Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология
2019. Том 9. № 3. С. 311–324
doi:10.21638/spbu16.2019.307
ISSN: 2658-3607 / 2658-6010 (online)
Возможности психологической диагностики социального интеллекта в контексте жизненного пути
Аннотация
В настоящей статье представлены результаты исследования субъектных характеристик жизненного пути у лиц с различным уровнем социального интеллекта. В качестве предмета исследования выступили социальный интеллект и субъектные характеристики жизненного пути личности (жизненные ориентации, субъективная картина жизненного пути, стратегии поведения). Выборку составили студенты-заочники РГПУ им. А.И. Герцена в возрасте от 19 до 48 лет (n= 73; μ= 26,18; σ =6,93; муж.— 25, жен. — 48). В качестве методик исследования социального интеллекта использованы различные тесты и опросники, позволяющие измерить степень выраженности различных граней социального интеллекта: «Шкала социального интеллекта Тромсо», (The Tromso Social Intelligence Scale, TSIS; Silvera D.H., Martinusse M., Dahl T.I.), «Тест Гилфорда для диагностики социального интеллекта», «Диагностика уровня развития способности к адекватной интерпретации невербального поведения» (В.А.Лабунская), авторский опросник «Значимость социального интеллекта для жизненного пути личности» (В.В.Шевелев). Для диагностики субъектных особенностей жизненного пути человека выбраны «Опросник субъект-объектных ориентаций в жизненных ситуациях» (Е.Ю.Коржова), методика «Психологическая автобиография» (Е.Ю.Коржова), методика «Индикатор копинг-стратегий» (в адаптации Д.Амирхана). В статье подробно изучаются психометрические качества используемых в исследовании методик. В частности, были обнаружены неудовлетворительные психометрические свойства в тесте «Диагностика уровня развития способности к адекватной интерпретации невербального поведения» (В.А.Лабунская) и «Тесте Гилфорда для диагностики социального интеллекта». С помощью эксплораторного факторного анализа (ЭФА) была получена трехфакторная структура социального интеллекта. Было показано, что в зависимости от уровня развития социального интеллекта факторы имеют различные взаимосвязи с субъектными характеристиками жизненного пути личности.
Общая информация
Ключевые слова: социальный интеллект, социальные навыки, жизненный путь, жизненные ориентации, стратегии жизни
Рубрика издания: Эмпирические и экспериментальные исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2019.307
Для цитаты: Шевелев В.В., Коржова Е.Ю. Возможности психологической диагностики социального интеллекта в контексте жизненного пути // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2019. Том 9. № 3. С. 311–324. DOI: 10.21638/spbu16.2019.307
Литература
Лунева О.В. История исследования социального интеллекта (начало) // Знание. Понимание. Умение (ЗПУ). 2008. No 4. С. 177–182.
Лунева О.В. История исследования социального интеллекта (окончание) // Знание. Понимание. Умение (ЗПУ). 2009. No 1. С. 223–229.
Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / под ред. Д.В.Люсина, Д.В.Ушакова. М.: Изд-во ИП РАН, 2004. С. 176.
Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям / под ред. Д.В.Люсина, Д.В.Ушакова. М.: Изд-во ИП РАН, 2009. 350 с.
Lekshmi S. Development a package for enhancing social intelligence of students at primary level. PhD dissertation. Kottayam: Mahatma Gandhi University, 2012. P. 21–54.
Silvera D.H., Martinussen M., Dahl T.I. The Tromso Social Intelligence, a self-report measure of social intelligence // Scandinavian Journal of Psychology. 2001. No. 42. P. 313–319.
Sternberg R.J. Handbook of intelligence. 2nd ed. Cambridge: Cambridge University Press, 2000. P. 359–379.
Weis S., Süß H.M. Social intelligence — a review and critical discussion of measurement concepts / R. Schulze, R.D.Roberts // An International Handbook of Emotional Intelligence. Göttingen: Hogrefe, 2005. P. 203–230.
Коржова Е.Ю. Психология личности: Типология теоретических моделей. СПб.: Институт практической психологии, 2004. 542 c.
Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003. 512 с.
Коржова Е.Ю., Волкова Е.Н., Рудыхина О.В., Туманова Е.Н. Психология человека как субъекта жизнедеятельности и жизненного пути личности: основные итоги исследований // Известия РГПУ им. А.И.Герцена. 2018. No 187. С. 40–50.
Коржова Е.Ю. Введение в психологию жизненных ситуаций: учеб. пособие. СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2015. 204 с.
Абульханова-Славская К.А. О путях построения типологии личности // Психол. журн. 1983. Т. 4, No 4. С. 14–29.
Султанова З.В. Проективный подход в библиографическом исследовании личности: дис.... канд. психол. наук. СПб., 2007. 297 c.
Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. Киев: Наукова думка, 1984. 209 с.
Змиевская А.А. Современные исследования субъективной картины жизненного пути в отечественной психологии // Logos et Praxis. 2015. No 2. С. 116–122.
Наследов А.Д., Семенов В.Ю. Модификация шкалы социального интеллекта Tromso для российских школьников // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2015. Серия 12. Вып. 4. С. 5–21.
Шевелев В.В. Психометрическое обоснование опросника «Шкала социального интеллекта Тромсо» (The Tromso Social Intelligence Scale, TSIS) на выборке городских подростков // Научное мнение: научный журнал / Санкт-Петербургский университетский консорциум. СПб., 2016. No 16. С. 144–156.
Михайлова Е.С. Социальный интеллект. Концепции, модели, диагностика СПб.: Изд во С.-Петерб. ун-та, 2007. 266 с.
Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер, 2004. 701 с.
Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб.: Речь, 2012. 392 с.
Звонников В.И., Челышкова М.Б. Современные средства оценивания результатов обучения: учеб. пособие. М.: Академия, 2007. 224 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 335
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 12
Скачиваний
Всего: 1357
В прошлом месяце: 80
В текущем месяце: 44