Развитие временной перспективы абонента, как задача психологического консультирования по телефону абонентов подросткового возраста
Общая информация
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Геронимус И.А. Развитие временной перспективы абонента, как задача психологического консультирования по телефону абонентов подросткового возраста // Теоретические и прикладные аспекты деятельности Центра экстренной психологической помощи МГППУ.
Фрагмент статьи
В последнее время растет интерес психологов к исследованию временной перспективы личности. Появляется множество работ, посвященных изучению её структуры, особенностей, закономерностей формирования. Обобщая представленные в психологической литературе взгляды на временную перспективу, Л.Д. Демина и И.А. Ральникова определяют её, как целостную картину будущего, включающую ряд возможных (планируемых и ожидаемых) событий, находящихся в многосторонней, порой неоднозначной связи друг с другом [3].
Временная перспектива выступает в качестве предмета исследования в различных разделах и областях психологии: психологии мотивации, психологии труда, психологии личности, в контексте проблемы профессионального самоопределения и планирования карьеры и др. Формирование временной перспективы личности и образа желаемого будущего рассматривается и в литературе, посвященной психологическому консультированию.
<...>
Полный текст
В последнее время растет интерес психологов к исследованию временной перспективы личности. Появляется множество работ, посвященных изучению её структуры, особенностей, закономерностей формирования. Обобщая представленные в психологической литературе взгляды на временную перспективу, Л.Д. Демина и И.А. Ральникова определяют её, как целостную картину будущего, включающую ряд возможных (планируемых и ожидаемых) событий, находящихся в многосторонней, порой неоднозначной связи друг с другом [3].
Временная перспектива выступает в качестве предмета исследования в различных разделах и областях психологии: психологии мотивации, психологии труда, психологии личности, в контексте проблемы профессионального самоопределения и планирования карьеры и др. Формирование временной перспективы личности и образа желаемого будущего рассматривается и в литературе, посвященной психологическому консультированию.
В психологической литературе подчеркивается существование устойчивой связи между уровнем психологического здоровья и благополучия личности и особенностями её временной перспективы. Так, Л. Д. Демина и И. А. Ральникова рассматривают наличие протяженной и насыщенной событиями временной перспективы как одну из важных детерминант психологического здоровья [3]. Проведенные клинические исследования показывают, что в ситуации кризиса или стресса происходит нарушение или деструкция временной перспективы [1]. Многие авторы рассматривают временную перспективу как одну из конструктивных защитных стратегий, позволяющую успешно противостоять негативному воздействию кризисных моментов [1]. Подтвержденная с помощью эмпирических исследований взаимосвязь между психоэмоциональным состоянием человека и особенностями его временной перспективы позволяет рассматривать развитие временной перспективы как один из важных аспектов процесса психологического консультирования. В частности, конструирование временной перспективы может рассматриваться как одна из задач психологического консультирования по телефону.
Особенно важной эта задача становится в процессе психологического консультирования тех возрастных групп, для которых планирование своего жизненного пути и формирование картины будущего является одной из задач индивидуального психического развития. Одной из таких возрастных групп являются абоненты подросткового возраста. В данной статье мы рассмотрим проблему формирования временной перспективы в рамках телефонного консультирования абонентов этой возрастной группы.
Согласно концепции Э. Эриксона, основной задачей подросткового периода является определение собственной идентичности. Э. Эриксон описывает формирование идентичности как процесс интеграции подростком уже накопленного им жизненного опыта, своих способностей, существующих социальных возможностей и предлагаемых социальных ролей, в результате которой у подростка возникает цельное представление о себе и о своем месте в мире [12].
Формирование картины будущей жизни Э. Эриксон рассматривает как один из важных аспектов процесса определения собственной идентичности. Теоретический тезис о том, что формирование временной перспективы и планирование своего жизненного пути являются составляющей процесса формирования идентичности в подростковом возрасте, подтвержден множеством эмпирических исследований. Так, исследование особенностей временной ориентации у различных возрастных групп А. Сырцовой и О. Митиной показывает, что в конце периода ранней взрослости наблюдается высокий уровень представленности в сознании мыслей о своем будущем. [10]. В исследовании Ю.А. Васильевой рассматривались сравнительные особенности временной перспективы у деликвентных подростков и подростков, не имеющих конфликтов с законом. Исследование показало, что подростки, не имеющие конфликтов с законом, в большей степени локализуют свои жизненные цели в конкретном будущем, в то время как деликвентные подростки в целом характеризуются отсутствием временной перспективы, фиксацией на настоящем и слабой ориентацией на будущее. [Цит по 6]. В диссертационном исследовании Ж. Мамедовой было выявлено существование устойчивой взаимосвязи между характеристиками временной перспективы и степенью сформированности у подростков ценностных ориентаций [7]. Таким образом, представленные нами эмпирические исследования подтверждают, что формирование временной перспективы является важным аспектом процесса индивидуального психологического развития подростка и тесно связано с определением подростком своей идентичности. Можно предположить, что в процессе формирования своей идентичности подросток задает себе не только вопрос «кто я такой?», но и вопросы «каким человеком я хочу быть в будущем?», «какую жизнь я буду вести в будущем, когда стану взрослым?», «как будет развиваться моя жизнь?».
Отметим, что формирование собственной идентичности, осознание подростком себя и своего места в жизни не является изолированным, замкнутым на себе процессом, а происходит в результате интеграции получаемого жизненного опыта подростка и тесно связано с другими процессами, характерными для этого этапа развития: стремительными физиологическими изменениями, формированием системы социальных связей, профессиональным самоопределением и достижением психологической и финансовой автономии от родителей [5, 8]. Подросток развивает свое самосознание и формирует представление о себе, как о взрослом человеке через решение социальных задач: через овладение новыми социальными ролями и функциями, перестройку своих отношений с окружающими людьми, достижение большей автономии и самостоятельности.
Существует и обратная взаимосвязь: возникновение психологических затруднений в одной жизненной сфере может стать причиной нарушения или деструкции временной перспективы подростка в целом. Нарушение временной перспективы может вызвать у него общее ощущение бессилия и беспомощности и привести к нарушению процесса нормального психического развития. Таким образом, стресс, связанный с конкретной жизненной ситуацией, может вызвать нарушение адекватного функционирования подростка в других сферах жизни. Описанная нами взаимосвязь обуславливает важность комплексного подхода к процессу психологического консультирования абонентов подросткового возраста по телефону. В рамках такого комплексного подхода психолог - консультант ДТД в процессе консультирования подростка должен стремиться не только помочь ему найти выход из конкретной сложной ситуации, но и помочь ему осознать взаимосвязь между различными сферами его жизни и восстановить нормальное функционирование в различных жизненных сферах. На наш взгляд, одним из средств, позволяющих решить эти задачи, может быть совместное конструирование в процессе телефонной консультации полной и насыщенной картины желаемого будущего. В контексте целостной картины будущего подросток может увидеть существующие взаимосвязи между различными сферами жизни (в том числе понять, каким образом конкретное психологическое затруднение влияет на его функционирование в других областях жизни) и найти конструктивные стратегии поведения, позволяющие преодолеть переживание бессилия и беспомощности.
В психологической литературе разработано множество методик и техник, направленных на развитие временной перспективы. Психолог К. Томм подробно описал различные виды вопросов, позволяющие описать желаемое положение дел в будущем. В его работе представлены следующие виды вопросов: вопросы, направленные на взращивание целей (например: как ты видишь свое дальнейшее движение после окончания школы?), исследование предполагаемого результата (например: как ты думаешь, если ты внимательно поговоришь с мамой о том, что тебя волнует, как изменятся твои отношения с ней?), исследование катастрофических ожиданий, исследование гипотетических возможностей и другие [11].
Однако наиболее известной из техник, направленных на развитие временной перспективы, является техника чудесного вопроса, разработанная в рамках ориентированной на решение краткосрочной терапии С. Де Шайзером и И. Ким Берг [2, 4, 9, 13]. Техника чудесного вопроса направлена на построение яркой, насыщенной конкретными деталями картины жизненной ситуации в отсутствии проблемы [9, с. 243].
Основной вариант этой техники предполагает вопрос следующего содержания:
«Предположим, что однажды ночью случилось чудо, и проблема, мучившая Вас, исчезла. Что бы изменилось? Что бы заметили другие люди?» [4, с. 134].
Представленная техника позволяет решить целый ряд задач:
-
Она позволяет внести в рассмотрение проблемной ситуации перспективу решения;
-
С помощью этой техники абонент описывает представление о желаемой для себя ситуации, исходя из собственных убеждений и ценностей и на понятном для себя языке;
-
Тем самым актуальная проблемная ситуация начинает субъективно восприниматься клиентом как промежуточный этап на пути к решению проблемы [9, с. 244].
Отметим, что, несмотря на кажущуюся простоту, техника чудесного вопроса детально разработана, и эффективное использование этой техники предполагает наличие у психолога–консультанта значительного профессионального опыта и мастерства [9].
Техника чудесного вопроса имеет множество различных вариантов и модификаций.
Одна из них предполагает создание детального описания картины будущей жизни в отсутствии проблемы:
«Давайте предположим, что мы встретились через год (Вы позвонили нам через год) и проблемы больше не существует. Как в таком случае выглядит теперь Ваша жизнь?» [2, с. 195].
Этот вариант техники чудесного вопроса может быть эффективно использован в процессе телефонной консультации, для того, чтобы помочь абоненту сформулировать для себя долгосрочные цели. Приведем пример:
Консультант: Хорошо, тогда у меня будет вопрос, который требует фантазии: представьте себе, что прошло полгода, и у Вас жизнь сложилась хорошо, так как Вы бы хотели, и в том числе отношения с другими людьми сложились так, как Вы хотели… Вот, Вы звоните на телефон доверия и рассказываете, что сейчас все хорошо. Как бы тогда Ваша жизнь могла выглядеть?
Абонент: Ну, все хорошо с друзьями и вообще.
Консультант: Что именно хорошо?
Абонент: Ну, отношения с друзьями наладились бы.
Консультант: Как они могли бы наладиться, если бы жизнь повернулась в лучшую сторону?
Абонент: Ну, у меня бы сформировалась своя компания друзей.
Консультант: Вы бы хотели, чтобы у Вас была какая-то своя компания. И чем бы Вы в этой компании занимались? Что бы Вы делали?
Абонент: Ну, я бы хотела бы с ними ходить вместе в кино, на концерты, делать то, что мне интересно.
Консультант: Понятно, то есть Ваша задача сейчас сформировать какую-то компанию по интересам, то есть компанию людей, у которых общие с Вами интересы. Правильно я понимаю?
Абонент: Ну, не только общие интересы. Ну, чтобы можно было бы вместе повеселиться, подурачиться как-то. Я люблю придумывать всякие интересные штуки, и было бы здорово, если бы их можно было воплощать.
Консультант: Понятно, такие близкие друзья, с которыми можно вести себя естественно, спокойно, и чтобы была возможность воплощать любые свои идеи. Как Вы считаете, есть ли вообще такие люди среди тех, кого Вы встречаете? Возможно ли найти таких людей?
Абонент: Да, думаю, возможно.
В литературе представлены и другие модификации техники чудесного вопроса: описание желаемой жизненной ситуации глазами окружающих людей, описание жизненной ситуации в контексте метафоры жизни, как литературного произведения и др. [2, 4, 9, 13].
Отметим, что техника чудесного вопроса может быть направлена не только на жизненную ситуацию в целом, но и на отдельные стороны жизни. Описание желаемого состояния дел в определенной области жизни позволяет абоненту с новой точки зрения увидеть взаимосвязь между этой и другими сторонами жизни. В приведенном ниже примере чудесный вопрос направлен на то, чтобы помочь абоненту подросткового возраста осознать взаимосвязь между процессом её взросления и развития и характером отношений с родителями:
Консультант: У меня такой вопрос: представьте себе, что пройдет несколько лет, и Вам будет не 16, как сейчас, а, например, 19, и Вы будете уже взрослой девушкой. Какими тогда у Вас будут уже, новые взрослые отношения с мамой?
Абонент (после паузы): Ну, наверное, они будут более спокойными, как с подругами. Каждый может свободно выразить свое мнение. Не будет такой сильной связи.
В данной статье мы представили теоретическое обоснование
положения о том, что развитие временной перспективы у абонента является важной
задачей психологического консультирования подростка по телефону, а затем
описали основные техники и методики, направленные на решение этой задачи.
Отметим, что эффективность данной стратегии в процессе психологической
консультации подростка зависит от конкретного запроса. Основываясь на опыте
работы на ДТД, мы полагаем, что фокусирование разговора на будущем
наиболее полезно при обращении подростка по следующим запросам: конфликты с
родителями, затруднения в установлении различных форм межличностных отношений,
учебные проблемы. В то же время в некоторых случаях (в том числе при обращении
абонента в кризисной ситуации и по поводу случившегося с ним психотравмирующего
события) важно сфокусировать разговор на актуальных переживаниях подростка, а
обращение к теме будущего может быть неэффективным или даже вызывать у абонента
негативную реакцию.
Литература
- Арестова О.Н. Операциональные аспекты временной перспективы личности. Web: http://www.hr-portal.ru/print/31445.
- Ахола Т., Фурман Б. Краткосрочная позитивная психотерапия. М.: Речь, 2001.
- Демина Л.Д., Ральникова И.А. Психическое здоровье и защитные механизмы личности. Web: http://polbu.ru/demina_psychehealth.
- Кейд Б., О’Хенлон В. Краткосрочная психотерапия. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001.
- Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000.
- Леонтьев Д.А. Человек перспективы. Сборник: Ж. Нютен. Мотивация, действие и перспектива будущего. М.: Смысл, 2004.
- Мамедова Ж.С. Взаимосвязь ценностных ориентаций и временной перспективы личности (на примере деликвентных подростков). М., 2007.
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Российское педагогическое агентство, 1996.
- Системная семейная терапия: Классика и современность / Составитель А.В.Черников. М.: Независимая фирма «Класс», 2005.
- Сырцова А., Митина О.В. Возрастная динамика временных ориентаций личности // Вопросы психологии. 2008. №2. С.41-54.
- Томм К. Интервенция через интервью: Часть II. Рефлексивные вопросы как средство для самоисцеления (электронный ресурс). Режим доступа к странице: http://supporter.ru/pages.php?idr=16&id=154&pageid=2
- Эриксон Э. Детство и общество. М.: Речь, 2000.
- Insoo Kim Berg. Family Based services. A solution focused approach. N. Y. – London, W. W. Norton & company, 1994.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3998
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 3