Переосмысляя Google-эффект: целесообразность забывания сохраненного на внешнем носителе материала

0

Аннотация

Опасения общества относительно негативного влияния цифровизации на познавательные способности человека во многом связаны с публикацией данных о так называемом Google-эффекте — снижении мнемической продуктивности после сохранения информации на цифровые устройства («цифровая амнезия»). Попытки репликации Google-эффекта показали его воспроизводимость исключительно при условии наличия уверенности в возможности последующего доступа к сохраненному материалу, что поддерживает гипотезу о целесообразном (а не автоматическом) характере данного психологического феномена. Развитие гипотезы о деятельностной детерминации Google-эффекта предполагает его яркое проявление в случае сочетания на этапе кодирования низкой субъективной вероятности востребованности материала в будущем и высокой вероятности легкого доступа к носителю. Google-эффект не должен наблюдаться при противоположных условиях. Методологически важна проверка устойчивости эффекта не столько при эксплицитном тестировании запоминания, сколько в отношении способности отсроченно использовать информацию при решении релевантных задач. Эмпирическое исследование было организовано в формате компьютерной игры, где участники (N = 69, M = 20 лет) играли роль детектива, который на первом этапе имел возможность ознакомиться с игровыми «уликами» преступления, получал сведения о релевантности каждой из них для дальнейшего расследования (требуется запомнить улику, не запоминать, нет четкой цели) и производил с ними обоснованные в игровой логике действия (удалить, сохранить, пропустить). На втором этапе через неделю моделировалась ситуация новой игровой задачи на узнавание целевых стимулов среди дистракторов. Результаты показали превосходство в узнавании удаленных релевантных «улик» над сохраненными или пропущенными релевантными «уликами». В то же время нерелевантные «улики» узнавались на одном уровне вне зависимости от совершенной над ними операции, но значимо лучше уровня угадывания. Таким образом, мнемический эффект экстернализации материала на цифровых носителях определялся именно прогнозом целесообразного использования материала в целостной деятельности.

Общая информация

Ключевые слова: цифровое общество, опосредствование, google-эффект, амнезогенный прием, экстернализация

Рубрика издания: Эмпирические и экспериментальные исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2024.306

Финансирование. Работа выполнена в рамках госзадания ИП РАН № 0138-2024-0005.

Получена: 09.03.2024

Принята в печать:

Для цитаты: Взорин Г.Д., Букинич А.М., Нуркова В.В. Переосмысляя Google-эффект: целесообразность забывания сохраненного на внешнем носителе материала // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2024. Том 14. № 3. С. 498–515. DOI: 10.21638/spbu16.2024.306

Литература

Выготский Л. С., Запорожец А. В. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2: Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1984.

Корнилова Т. В., Тихомиров О. К. Принятие интеллектуальных решений в диалоге с компьютером. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.

Ласьков Г. Д., Букинич А. М., Нуркова В. В. Мнемический «Google-эффект» при имитации деятельности детектива // Цифровое общество в культурно-исторической парадигме. М.: МПГУ, 2019. С. 195–202.

Морошкина Н. В., Зверев И. В., Нездоймышапко Л. А., Тихонов Р. В. Метакогнитивный мониторинг и контроль в ситуации распределенного познания // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2023. Т. 13, № 3. С. 324–346.

Нуркова В. В. Эволюционный поворот культурно-исторической психологии и теория когнитивных гаджетов: аналоги или гомологи? // Вопросы психологии. 2019. № 4. С. 29–40.

Пылаева Н. М., Ахутина Т. В. Нейропсихология и школа // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2012. № 2. С. 116–122.

Степанова М. А. Интериоризация и/или экстериоризация // Вопросы психологии. 2021. № 2. С. 91–105.

Тихомиров О. К. Искусственный интеллект и психология. М.: Наука, 1976.

Файола Э., Войскунский А. Е., Богачева Н. В. Человек дополненный: становление киберсознания // Вопросы философии. 2016. № 3. С. 147–162.

Фаликман М. В. Цифровое опосредствование: новые рубежи культурно-исторического подхода // Вопросы психологии. 2020. № 2. С. 3–14.

Bono R., Alarcón R., Blanca M. J. Report quality of generalized linear mixed models in psychology: A systematic review // Frontiers in psychology. 2021. Vol. 12. P. 666182. https://doi.org/10.3389/fp-syg.2021.666182

Brabazon T. The Google effect: Googling, blogging, wikis and the flattening of expertise // Libri. 2006. Vol. 56, no. 3. P. 157–167. http://dx.doi.org/10.1515/LIBR.2006.157

Brinkmann L., Bauman F., Bonnefon J. F., Derex M., Müller Th. F., Nussberger A. M., Czaplicka A., Acerbi A., Griffits Th. L., Henrich J., Leibo J. Z., McElreath R., Oudeyer P. Yv., Stray J., Rahwan I. Machine culture // Nature Human Behaviour. 2023. Vol. 7, no. 11. P. 1855–1868.

Chu K. Agent-technology interactions: Is the computer a transactive memory partner? Dissertation Thesis. Sydney: University of Sydney, 2015.

Dellermann D., Ebel P., Söllner M., Leimeister J. M. Hybrid intelligence // Business & Information Systems Engineering. 2019. Vol. 61, no. 5. P. 637–643.

Fabri L., Häckel B., Oberländer A. M., Rieg M., Stohr A. Disentangling human-AI hybrids-conceptualizing the interworking of humans and AI-enabled systems // Business & Information Systems Engineering. 2023. Vol. 65, no. 6. P. 623–641.

Friede E. T. Googling to forget: The cognitive processing of Internet search: CMC Senior Theses. Claremont: Claremont McKenna College, 2013.

Gliebus G. P. Memory dysfunction // Continuum: Lifelong Learning in Neurology. 2018. Vol. 24, no. 3. P. 727–744.

Heiling H. M., Rashid N. U., Li Q., Ibrahim J. G. glmmPen: High dimensional penalized generalized linear mixed models // The R Journal. 2024. Vol. 15, no. 4. P. 106–128.

Heyes C. Cognitive gadgets: The cultural evolution of thinking. Harvard: Harvard University Press, 2018.

Johnson B. Learning disabilities in children: Epidemiology, risk factors and importance of early intervention // BMH Medical Journal. 2017. Vol. 4, no. 1. P. 31–37.

Pinker S. Not at all // Is the Internet changing the way you think? The net’s impact on our minds and future / J. Brockman (ed.). New York: HarperCollins, 2011. P. 86–87.

Rajaram S., Marsh E. Cognition in the Internet age: What are the important questions? // Journal of Applied Research in Memory and Cognition. 2019. Vol. 8. P. 46–49. https://psycnet.apa.org/doi/10.1016/j.jarmac.2019.01.004

Risko E. F. Examining the implications of internet usage for memory and cognition: Prospects and promise // Journal of Applied Research in Memory and Cognition. 2019. Vol. 8, no. 1. P. 36–39.

Schooler J. N., Storm B. C. Saved information is remembered less well than deleted information, if the saving process is perceived as reliable // Memory. 2021. Vol. 29, no. 9. P. 1101–1110.

Schwartz A. E., Hopkins B. G., Stiefel L. The effects of special education on the academic performance of students with learning disabilities // Journal of Policy Analysis and Management. 2021. Vol. 40, no. 2. P. 480–520.

Skulmowski A. The cognitive architecture of digital externalization // Educational Psychology Review. 2023. Vol. 35, no. 4. P. 1–21.

Sparrow B., Liu J., Wegner D. M. Google effects on memory: Cognitive consequences of having information at our fingertips // Science. 2011. Vol. 333, no. 6043. P. 776–778.

Storm B. C., Soares J. S. Memory in the digital age // M. J. Kahana, A. D. Wagner (eds). Handbook of Human Memory: Foundations and applications. Oxford: Oxford University Press, 2021.

Tattersall I. Evolution, genes, and behavior // Zygon. 2001. Vol. 36, no. 4. P. 657–666.

Ward A. F. Supernormal: How the Internet is changing our memories and our minds // Psychological Inquiry. 2013. Vol. 24, no. 4. P. 341–348.

Wegner D. M. Transactive memory: A contemporary analysis of the group mind // Theories of Group Behavior. New York: Springer New York, 1987. P. 185–208. 

Информация об авторах

Взорин Глеб Дмитриевич, аспирант, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова (ФГБОУ ВО МГУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2034-8007, e-mail: g.vzorin@mail.ru

Букинич Алексей Михайлович, студент 6-го курса кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (ФГБОУ ВО «МГУ имени М.В. Ломоносова»), научный сотрудник Психологического института Российской академии образования (ФГБНУ «ПИ РАО»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0422-4717, e-mail: aleksey.bukinich@mail.ru

Нуркова Вероника Валерьевна, доктор психологических наук, профессор факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, ведущий научный сотрудник Школы антропологии будущего Института социальных наук, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (ФГБОУ ВО «РАНХиГС»),доцент факультета специальной психологии МГППУ, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3117-3081, e-mail: vernur@yahoo.com

Метрики

Просмотров

Всего: 5
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 0
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0