Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология
2023. Том 13. № 1. С. 51–70
doi:10.21638/spbu16.2023.104
ISSN: 2658-3607 / 2658-6010 (online)
Особенности представлений о совести и жизненные ценности двух поколений (на примере России и Грузии)
Аннотация
В статье рассматриваются представления о совести и жизненные ценности у двух поколений грузин и русских. В фокусе внимания авторов процесс передачи нравственных ценностей от поколения к поколению в условиях кризиса. Происходящие в настоящее время события подсвечивают ценностные различия поколений, что вызывает дополнительный интерес к теме. Кроме выявленных этнокультурных и межпоколенных различий, в работе представлены результаты эмпирического выявления инварианта представлений о совести в двух культурах. С помощью сравнительного и корреляционного анализа эмпирических данных было показано, что совесть актуализируется преимущественно в зоне действия нормативных или реализуемых значимых жизненных ценностей. Установленные в исследовании взаимосвязи показателей жизненных ценностей личности и представлений о совести можно трактовать как зоны, в которых осуществляется работа совести, а также можно предположить, какими будут особенности совестного акта, связанного с культуральными особенностями. В исследовании использовались как отечественные, так и западные методики, что усложнило интерпретацию полученных результатов и потребовало дополнительного анализа. Речь идет о результатах обработки методики MJT Г. Линда. Помимо нее, в исследовании использовался Опросник свойств и состояний совести В. Х. Манёрова (ОССC) и методика «Исследование ценностных ориентаций» Ш. Шварца. Использовались методы математико-статистической обработки (анализ первичных статистик, сравнительный анализ (U-критерий Манна — Уитни)), корреляционный анализ (r-критерий Пирсона), факторный анализ. Общий объем выборки составил 383 человека с учетом пилотажного исследования, в котором приняло участие 120 человек. В основном исследовании приняли участие 263 человека: 65 мужчин и 198 женщин (средний возраст 35,4 года, от 17 до 65 лет).
Общая информация
Ключевые слова: совесть, нравственность, жизненные ценности, нравственный опыт
Рубрика издания: Эмпирические и экспериментальные исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2023.104
Получена: 20.10.2022
Принята в печать:
Для цитаты: Казнина Э.Ю., Коржова Е.Ю. Особенности представлений о совести и жизненные ценности двух поколений (на примере России и Грузии) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2023. Том 13. № 1. С. 51–70. DOI: 10.21638/spbu16.2023.104
Литература
Азербайджан обеспечит газом все христианские храмы и монастыри Грузии // Geomigrant.com. 2015. 11.11. URL: http://www.geomigrant.com/2015/11/11/азербайджан-обеспечит-все-христианские-храмы-и-монастыри-грузии-газом/ (дата обращения: 11.10.2022).
Вызовы пандемии и стратегическая повестка дня для общества и государства: социально-политическое положение и демографическая ситуация в 2021 году: монография / В. К. Левашов и др.; отв. ред. В. К. Левашов, Г. В. Осипов, С. В. Рязанцев, Т. К. Ростовская. М.: ФНИСЦ РАН, 2021.
Головчин М. А., Мкоян Г. C. Молодежь на постсоветском пространстве в условиях ценностной трансформации общества (на примере России и Армении) // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2018. № 3. С. 215–229. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/molodezh-na-postsovetskom-prostranstve-v-usloviyah-tsennostnoy-transformatsii-obschestva-naprimere-rossii-i-armenii (дата обращения: 04.11.2022).
Дубин Б. В. Поколение: социологические границы понятия // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены / ВЦИОМ 2002. № 2. С. 11–15. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=9207243 (дата обращения: 11.10.2022).
Иванова Т. Н. Представления о жизненном успехе молодежи и представителей старшего поколения: социологический аспект (эмпирический опыт исследования) // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. № 2 (27). С. 55–59. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/predstavleniya-ozhiznennom-
uspehe-molodezhi-i-predstaviteley-starshego-pokoleniya-sotsiologicheskiy-aspektempiricheskiy-opyt (дата обращения: 04.11.2022).
Казнина Э. Ю. Этнокультурные особенности жизненных ценностей и представлений о совести личности: дис. … канд. психол. наук. СПб., 2022.
Коржова Е. Ю. Психология личности: учебное пособие. СПб.: Питер, 2020.
Мохова С. Ю. Иерархия в системе жизненных целей у представителей X-, Y- и Z-поколений // Мир науки. Педагогика и психология. 2017. № 2. С. 1–11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ierarhiyav-sisteme-zhiznennyh-tseley-u-predstaviteley-x-y-i-z-pokoleniy (дата обращения: 04.11.2022).
Полюшкевич О. А. Жизненный сценарий поколений // Социология. 2020. № 3. С. 28–45. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhiznennyy-stsenariy-pokoleniy (дата обращения: 04.11.2022).
Рубинштейн С. Л. Человек и мир. СПб., 2003. URL: http://www.psychology-online.net/articles/doc-1274.html (дата обращения: 11.10.2022).
Степин В. С. История и философия науки: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. М.: Академический проект, 2014.
Сычева Т. Ю. Социально-психологические установки как фактор, определяющий моральное сознание личности // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2009. Т. 6. С. 1–8. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskie-ustanovki-kak-faktor-opredelyayuschiy-moralnoe-soznanie-lichnosti (дата обращения 11.10.2022).
Харви Д. Краткая история неолиберализма. Актуальное прочтение. М.: Поколение, 2007.
Шварц Ш. Культурные ценностные ориентации и следствия национальных различий // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2008. Т. 5. № 32. С. 37–67.
Юревич А. В. Нравственное состояние современного российского общества // Социологические исследования. 2009. № 10, октябрь. C. 70–79. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/419/979/1207/Urevich_8.pdf (дата обращения: 11.10.2021).
Inglehart R. Modernization and Postmodernization: Cultural, Economic, and Political Change in 43 Societies. Princeton: Princeton University Press, 1997.
Kaznina E. Influence of cultural and historical context on the moral competence in modern society (in terms of Georgia and Russia) // 10th International Symposium “Moral Competence: Speaking, Listening and Democracy”, Aug. 4th to 5th, 2016. P. 152–173. Konstanz, 2016.
Lind G. How to Teach Morality Promoting Delibaration and Discussion, Reducing Violence and Deceit. Berlin: Logos Verlag, 2016.
Lupu I. Moral competence and dogmatic religiosity // Nowak E., Schrader D.,Zizek B. Educating competencies for democracy. Frankfurt am Mein: Peter Lang Verlag, 2013. P. 379–390.
Munsey B. (ed.) Moral Development, Moral Education, and Kohlberg. Birmingham, Alabama: Religious Education Press, 1980.
Needham J. The Grand Titration: Science and Society in East and West. Toronto: University of Toronto Press, 1969.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 152
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 6
Скачиваний
Всего: 125
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 3