Особенности образа тела у подростков, склонных к Интернет зависимому поведению, и его коррекция
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: Секционные заседания
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Меркурьева Ю.А. Особенности образа тела у подростков, склонных к Интернет зависимому поведению, и его коррекция // Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация.
Фрагмент статьи
Интернет - зависимое поведение - достаточно новая, но уже крайне популярная тема для обсуждения в среде специалистов. Как показывают данные мониторинга аудитории пользователей Интернета (www.monitoring.ru), в России с 1992 по 2004 гг. удельный вес в ней подростков увеличился с 2% до 25%, т.е. подростки становятся все более активными пользователями сети, в связи с чем и увеличиваются случаи Интернет-аддикции среди молодежи. Особенно важной для исследования нам представляется именно эта аудитория, потому как возрастные и социальные изменения в подростковом возрасте являются фактором риска развития зависимости, в том числе и Интеренет-зависимого поведения. Доступность интернета, относительная социальная одобряемость и некомпетентность еще больше увеличивают риск злоупотребления Интернетом.
Признавая вклад уже существующих исследований в развитие этого направления, мы также стремимся изучить и расширить знания в области феноменологии Интернет - аддикции. Практический смысл всех исследований заключается в том, что конечной целью должны являться точные и научно обоснованные выводы относительно специфики характера и личности лиц, проявляющих ту или иную форму зависимого поведения, что позволит направить профилактические и коррекционные меры на источники столь проблемного поведения.
<...>
Полный текст
Интернет - зависимое поведение - достаточно новая, но уже крайне популярная тема для обсуждения в среде специалистов. Как показывают данные мониторинга аудитории пользователей Интернета (www.monitoring.ru), в России с 1992 по 2004 гг. удельный вес в ней подростков увеличился с 2% до 25%, т.е. подростки становятся все более активными пользователями сети, в связи с чем и увеличиваются случаи Интернет-аддикции среди молодежи. Особенно важной для исследования нам представляется именно эта аудитория, потому как возрастные и социальные изменения в подростковом возрасте являются фактором риска развития зависимости, в том числе и Интеренет-зависимого поведения. Доступность интернета, относительная социальная одобряемость и некомпетентность еще больше увеличивают риск злоупотребления Интернетом.
Признавая вклад уже существующих исследований в развитие этого направления, мы также стремимся изучить и расширить знания в области феноменологии Интернет - аддикции. Практический смысл всех исследований заключается в том, что конечной целью должны являться точные и научно обоснованные выводы относительно специфики характера и личности лиц, проявляющих ту или иную форму зависимого поведения, что позволит направить профилактические и коррекционные меры на источники столь проблемного поведения.
В проведенном нами исследовании в 2010 году на базе одной из школ ЦАО г. Москвы мы использовали экспериментально психологический метод исследования, включавший в себя проведение тестовых методик наличия/отсутствия Интернет- зависимого поведения, а также проективных методик, направленных на исследование я-образа и образа тела, полученные данные были обработаны статистически, проведен качественный анализ проективного материала. В исследовании приняли участие 100 подростков, на момент проведения являющиеся учащимися 10-х классов. В ходе данного исследования нами были разработаны специальные критерии (с использованием как субъективных, так и объективных параметров) включения подростков в экспериментальную и контрольную группы.
Первоначально мы обследовали всю группу подростков специально разработанной анкетой (Анкета участника исследования (форма А) разработанная совместно с Феклисовым К.А, Смирновой Е.А), позволяющей оценить характер Интернет деятельности, особенности поведения, уровень социального функционирования подростка. На основе полученных данных нами были выделены 2 группы подростков:
1- экспериментальная (зависимые), 2- контрольная.
Экспериментальная группа состояла из 32 человек, критерии включения в группу следующие:
-
Наличие доступа в интернет в течении последнего года, опыт использования интернета более 1 года.
-
Наличие минимум двух из ниже следующих показателей: время пребывания в интернете не менее 3 часов в сутки, низкая социальная активность (отсутствие увлечений вне учебной деятельности, недостаток общения с друзьями вне школы) наличие он-лайн игр, азартных он-лайн игр в списке предпочитаемых интернет ресурсов.
-
Возрастные границы от 14 до 16 лет, средний возраст составил 15, 46 лет.
Контрольная группа состояла из 32 человек, критерии включения следующие:
-
Время в сутки проводимое в Интернете менее 3 часов
-
Высокая социальная активность (расширенный круг увлечений, удовлетворенность частотой встреч с друзьями)
-
Отсутствие в списке предпочитаемых интернет ресурсов он-лайн игр, азартных он-лайн игр.
Возрастные границы от 14 до 16 лет, средний возраст 15, 46 лет
Значимых различий по возрасту при анализе по критерию Манна-Уитни между двумя группами не отмечается.
Данные группы были обследованы следующими методиками:
-
Тест на интернет зависимость Кимберли Янг (адаптация Буровой);
-
Методика « Телесный образ я» ( M. Feldenkreiz, адаптация И.А. Соловьевой);
-
Методика « Рисунок человека» (K. Маховер)
Результаты исследования группы по методике « Телесный образ я» ( M. Feldenkreiz, адаптация И.А. Соловьевой) представлены в таблице №1.
Таблица № 1. Выраженность общего уровня искажений и искажений конкретных частей тела в основной группе.
Descriptive Statistics (Янг,Чен) Include condition: 1 Include cases: 2
Mean | Std.Dev. | |
ширина головы | 62,8669 | 49,69 |
ширина рта | 57,5524 | 43,9799 |
длина шеи | 60,7983 | 52,0664 |
ширина бедра |
30,5174 |
42,2194 |
Пояснения: mean- среднее, Std.Dev. – стандартное отклонение, жирным выделены параметры с наиболее высоким % искажения.
Таким образом, из таблицы № 1 мы видим, что процент искажений образа тела в целом по основной группе высокий, наиболее сильными искажениями являются искажения длины шеи, ширины головы, ширины рта, ширины бедра.
Таблица №2. Значимость различий между группами №1 и №2.
Mann-Whitney U Test (янг,чен) By variable зав Marked tests are significant at p <,05000
|
Rank Sum - Group 1 |
Rank Sum - Group 2 |
p-level |
ширина головы |
1272,000 |
1356,000 |
0,04 |
ширина шеи |
1407,500 |
1220,500 |
0,021778 |
ширина бедер |
1325,000 |
1303,000 |
0,05 |
длина шеи |
1310,000 |
1318,000 |
0,05 |
Пояснения: p-level– значимость различий между группами по критерию U Манна-Уитни, жирным выделены показатели, по которым выявлены значимые различия между подгруппами.
Из таблицы №2 видно, какие показатели искажений конкретных частей тела значимо различаются в контрольной и экспериментальной группах, это показатели ширины головы , ширины шеи, ширины бедер и длины шеи.
Из анализа по методикам « Телесный образ я» ( M. Feldenkreiz, адаптация И.А. Соловьевой); и методике К.Янг видны следующие взаимосвязи между определенными искажениями образа тела и количественных показателей по К.Янг. Повышение количества искажений образа тела, а следовательно снижение его адекватности, связано с большей выраженностью Интерент-зависимого поведения.
Учитывая качественный анализ результатов методики « Телесный образ я» ( M. Feldenkreiz, адаптация И.А. Соловьевой) мы провели анализ методики « Рисунок человека» для поиска сходных символических особенностей образа тела.
В методике «Телесный образ я» нами были выявлены следующие символические особенности образа тела:
-
уменьшение длины стопы, свидетельствующее о недостаточной устойчивости, потребности в опоре, что говорит об отсутствии как внутренней, так и внешней поддержки, неуверенности, нестабильности; удлинение шеи- тенденция к отделению телесности от сознания, а также блокирование и отделение эмоций от сознания;
-
увеличение ширины и высоты головы - высокая значимость интеллекта в системе ценностей, гиперконтроль над телесными импульсами;
-
уменьшение длины руки- нарушения, проблемы общения, уход от общения или его недостаток, недостаточная коммуникативная компетентность;
-
преуменьшение области от талии до промежности- тревога, относящаяся к сексуальности и гендерной идентичности, вызывает тенденцию контролировать свои сексуальные импульсы и их подавление;
-
увеличение ширины бедер (у девушек)- повышенное внимание к сексуальной сфере, соответствует генитальной фазе психосексуального развития, формирования гендерной идентичности, принятие поло-ролевой позиции.
В методике Рисунок человека были отмечены сходные символические особенности образа тела:
-
Проблемы опоры (неуверенность, отсутствие стабильности и т.д) : плотно сдвинутые ступни, отсутствуют или резко преуменьшены, нарисованы штриховыми линиями, стерты, неустойчивая поза. Один из признаков отмечается в 80 % рисунков.
-
Отделение чувств и эмоций от сознания: шея изображена штриховыми линиями, слабым нажимом, не прорисован стык с головой, шея изображена непропорционально тонкой, отделена полосой или воротником. Встречается в 75% рисунков.
-
Нарушение общения- руки нарисованы за спиной, в карманах, кисть пальцы отсутствуют или сильно укорочены, нарисованы множественными или штриховыми линиями. Встречается в 70 % рисунков.
-
Внимание к сексуальной сфере, подчеркивание женственности/ мужественности- подчеркнуты бедра, грудь, талия, узкие плечи в женской фигуре; мускулатура, широкие печи, узкие бедра в мужской. Характерно для 80 % рисунков. В большинстве рисунков сексуально значимые области выполнены с сильным нажимом, что говорит о напряженности в отношении темы сексуальности.
-
Недифферинцированность рисунка, наличие только границ, что говорит о нарушении контакта с телом, отсутствии знаний о нем, а также несформированном, диффузном самосознании (30% рисунков).
Таким образом, подытоживая наше эмпирическое исследование связи Интернет - зависимого поведения с особенностями образа тела и Я - Образа, опишем основные результаты.
-
Общий уровень искажений образа тела по экспериментальной группе весьма высок среднее значение искажений 467+- 80, тогда как по контрольной группе 189.
-
Испытуемые наиболее сильно искажают такие параметры образа тела, как ширина головы (на 62% от реального), длина шеи(на 30%), ширина шеи(35%), ширина бедер(на 34%),ширина рта(40%)
-
Высокие показатели по К.Янг коррелируют с увеличением процента искажений образа тела в группе.
Заключение.
Изучение особенностей образа тела и эмоциональной сферы подростков не только позволяют расширить представление о феномене интеренет зависимости, но и разработать психодиагностические, коррекционные меры по профилактике интернет зависимости.
На данный момент нами проводится проверка эффективности программы коррекции интеренет-аддикции у подростков, основанной на коррекции искажений образа тела, Я-концепции и развития самосознания. По изучению данного предмета существует недостаточно исследований, необходимо исследовать связь телесности, эмоций с формированием Интернет-зависимости у подростков.
В качестве перспектив исследования мы рассматриваем изучение связи различных компонентов образа тела с формированием Интернет-аддикции. Необходимо углубление знаний по особенностям телесности и эмоциональной сферы подростков, склонных к Интеренет-зависимому поведению. Полученные данные могут быть использованы для выявления факторов риска и для профилактики формирования Интернет-зависимости.
Литература
-
Егоров А.Ю «Нехимические аддикции» Санкт-Петербург, 2007
-
Малыгин В.Л. Интернет зависимое поведение у подростков. Клиника, диагностика, профилактика
-
Ferraro G, Caci B, DiAmico A, et al. Internet addiction disorder: an Italian study. CyberPsychology & Behavior – 2007 – vol.10 – p.170-177.
-
Goldberg Ivan, MD Web Publishing 1996-1999
-
Griffiths, M.D. Internet addiction - Time to be taken seriously? Addiction Research – 2000 – vol.8 – p.413-418.
-
Ko, C.H., Yen, J.Y., Chen, C.C., et al. Proposed diagnostic criteria of Internet addiction for adolescents // Journal of Nervous and Mental Disease –2005 – vol.193 – p.728-733.
-
Lo SK, Wang CC, Fang W: Physical interpersonal relationships and social anxiety among online game players. Cyberpsychology & behavior – 2005. – Vol.8 – p.15–20
-
Maressa Hecht Orzack, Ph.D. Web Publishing 1996-1999
-
Yen J., Yen C., Chen C., Tang T., Ko C. The association between adult ADHD symptoms and internet addiction among college students: the gender difference // Cyberpsychology & Behavior – 2009 – vol. 12 – p.187-191.
-
Егоров А.Ю «Нехимические аддикции» Санкт-Петербург, 2007
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 4208
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 6