Уважаемые коллеги!
22-23 апреля 2011 года в Московском городском психолого-педагогическом университете состоялась первая Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация», целью которой стала консолидация усилий отечественных и зарубежных ученых и практиков по выработке стратегии качества реабилитации и профилактики аддиктивного поведения.
Вопросы профилактики и реабилитации в области зависимости актуальны как никогда в связи с новой волной роста наркомании, алкоголизации, никотиновой зависимости, компьютерной и Интернет-зависимости, лудомании и других видов аддикций среди молодежи нашей страны. Сегодня зависимость представляет собой основную часть всех поведенческих и личностных расстройств и является основным фактором, разрушающим физическое и психическое здоровье нации. К тому же зависимость, особенно наркомания и алкоголизм, является основой проявления асоциального и преступного поведения, вандализма и терроризма среди всех возрастных групп населения, особенно среди молодежи. Известно, что самый надежный путь борьбы с серьезным фактором вреда для здоровья - зависимостью - это его профилактика через снижение факторов риска и активизацию факторов защиты.
К сожалению, в нашей стране до сих пор широко не осваивается системный анализ имеющейся отечественной и зарубежной теоретической и научно-практической мысли прошлого и настоящего в области профилактики аддикций и реабилитации лиц с зависимостями. В научной литературе недостаточно представлены исследования из истории развития подходов в области профилактики зависимости, реабилитации лиц с зависимостями и сопровождения выздоравливающих. Отечественными учеными делаются первые шаги по моделированию профилактических вмешательств, разработанных на основе научных исследований с раскрытием основ доказательной психологии, педагогики, социологии в области предотвращения зависимого поведения. Наличие этих проблем и определило задачи Конференции:
-
Ознакомление с фундаментальными и прикладными отечественными и зарубежными исследованиями в области профилактики аддикций и реабилитации лиц с зависимостями.
-
Анализ ресурсного обеспечения профессиональной подготовки кадров для профилактической и реабилитационной деятельности в области предотвращения зависимого поведения.
-
Становление связей и налаживание обмена международным опытом в сфере научной деятельности и подготовки кадров в области профилактики и реабилитации зависимостей.
-
Формализация подходов к созданию института признания стандартов профилактического вмешательства и реабилитации в сфере психологической, педагогической и социальной практик.
-
Выработка предложения в адрес федеральных и региональных органов исполнительной власти в сфере образования по признанию статуса конференции как главного координатора по разработке стандартов качества в области профилактики аддикций и реабилитации лиц с зависимостями.
В Сборнике материалов конференции отражены опыт и проблемы профилактической и реабилитационной работы в сфере аддиктивного поведения, как за рубежом, так и в различных регионах России.
Редакторы Сборника благодарят всех участников, поддержавших инициативу Московского городского психолого-педагогического университета в организации и проведении Конференции и предоставивших свои материалы. Особую благодарность выражаем Мартину Койману - лауреату премии Европейской федерации терапевтических сообществ за вклад в практическую деятельность, обучение и исследования в области терапевтических сообществ, вице-президенту Всемирной и Европейской федераций терапевтических сообществ, председателю Фонда профилактики наркомании среди подростков – за его активную и содержательную помощь в работе конференции.
Надеемся, что материалы Сборника помогут в практической работе и теоретическом осмыслении задач, стоящих перед специалистами в области профилактики аддиктивного поведения, реабилитации лиц с зависимостями и социального сопровождения выздоравливающих.
В.В. Барцалкина, кандидат психологических
наук,
Н.Б. Флорова, кандидат биологических наук,
В.В.
Аршинова, кандидат психологических наук