Религия и аддиктивное поведение студентов: мотивационные аспекты
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: химические аддикции, иностранные студенты, миграция, адаптация, религия
Рубрика издания: Секционные заседания
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Сидоров П.И., Соловьев А.Г., Харькова О.А. Религия и аддиктивное поведение студентов: мотивационные аспекты // Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация.
Фрагмент статьи
Во многих религиях есть жесткие запреты и осуждения на потребление алкоголя и других психоактивных веществ (ПАВ). Некоторые из них, например, христианство, не выступают как непримиримые антагонисты потребления, однако в отношении вина истинный христианин, как и во многом другом, должен соблюдать строгую умеренность. Иудаизм в своем отношении к алкоголю близок христианству и провозглашает умеренность в употреблении алкогольных напитков и полное воздержание от них в определенных случаях. Ислам запрещает человеку употреблять все, что может вызвать алкогольную интоксикацию - это касается и спиртных напитков, и наркотиков. В целом, мировые религии не одобряют или полностью запрещают пьянство, но сама проблема среди верующих не исчезает, и решение вопроса - пить или нет - полностью зависит от каждого конкретного человека и глубины его веры.
Вопросы потенциального приобщения к употреблению ПАВ могут встать при вынужденной миграции людей за границу - на территории с другой религиозной принадлежностью, с необходимостью вести другой образ жизни, не соотносимый с их верой, чтобы стать частью того социума, в который они мигрировали. В наибольшей степени это относится к молодым людям, в том числе – студентам, мигрирующим на длительное время, например, в «алкоголефильные» страны, – как лицам с неустоявшимся психологическим статусом и не способным противостоять новым социальным соблазнам при ослаблении религиозных запретов.
<...>
Полный текст
Во многих религиях есть жесткие запреты и осуждения на потребление алкоголя и других психоактивных веществ (ПАВ). Некоторые из них, например, христианство, не выступают как непримиримые антагонисты потребления, однако в отношении вина истинный христианин, как и во многом другом, должен соблюдать строгую умеренность. Иудаизм в своем отношении к алкоголю близок христианству и провозглашает умеренность в употреблении алкогольных напитков и полное воздержание от них в определенных случаях. Ислам запрещает человеку употреблять все, что может вызвать алкогольную интоксикацию - это касается и спиртных напитков, и наркотиков. В целом, мировые религии не одобряют или полностью запрещают пьянство, но сама проблема среди верующих не исчезает, и решение вопроса - пить или нет - полностью зависит от каждого конкретного человека и глубины его веры.
Вопросы потенциального приобщения к употреблению ПАВ могут встать при вынужденной миграции людей за границу - на территории с другой религиозной принадлежностью, с необходимостью вести другой образ жизни, не соотносимый с их верой, чтобы стать частью того социума, в который они мигрировали. В наибольшей степени это относится к молодым людям, в том числе – студентам, мигрирующим на длительное время, например, в «алкоголефильные» страны, – как лицам с неустоявшимся психологическим статусом и не способным противостоять новым социальным соблазнам при ослаблении религиозных запретов.
Существуют отдельные исследования, показавшие взаимосвязь между табакокурением, алкоголизацией и вероисповеданием. В то же время, они основаны на разобщенном изучении взаимосвязи между употреблением ПАВ и религиозной принадлежности. В них не содержится информации о мотивации употребления тех или иных ПАВ при смене местожительства и переезде на территорию с другим отношением макросоциума к их приему.
Вышеизложенное требует разработки нового методического инструментария, который позволит изучить факторы мотивации приобщения студентов к химическим аддикциям и разработать мероприятия по первичной и вторичной профилактике зависимости с учетом вероисповедания, что и явилось целью настоящей работы.
Для ее достижения в Северном государственном медицинском университете – многонациональном ВУЗе г.Архангельска - нами разработана методика изучения факторов мотивации к химическим аддикциям и степени отказа от них студентов с учетом национальных, культуральных и религиозных особенностей при переезде на жительство в другие национальные территории, и согласованная - с учетом социально-этических аспектов - с руководителями региональных религиозных организаций. Тесты, предлагаемые студентам на русском или английском языках, содержат вопросы, как открытого, так и закрытого характера; в случае открытых – необходимо дописать ответы в специально отведенном месте, закрытых - отметить одну из предложенных опций.
Структурной особенностью данной методики является комплексный социально-психологический и токсикологический динамический подход к изменению отношения к употреблению ПАВ в процессе адаптации к новым национально-культуральным и религиозным условиям среды; оценке знаний и особенностей начала их употребления в соответствии с требованиями и морально-этическими ограничениями социума; анализу мотивационных аспектов потребления/отказа приема ПАВ.
Использование предлагаемого подхода дает возможность:
-
изучить социально-экономический и религиозный аспекты химических аддикций;
-
выяснить межнациональную информированность о негативном (позитивном?) влиянии ПАВ на организм человека;
-
установить ведущие мотивы употребления ПАВ с учетом вероисповедания и отказа от них;
-
определить отношение религии к употреблению ПАВ;
-
повысить эффективность укрепления межнационального согласия;
-
обозначить индивидуальные методы психологической помощи по снижению интенсивности или отказу от приема ПАВ с учетом национальных, культуральных и религиозных особенностей;
-
способствовать повышению эффективности социально-психологической адаптации в рамках университетской программы по адаптация студентов к обучению в ВУЗе;
-
мониторировать наркоситуацию среди подростков и молодежи для координации национальной политики на межведомственном уровне.
Для повышения эффективности тестирования и анкетирования студентов применяется успешно используемый нами в профилактических программах принцип молодежного волонтерского движения «сверстник помогает сверстнику» - с привлечением к работе в качестве волонтеров российских и иностранных студентов с учетом их национальной принадлежности для целенаправленной работы с национальными группами.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2330
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 5