Интернет-зависимое поведение. Клиника, проблемы диагностики. Подходы к профилактике и психологической коррекции

Общая информация

Рубрика издания: Секционные заседания

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Малыгин В.Л. Интернет-зависимое поведение. Клиника, проблемы диагностики. Подходы к профилактике и психологической коррекции // Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация.

Фрагмент статьи

Интернет-зависимое поведение — это невозможность субъективного контроля над использованием интернета, сопровождающееся отрицательным влиянием этого использования на свою жизнь (отношения, здоровье, работу, учёбу, эмоциональное и психологическое состояние) и контрпродуктивным характером деятельности в интернете.

Диагностическими критериями для интернет-зависимого поведения очевидно должны являться общие признаки, характерные для той или иной аддикции: сверхценность, толерантность, симптомы отмены, дезадаптация (конфликт с окружающими и самим собой) и рецидивы.  В тоже время вопрос о выделении интернет-зависимости в отдельную нозологическую единицу остается дискуссионным.  Вероятно, интернет-зависимость можно рассматривать  в следующих вариантах ее проявления: патологическая увлеченность интернетом, как одна из форм зависимого поведения в понимании его как доболезненного расстройства; синдром интернет-зависимости, за которым скрываются другие  психические расстройства; интернет-зависимость, как самостоятельная нозологическая единица, обусловленная взаимным патогенным влиянием характерологических черт и интернет-среды,  имеющая определенную динамику (процессуальность) психопатологических расстройств. Наиболее пригодным инструментом для диагностики интернет-зависимого поведения, в настоящее время, является тест Чена, адаптированный нами для применения в России, который, в отличие от известного теста К. Янг, позволяет выявлять  клинические признаки зависимости.

<...>

Полный текст

Интернет-зависимое поведение — это невозможность субъективного контроля над использованием интернета, сопровождающееся отрицательным влиянием этого использования на свою жизнь (отношения, здоровье, работу, учёбу, эмоциональное и психологическое состояние) и контрпродуктивным характером деятельности в интернете.

Диагностическими критериями для интернет-зависимого поведения очевидно должны являться общие признаки, характерные для той или иной аддикции: сверхценность, толерантность, симптомы отмены, дезадаптация (конфликт с окружающими и самим собой) и рецидивы.  В тоже время вопрос о выделении интернет-зависимости в отдельную нозологическую единицу остается дискуссионным.  Вероятно, интернет-зависимость можно рассматривать  в следующих вариантах ее проявления: патологическая увлеченность интернетом, как одна из форм зависимого поведения в понимании его как доболезненного расстройства; синдром интернет-зависимости, за которым скрываются другие  психические расстройства; интернет-зависимость, как самостоятельная нозологическая единица, обусловленная взаимным патогенным влиянием характерологических черт и интернет-среды,  имеющая определенную динамику (процессуальность) психопатологических расстройств. Наиболее пригодным инструментом для диагностики интернет-зависимого поведения, в настоящее время, является тест Чена, адаптированный нами для применения в России, который, в отличие от известного теста К. Янг, позволяет выявлять  клинические признаки зависимости.

Одной из наиболее важных задач в области исследования интернет-зависимого поведения является изучение факторов риска его формирования и разработка подходов к его профилактике и психотерапии. Проведенное нами исследование 420 школьников-подростков  московских школ выявило, что наиболее значимыми личностно-характерологическими факторами риска формирования интернет-зависимого поведения являются эмоциональная неустойчивость, склонность переживать одновременно порой полярные эмоции, легкая  возбудимость — даже самое слабое по силе воздействие извне способно приводить психику такого подростка к возбуждению. Одной из главных центральных особенностей интернет-зависимого подростка является чувствительность к опасности, тревожность, как следствие этого, обусловленное бегство от «суровой» реальности. Восприятие личностью подростка с интернет-зависимым поведением самого себя характеризуется ощущением чувства беспомощности, неспособности справиться с жизненными неудачами, сниженной самооценкой (уровень которой, к слову, заметно повышается после «успехов» в киберпространстве), избегания ответственности и в целом реальности, как проявления общей инфантильности личности. Таким образом, подростки со склонностью к интернет-зависимости, имеют явные нарушения в эмоциональной сфере, которые выражаются в неосознавании своих эмоций, в неумении их выражать, в сдержанности, подавлении эмоций. Возможно также неадекватное выражение эмоций, повышенный уровень агрессии, аффективные вспышки, фобические реакции. Следствием влияния таких личностных свойств является недостаточный уровень развития коммуникативных способностей как способа открыто, активно, без чувства неловкости взаимодействовать с окружающими. Интернет достаточно успешно позволяет влиять на процесс общения, в любой момент (например, в ситуации затруднения) прерывая процесс коммуникации, облегчая задачу общения, позволяя ему протекать под контролем, без страха и волнения. Обращает на себя внимание на отсутствие шизоидных черт характера среди интернет-зависимых подростков, что противоречит данным, приводимым М.Шоттон (М.Shotton, 1991). Вероятно отнюдь не аутичность и эмоциональная  холодность, свойственная шизоидной личности, является риском формирования интернет-зависимого поведения. Скорее именно излишняя эмоциональная чувствительность (тревожность,  эмоциональная неустойчивость, низкая стрессоустойчивость) наиболее часто приводят к проблемам социальной адаптации и, соответственно, к бегству  в виртуальную среду. В тоже время имеются и другие мотивы обращения к интернет-рессурсам, в частности невозможность реализации в реальной среде таких потребностей, как необходимость проявления своей излишней агрессивности или нереализованность своего нарциссизма (демонстративных черт характера), что отражает выявленную нами  неоднородность характерологических свойств интернет-аддиктов. Нами также  были выявлены особенности телесного образа «Я» среди интернет-зависимых подростков. Так, у подростков с интернет-зависимым поведением имеется склонность отделять телесность от ментальности, разделять эмоции и интеллект, изолировать собственные переживания, придавать большее значение интеллекту, что наводит на мысль о наличии представления о себе как о субъекте, связанном больше с информацией, чем с чувствами, которые в принципе слабо осознаются и различаются. Телесный аспект своего «Я» слабо дифференцирован, представление о теле в связи с половой принадлежностью носит проблемный характер. Тенденция к чрезмерному контролю побуждений проявляется в физической зажатости, скованности, тревожности, связанной с особенностями именно телесного взаимодействия. Таким образом, интернет-зависимое поведение, очевидно, может, является одним из вариантов дезадаптивного поведения, обусловленного затруднениями адаптации в социуме, вследствие дезадаптивных личностно-характерологических черт.

Очевидно, что профилактика  и психотерапия интернет-зависимого поведения в основе своей должна учитывать как особенности личностно-дезадаптивных черт, способствующих формированию зависимости, так и микросоциальную среду, в частности семью, оказывающую значительное влияние на те или иные свойства характера подростка. В процессе проводимого исследования нами разработана программа профилактики и психологической коррекции интернет зависимого поведения, в  которую вошли следующие блоки

1.Родительская компетентность в области интернет-зависимого поведения. Понятие о стилях воспитания, формирующие зависимое поведение. Интернет-зависимое поведение, как нарушение адаптации-неспособность (невозможность) подростку приспособиться к социальной среде в силу особенностей своего характера или вследствие болезни (в частности, депрессии). Стили поведения при злоупотреблении интернетом. Чего делать нельзя: наказывать, отключать интернет, лишать других удовольствий. Все эти действия не только бесполезны, но и вредны, так как подталкивают подростка к бегству из дома. Что надо делать: поддерживать подростка в преодолении возникающих жизненных трудностей, обучать новым способам преодоления кризисных ситуаций, обучать умению регулировать свои эмоции, строить отношения со сверстниками, управлять своим временем. К кому обращаться: требуются обязательная консультация врача-психотерапевта (выявление возможных депрессивных расстройств); совместная психокоррекционная работа врача-психотерапевта и клинического психолога, в том числе по разрешению семейных конфликтов; помощь школьного психолога по адаптации подростка в школе. 

2. Групповая и индивидуальная  психокоррекция эмоциональной сферы. Подростки, страдающие интернет-зависимостью, имеют нарушения в эмоциональной сфере, которые  выражаются в неосознавании своих эмоций, в неумении их выражать, в сдержанности, подавлении эмоций. Подросток, который испытывает сложности в выражении своих эмоций, будет избегать ситуаций, где может чувствовать дискомфорт, трудности в контактах, и искать более безопасный, опосредованный способ взаимодействия со средой, — например, через интернет. Все эти проявления требуют психологической коррекции, как в индивидуальном режиме, так и в групповой форме.

Теоретическая часть. Общие понятия об эмоциональной сфере: эмоциональные состояние, настроение, аффективное состояние и аффект, стресс, фрустрация. Практическая часть. Цель предлагаемых упражнений — стимулирование пробуждения и развития желаемых чувств, освобождение от нежелательных. Важно ничего не навязывать человеку, а опираться на его желания, актуальные на данном этапе развития. Предлагается использование следующих упражнений.  1.Определение чувства. 2. Карта желаемых чувств. З. Ласковые слова. 4.Вспомнить эмоции 5. «Суд над эмоциями»

3.Развитие коммуникативных навыков. Для подростка большое значение имеет социальная жизнь, оценка окружающих, принадлежность к группе, авторитет среди ровесников и взрослых. Подростков, склонных к интернет-зависимости, у которых отмечаются сложности в установлении и поддержании контактов, необходимо  обучать новым для них формам взаимодействия с окружающими, помогать в формировании отношений в реальном мире. С этой целью проводятся психокоррекционная групповая работа, тренинг коммуникативных навыков. Практическая часть.  Упражнение «Кто «Я»», «Три фразы», «Комплименты». Упражнение на навыки вербального и невербального общения-«Спина к спине», «Сидящий и стоящий».

4. Тренинги по развитию телесности Современный человек часто не целостен,  имеет слабый доступ к своему телу, не чувствует его, а порой и отвергает и, соответственно, не может получать  удовольствие от своего тела. В тоже время особое значение в формировании зрелой личности является гармоничность образа собственного»Я», в том числе телесный опыт, принятие собственного тела и чувств, эмоций, связанных с ним.  К тому же в нашей культуре традиционно тело табуируется, а ум поощряется. Подавляющее большинство психотерапевтических техник очень рассудочны. Так, в традиционном психоанализе неприемлемым является не только физический, но и визуальный контакт. Телесно-ориентированная психотерапия  исходит из единства тела и психики, преодолевая барьеры между «духовным» и «низменным», запретным и осознанным. Практическая часть. Упражнения:  «Бережный контакт»; «Медуза»; «Опорные пробы»; «Глубокое дыхание».

Разработанная нами программа профилактики и психокоррекции интернет-зависимого поведения в настоящее время проходит апробацию в школах Москвы.

Информация об авторах

Малыгин Владимир Леонидович, доктор медицинских наук, профессор, , заведующий кафедрой психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии, Российский университет медицины (ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Минздрава России), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0269-7361, e-mail: malyginvl@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 8894
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 12