Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология
2024. Том 14. № 3. С. 545–560
doi:10.21638/spbu16.2024.309
ISSN: 2658-3607 / 2658-6010 (online)
Влияние ситуативных факторов на изменение психического состояния в зависимости от уровня развития рефлексии (на примере учебной деятельности студентов)
Аннотация
При рассмотрении детерминант психического состояния наиболее актуальными предстают исследования отношений «ситуация — психическое состояние», так как данная взаимосвязь открывает возможности для понимания глубинных механизмов детерминации и регуляции психических состояний в разнообразных ситуациях жизнедеятельности. В данном контексте малоизученной остается категория ситуации как элемента в структуре психических явлений. При этом успешность обучения студентов зависит от грамотно выстроенной учебной ситуации как структурной единицы учебной деятельности, включающей в себя разноплановые факторы, психические состояния студентов, их характерологические особенности и др. Изучая роль влияния ситуативных факторов на психические состояния студентов в процессе обучения, можно отметить, что в разных учебных ситуациях факторам, влияющим на психическое состояние, отводится косвенное значение. Поэтому целью данной статьи было рассмотреть влияние ситуативных факторов на изменение состояния в зависимости от уровня развития рефлексии на примере учебной деятельности студентов. Эмпирическое исследование проводилось в двух реальных ситуациях учебной деятельности (лекция и экзамен). Занятие прерывалось, и респондентов просили ответить на вопросы методик. В исследовании приняли участие 130 респондентов: 98 девушек и 32 юноши. Все студенты — психологи первого и второго курсов, средний возраст которых составил 21 год. Методы исследования включали логико-теоретический анализ научной литературы, метод тестирования и, на этапе обработки результатов, методы математической статистики. Выявлено, что в ситуации лекции переживаются состояния низкого уровня психической активности; в ситуации экзамена — состояния высокого уровня. Установлено, что в ситуации лекции влияние на изменение психического состояния низко- и высокорефлексивных респондентов оказывают следующие факторы: «Социальное взаимодействие», «Действие и поведение». В ситуации экзамена на респондентов с высоким уровнем рефлексии оказывает влияние фактор «Телесные проявления».
Общая информация
Ключевые слова: психическое состояние, жизнедеятельность, социально-психологические детерминанты поведения, рефлексивность
Рубрика издания: Эмпирические и экспериментальные исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2024.309
Получена: 16.11.2023
Принята в печать:
Для цитаты: Макарчева А.В. Влияние ситуативных факторов на изменение психического состояния в зависимости от уровня развития рефлексии (на примере учебной деятельности студентов) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2024. Том 14. № 3. С. 545–560. DOI: 10.21638/spbu16.2024.309
Литература
Chan, C. K. Y., Lee, K. K. W. (2021). Reflection literacy: A multilevel perspective on the challenges of using reflections in higher education through a comprehensive literature review. Author links open overlay panel. Educational Research Review, 32. https://doi.org/10.1016/j.edurev.2020.100376
Chernov, A. V. (2019). Reflection and mental states: textbook. Kazan, Kazan University Press. Available at: https://e.lanbook.com/book/147177 (accessed: 01.08.2023). (In Russian)
Gondo, D., Bernardeau-Moreau, D., Campillo, Ph. (2023). Student stress and the effects of relaxation: A study conducted at the University of Lille in Northern France. Social Sciences, 12 (6), 318. https://doi.org/10.3390/socsci12060318
Iusupov, M. G. (2020). Cognitive mental states: Phenomenology and patterns. Kazan, AN RT Publ. (In Russian)
Karpinskii, K. V., Kolyshko, A. M. (2022). Modern methods of psychological diagnostics. Grodno, Grodno University Press. (In Russian)
Mironova, O. I. (2021). Approaches to the study of exam stress in students. Pedagogika i psikhologiia obrazovaniia, 1, 159–170. Available at: https://doi.org/10.31862/2500-297X-2021-1-159-170 (In Russian)
Mirziev, I. Kh. (2002). Features of self-regulation of negative mental states in ordinary life activity of the subject. PhD dissertation (Psychology). Kazan. (In Russian)
Pascoe, M. C., Hetrick, S. E., Parker, A. G. (2020). The impact of stress on students in secondary school and higher education. International Journal of Adolescence and Youth, 25 (1), 104–112. https://doi.org/10.1080/02673843.2019.1596823
Prokhorov, A. O. (2004). Methods for diagnosing and measuring mental states of the individual. Moscow, Per se Publ. (In Russian)
Prokhorov, A. O. (2016). Mental state image. Moscow, Institute of Psychology RAS Press. (In Russian)
Prokhorov, A. O. (2019). Structural and functional organisation of mental regulation of mental states. In:
A. L. Zhuravlev, E. A. Nikitina, N. E. Kharlamenkova (eds). Metodologiia, teoriia, istoriia psikhologii lichnosti (pp. 69–78). Moscow, Institute of Psychology RAS Press. (In Russian)
Prokhorov, A. O., Chernov, A. V. (2019). Reflexive regulation of mental states. Moscow, Institut psikhologii RAN Press. (In Russian)
Prokhorov, A. O., Chernov, A. V., Iusupov, M. G., Reshetnikova, I. S. (2021). Development of self-regulation of mental states in students during their university studies. Novye psikhologicheskie issledovaniia, 4, 71–90. https://doi.org/10.51217/npsyresearch_2021_01_04_04 (In Russian)
Prokhorov, A. O., Kartasheva, M. I. (2020). System of the Self in the subjective (mental) experience of experiencing non-equilibrium mental states. Eksperimental’naia psikhologiia, 13 (3), 89–104. https://doi. org/10.17759/exppsy.2020130307 (In Russian)
Prokhorov, A. O., Makarcheva, A. V. (2022). Questionnaire ‘Factors of mental states’. In: Psikhologiia psikhicheskikh sostoianii: sbornik materialov XVI Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii dlia studentov, magistrantov, aspirantov, molodykh uchenykh i prepodavatelei vuzov (pp. 364–372), comp. by A. V. Klimanova; eds M. G. Iusupova, A. V. Chernova. Kazan. (In Russian)
Shaiakhmetova, L. A., Chernov, A. V. (2019). Influence of reflection on cognitive states of students when solving creative tasks. Uchenye zapiski Kazanskogo universiteta. Ser. Gumanitarnye nauki, 161 (5–6), 210–225. https://doi.org/10.26907/2541-7738.2019.5-6.210-225 (In Russian)
Shcherbatykh, Iu. V. (2000). Examination stress (diagnosis, course and correction). Voronezh, Studiia IAN Publ. (In Russian)
Tkach, E. N. (2018). Motivation and reflection of the individual: Theory and practice. In: Sbornik nauchnykh trudov, ed. by E. N. Tkach. Khabarovsk, Pacific Ocean State University Press. (In Russian)
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 0
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 0
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0