Взаимосвязь знаний детей о времени и сформированности универсальных учебных действий в цифровой среде

37

Аннотация

Способность к пониманию времени, включающая восприятие времени, идентификацию событий, знание временных единиц и умение ими пользоваться, взаимосвязана как с общим интеллектом, так и с конкретными когнитивными показателями (в частности, рабочей памятью, словарным запасом и математическими компетенциями) детей и взрослых. Интерес для педагогической психологии представляет изучение связанных с обучением когнитивных компетенций и знаний детей о времени. Целью настоящего исследования являлось изучение специфики взаимосвязи знаний детей о времени, уровня интеллекта и универсальных учебных действий (УУД). В исследовании принимали участие ученики 1-4 классов г. Москвы (N=31). Для анализа уровня знаний детей о времени использовался модифицированный опросник Ф. Лабрелл в русскоязычной адаптации А.В. Солодковой. Уровень сформированности УУД диагностировался с помощью цифровой методики PL-Modified. Интеллект измерялся с помощью теста Равена (SPM+). Результаты исследования свидетельствуют о том, что знания детей о времени коррелируют как с их интеллектуальным развитием, так и с уровнем сформированности УУД планирования. При этом получены данные о независимой от интеллектуальных способностей положительной связи знаний детей о времени и сформированностью УУД планирования.

Общая информация

Ключевые слова: знания о времени, универсальные учебные действия, цифровая среда, интеллект, дети младшего школьного возраста

Тип материала: научная статья

Финансирование. The reported study was funded by Ministry of Science and Education of the Russian Federation, topic: "The study of cognitive and communicative processes in adolescents and young men in solving game and learning tasks in digital environments".

Для цитаты: Шепелева Е.А., Солодкова А.В. Взаимосвязь знаний детей о времени и сформированности универсальных учебных действий в цифровой среде // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2022): сб. статей III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 17—18 ноября 2022 г. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. С. 274–281.

Литература

  1. Бушов Ю.В., Светлик М.В. Интеллект и восприятие времени // Вестник Томского государственного университета. Биология. 2014. №3 (27). С.158-175.
  2. Войтов В.К. и др. Новые средства психологического тестирования // Моделирование и анализ данных. 2021. Том 11. № 1. С. 94–108. DOI:10.17759/mda.2021110107
  3. Марголис А.А. и др. Оценка умственных действий с помощью компьютерной системы в условиях взаимодействия с партнером // Культурно-историческая психология. 2021. Том 17. № 2. С. 90–104. DOI:10.17759/chp.2021170209
  4. Равен Дж. Стандартные плюс прогрессивные матрицы Равена (серии А,В, С, D, Е): Пер.с англ. М.: Когито-Центр, 2001.
  5. Labrell F. et al. The Time Knowledge Questionnaire for children // Heliyon. 2020. Vol. 6. № 2. P.10. DOI:10.1016/j.heliyon.2020.e03331
  6. Mosing M.A. et al. The genetic architecture of correlations between perceptual timing, motor timing, and intelligence // Intelligence. 2016. Vol. 57. P. 33–40. DOI:10.1016/j.intell.2016.04.002
  7. Nazari M. A. et al. The influence of children’s mathematical competence on performance in mental number line, time knowledge and time perception // Psychological Research. 2021. V. 85 №5. P.2023-2035. DOI:10.1007/s00426-020-01380-7
  8. Pathman T. et al. Examining Temporal Memory and Flexible Retrieval of Conventional Time Knowledge across Middle to Late Childhood // Journal of Cognition and Development. 2022. Vol.23. №4.Р. 571-589. DOI:10.1080/15248372.2022.2072846

Информация об авторах

Шепелева Елена Андреевна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник сектора «Центр когнитивных исследований цифровой образовательной среды» ЦМИСД, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9867-6524, e-mail: shepelevaea@mgppu.ru

Солодкова Анна Вадимовна, аспирант кафедры возрастной психологии им. Л.Ф. Обуховой, факультет психология образования, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1162-5693, e-mail: solodkovaa@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 99
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 37
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 2