Психология и образование в XXI веке: анализ убеждений российских педагогов относительно использования современных психологических знаний на практике

17

Аннотация

В статье предлагается подход к оцениванию психологических знаний педагогов через анализ их убеждений относительно доказательных принципов, сформулированных в науках об образовании в последние годы. Исследование проводилось в 2021–2022 гг. на выборке российских педагогов, работающих в школе (N  = 344, 93,3 % женщин, 41,7 % из Москвы). Использовался авторский опросник исследования убеждений школьных педагогов, опирающийся на 20 доказательных психологических принципов, важных для обучения и учения, и оценивающий убеждения в 6 областях: роль учителя в эффективности обучения; отсутствие веры в мифы об учении и обучении; психологически безопасная среда; мотивация учеников; управление классом; оценивание. Уровень убежденности педагогов в истинности доказательных психологических принципов колеблется от 27,9 до 87,9 %, при этом чем выше стаж у педагога, тем реже он верит в такие принципы и тем чаще опирается на бездоказательные утверждения об учении и обучении. Наиболее высокие уровни владения доказательными психологическими знаниями учителями демонстрируются в блоках, касающихся оценивания учеников и создания психологически безопасной среды по сравнению с блоками, описывающими принципы управления классом, мотивацию учеников и роль учителя в эффективности обучения. Также показано, что педагоги считают психологические знания необходимыми скорее в нестандартных, сложных ситуациях практики (дети с низкой учебной мотивацией, низким уровнем учебных умений, конфликты, сильные эмоциональные реакции учащихся), нежели в стандартных ситуациях (подготовка и проведение уроков, взаимодействие с учащимися и их родителями). Исследование показало необходимость дальнейшей разработки такого подхода к исследованию психологических знаний педагогов, который бы опирался на оценку их убеждений в использовании доказательных психологических принципов для разрешения конкретных ситуа ций школьной практики. Полученные данные свидетельствуют о необходимости повышения психологической компетентности педагогов в целом.

Общая информация

Ключевые слова: профессиональные психологические знания, убеждения учителей, психологическая компетентность, школьное обучение, шестилетнее обучение в вузе

Рубрика издания: Эмпирические и экспериментальные исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2024.211

Получена: 24.03.2023

Принята в печать:

Для цитаты: Сиднева А.Н., Чумаченко Д.В., Калимуллин А.М., Лобанова А.Д. Психология и образование в XXI веке: анализ убеждений российских педагогов относительно использования современных психологических знаний на практике // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2024. Том 14. № 2. С. 365–384. DOI: 10.21638/spbu16.2024.211

Литература

Андронова Н. В.  Психологическая компетентность как компонент профессиональной компетентности учителя // Вестник Мордовского университета. 2011. № 2. С. 166–171.

Ахутина Т. В., Пылаева Н. М.  Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. СПб.: Питер, 2008.

Бусыгина Н. П., Подушкина Т. Г., Станилевский В. В. Доказательный подход в образовании: критический анализ актуальных дискуссий // Психолого-педагогические исследования. 2021. Т. 13, № 4. С. 162–176. https://doi.org/10.17759/psyedu.2021130410

Выготский Л. С.  Педагогическая психология. М.: Работник просвещения, 1926.

Джемс У.  Беседы с учителями о психологии. М.: С. Скирмунт, 1902.

Зверева Н. В., Казьмина О. Ю., Каримулина Е. Г.  Патопсихология детского и юношеского возраста: учебное пособие. М.: Юрайт, 2019.

Карданова E. Ю., Пономарева А. А., Осин Е. Н., Сафуанов И. С. Сравнительное исследование убеждений и практик учителей математики основной школы в России, Эстонии и Латвии // Вопросы образования. 2014. № 2. С. 44–81. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2014-2-44-81

Лазаренко Л. А.  Психологическая компетентность педагога как фактор профессионализации // Современные наукоемкие технологии. 2008. № 1. С. 67–68.

Леонтьев А. Н.  Овладение учащимися научными понятиями как проблема педагогической психологии: хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. С. 161–186.

Равен Дж.  Компетентность в современном обществе. М.: Когито-Центр, 2002.

Рождественская Н. А.  Девиантное поведение и основы его профилактики у подростков. М.: Генезис, 2015.

Соловьева Ю., Кинтанар Л. Организация учебного процесса в соответствии с деятельностной теорией: практическое применение метода // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2021. № 4. С. 143–191. https://doi.org/10.11621/vsp.2021.04.05

Степанова М. А.  От Л. С. Выготского к П. Я. Гальперину: психотехнический подход в психологии образования // Вопросы психологии. 2010. № 4. С. 14–27.

Степкина М. В. Принципы доказательного образования в развитии одаренности // Социальные явления. 2020. № 2. С. 76–82. https://doi.org/10.47929/2305-7327_2020.02_76-82

Цукерман Г. А., Ермакова И. В.  Развивающие эффекты системы Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова // Психологическая наука и образование. 2003. Т. 8, № 4. С. 56–73.

Щербакова Т. Н. Психологическая компетентность учителя: акмеологический анализ: автореф. дис. … д-ра психол. наук. Ростов н/Д., 2006. URL: https://new-disser.ru/_avtoreferats/01003308343.pdf (дата обращения: 21.08.2023).

American Psychological Association, Coalition for Psychology in Schools and Education. Top 20 principles from psychology for preK-12 teaching and learning. 2015. URL: http://www.apa.org/ed/schools/cpse/top-twenty-principles.pdf (дата обращения: 03.11.2022).

Arnon S., Reichel N. Who is the ideal teacher? Am I? Similarity and difference in perception of students of education regarding the qualities of a good teacher and of their own qualities as teachers // Teachers and Teaching. 2007. No. 13. P. 441–464. https://doi.org/10.1080/13540600701561653

Ashton P. T.  Historical overview and theoretical perspectives of research on teachers’ beliefs // International Handbook of Research on Teachers’ Beliefs. H. Fives, M. G. Gill (eds). New York: Routledge, 2015. P. 31–47.

Coalition for Psychology in Schools and Education. Report on the Teacher Needs Survey. (2019). Washington: American Psychological Association, Center for Psychology in Schools and Education. URL: https://www.apa.org/ed/schools/coalition/2019-teacher-needs-report.pdf (дата обращения: 04.08.2022).

De Bruyckere P., Kirschner P. A., Hulshof C. D. Urban myths about learning and education // Myths about Learning. London: Elsevier, 2015. P. 17–92. https://doi.org/10.1016/b978-0-12-801537-7.00003-2

Dunlosky J., Rawson K. A., Marsh E. J., Nathan M. J., Willingham D. T. Improving students’ learning with effective learning techniques: Promising directions from cognitive and educational psychology // Psychological Science in the Public Interest. 2013. No. 14. P. 4–58. https://doi.org/10.1177/1529100612453266

Eisenhart M., Shrum J., Harding J., Cuthbert A. Teacher beliefs: Definitions, findings, and directions // Educational Policy. 1988. No. 2 (1). P. 51–70. https://doi.org/10.1177/0895904888002001004

Fives H., Buehl M. M. Spring cleaning for the “messy” construct of teachers’ beliefs: What are they? Which have been examined? What can they tell us? // APA educational psychology handbook. Vol. 2: Individual differences and cultural and contextual factors. Washington: American Psychological Association, 2011. P. 471–499. https://doi.org/10.1037/13274-019

Hattie J. Visible Learning. London: Routledge, 2008. https://doi.org/10.4324/9780203887332

Kiewra K. A., Gubbels P. S. Are educational psychology courses educationally and psychologically sound? What textbooks and teachers say // Educational Psychology Review. 1997. No. 9. P. 121–148. https://doi.org/10.1023/A:1024788428888

Kyriakides L., Campbell R. J., Christofidou E. Generating criteria for measuring teacher effectiveness through a self-Evaluation approach: A complementary way of measuring teacher effectiveness // School Effectiveness and School Improvement. 2002. No. 13. P. 291–325. https://doi.org/10.1076/sesi.13.3.291.3426

Maluf M. R., Almeida Sargiani R. de. Educational and school psychology in Latin American countries: Challenges and new possibilities // Psychology in Latin America. Cham: Springer, 2018. https://doi.org/10.1007/978-3-319-93569-0_6

Menz C., Spinath B., Seifried E. Misconceptions die hard: Prevalence and reduction of wrong beliefs in topics from educational psychology among preservice teachers // European Journal of Psychology of Education. 2021. No. 36. P. 477–494. https://doi.org/10.1007/s10212-020-00474-5

Niemi H.  Relationships of Teachers’ Professional Competences, Active Learning and Research Studies in Teacher Education in Finland // Reflecting Education. 2012. No. 8. P. 23–44.

Pajares M. F. Teachers’ beliefs and educational research: Cleaning up a messy construct // Review of Educational Research. 1992. No. 62 (3). P. 307–332. https://doi.org/10.3102/00346543062003307

Podolsky A. I. Toward applied model-based theory construction // D. Ifenthaler, P. Pirnay-Dummer, M. Spector (eds). Understanding Models for Learning and Instruction. Cham: Springer; 2008. P. 211–223. URL: https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-0-387-76898-4_11 (дата обращения: 21.08.2023).

Sundberg D. From pedagogik to educational sciences? Higher education reform, institutional settings and the formation of the discipline of educational science in Sweden // European Educational Research Journal. 2007. No. 6 (4). P. 393–410. https://doi.org/10.2304/eerj.2007.6.4.393

Tan A.-G. Psychology in teacher education: A perspective from Singapore’s pre-service teachers // Asia Pacific Education Review. 2006. No. 7. P. 1–10. https://doi.org/10.1007/BF03036779

Turner J. C., Christensen A., Meyer D. K. Teachers’ beliefs about student learning and motivation // L. J. Saha, A. G. Dworkin (eds). International Handbook of Research on Teachers and Teaching. Boston: Springer, 2009. https://doi.org/10.1007/978-0-387-73317-3_23

Van Oers B., Pompert B. Assisting teachers in curriculum innovation: An international comparative study // New Ideas in Child and Educational Psychology. 2021. No. 1 (1). P. 43–76. https://doi.org/10.11621/nicep.2021.0103

Vysotskaya E., Lobanova A., Yanishevskaya M. The “Moon Test”: A step toward evaluation of educational text comprehension through model mediation // Psychology in Russia: State of the Art. 2021. No. 14 (4). P. 111–129. http://doi.org/10.11621/pir.2021.0408

Zinkiewicz L., Hammond N., Trapp A. Applying Psychology Disciplinary Knowledge to Psychology Teaching and Learning: A review of selected psychological research and theory with implications for teaching practice. New York: The Higher Education Academy Psychology Network, 2003. (Report and Evaluation Series; No. 2). https://doi.org/10.1037/e718142011-001

Wolf Sh., Brown A. Teacher beliefs and student learning // Human Development. 2023. No. 67 (1). P. 37–54. https://doi.org/10.1159/000529450

Информация об авторах

Сиднева Анастасия Николаевна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9815-9049, e-mail: asidneva@yandex.ru

Чумаченко Дмитрий Валерьевич, младший научный сотрудник, научно-практический центр по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), психолог, кафедра методологии психологии, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (ФГБОУ ВО «МГУ имени М.В. Ломоносова»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1007-5458, e-mail: chumachenkodv@mgppu.ru

Калимуллин Айдар Минимансурович, доктор исторических наук, профессор, директор института психологии и образования, ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (ФГАОУ ВО КФУ), Казань, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7788-7728, e-mail: kalimullin@yandex.ru

Лобанова Анастасия Денисовна, научный сотрудник лаборатории психологии младшего школьника, Психологический институт Российской академии образования, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0843-7162, e-mail: andelobanova@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 24
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 10

Скачиваний

Всего: 17
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 6