. 568–575.
Полный текст
В настоящее время наблюдается недостаточный уровень сформированности навыков устной речи у обучающихся вузов, в связи с чем возникает необходимость поиска эффективных форм обучения иностранному языку. По мнению Э. Климе, навыки устной речи по разным причинам мало тренируются в процессе обучения иностранным языкам, и среднее время говорения преподавателей намного превышает среднее время говорения обучающихся [13]. Педагоги по-прежнему выступают за большее количество времени говорения для обучающихся или за сокращение времени говорения преподавателей [11]. В этой связи целесообразно использование интерактивных видео, которые имеют потенциал к формированию навыков устной речи. Они могут также предложить потенциальную атмосферу без стрессов для производства устной речи и, следовательно, снизить страх, связанный с говорением на иностранном языке [10].
Интерактивные видео имеют разное качество. Тщательное планирование, последовательное практическое применение и проверка являются решающими для качества интерактивных видео. Многообразие их предложения позволяет использовать их в процессе обучения [14].
Интерактивные видео в процессе обучения иностранным языкам также имеют преимущество, поскольку обучающиеся взаимодействуют с видео и впоследствии активно участвуют в процессе говорения. Это соотносится с тем фактом, что обучающиеся, независимо от использованного коммуникативного средства, хотят участвовать в процессе обучения не только как потребители, но и как производители знаний [12]. Кроме того, интерактивные видео дают возможность определить свой темп обучения, поскольку обучающиеся могут сами регулировать учебную активность [15]. Интерактивные видео вносят существенный вклад в деятельностное обучение, ориентированное на обучающихся и формирование компетенций, и могут повышать мотивацию обучающихся.
В данной работе использовался метод анализа теоретического материала по теме исследования, гипотетико-дедуктивный и описательный методы.
Согласно современным исследованиям, пояснительные видео приобретают всё большее значение. Результаты экспериментальных исследований доказывают положительный эффект пояснительных видео для познавательных факторов (возрастающий объём знаний), а также для непознавательных факторов (например, мотивация, внимание) [6]. Это повышает автономность обучения и способствует активной и индивидуальной проработке материала посредством адаптации пояснения к разной скорости усвоения материала.
В частности, Д. Хатти указывает на выявленную силу влияния фильмов, «которые основываются на двусторонней коммуникации и, тем самым, реагируют на поведение обучающихся при обучении», в отношении академической успеваемости [9, c. 269].
Активное использование зависит от стратегических учебных компетенций обучающихся. Техники работы с обучающими видео позволяют останавливать, перематывать и адаптировать скорость передачи материала под собственные потребности, а также создавать собственные заметки. Благодаря таким техническим интерактивным действиям обучающиеся могут определять свой собственный темп и повторять эпизоды до тех пор, пока не поймут содержание. В частности, на этапе самостоятельного обучения обучающиеся получают контроль над своим учебным процессом [14, с. 2].
Дидактические интерактивные действия выходят за пределы чисто технических. При работе с обучающими видео стоит включать активную проработку учебного материала для интенсификации процесса самообучения. Посредством целенаправленных вопросов и заданий выделяется значимость предмета обучения, направляется внимание, а также осуществляется побуждение к критическому рассмотрению учебного материала. Контроль понимания с помощью вопросов даёт возможность обучающимся самостоятельно проверить, поняты ли основные моменты.
Для включения дидактических интерактивных действий в фильмы имеются различные инструменты, например, PowToon, Animaker, Moovly, Biteable, Wideo, Vyond, Animiz, Renderforest, Toonly, Explaindio и другие [3]. Платформа PowToon является простой в обслуживании и предлагает много материала (музыку, видеоматериал и т.д.). Animaker предлагает создавать анимационные видео, на платформе имеются обучающие материалы по созданию таких видео, функция закадрового текста. Moovly предлагает графики и фотобиблиотеку, а также большой объём материалов для скачивания. Biteable имеет ограничения по обработке видео, однако имеется много современных шаблонов. На платформе Wideo можно создавать анимационные презентации и поясняющие видео.
В последние годы появились новые авторские инструменты, например, PlayPosit – платформа интерактивных видео и сопутствующих услуг (https://www.playposit.com), с помощью которых преподаватели могут бесплатно интерактивно оформлять уже имеющиеся видео с относительно небольшими затратами времени, обладая, в том числе, медиаграмотностью среднего уровня.
Пояснительные видео могут быть разнообразно использованы и подходят для самостоятельного процесса обучения, углубления знаний, совершенствования компетентности или целенаправленной подготовки к экзаменам. Также они могут применяться на занятиях, если имеется необходимая техника, или являться частью исследовательского задания. Благодаря этому изменяются глубина проработки учебного материала, удобство использования и самоопределение пользователя.
Благодаря интерактивным видео можно увеличить время говорения обучающихся. Видео и многочисленные упражнения позволяют тренировать словарный запас, грамматику, понимание речи на слух, понимание письменной речи. Упражнения могут выполняться перед просмотром, во время просмотра и после просмотра [1, с. 1].
А. Грубер предлагает следующую методику работы с интерактивным видео: при первичном просмотре видео обучающиеся слушают и смотрят типичный диалог, а также видят произнесённый текст в выносках. При повторном показе обучающиеся слушают диалог ещё раз, но с сокращённой визуальной информацией, то есть, без выносок. Затем обучающиеся слушают только вопросы участников диалога. После каждого вопроса программа автоматически останавливается, и обучающиеся нажимают на кнопку микрофона, чтобы записать свой собственный ответ на вопрос. Они могут загрузить в систему ответы, которыми они удовлетворены, и позднее получить персональную обратную связь от своего преподавателя [8].
Созданные интерактивные видео предоставляют обучающимся возможность тренировать свои навыки устной речи в повседневных ситуациях в своём собственном темпе обучения. Сопровождающие видео коммуникативные задания и активное обсуждение просмотренных роликов приводит к развитию у обучающихся навыков устной речи. Кроме того, обучающиеся получают персональную обратную связь по своей устной речи, а не только по произношению.
В работе с интерактивными видео может быть применена концепция Скаффолдинга [7], то есть, поддержка вербальными опорами (грамматическими структурами и лексикой), которые в процессе тренировки постепенно отменяются в пользу самостоятельной обработки материала.
Видео основываются на конструктивистском подходе к обучению, так как разработанные обучающие сценарии поддерживают самостоятельное обучение, ориентированное на практические действия. Тренировка с помощью интерактивных видео может рассматриваться как имитационная тренировка для совместного составления содержания [5, c. 41], то есть, для повседневного общения с высоким потенциалом передачи. Интерактивные видео предоставляют обучающимся возможность выбирать различные опции, например, они могут повторять или пропускать моменты видео. Обучающиеся могут отвечать на вопросы по выбору, у них есть возможность опираться на предшествующие знания.
Использование интерактивных видео является целесообразным в вузе. Преподаватели могут без больших затрат создавать интерактивные видео, например, на платформах PlayPosit или EdPuzzle. В Интернете можно найти инструкции по применению, созданные специально для преподавателей, например, в проекте STRIDE (https://strideproject.org/).
Техническим условием использования интерактивных видео на занятиях является наличие компьютера или смартфона и интернета. Обучающиеся могут учиться с помощью интерактивных видео на платформе выбранного инструмента или в приложении, а также на занятиях [8].
Интерактивные видео улучшают коммуникативную компетенцию, могут повысить беглость речи и мотивацию. [4, с. 12]. Подкасты и видеопорталы открывают для изучающих иностранный язык новые возможности. С одной стороны, эти технологии предлагают лёгкий и, как правило, бесплатный доступ к огромному многообразному ассортименту аутентичного аудиовизуального материала (например, программы комедийного жанра, радио-проигрыватели, новости, ток-шоу, музыкальные видео, научные лекции, видел частных лиц и и т.д.) [2, с. 150].
Интерактивное видео – это инструмент, который может поддерживать самостоятельное и активное обучение, совершенствовать коммуникативную компетенцию, повышать беглость речи и мотивацию. Интерактивные элементы в пояснительных и обучающих фильмах имеют ряд преимуществ для изучения иностранного языка. Они повышают эффект обучения посредством активизации обучающихся, предоставляют возможности каждому для самостоятельного изучения и внутренней дифференциации на занятиях.
Преподаватели с медиаграмотностью среднего уровня могут использовать этот инструмент на занятиях иностранного языка или вне занятий для увеличения времени говорения обучающихся. Авторские инструменты предоставляют преподавателям возможность включать в свои занятия интерактивные видео как возможность получения знаний, ориентируясь на целевую аудиторию, они могут стать неотъемлемой составной частью изучения иностранного языка.
Литература
- Гарипова Р.Р., Геркина Н.В. Технология использования видео на уроках английского языка. Методические рекомендации // NovaInfo.Ru. 2016. № 50. С. 307-311.
- Ильичева Н.В., Горелова А.В. Видеоматериалы как средство развития коммуникативной компетенции на занятиях по английскому языку // Иноязычное образование в поликультурной среде: материалы и доклады XXIV научно-практической конференции Национальной ассоциации преподавателей английского языка (NATE 2018)» (Самара, 18–20 апреля 2018 г.). С. 149-156.
- Макаренко А.А., Насанова Д.Б., Аблова М.В. Использование интерактивных веб-сервисов по работе с видео при обучении иностранному языку [Электронный ресурс] // Международный научно-исследовательский журнал. 2023. № 6 (132). URL: https://research-journal.org/archive/6-132-2023-june/10.23670/IRJ.2023.132.139 (дата обращения: 27.05.24).
- Садовина Л.В. Применение видеоматериалов в процессе обучения английскому языку. Методические материалы. Йошкар-Ола: ГБУ ДПО Республики Марий Эл «Марийский институт образования», 2016.
- Chrissou M. Technologiegestützte Lernwerkzeuge im konstruktivistisch orientierten Fremdsprachenunterricht: Zum Lernpotenzial von Autoren- und Konkordanzsoftware. Hamburg: Verlag Dr. Kovač 2010.
- Findeisen S., Horn S., Seifried J. Lernen durch Videos – Empirische Befunde zur Gestaltung von Erklärvideos. In: Medien Pädagogik. Oktober 2019. P. 16–36. URL: https:// www.medienpaed.com/article/view/691/658 (04.06.24).
- Gibbons P. Scaffolding language, scaffolding learning. Portsmouth, NH: Heinemann 2002.
- Gruber A. Die Förderung mündlicher Fertigkeiten im Fremdsprachenunterricht mithilfe von interaktiven Videos und Virtual Reality. In: Bildung, Schule, Digitalisierung. Waxmann: Münster. New York 2020. S. 197-202.
- Hattie J. Lernen sichtbar machen. Überarbeitete deutschsprachige Ausgabe von »Visible Learning« besorgt von Wolfgang Beywl und Klaus Zierer. Baltmannsweiler, Schneider Hohengehren (2015). S. 269 f. URL: https://web.fhnw.ch/plattformen/hattie-wiki/begriffe/Interaktive_Lernvideos (04.06.24).
- Horwitz E.K., Horwitz M. B., Cope J. Foreign language classroom anxiety // The Modern Language Journal. 1986. No. 70 (2). P. 125–132. DOI:10.1111/j.1540-4781.1986.tb05256.x.
- Hürtgen A. Fremdsprachenunterricht: Mündliche Kommunikation trainieren: Sprechanteile erhöhen, Kommunikationsanlässe schaffen, Redemittel bereitstellen. Berlin: Cornelsen, 2017.
- Jones R.D., Stuhlmann S., Zeyer T. Interaktives Fremdsprachenlernen: Potenziale und Herausforderungen // In: T. Zeyer, S. Stuhlmann, R. D. Jones (Hrsg.), Interaktivität im Fremdsprachenlehren und -lehren mit digitalen Medien. Hit oder Hype? Tübingen: Narr Verlag 2016. P. 11–42.
- Klieme E. Zusammenfassung zentraler Ergebnisse der DESI-Studie. 2006. 05.05.2020 URL: https://tinyurl.com/yardxyn5 (04.06.24).
- Klötzke R. Lerneraktivierung mit interaktiven Videos. In: Fremdsprache Deutsch. 2022 Heft 66. URL: https://fremdsprachedeutschdigital.de/download/fd/FD-66_online_Kloetzke.pdf (27.05.24).
- Lehner F. Interaktive Videos als neues Medium für das eLearning // HMD Praxis der Wirtschaftsinformatik. 2011. 48(1). S. 51–62. DOI: 10.1007/BF03340549
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 0
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 0
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0