Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология
2023. Том 13. № 3. С. 347–361
doi:10.21638/spbu16.2023.304
ISSN: 2658-3607 / 2658-6010 (online)
Информационная идентичность и восприятие информации как новая цифровая повседневность
Аннотация
Психология повседневности исследуется уже давно и накопила много новых данных, чего нельзя сказать о ее специфике в контексте цифрового общества как цифровой повседневности. Недостаточно изучены также индивидуальные и личностные характеристики цифровой повседневности. Это прежде всего определяется новыми аспектами транспарентности, которые в настоящее время связаны со страхом потери личных и финансовых данных. Данная тревожность отражается и в особенности ведения своих профилей в Сети и увеличении доли закрытых профилей. Цифровая повседневность проявляется и в исчезновении барьера между реальным и виртуальным пространствами, а также в тождестве между эмоциональным включением, погружением в сетевое пространство и пространство кинофильмов и сериалов. Мотивационные и возрастные факторы, которые влияют на выбор социальных сетей и мессенджеров, также нуждаются в дальнейшем изучении. Цель статьи — теоретически проанализировать трудности, возникающие в цифровой повседневности и эмпирически исследовать новые тенденции в развитии информационной идентичности и восприятии информации. Проведено два исследования. Первое было посвящено изучению ведущего способа восприятия и переработки информации и его связи с уровнем информационной осведомленности и стилем информационной идентичности в двух возрастных группах — молодых, от 16 до 27 лет (N = 100), и людей среднего возраста от 27 до 50 лет (N = 80). Второе исследование было посвящено изучению связи стиля информационной идентичности и шкалы приверженности с удовлетворенностью жизнью в информационном обществе. Респондентами в данном случае были молодые люди, студенты московских вузов в возрасте от 17 до 25 лет (N = 100). Выявлено, что информационная осведомленность в старшей возрастной группе намного выше, чем в группе молодых людей, в то же время дигитальный способ восприятия и переработки информации в обоих возрастных группах примерно одинаков и превышает процент людей с другими ведущими модальностями. Точно так же информационный стиль идентичности намного более характерен для людей разного возраста. Таким образом, если информационная идентичность помогает лучше ориентироваться в потоке поступающей информации, то диффузный стиль помогает выбрать актуальную для данной ситуации информацию. При этом именно нормативный, а не информационный или диффузный стили в большей степени связан с удовлетворенностью жизнью.
Общая информация
Ключевые слова: цифровое общество, информация, цифровизация, осведомленность, идентичность
Рубрика издания: Эмпирические и экспериментальные исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2023.304
Финансирование. Исследование выполнено при поддержке РНФ, проект № 19-18-00516 «Транзитивное и виртуальное пространства — общность и различия».
Получена: 27.04.2023
Принята в печать:
Для цитаты: Марцинковская Т.Д., Андреева Н.А., Преображенская С.В. Информационная идентичность и восприятие информации как новая цифровая повседневность // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2023. Том 13. № 3. С. 347–361. DOI: 10.21638/spbu16.2023.304
Литература
Андреева (Голубева) Н. А. Личностные и ситуационные факторы цифровой идентичности в современном транзитивном мире // Новые психологические исследования. 2022. Т. 2, вып. 4. С. 29–49. https://doi.org/10.51217/npsyresearch_2022_02_04_02
Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.: Академия, 1999.
Дубовская Е. М., Сат М. Д. К вопросу о специфичности информационной социализации в разных этнокультурных средах // Новые психологические исследования. 2022. Т. 2, вып. 4. С. 117–140. https://doi.org/10.51217/npsyresearch_2022_02_04_06
Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000.
Леонтьев Д. А., Осин Е. Н. Краткие русскоязычные шкалы диагностики субъективного благополучия: психометрические характеристики и сравнительный анализ // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2020. Вып. 1. С. 117–142. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.1.06
Мартин Д. Психологические эксперименты. Секреты механизмов. СПб.; М.: Прайм-Еврознак; Нева, 2002.
Марцинковская Т. Д. Личностные границы пространства и времени в ситуации депривации по COVID-19 // Вопросы психологии. 2020. Т. 6, вып. 4. С. 104–114.
Марцинковская Т. Д. Динамика психологического благополучия в ситуации транзитивности и пандемии // Новые психологические исследования. 2022. Т. 2, вып. 2. С. 88–102. https://doi.org/10.51217/npsyresearch_2022_02_02_05
Марцинковская Т. Д., Преображенская С. В. Информационная социализация студентов в транзитивном мире // Вопросы психологии. 2020. Вып. 3. С. 45–56.
Миллс Ч. Р. Властвующая элита. М.: Директ-Медиа, 2007.
Орестова В. Р., Филиппова О. С. Психологические характеристики людей, активно использующих виртуальное и дополнительное пространства // Вестник РГГУ. Сер. Психология. Педагогика. Образование. 2022. Вып. 4. С. 41–56. https://doi.org/10.28995/2073-6398-2022-4-41-56
Преображенская С. В. Идентичность молодежи с разной степенью склонности к интернет-зависимости // Психология стресса и совладающего поведения: вызовы, ресурсы, благополучие: материалы V Международной научной конференции. Кострома, 2019. С. 403–407.
Тоффлер Э. Шок будущего. М.: ACT, 2002.
Berzonsky М. Identity formation: The role of identity processing style and cognitive processes // Personality and Individual Differences. 2008. Vol. 44. P. 645–655.
Suler J. Psychology of the digital age: Humans become electric. Cambridge: Cambridge University Press, 2016.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 232
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 18
Скачиваний
Всего: 267
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 10