Социальная психология и общество
2021. Том 12. № 2. С. 217–221
doi:10.17759/sps.2021120213
ISSN: 2221-1527 / 2311-7052 (online)
Конференция памяти М.Ю. Кондратьева: многократно отраженная субъектность
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: конференция, социальная психология, этнопсихология, организационная психология, дорожный трафик, психология образования, психологический тренинг, киберпсихология, психологическое консультирование
Рубрика издания: Научная жизнь
Тип материала: материалы конференции
DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2021120213
Для цитаты: Кочетков Н.В. Конференция памяти М.Ю. Кондратьева: многократно отраженная субъектность // Социальная психология и общество. 2021. Том 12. № 2. С. 217–221. DOI: 10.17759/sps.2021120213
Полный текст
Введение
В рамках психологической школы А.В. Петровского, на базе которой работает факультет социальной психологии МГППУ [1], было сформулировано понятие отраженной субъектности, которое можно определить как бытие кого-либо в другом [3]. Принимая во внимание, что такое «инобытие» определяет личност- ность того или иного человека, можно было бы сказать, что основатель факультета М.Ю. Кондратьев обладает ей в высшей степени, — его идеи прорастают во многих людях, что хорошо иллюстрирует проведенная 12-13 мая 2021 года VI Международная научно-практическая конференция «Социальная психология: вопросы теории и практики», посвященная памяти Михаила Юрьевича. В ней приняли участие несколько сотен человек, сборник материалов конференции насчитывает 236 публикаций 300 авторов из одиннадцати стран: Беларуси, Великобритании, Израиля, Казахстана, Кувейта, Латвии, Молдовы, России, США, Франции, Эстонии. При этом надо заметить, что география участников конференции и их количество расширяются год от года [2]. Председателем программного комитета конференции выступила заведующая кафедрой социальной психологии развития факультета социальной психологии МГППУ профессор Н.Н. Толстых.
Конференцию по традиции открывала декан факультета Т.Ю. Маринова, которая анонсировала ее программу, состоящую из докладов по различным направлениям: актуальные проблемы современной социальной психологии, современные технологии в психологии и образовании, социальная психология дорожного трафика, психологический тренинг и консультирование в социальной сфере, практическая этнопсихология, киберпсихология и общество, современное состояние и тенденции развития организационной психологии.
Один из наиболее общих докладов на пленарном заседании представили ученые кафедры социальной психологии МГУ — профессор Е.П. Белинская и доцент Е.М. Дубовская (Москва), которые говорили о маргинальности социальной психологии и о том, что одним из путей ее конструктивного преодоления является научное творчество М.Ю. Кондратьева. Кроме этого, были освещены проблемы динамики изменений ценностных ориентаций современного российского подростка (доклад профессора В.С. Собкина, Москва), социальной психологии близких отношений (доклад профессора Т.Л. Крюковой, Кострома). Интерес вызвали доклады доктора Р. Израйловица (R. Isralowitz, Беэр-Шева, Израиль) про межкультурные аспекты употребления психоактивных веществ и Я. Авраам (Y. Avraham, Беэр-Шева, Израиль) про развитие социальных навыков и эмоций у отверженных детей.
Первый день конференции продолжали доклады по направлениям, которые открылись выступлениями по теме социальной психологии дорожного трафика (руководитель секции — доцент Т.В. Кочетова). На ней были представлены работа профессора НИУ ВШЭ Е.В. Саутки- ной (Москва) «Психология устойчивого города. Транспортный вопрос», в которой освещалась важность использования «зеленого» транспорта, и работа доктора Г. Мейнхарда (G. Meinhard, Тарту, Эстония) об эффективности психологических технологий при работе с водителями разных групп.
На секции «Психологический тренинг и консультирование в социальной сфере» (руководитель — профессор
Н.Н. Толстых) представили пилотный проект коллеги из Техасского университета (Колледж-Стейшен, США) магистр Л. Котар (L. Kotar), доктор Б. Зоги (B. Zoghi), Б. Хук (B. Hook) и доктор М. Нортон (M. Norton), которые изучали то, как цикл специально организованных занятий в условиях пандемии и карантина улучшает баланс между включенностью в работу и личной жизнью. Важный вопрос о том, как избежать отчуждения, внедрив поддерживающую помощь в культуру межличностного общения, подняли магистр А.С. Селезнева и профессор Т.П. Гаврилова (Москва).
Закрывали первую половину конференции выступления секции «Актуальные проблемы современной социальной психологии» (руководитель — профессор М.Е. Сачкова). На ней выступили психологи из Франции доктор П. Пеллетье (P. Pelletier, Париж, Франция), С. Маклафлин (C. McLaughlin, Лимож, Франция), К. Дютей-Мугель (C. Duteil- Mougel, Лимож, Франция), доктор М. Босфлаг (M. Boespflug, Пуатье, Франция), доктор К. Лефорт (C. Lefort, Лимож, Франция) показавшие, что в условиях неопределенности в период пандемии люди ждут позитивных изменений в своей жизни после ее окончания. Тему, связанную с COVID-19, а именно типологию отношений с вирусом, освещал и профессор С.Д. Поляков (Ульяновск). Работу в русле классической отечественной социальной психологии провели аспирант С.В. Тарасов и старший научный сотрудник Т.В. Дробышева (Москва), которые обнаружили, что если в закрытых группах привлекательность и референтность группы для ее членов определяют фактор власти, то в полузакрытой — потребность в принадлежности к ней.
Второй день конференции начался с докладов секции «Современные технологии в психологии и образовании» (руководитель — доцент О.Б. Крушель- ницкая). Наибольший интерес вызвало сообщение доцента кафедры психологии развития личности Московского государственного областного университета А.В. Криницыной (Москва). Автор выявил наиболее эффективные методы коррекционной работы учителя по преодолению асоциального поведения школьников. Ими являются: классные часы с элементами социально-психологического тренинга, социально-педагогическое перевоспитание, методы коррекции подростковой асоциальности, методы педагогической коррекции в деятельности, переориентация направленности группового общения подростков, прививание методов самовоспитания.
На секции «Практическая этнопсихология» (руководитель — доцент О.Е. Хух- лаев) особое внимание привлек доклад ведущего научного сотрудника Центра социокультурных исследований НИУ ВШЭ З.Х. Лепшоковой (Москва), которая показала, что в основе аккультурации и адаптации русских в Эстонии лежит реальный мультикультурализм, то есть восприятие реального социокультурного контекста Эстонии, а не абстрактные установки в отношении мультикультурной идеологии. Актуальный доклад сделали коллеги из ИП РАН аспирант О.Е. Алексанова и заместитель директора по науке А.В. Мах- нач (Москва), в котором прозвучала мысль о том, что жизнеспособность эмигрантов в значительной степени определяется их успехами в адаптации к профессии, отношением к труду и карьерными перспективами. А.В. Сысоева, аспирант ГУО «Академия последипломного образования» (Минск, Беларусь) в результате проведенного исследования заключила, что для туркменских и белорусских студентов приоритетной жизненной ценностью являются достижения, а для российских и белорусских — самостоятельность.
В ходе работы направления «Киберпсихология и общество» (руководители — доценты Н.В. Кочетков и Т.Ю. Маринова) прозвучал доклад профессора А.А. Нестеровой и магистранта МГОУ А.А. Заигралиной (Москва), посвященный объяснительным моделям фаб- бинга — проявления пренебрежения к партнеру по общению, выражающемуся в предпочтении взаимодействия с собственным смартфоном. Авторами отмечается, что фаббинг приводит к снижению собственной значимости человека, который подвергается этому явлению.
Большое количество докладов звучало на секции «Современное состояние и тенденции развития организационной психологии», возглавляемой доцентом А.В. Погодиной. В одном из них констатировалось, что соответствие «культурных кодов» организации и ее лидера снижает уровень психологической нагрузки на лидера и его сотрудников, тогда как рассогласованность, наоборот, повышает (профессор Л.Н. Аксеновская, Саратов). Интерес аудитории вызвало выступление доцента В.А. Чикер и профессора О.И. Даниленко (Санкт-Петербург), в котором демонстрировалось, что преподаватели связывают основные функции этикета с реально наблюдаемой организационной культурой, а студенты — также и с предпочитаемой организационной культурой.
В рамках направления «Современные технологии в психологии и образовании» (руководитель — доцент О.Б. Кру- шельницкая) рассматривались темы прокрастинации учеников, агрессивного поведения в ситуации изоляции, волонтерской деятельности и ценностных ориентаций студентов. Участников конференции привлекло сообщение старшего преподавателя А.М. Лесина (Рязань), в котором было выявлено, что студенты связывают ценность общественного признания с возможностью вести роскошный образ жизни, быть узнаваемыми, однако излишняя творческая активность и человеколюбие могут быть помехами реализации такой ценности. Кроме этого, современные студенты соотносят ценность общественного признания с успешным обликом респектабельного управленца, не обремененного брачными узами, который не склонен к творческому проявлению себя и своей свободы, однако имеющего высокие притязания.
На конференции состоялся круглый стол «Закрытость институциональная и психологическая» (ведущая — профессор Н.Н. Толстых), на котором были рассмотрены вопросы опасности психологической закрытости, ее особенностей в условиях пандемии, влияния на психическое здоровье и развитие личности.
Закрывали конференцию мастер-классы, которые провели студенты МГППУ: А. Иванова «Как «приручить» коммуникативного агрессора», Ф. Боттаева «Как понять эмоции и управлять ими» и К. Ка- нафина «Властелин эмоций».
Очередная конференция памяти М.Ю. Кондратьева показала актуальность социально-психологических знаний и эвристичность методологии научной школы Петровского-Кондратьева. Приятно наблюдать ее превращение из студенческой конференции в международную, в которой участвуют как известные ученые-теоретики, опытные практики, так и только начинающие свой путь в науке специалисты. Сборник материалов конференции «Социальная психология: вопросы теории и практики» [4] опубликован на портале психологических изданий Psyjournals.ru, свободный доступ к нему по ссылке: https://psyjournals.ru/ socpsy_qtp_2021/index.shtml
Литература
- Кондратьев М.Ю. О научной психологической школе А.В. Петровского в Московском городском психолого-педагогическом университете // Социальная психология и общество. 2011. Т. 2. № 3. С. 14—31.
- Крушельницкая О.Б. Конференция памяти М.Ю. Кондратьева: психологическая наука и практика о социальных изменениях и новых вызовах современности // Социальная психология и общество. 2020. Т. 11. № 2. C. 209—213. DOI:10.17759/sps.2020110214
- Петровский В.А. Принцип отраженной субъектности в психологическом исследовании личности // Вопросы психологии. 1985. № 4. С. 17—31.
- Социальная психология: вопросы теории и практики [Электронный ресурс] // Материалы VI Международной научно-практической конференции памяти М.Ю. Кондратьева «Социальная психология: вопросы теории и практики» (г. Москва, 12—13 мая 2021 г.). М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2021. 637 с. URL: https://psyjournals.ru/socpsy_qtp_2021/index.shtml (дата обращения: 22.05.2021).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 636
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 8
Скачиваний
Всего: 223
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 1