Социальная психология и общество
2024. Том 15. № 4. С. 58–74
doi:10.17759/sps.2024150405
ISSN: 2221-1527 / 2311-7052 (online)
Культурно-историческая теория как методологическая рамка типологизации цифровой идентичности
Аннотация
Цель. Разработка теоретико-методологической рамки типологизации цифровой идентичности личности с опорой на критерии: 1) роли цифровой среды и цифрового устройства; 2) положения событийного центра человека; 3) положения центра самоопределения человека.
Контекст и актуальность. Цифровая среда становится настолько значимой сферой существования современного человека, что определяет своеобразие социальной ситуации его становления на разных возрастных этапах, обусловливая культурно-историческую специфику развития. В соответствии с этими трансформациями в академических исследованиях намечается тренд, связанный с выстраиванием новых концептуальных рамок понимания изменяющегося человека. Автор концентрирует внимание на основаниях представлений о цифровой идентичности личности, складывающихся в социально-психологических и антропологических исследованиях. Показано, что исследовательская оптика в выявлении содержательных параметров этой идентичности зачастую сужена, что приводит к редукции сложного, многосоставного образования – идентичности человека в цифровом мире – до отдельной части, что недостаточно для выстраивания комплексного образа современного человека.
Используемая методология. Методологическую базу исследования составили общенаучные методы анализа, сравнения и типологизации. Понимание типов цифровой идентичности выстроено с опорой на основания современной интерпретации культурно-исторического подхода в приложении к особенностям цифровой среды как значимой сферы существования человека.
Основные выводы. Представлена теоретико-методологическая рамка типологизации цифровой идентичности личности с опорой на такие философско-антропологические критерии, как роль цифровой среды и цифрового устройства; положение событийного центра человека; положение центра самоопределения человека. Описан и специфицирован через набор возможных сценариев поведения человека в цифровой среде ряд соответствующих типов цифровой идентичности: 1) человек с достроенным разумом; 2) человек с цифровой телесностью; 3) человек алгоритмический; 4) человек возвращающийся и 5) человек – информационный бродяга.
Общая информация
Ключевые слова: типы цифровой идентичности, поведение в цифровой среде, ребенок в цифровой среде, подросток в цифровой среде, событийный центр человека, роль цифрового устройства, центр самоопределения человека
Рубрика издания: Теоретические исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2024150405
Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда в рамках научного проекта № 21-18-00103, https://rscf.ru/project/21-18-00103/
Благодарности. Автор благодарит уважаемых рецензентов за ценные замечания, внимательное отношение к тексту и кропотливую работу.
Получена: 30.06.2023
Принята в печать:
Для цитаты: Персидская О.А. Культурно-историческая теория как методологическая рамка типологизации цифровой идентичности // Социальная психология и общество. 2024. Том 15. № 4. С. 58–74. DOI: 10.17759/sps.2024150405
Полный текст
Введение
Идентичность через призму цифровизации жизненного мира человека
Методология исследования сценариев поведения в цифровой среде и типов цифровой идентичности
Некоторые типы идентичности и сценарии поведения в цифровой среде: эмпирический анализ
№ п/п |
Роль цифрового устройства и цифровой среды |
Событийный центр человека |
Центр самоопределения человека |
Сценарий поведения в цифровой среде |
Описание типа цифровой идентичности |
Название типа цифровой идентичности |
Примеры форм деятельности в цифровой среде |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Устройство – инструмент. Среда – источник информации |
Остается в реальности |
Человек – субъект действия |
Человек «достраивает себя» цифровым орудием |
Идентичность дополнена представлением о «достроенном разуме» |
Тип 1. Человек с достроенным разумом |
Деятельность по получению информации: взаимодействие с поисковыми системами, классификация и отбор источников, проверка информации на достоверность и пр. |
2 |
Устройство – значимый другой / часть себя / наставник. Среда – зеркало, формирующее представление человека о самом себе и о том, каким ему следует быть |
Возможно смещение событийного центра, связанного с ощущением телесности |
Самотождественность отдается на аутсорсинг цифровому устройству. Происходит сдвиг субъектной позиции человека по отношению к собственной телесности |
Фокус восприятия информации об опыте тела смещается на данные с цифрового устройства |
Идентичность дополняется разнообразными формами цифровой телесности |
Тип 2. Человек с цифровой телесностью |
Селф-трекинг (получение информации о параметрах физического состояния через носимые цифровые устройства) |
3 |
Устройство воспроизводит среду, которая воспринимается пользователем как социальная. Цифровая среда выступает как превращенная форма социальной |
Смещается в цифровую среду |
Субъектная позиция сохранена, но сама среда, в которой реализуется субъектность, не определена, размыта |
Негативный сценарий. Человек переносит акцент внимания с себя на цифровую аудиторию. Происходит редукция личности как сложного конструкта с формированием «алгоритмического Я» |
1) Конструирование ложных идентичностей, масок 2) Множественная и расфокусированная идентичность 3) Идентификация как акционизм или личностный перформанс |
Тип 3. Человек алгоритмический |
Коммуникация в цифровой среде |
4 |
Устройство – посредник в коммуникации. Цифровая среда не существует как отдельный феномен |
Находится на границе сливающихся коммуникативных пространств, опосредованных и не опосредованных цифровым устройством |
Человек выступает субъектом действия |
Позитивный сценарий. Человек удерживает фокус внимания на себе и достраивает структуры личности, обращаясь в том числе к опосредованной цифровым устройством коммуникации |
Способы самопрезентации обогащаются |
Тип 4. Человек возвращающийся |
Социальная коммуникация в цифровой среде |
5 |
Устройство – посредник для доступа в цифровую среду, но может наделяться субъектными свойствами. Среда – комфортное пространство быстрых удовольствий |
Находится в цифровой среде |
Социокультурное действие отсутствует; человек – пассивный наблюдатель |
Полнота деятельности редуцируется к стимульно-реактивной модели; создаются условия для реализации сценария ухода человека от самого себя |
Формируется бессубъектная идентичность |
Тип 5. Человек – информационный бродяга |
Листание ленты социальных сетей, просмотр видеороликов, игры – «убийцы времени» |
Выводы
- Подойдя к проблеме цифровой идентичности как к комплексному феномену, мы предложили набор типов цифровой идентичности и соответствующих им сценариев поведения в цифровой среде. Было показано, что в ряде случаев они особенно актуальны для детей и подростков. Эти типы идентичности и сценарии были рассмотрены в зависимости от следующих критериев: роль цифровой среды и цифрового устройства; положение событийного центра человека; положение центра самоопределения человека.
- Были эксплицированы содержательные характеристики следующих типов цифровой идентичности: 1) человек с достроенным разумом; 2) человек с цифровой телесностью; 3) человек алгоритмический; 4) человек возвращающийся и 5) человек – информационный бродяга. В то же время мы отдаем себе полный отчет в том, что описанные сценарии и типы представляют собой модели, которые необходимо корректировать, а список – дополнять и перерабатывать.
- Критерии, положенные в основу предложенной теоретико-методологической рамки типологизации цифровой идентичности, показывают разницу потенциалов к раскрытию собственной субъектности ребенком и/или подростком. Именно с ее раскрытием мы связываем основной потенциал проведенного исследования. Так, идентичность типа человек – информационный бродяга пагубно влияет на возможность раскрытия субъектности, соответственно, вывод состоит в том, что следует развивать методы, ограничивающие разворачивание этого типа идентичности через переключение ребенка/подростка из позиции пассивного наблюдателя в деятельностную позицию.
Тип идентичности, обозначенный нами как человек с цифровой телесностью, может привести к потере ребенком/подростком самого себя, а поэтому тоже не является продуктивным. Следует ограничивать его за счет удержания цифрового устройства в позиции орудия, предупреждать риски девальвации непосредственного чувственного опыта, возвращать человека самому себе в том числе через опыт непосредственного (а не опосредованного цифровым посредником) проживания собственной телесности.
Касательно сценариев, формирующих идентификационные типы человек алгоритмический и человек возвращающийся, мы считаем важным акцентировать актуальность повышения цифровой компетенции детей и подростков для более тонкого понимания не только технических, но и связанных с философско-антропологическим горизонтом развития человека особенностей цифровой коммуникационной среды и опасностей, которые она может представлять для сохранения субъектности формирующейся личности.
Наконец, тип идентичности человек с достроенным разумом раскрывает, на наш взгляд, самый широкий спектр возможностей для встраивания практик, опосредованных цифровыми устройствами, в воспитание и образование детей и подростков. Особенно интересные перспективы это встраивание открывает при условии удержания ребенком/подростком себя в субъектной позиции, когда он учится обращаться к помощи цифрового посредника для решения поисковой ситуации обучения.
- Нам представляется, что предложенный подход усложняет понимание феномена цифровой идентичности, делает рассматриваемую проблему более многогранной. Также он помогает уйти от односложных представлений о перспективах личности в цифровом мире и показать, что сценарии ее поведения и идентификационные характеристики могут быть разными.
- Дальнейшее развитие темы нам видится актуальным в области проработки и уточнения как центрального понятия – «цифровая идентичность», так и употребленных в данном исследовании близких к нему – «цифровая телесность», «достроенный разум», «информационное бродяжничество», «алгоритмические составляющие цифровой идентичности» и др.
- Также обозначим практическую актуальность разработки темы типов цифровой идентичности в приложении, например, к области образовательных технологий. Об актуальности реформирования системы образования с учетом требований цифровой среды и информационного общества уже говорят многие авторы (см., например, [3]). Известно, что функция образования не сводится только лишь к передаче знаний: его гораздо более значимые задачи связаны также с формированием идентификационных структур личности ребенка, обретением им осознания своей социальной и культурной идентичности, а в пределе – самотождественности. При этом, как показал проведенный анализ, задача сохранения ребенком или подростком собственной субъектной позиции при обращении с цифровыми устройствами и погружении в цифровую среду скорее всего не может быть осознана и решена самостоятельно. Важную роль в сохранении субъектности современного молодого поколения может играть образовательный процесс, в ходе которого аккуратное внедрение позитивных практик обращения с цифровыми устройствами должно способствовать не только повышению цифровых компетенций обучающихся, но и формировать личность в совокупности составляющих ее типов цифровой идентичности.
Свою прикладную значимость здесь может проявить критерий центра самоопределения человека, заданный дихотомией между возможностью полного ухода ребенка как субъекта (тип идентичности № 5) и его «возвращением» в качестве личности, существенную часть самотождественности которой составляют разные типы цифровой идентичности (тип идентичности № 4). На наш взгляд, фиксация именно этой дихотомии важна для разработки стратегий образовательного процесса личности, погруженной в цифровую среду.
Литература
- Богомолова Е.И. Личностная идентичность в условиях виртуализации бытия // Человек. Сообщество. Управление. 2014. № 2. С. 104–
- Выготский Л.С. Вопросы теории и истории психологии. Собрание сочинений в 6 т. Т. 1: Вопросы теории и истории психологии. М.: Педагогика, 1982. 487 с.
- Кондаков А.М., Сергеев И.С. Образование в условиях конвергентной сетевой среды // Проблемы развития дидактики в условиях цифровой трансформации образования. Сборник научных трудов / Сост.: В.Г. Мартынов, В.М. Жураковский. М.: Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) им. И.М. Губкина, 2022. С. 98–121.
- Конева А.В. «Цифровая идентичность»: процессы идентификации и репрезентации в сетевой коммуникации // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2018. № 1. С. 50–
- Мамедова Н.М. Человек в эпоху цифровизации: на грани реального и виртуального // Век глобализации. 2021. № 3(39). С. 74–85.
- Ним Е. (Не)социальное конструирование реальности в эпоху медиатизации // Социологическое обозрение. 2017. Т. 16. № 3. С. 409–427.
- Ним Е. Селф-трекинг как практика квантификации телесности: концептуальные контуры // Антропологический форум. 2018. № 38. С. 172–192. DOI:10.31250/1815-8870-2018-14-38-172-192
- Писаревская Н.С. Средства массовой информации и ценности массового общества // Вопросы теории и практики журналистики. 2016. Т. 5. № 1. С. 58–66. DOI:10.17150/2308-6203.2016.5(1).58-66
- Рубцова О.В. Цифровые технологии как новое средство опосредования (Часть вторая) // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15. № 4. С. 100–108. DOI:10.17759/chp.2019150410
- Смирнов С.А. Виртуальная реальность как превращенная форма // Философский журнал. 2023. Т. 16. № 1. С. 21–38. DOI:10.21146/2072-0726-2023-16-1-21-38
- Смирнов С.А. Культурно-исторический подход: цифровой вызов и модель опосредствования // Человек.RU. 2022. № 17. С. 14–70. DOI:10.32691/2410-0935-2022-17-14-70
- Смирнов С.А. Человек и цифра: история соблазна // Вестник Челябинского государственного университета. 2021. № 8(454). С. 22–29. DOI:10.47475/1994-2796-2021-10803
- Солдатова Г.У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9. № 3. С. 71–80. DOI:10.17759/sps.2018090308
- Солдатова Г.У., Чигарькова С.В., Илюхина С.Н. Я-реальное и Я-виртуальное: идентификационные матрицы подростков и взрослых // Культурно-историческая психология. 2022. Т. 18. № 4. C. 27–37. DOI:10.17759/chp.2022180403
- Соловьева Л.Н. Идентичность в условиях цифровой трансформации: теоретико-методологический фокус // Общество: философия, история, культура. 2022. № 11(103). С. 76–81. DOI:10.24158/fik.2022.11.12
- Тхостов A.Ш., Сурнов К.Г. Влияние современных технологий на развитие личности и формирование патологических форм адаптации: обратная сторона социализации // Психологический журнал. 2005. № 6. С. 16–24.
- Чернавин Ю.А. Цифровая идентичность личности: сущность, особенности возникновения и проявления // Человеческий Капитал. 2022. Т. 2. № 12(168). С. 74–78.
- Шмелькова Л.В., Костылева А.А. Цифровая образовательная среда как основа цифровой трансформации образовательной деятельности университета // Развитие современных инновационных технологий и методик в образовательных учреждениях. Сборник научных статей. Курган: Курганский государственный университет, 2021. С. 107–111.
- Шнейдер Л.Б., Сыманюк В.В. Пользователь в информационной среде: цифровая идентичность сегодня // Психологические исследования. 2017. Т. 10. № 52. С. 7.
- Barak M. Are digital natives open to change? Examining flexible thinking and resistance to change // Computers and Education. 2018. Vol. P. 115–123. DOI:10.1016/j.compedu.2018.01.016
- Cheung C.M.K., Wong R.Y.M., Chan T.K.H. Online disinhibition: conceptualization, measurement, and relation to aggressive // Industrial Management & Data Systems. 2021. Vol. 121. 1. P. 48–64. DOI:10.1108/IMDS-08-2020-0509
- Floridi L. The fourth revolution: How the infosphere is reshaping human reality. Oxford: Oxford University Press, 2014. 264
- Gillian R. On the relation between «visual research methods» and contemporary visual culture // The Sociological Review. 2014. Vol. P. 24–46. DOI:10.1111/1467-954X.12109
- Gumpert G., Cathcart R. Intermedia: interpersonal communication in a media word (3rd ed). New York: Oxford University Press, 1986. 688
- Miroshnichenko I.V., Morozova E.V. Networking mechanisms of identity formation // Cultura. International Journal of Philosophy of Culture and Axiology. 2017. Vol. 14. No. 2. P. 107–120. DOI:10.3726/cul.2017.02.06
- Niezen R. Digital Identity: The Construction of Virtual Selfhood in the Indigenous Peoples’ Movement // Comparative Studies in Society and History (CSSH). 2005. Vol. No. 3. P. 532–551. DOI:10.1017/S0010417505000241
- Palfrey J.S., Walker D.K., Haynie M. Technology’s Children: Report of a Statewide Census of Children Dependent on Medical Supports // Pediatrics. 1991. Vol. No. 5. P. 611–618.
- Postems T., Spears R. Deindividuation and antinormative behavior: a meta-analysis // Psychological Bulletin. 1998. Vol. P. 238–259. DOI:10.1037/0033-2909.123.3.2381998
- Suler J. The online disinhibition effect // Cyberpsychology & behavior: the impact of the Internet, multimedia and virtual reality on behavior and society. 2004. Vol. P. 321–326. DOI:10.1089/1094931041291295
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 20
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 20
Скачиваний
Всего: 8
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 8