К проблеме психологической безопасности образовательной среды детско-юношеских спортивных школ
Общая информация
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Пономарев П.Л. К проблеме психологической безопасности образовательной среды детско-юношеских спортивных школ // Теоретические и прикладные аспекты деятельности Центра экстренной психологической помощи МГППУ.
Фрагмент статьи
В настоящее время психологическая безопасность образовательной среды школы – важная составляющая национальной безопасности Российской Федерации. Образовательная среда как неотъемлемая часть жизненной среды гражданина России включает в себя психологическую безопасность учащегося. Полученные научные данные [Баева И.А., 4; Кабаченко Т.С.,7] свидетельствуют о росте психологического насилия во взаимодействии школьников, педагогов, родителей и администрации школ. Понятие «психологическая безопасность» широко используется при изучении целого ряда социальных явлений (чрезвычайные ситуации, профессиональная деятельность, подразумевающая работу с объектами высокого риска для здоровья и др.), однако в контексте физической культуры и спорта развито недостаточно.
Проблема психологической безопасности образовательной среды в контексте ДЮСШ является перспективным направлением. Важность исследований обусловлена тем, что современное развитие спорта высших достижений в России целиком и полностью опирается на детско-юношеский спорт. Система спортивных школ в России складывалась на протяжении полувека, охватывает 89 регионов России, объединяет школы различного типа, принадлежащие 9 ведомственным и спортивным обществам. На развитие массового спорта ориентировано около 3000 детско-юношеских спортивных школ, на подготовку спортсменов высокой квалификации – 920 специализированных учреждений, в которых трудятся около 40 000 штатных специалистов. К систематическим занятиям спортом привлечено более 2 млн. детей, подростков, юношей и девушек, из них 34,5 тысячи – высококвалифицированные спортсмены, призеры национальных и международных соревнований.
<...>
Полный текст
В настоящее время психологическая безопасность образовательной среды школы – важная составляющая национальной безопасности Российской Федерации. Образовательная среда как неотъемлемая часть жизненной среды гражданина России включает в себя психологическую безопасность учащегося. Полученные научные данные [Баева И.А., 4; Кабаченко Т.С.,7] свидетельствуют о росте психологического насилия во взаимодействии школьников, педагогов, родителей и администрации школ. Понятие «психологическая безопасность» широко используется при изучении целого ряда социальных явлений (чрезвычайные ситуации, профессиональная деятельность, подразумевающая работу с объектами высокого риска для здоровья и др.), однако в контексте физической культуры и спорта развито недостаточно.
Проблема психологической безопасности образовательной среды в контексте ДЮСШ является перспективным направлением. Важность исследований обусловлена тем, что современное развитие спорта высших достижений в России целиком и полностью опирается на детско-юношеский спорт. Система спортивных школ в России складывалась на протяжении полувека, охватывает 89 регионов России, объединяет школы различного типа, принадлежащие 9 ведомственным и спортивным обществам. На развитие массового спорта ориентировано около 3000 детско-юношеских спортивных школ, на подготовку спортсменов высокой квалификации – 920 специализированных учреждений, в которых трудятся около 40 000 штатных специалистов. К систематическим занятиям спортом привлечено более 2 млн. детей, подростков, юношей и девушек, из них 34,5 тысячи – высококвалифицированные спортсмены, призеры национальных и международных соревнований.
Рассмотрим структурные компоненты психологической безопасности образовательной среды ДЮСШ. Но вначале отметим, что психологическая безопасность образовательной среды общеобразовательной школы может рассматриваться как защищенность от психологического насилия во взаимодействии ее участников по различным структурным компонентам (унижение, угрозы, недоброжелательное отношение, игнорирование, принуждение и другие). Другими важными характеристиками образовательной среды школы, способствующими сохранению и обеспечению ее психологической безопасности, являются позитивные взаимоотношения, защищенность при отсутствии психологических угроз и травм, а также референтность как степень принятия членами группы групповых норм и позитивной оценки образовательной среды в целом.
Исследования по психологическим проблемам безопасности подразумевают описание в качестве отдельных объектов для изучения таких понятий как человеческий фактор, психологический травматизм, психологическое насилие и закономерностей деятельности человека в условиях физической и психологической опасности (Баева И.А., Деркач А.А., Футин В.Н., Котик М.А.).
Методологической и теоретической базой при изучении психологической безопасности образовательной среды являются личностно-ориентированный подход (Абульханова-Славская К.А., Ананьев Б.Г., Рубинштейн С.Л.), теория активности субъекта во взаимоотношениях человека с окружающей действительностью (Ананьев Б.Г., Брушлинский А.В., Леонтьев А.Н., Мясищев В.Н.); личностно-деятельностный подход к исследованию образования как системы проектирования и моделирования образовательного пространства (Вершловский С.Г., Панов В.И., Рубцов В.В., Левин В.А., Слободчиков В.И.), исследования социальной действительности и анализа социальных явлений (Андреева Г.М.), концепция психологической безопасности образовательной среды (Баева И.А.).
Исследования психологической безопасности образовательной среды ДЮСШ опираются на научный базис теории и методики юношеского спорта, представленный в трудах В.П. Филина, Л.П. Матвеева, Р.Е. Мотылянской, М.Я. Набатниковой, Ю.Г. Травина, В.К. Бальсевича, Н.Ж. Булгаковой, В.М. Волкова, Ф.П. Суслова, Ю.Д. Железняка, М.С. Бриля, Г.Н. Максименко, В.Г. Никитушкина, В.Г. Бауэра, В.Г. Алабина. В их публикациях показана большая роль спорта не только в физическом воспитании подрастающего поколения, но и психическом развитии учащихся ДЮСШ.
В психологии и педагогике образовательная среда изучается В.И. Слободчиковым, Е.И.Соколовой, И.В.Вачковым, С.В.Тарасовым, А.Е. Тюриным, Т.В. Мент, Н.А. Лабунской, Г.А. Ковалевым, В.И. Пановым, В.Л. Ситниковым, В.А.Левиным. В концепции И.А. Баевой образовательная среда обозначена как «психолого-педагогическая реальность, содержащая специально организованные условия для формирования личности, а также возможности для развития, включенные в социальное и пространственно-предметное окружение, психологической сущностью которой является совокупность деятельностно-коммуникативных актов и взаимоотношений участников учебно-воспитательного процесса» [3, с. 12].
Психологическая безопасность образовательной среды ДЮСШ должна рассматриваться во взаимосвязи с понятиями «защищенность», «социальная среда» и «угроза».
Психологическая безопасность (как оптимальное состояние сохранности психики), предполагает поддержание определенного баланса между агрессивными воздействиями на человека окружающей его среды и его устойчивостью (способностью преодолеть такие воздействия) своими психологическими ресурсами или с помощью защитных механизмов среды. Одним из субъектов образовательной среды в ДЮСШ является педагог-тренер. По данным С.В.Ерегина, в 2001 г. количество специалистов составляет 71 362 человека (на 13,3% больше, чем в 2000 г.) и достигает наивысших показателей за последние пять лет [9].
Конкретизируя взаимодействие между тренером и юным спортсменом (как компонент психологической безопасности образовательной среды ДЮСШ), интересен опрос, проведенный автором [13]. Опрос тренеров ДЮСШ по баскетболу «Тринта» показал, что их педагогическая ориентация на работу по специальности состоит из трех компонентов: потребностей, стимулирующих выбор профессии; условий удовлетворения актуальных потребностей; факторов, влияющих на успешность тренерской деятельности. Однако ориентированная на результат деятельность содержит риск. C педагогической точки зрения должна вестись длительная специальная подготовка спортивно одаренных детей, и лишь в более позднем юношеском возрасте спортсмены могут самостоятельно определяться и быть ответственными за выбор профессиональной спортивной карьеры. Таким образом, одним из важных факторов, создающих угрозу психологической безопасности ребенка в ДЮСШ, является ориентация тренеров на высокую результативность учащихся.
Психологическая безопасность образовательной среды общеобразовательных школ влияет на состояние психического здоровья ее участников (Баева И.А., Куинджи Н.Н., Поленова М.А., Дубровина И.В., Регуш Л.А., Панченко Е.Н., Панченко А.В., Феоктистова С.В., Дмитриева С.В.). В ДЮСШ на состояние здоровья дополнительно влияет уровень тренировочного и соревновательного стресса (Рыжонкин Ю.Я., Кричевский Р.Л., Родионов А.В., Вуден Д.), складывающийся из физической нагрузки и психоэмоциональных факторов конкурентной среды, что обусловлено контекстом спортивной деятельности. Отсюда следует вывод о разработке адекватных проблеме психологической безопасности образовательной среды ДЮСШ психодиагностических методик для определения уровня стресса у юных спортсменов и коррекционных методик.
Психологическая безопасность и защищенность образовательной среды общеобразовательной школы рассматриваются в двух аспектах: в связи с насилием во взаимодействии ее участников и во взаимосвязи с социальной средой (Баева И.А., Попов Е.Б., Лебедев О.Е.). Однако некоторые факторы ДЮСШ выступают условиями формирования психологических качеств, проявление которых сопровождают двигательные действия в спортивной деятельности. Так, конкурентная среда внутри спортивной школы, а также за ее пределами в рамках проведения спортивных соревнований является как условием формирования психологических качеств (спортивного характера, воли, мотивации) учащихся, так и фактором негативного влияния на психологическую безопасность, фактором насилия.
Анализ практики работы педагогов-тренеров ДЮСШ по баскетболу, проведенных автором, позволил установить односторонность понимания ими сущности волевых качеств личности и путей их воспитания, что ведет к непониманию во взаимодействии между тренером и учащимся. Эти качества в большинстве случаев связываются лишь со спортивными достижениями. Мало внимания уделяется гуманизации взаимоотношений, формам взаимодействия детей, способствующим формированию навыков коллективного сотрудничества и совместного преодоления трудностей. Такое сужение сферы проявления волевых качеств, недооценка возможностей спорта ограничивают эффективность целостного воспитательного процесса, а значит, создают предпосылки для психологического насилия.
Несмотря на значимость ранее выполненных исследований о роли нравственно-волевого компонента в вопросе формирования личности спортсмена остаются малоизученными специфические особенности процесса становления личности учащихся, и факторы влияющие на психологическую безопасность в ДЮСШ.
Обеспечение психологической безопасности в образовательной среде общеобразовательной школы возможно через совместную деятельность педагога и учащегося, которым посвящены работы В.И. Зинченко, А.А. Леонтьева, Е.Б. Моргунова, Л.Б. Эльконина. Формирование личности школьника ДЮСШ в процессе спортивной деятельности есть педагогически организованный поэтапный процесс, в ходе которого возникает мотивационно-поведенческая устойчивость, формируется целеустремленность, личностная позиция юных спортсменов. Источником взаимосвязей компонентов образовательной среды выступает взаимодействие в системе «ученик – тренер – детская спортивная группа», обусловливающей содержание спортивной деятельности, субъект-субъектные позиции воспитанников и педагогов-тренеров. Последние через внимание, сочувствие, содействие, взаимопонимание формируют необходимую образовательную среду, которая позволяет развивать и совершенствовать двигательные навыки. Сущностью содержательно-динамичного саморегулятивного процесса обучения в ДЮСШ выступает зависимость от соразмерности развития нравственных и волевых качеств, что должно быть основой психологической безопасности учащихся.
При гармоничном развитии личности юных спортсменов создается устойчивый и действенный базис, обеспечивающий оптимальную регуляцию сознания и поведения. В противном случае процесс образования усложняется, создаются угрозы для психологического здоровья, связанные с односторонне развитыми чертами личности будущих спортсменов, что будет сказываться на их низких адаптационных способностях, вести к конфликтам в социальном взаимодействии.
Важной особенностью, которую необходимо учитывать при реализации принципов психологической безопасности образовательной среды ДЮСШ, является учет вида спорта, которым занимается учащийся. Так, например, в циклических и скоростно-силовых видах преодолевающих упражнений с ограниченным техническим содержанием задатки и способности обнаруживаются уже на ранних этапах подготовки и даже при наборе. В сложнокоординационных видах с ситуативными условиями, ведущим критерием для набора будут не столько текущие физические способности и даже не столько исходная координированность, ибо она имеет свои сенситивные периоды развития, сколько мотивация к занятиям.
Игровые виды спорта в большей мере формируют у юных спортсменов навыки общения в социальной группе. Отметим, каждая спортивная команда представляет собой в первую очередь социальную группу, которая характеризуется не только формальной, но и неформальной структурой, в основе которой лежат социально-психологические связи между ее членами. Следовательно, психологическая безопасность образовательной среды в ДЮСШ по игровым видам спорта в большей мере нуждается в исследовании с точки зрения социального взаимодействия.
Рассматривая данную проблему, отметим, что часто специфическим ядром детского спорта высших достижений является эгоцентризм спортивных учреждений, который подкрепляется идеологической защитой тренеров, функционеров и судей. Данные факторы являются базисом для негативного психологического воздействия и насилия. Речь идет о художественных видах спорта (художественная гимнастика, фигурное катание, спортивные танцы), в которых специфически понятые формы квазиженственности выступают как важная проблема. При этом мы говорим не только о детях, но об общности детей и взрослых, тесной взаимосвязи отношений, в которых они находятся, что составляет сложность при реализации любых психолого-педагогических воздействий.
Причинами психологического насилия в образовательной среде ДЮСШ могут становиться средовые условия, и межличностные взаимоотношения учителей, учащихся и их родителей. Крайне важны представления о психологическом насилии, имеющиеся у педагогов-тренеров. В ДЮСШ негативное психологическое воздействие (психологическое насилие) в отношении учащихся может реализовываться в следующих формах: унижение (как оскорбления, унижающие достоинство), угрозы, негативное или недоброжелательное отношение, социальная изоляция, принуждение (создание обстоятельств, вынуждающих делать что-то против желания), психологическое подавление. Каждая из этих форм нуждается в конкретизации в зависимости от вида спорта и возраста занимающегося.
Выделим психолого-педагогические условия эффективного образования учащихся ДЮСШ, учитывающие обозначенные выше характеристики психологической безопасности образовательной среды:
-
Диагностика личностных особенностей учащихся как условие индивидуализации образовательного процесса;
-
Прогнозирование и реализация личностного и социально-ценностного результата спортивной деятельности каждого учащегося;
-
Конструирование целей спортивной деятельности, адекватных интересам, психофизическим особенностям, личностному и социальному развитию юных спортсменов;
-
Комплексное использование индивидуальных, групповых и коллективных форм взаимодействия учащихся;
-
Стимулирование самодеятельности и самостоятельности учащихся, адекватных их психологической зрелости и физической нагрузке;
-
Создание субъект-субъектных отношений между учащимися и педагогами-тренерами с уважительным отношением к личности;
-
Создание среды взаимопонимания, доброжелательные взаимоотношения и дисциплина;
-
Систематический анализ и оценка педагогом-тренером и учащимися результатов образовательной деятельности, мотивов поступков и действий учащихся ДЮСШ вне контекста спорта.
В заключении отметим, что проблема психологической безопасности образовательной среды детско-юношеских спортивных школ является перспективным прикладным направлением психологической науки. Данные исследования должны опираться на научный базис теории психологической науки, а также теорию и методику юношеского спорта. Психологическая безопасность образовательной среды ДЮСШ должна рассматриваться во взаимосвязи с понятиями «защищенность», «социальная среда» и «угроза». Одним из важных факторов, создающих угрозу психологической безопасности ребенка в ДЮСШ, является ориентация тренеров на высокую результативность учащихся. Конкурентная среда внутри ДЮСШ, а также за ее пределами в рамках проведения спортивных соревнований является как условием формирования значимых для спортивной деятельности психологических качеств учащихся, так и фактором негативного влияния на психологическую безопасность, фактором насилия. Важной особенностью, которую необходимо учитывать при реализации принципов психологической безопасности образовательной среды ДЮСШ, является учет вида спорта, которым занимается подросток. Разумеется, данная статья не исчерпывает обозначенную проблему, но скорее является предложением к открытию многоуровневого диалога с администрацией ДЮСШ, тренерами и психологами.
Литература
- Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.
- Андреева Г.М. Социальная психология: учеб. для фак. психологии ун-тов. М.: Моск. гос. ун-та, 1980.
- Баева И.А. Концепция психологической безопасности образовательной среды. М.:МГППУ. 2007
- Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. № 1. C. 23-25.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психол. исследование. М.: Просвещение, 1968.
- Вуден Д. Современный баскетбол / Пер. с англ. М.: ФиС, 1987.
- Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. М.: Сов. спорт, 2007.
- Кабаченко Т.С. Психологическая безопасность как одно из измерений безопасности общества // Акмеология. 2002, №1.
- Ерегин С.В. Проблемы детско-юношеского спорта в новых экономических условиях // Современный олимпийский спорт и спорт для всех: 7 Междунар. науч. конгр.: Материалы конф., 24-27 мая 2005 г. М., 2005. Т. 3. С. 87-88.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: AKADEMIA: Смысл, 2004.
- Матвеев Л. К теории построения спортивной тренировки // Теория и практика физ. культуры. 1991. № 12.
- Ильин Е.П. Психология спорта: современные направления в психологии. Л.: Министерство высшего и среднего специального образования РСФСР, 1989.
- Пономарев П.Л. Психолого-педагогическое воздействие тренера ДЮСШ по баскетболу // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Современный баскетбол – настоящее и будущее». М., 2009.
- Родионов А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат. М.: ФиС, 1983.
- Рыжонкин Ю.Я. Практика организации спортивно-игровой команды. Психология спортивной деятельности. Казань: Казанский гос. Университет, 1985.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 5137
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 11