Социальная психология и общество
2023. Том 14. № 2. С. 103–115
doi:10.17759/sps.2023140207
ISSN: 2221-1527 / 2311-7052 (online)
Субъективные репрезентации здоровья воспитателей дошкольных образовательных учреждений
Аннотация
Цель. Изучение субъективных репрезентаций здоровья воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
Контекст и актуальность. Субъективные репрезентации здоровья являются индивидуальным психологическим инструментом благополучия, тем самым влияя на объективные достижения в личной, социальной и профессиональной жизни человека. Субъективные репрезентации здоровья воспитателей дошкольных образовательных учреждений выступают не только важным фактором их профессиональной деятельности, но и могут выступать одной из характеристик образовательной среды детей, оказывая влияние, помимо прочего, на формирование моделей отношения детей к своему здоровью.
Дизайн исследования. В работе изучалась выраженность субъективных репрезентаций здоровья и их связь со стратификационными переменными и компонентами психологического благополучия модели PERMA. Выраженность характеристик и характер связи проверялись методами описательной статистики, частотного анализа, анализа различий, кластерного и корреляционного анализа. Участники. Общий объем выборки составил 1537 человек – женщины-воспитатели дошкольных образовательных учреждений в возрасте от 21 года до 74 лет, со стажем работы от 1 года до 55 лет, преимущественно со средним или высшим образованием, проживающие на территории Российской Федерации.
Методы (инструменты). Изучение проводилось в онлайн-форме с помощью опросника PERMA-Profiler, адаптированного для русскоязычной выборки, в структуре которого существует шкала оценки здоровья. Субъективные репрезентации здоровья рассматривались как совокупность когнитивного компонента самооценки здоровья, удовлетворенности респондента своим здоровьем, социальным сравнением здоровья с другими людьми, которые измерялись соответствующими шкалами опросника. В диагностический комплекс были включены вопросы о социально-демографических характеристиках (возраст, уровень образования, стаж работы, место проживания, семейный статус, количество детей).
Результаты. Восприятие своего здоровья у воспитателей отличается согласованностью представлений о собственном здоровье, удовлетворенностью им и социальным сравнением со здоровьем других людей. Субъективные репрезентации здоровья воспитателей дошкольных образовательных учреждений характеризуются позитивностью и оптимизмом. Эти репрезентации не зависят от уровня образования, места жительства, географии региона проживания, количества детей, семейного положения, но связаны с возрастом и сопряженными с ним характеристиками общего стажа работы и работы в должности воспитателя. Самые высокие показатели субъективных репрезентаций здоровья обнаружены у воспитателей пенсионного возраста.
Выводы. Cубъективные репрезентации здоровья имеют положительную коннотацию и связаны с психологическим благополучием воспитателей ДОУ. Вовлеченность в педагогическую деятельность способствует позитивным репрезентациям здоровья воспитателей, особенно в пожилом возрасте.
Общая информация
Ключевые слова: здоровье, субъективные репрезентации, воспитатели дошкольных образовательных учреждений, психологическое благополучие , PERMA
Рубрика издания: Эмпирические исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2023140207
Получена: 11.04.2023
Принята в печать:
Для цитаты: Волкова Е.Н., Руднова Н.А., Калимуллин А.М. Субъективные репрезентации здоровья воспитателей дошкольных образовательных учреждений // Социальная психология и общество. 2023. Том 14. № 2. С. 103–115. DOI: 10.17759/sps.2023140207
Полный текст
Введение
Методы
Результаты
|
Возрастные группы воспитателей ДОУ |
|
|
|||||||
Ранняя взрослость (21-35 лет), N = 364 |
Зрелость (36-55 лет), N = 976 |
Пожилой возраст (старше 56 лет), N = 197 |
Значимость различий |
|
||||||
Субъективные репрезентации здоровья |
||||||||||
|
M (SD) |
Median |
M (SD) |
Median |
M (SD) |
Median |
|
|
||
Когнитивный компонент самооценки здоровья |
6,96 (2,1) |
7,0 |
6,78 (1,9) |
7,0 |
7,14 (1,9) |
7,0 |
Значимо, p < 0,05 |
|
||
Удовлетворенность своим здоровьем |
6,08 (2,3) |
6,0 |
6,25 (2,2) |
6,0 |
6,96 (2,1) |
7,0 |
Значимо, p < 0,001 |
|
||
Социальное сравнение собственного здоровья с другими людьми |
6,76 (2,1) |
7,0 |
6,79 (2,1) |
7,0 |
7,24 (1,9) |
8,0 |
Значимо, p < 0,01 |
|
||
Интегральная самооценка здоровья |
6,83 (1,7) |
6,7 |
7,03 (1,5) |
7,0 |
7,53 (1,4) |
7,7 |
Значимо, p < 0,001 |
|
||
Кластеры |
||||||||||
|
N |
% в группе |
N |
% в группе |
N |
% в группе |
|
|
||
Первый кластер с высокими значениями субъективных репрезентаций здоровья |
194 |
53,3% |
514 |
52,7% |
133 |
67,5% |
Значимо, p < 0,001 |
|
||
Второй кластер с низкими значениями субъективных репрезентаций здоровья |
170 |
46,7% |
462 |
47,3% |
64 |
32,5% |
|
|||
Компоненты психологического благополучия |
||||||||||
|
M (SD) |
Min-Max |
M (SD) |
Min-Max |
M (SD) |
Min-Max |
|
|
||
Позитивные эмоции |
7,78 (1,6) |
2/10 |
7,97 (1,5) |
0/10 |
8,38 (1,2) |
4/10 |
Значимо, p < 0,000 |
|
||
Вовлеченность |
7,32 (1,5) |
2/10 |
7,82 (1,5) |
1/10 |
8,34 (1,3) |
3/10 |
Значимо, p < 0,000 |
|
||
Взаимоотношения |
7,70 (1,8) |
2/10 |
7,73 (1,8) |
0/10 |
8,15 (1,5) |
2/10 |
Значимо, p < 0,007 |
|
||
Смысл |
7,69 (1,7) |
0/10 |
8,09 (1,5) |
1/10 |
8,60 (1,2) |
2/10 |
Значимо, p < 0,000 |
|
||
Достижения |
7,71 (1,5) |
2/10 |
8,15 (1,3) |
2/10 |
8,54 (1,2) |
5/10 |
Значимо, p < 0,000 |
|
||
Негативные эмоции |
5,14 (1,8) |
0/10 |
4,73 (1,8) |
0/10 |
4,32 (2,0) |
0/10 |
Значимо, p < 0,000 |
|
||
Одиночество |
3,70 (1,7) |
0/10 |
3,12(1,0) |
0/10 |
3,04 (2,4) |
0/10 |
Значимо, p < 0,006 |
|
||
Счастье |
8,3 (1,9) |
0/10 |
8,41 (1,8) |
0/10 |
8,66 (1,5) |
3/10 |
Незначимо, p = 0,05 |
|
||
Обсуждение результатов
Заключение
Литература
- Гаврилица О.А. Ролевой конфликт работающей женщины: дисс. ... канд. психол. наук. М., 1998. 185 c.
- Голубева Г.Н., Голубев А.И. Внешние и внутренние факторы риска здоровья студентов // Фундаментальные исследования. 2013. № 8–4. С. 909–912.
- Здравоохранение в России. 2021: Статистический сборник. Росстат / П.А. Смелов [и др.]. М.: Федеральная служба государственной статистики, 2021. 171 с.
- Исаева О.М., Акимова А.Ю., Волкова Е.Н. Опросник благополучия PERMA-Profiler: апробация русскоязычной версии // Социальная психология и общество. 2022. Том 13. № 3. C. 116–133. DOI:10.17759/sps.2022130308
- Митина Л.М., Митин Г.В., Анисимова О.А. Профессиональное здоровье педагога: учебное пособие для вузов. 2-е изд., доп.: М.: Издательство Юрайт, 2023. 379 с. URL: https://urait.ru/bcode/519006 (дата обращения: 26.03.2023).
- Полуэктова Н.М., Смирнова А.Н. Человек как субъект здоровья // Человек. 2016. № 1. С. 5–16.
- Цветкова Л.А., Антонова Н.А., Дубровский Р.Г. Концептуальные основы изучения и измерения здоровья и благополучия человека с позиций психологической науки // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. 2019. № 4(104). С. 69–75. DOI:10.22204/2410-4639-2019-104-04-69-75
- Чупров В.И., Зубок Ю.А., Романович Н.А. Отношение к социальной реальности в российском обществе: социокультурный механизм формирования и воспроизводства. М.: Норма; ИНФРА-М, 2014. 350 с.
- Adler A., Seligman M.E.P. Using wellbeing for public policy: Theory, measurement, and recommendations // International Journal of Wellbeing. 2016. Vol. 6(1). P. 1–35. DOI:10.5502/ijw.v6i1.429
- Butler J., Kern M.L. The PERMA-Profiler: A brief multidimensional measure of flourishing // International Journal of Wellbeing. 2016. Vol. 6(3). P. 1–48. DOI:10.5502/ijw.v6i3.526
- Choi S., Suh C., Yang J.W., Ye B.J., Lee C.K., Son B.C., Choi M. Korean translation and validation of the workplace positive emotion, engagement, relationships, meaning, and accomplishment (PERMA)-Profiler // Annals of Occupational and Environmental Medicine. 2019. Vol. 31(1). DOI:10.35371/aoem.2019.31.e17
- Deaton A. Income, health and well-being around the world: Evidence from the gallup world poll // The Journal of Economic Perspectives. Vol. 22(2). P. 53–72. DOI:10.1257/jep.22.2.53
- Diener E., Scollon C.N., Lucas R.E. The evolving concept of subjective well-being: The multifaceted nature of happiness // Assessing well-being: The collected works of Ed Diener / E. Diener (Ed.). Springer Science + Business Media. 2009. P. 67–100. DOI:10.1007/978-90-481-2354-4_4
- Friedman H.S., Kern M.L. Personality, well-being, and health // Annual Review of Psychology. 2014. Vol. 65. P. 719–742. DOI:10.1146/annurev-psych-010213-115123
- Friedman H.S., Martin L.R. The longevity project: Surprising discoveries for health and long life from the landmark eight-decade study. New York: Hudson St. Press, 2011. 272 p.
- Seligman M.E.P. A new understanding of happiness and well-being and how to achieve them. Boston: Nicholas Brealey, 2011. 368 p.
- Srimathi N.L., Kiran Kumar S.K. Psychological well-being of employed women across different organizations // Journal of the Indian Academy of Applied Psychology. 2010. 36(1). P. 89–95.
- Wammerl M., Jaunig J., Mairunteregger Th., Streit Ph. The German version of the PERMA-Profiler: Evidence for construct and convergent validity of the PERMA theory of well-being in German speaking countries // Journal of Well-Being Assessment. 2019. Vol. P. 75–96. DOI:10.1007/s41543-019-00021-0
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 257
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 7
Скачиваний
Всего: 103
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1