Конференция памяти академика РАО А.В. Петровского «Социальная психология и общество: история и современность»

258

Аннотация

Представлена информация о ходе и основных результатах состоявшейся в октябре 2019 года в Московском государственном психолого-педагогическом университете Всероссийской научно-практической конференции с международным участием памяти академика РАО А.В. Петровского «Социальная психология и общество: история и современность». В конференции приняли участие свыше 150 российских и зарубежных специалистов. Было представлено много интересных докладов и выступлений на актуальные темы современной социальной психологии, а также состоялись плодотворные обсуждения преемственности и развития методологических подходов, успешно зарекомендовавших себя в XX столетии.

Общая информация

Ключевые слова: конференция, социальная психология, этнопсихология, организационная психология, социальная психология развития, социальная психология образования, личность, группа, семья, научная школа, киберпсихология

Рубрика издания: Научная жизнь

Тип материала: материалы конференции

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2019100413

Для цитаты: Крушельницкая О.Б., Маринова Т.Ю. Конференция памяти академика РАО А.В. Петровского «Социальная психология и общество: история и современность» // Социальная психология и общество. 2019. Том 10. № 4. С. 190–196. DOI: 10.17759/sps.2019100413

Полный текст

15—16 октября 2019 года в Московском государственном психолого-педагогическом университете состоялось знаменательное событие: впервые традиционная конференция, посвященная памяти академика РАО А.В. Петровского, прошла в расширенном формате — с международным участием. Обращение к трудам ученого с мировым именем закономерно, так как непосредственным организатором конференции стал факультет социальной психологии МГППУ, научным фундаментом которого со дня его основания служат идеи Артура Владимировича Петровского.

Основными темами на пленарном заседании и в работе девяти секций были: социальная психология личности, проблемы межкультурных контактов, семейных отношений, организационного развития, киберпсихологии, взаимодействия субъектов образовательного процесса. Было проведено восемь мастер-классов. Важным мероприятием конференции стало проведение круглого стола «Отечественная социальная психология: прошлое, настоящее, будущее».

В конференции приняли участие свыше 150 российских и зарубежных специалистов (психологов, педагогов, социологов, руководителей разного уровня, преподавателей вузов, колледжей и школ), аспирантов и студентов. Почти две сотни тезисов вошли в сборник материалов конференции, опубликованный на портале психологических изданий PsyJournals.ru [1].

В продолжение традиции проводимых факультетом социальной психологии МГППУ конференций участники нынешнего форума представили широкую географию городов России (Москва и Подмосковье, Санкт-Петербург, Астрахань, Волгоград, Воронеж, Чита, Петрозаводск, Нижний Новгород, Смоленск, Саратов, Ростов-на-Дону, Красноярск, Екатеринбург, Курск, Ульяновск, Тула, Томск, Петрозаводск, Рязань, Челябинск, Новокузнецк, Караганда, Краснодар, Пятигорск, Пермь, Кострома) и зарубежья — Италии (Рим), Великобритании (Лондон, Глазго), Франции (Париж, Сомюр), США (Файрфакс), Беларуси (Минск, Гомель, Барановичи), Молдовы (Кишинев, Ком­рат), Финляндии (Хельсинки), Украины (Киев), Казахстана (Алматы), Латвии (Рига), Канады (Торонто).

Открывая пленарное заседание, с приветственным словом к участникам конференции обратилась председатель программного комитета, профессор, заведующая кафедрой социальной психологии развития факультета социальной психологии МГППУ Н.Н. Толстых.

Участники конференции с огромным интересом встретили доклад ректора Института консультативной психологии, профессора НИУ ВШЭ, члена-корреспондента Российской академии образования В.А. Петровского «Идея персонализации: контекст и развитие», посвященный важнейшим аспектам научного наследия А.В. Петровского.

Заведующий лабораторией профилактики асоциального поведения Института образования НИУ «Высшая школа экономики», академик РАО А.А. Реан заострил внимание собравшихся на роли взаимодействия семьи и школы в профилактике асоциального поведения несовершеннолетних. Руководитель Центра социологии образования Института управления образованием РАО, академик РАО В.С. Соб­кин познакомил собравшихся с результатами исследования динамики изменений и межпоколенческих различий в ценностных ориентациях современных российских подростков. Профессор кафедры социальной психологии развития МГППУ Т.Н. Счастная поделилась воспоминаниями о личности Артура Владимировича и рассказала о нем как об учителе и ученом. Профессор МГОУ Т.И. Шульга сообщила о результатах и дальнейших перспективах исследования осознанности как особого качества современной молодежи. Актуальное состояние киберпсихологии в России представил заведующий лабораторией «Психологические проблемы информатизации» факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова А.Е. Войскун- ский. Декан факультета психологии Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, профессор Л.Н. Ак­сеновская рассказала о развитии идей С.Л. Франка в современной организационной психологии и обозначила проблему духовных аспектов организационной деятельности и организационного поведения.

За два дня работы конференции состоялось более пятидесяти секционных докладов. Кратко остановимся на некоторых из них.

На секции «Актуальные проблемы отношений и взаимодействий в социальных группах» ее ведущая — профессор М.Е. Сачкова обрисовала перспективы развития науки через интеграцию параметрической концепции Л.И. Уманского, теории деятельностного опосредствования А.В. Петровского и разработанного в западно-европейской психологии социально-когнитивного направления. Ведущий научный сотрудник лаборатории методологии психосоциальных и политико-психологических исследований Института социальной и политической психологии НАПН Украины А.Н. Плющ познакомил слушателей с концепцией информационного сопровождения социальных реформ как инструмента обратной связи, позво- 192

ляющего гражданам становиться соавторами общественно значимых проектов. Живой интерес вызвали доклады профессора Южно-Уральского Государственного университета В.Г. Грязевой-Добшинской и младшего научного сотрудника лаборатории «Психология и психофизиология стрессоустойчивости и креативности» ЮУрГУ С.Ю. Коробовой: исследователи выявили особенности идентификации молодежи с положительными и отрицательными героями авторского и культового кино. Профессор кафедры психологии развития и процессов социализации Университета Ла Сапиенца в Риме Дж. Сен- салес (G. Sensales) представила эксклюзивные данные по проблеме популизма в социальных медиа (исследование выполнено в соавторстве с G. Di Cicco).

Доклады секции «Социально-психологические проблемы и факторы развития личности в современном обществе» (ведущая — профессор Н.Н. Толстых) были посвящены широкому кругу проблем социальной психологии личности. Большой интерес у слушателей вызвал совместный доклад профессора кафедры психологии и педагогики дистанционного обучения МГППУ М.А. Одинцовой и обучающейся на этой кафедре студентки О.А. Тристан. Девушка по состоянию здоровья не присутствовала на заседании, но ее интереснейшее сообщение на тему «Проявления духовного кризиса у представителей разных поколений россиян» можно было увидеть на экране. Следует также отметить доклад доцента кафедры юридической психологии и педагогики психологического факультета Академии ФСИН России С.В. Горно­стаева, рассказавшего об использовании идей А.В. Петровского в исследовании лояльности и их значимости для развития этого направления.

На секции «Проблемы современной семьи и социально-психологические средства их преодоления» (ведущие — профессор Л.Б. Шнейдер и доцент В.А. Орлов) в докладе профессора кафедры психологии человека РГПУ им. А.И. Герцена А.В. Микляевой и заведующей этой же кафедрой Е.Ю. Коржовой были представлены интересные данные о различиях в психологических условиях социализации детей в семьях кровной и некровной опеки. Большую заинтересованность вызвал у участников заседания доклад профессора МПГУ Л.Б. Шнейдер и, как иллюстрация к содержанию представленного исследования, — проведенная ею деловая игра «Стилевое воспитательное воздействие в семье».

Секция «Человек в киберпростран­стве: риски и пространство возможностей» (ведущие — профессор Т.Ю. Мари­нова и доцент Н.В. Кочетков) отразила достижения киберпсихологии как одного из наиболее новых и популярных исследовательских направлений. В докладе заведующей кафедрой практической психологии Воронежского государственного педагогического университета Т.Л. Ху­дяковой было показано, что у старшеклассников значительно чаще, чем у студентов, сетевая идентичность имеет тенденцию сливаться с идентичностью в реальном мире. Магистрант факультета социальной психологии МГППУ В.В. Малинов представил результаты исследований, согласно которым анонимность дает депрессивным респондентам сильное ощущение безопасности. Аналитик отдела международных образовательных проектов Уральского государственного педагогического университета Р.Ю. Порозов и заведующая кафедрой акмеологии и психологии среды этого же университета О.В. Кружкова говорили о политической активности личности в условиях ее киберсоциализации (на примере недавнего конфликта вокруг строительства храма Святой Екатерины в Екатеринбурге).

Заседание секции «Социальная психология межкультурных контактов» (ведущий — профессор О.Е. Хухлаев) началось с вызвавшего большой интерес доклада ведущего научного сотрудника Центра этнологии Института культурного наследия Министерства образования, культуры и исследований Республики Молдова И.И. Кауненко об особенностях восприятия образа России разными поколенными группами в Республике Молдова. Главный научный сотрудник Международной научно-учебной лаборатории социокультурных исследований НИУ ВШЭ А.Н. Татарко рассказал об исследовании, в котором было показано, что интеграционная миграционная политика связана с генерализованным доверием опосредованно за счет снижения воспринимаемой групповой угрозы со стороны иммигрантов.

На секции «Социальная психология риска» (ведущая — доцент Т.В. Коче­това) с большим интересом был встречен доклад магистранта НИУ ВШЭ В.В. Горбова о современных подходах к изучению психологического благополучия горожан. Доцент Уральского государственного педагогического университета И.В. Воробьева сообщила о результатах, исследования ценности городского пространства для молодежи и мотивацион­ных основаниях вандальной активности. В совместном докладе доцента кафедры психологии управления МГППУ Т.В. Ко­четовой и студента факультета социальной психологии МГППУ М.М. Белькова были выделены основные факторы риска в условиях дорожно-транспортной среды, а также намечены пути профилактики дорожно-транспортных происшествий по вине водителя.

В рамках секции «Традиционное и инновационное в организационной психологии: критический взгляд» (ведущая — профессор А.В. Погодина) был представлен широкий спектр проблем, исследуемых в современной организационной психологии. В докладе профессора кафедры социальной психологии СПбГУ Л.Г. Почебут был дан глубокий анализ содержания, структуры и значения понятия «социальный капитал организации». Специфическим особенностям проектных команд посвятили свой доклад сотрудники МГТУ им. Н.Э. Бау­мана профессор М.В. Ермолаева, доцент Ж.М. Кокуева и профессор кафедры педагогической психологии МГППУ Д.В. Лубовский. Актуальная проблема психологического значения денег и их влияния на взаимоотношения людей рассматривалась в докладе доцента кафедры социальной психологии МГОУ Е.Б. Филинковой.

Большой интерес у собравшихся на секции «Социальная психология образования» (ведущая — профессор О.Б. Крушельницкая) вызвал сделанный по скайпу доклад зарубежных коллег Ф. Фоке-Алёхина (Ph. Fauquet-Alekhine) и П. Мартинеса (P. Martinez) о повышении компетенций у студентов и старшеклассников на основе применения разработанной ими модели «воспринимаемый квадрат действия» (SPEAC). Представляя результаты выполненного совместно с доцентом В.А. Орловым эмпирического исследования, аспирант факультета социальной психологии МГППУ, педагог-психолог школы № 1158 г. Москвы А.Б. Экслер рассказала о современных особенностях лидерства в школьных классах с различной учебной мотивацией. Большую заинтересованность слушателей вызвал скайп-доклад школьного психолога-консультанта из штата Вирджиния Т.В. Коттл «Травма-информированная практика психологической работы в школе».

В рамках конференции было проведено восемь мастер-классов: «Кре­ативная игра “Счастливый случай” в решении проблем малой группы» (ведущая — доцент кафедры конфликтологии и организационной психологии Астраханского государственного университета Н.В. Майсак); «Развитие навыков успешной коммуникации в близких отношениях» (ведущая — доцент кафедры теоретических основ социальной психологии МГППУ Н.А. Хаймовская); «Соза- висимые отношения: выбор между слиянием и автономией» (ведущая — доцент кафедры теоретических основ социальной психологии МГППУ, директор Института системного консультирования и тренинга К.А. Серебрякова); «Методики и алгоритм оценки социального познания в пожилом и старческом возрасте» (ведущий — клинический психолог Многопрофильной клиники женского здоровья Лагуна Мед А.И. Мелёхин); «Ордерная диагностика организационной культуры» (ведущая — декан факультета психологии Саратовского НИГУ им. Н.Г. Чернышевского Л.Н. Аксеновская), «Международные подходы к обучению в цифровом обществе» (ведущая — аспирант МГППУ и генеральный директор Ассоциации независимых экспертов в области обучения и развития А.Ю. Буха­рина); «Развитие паритетных отношений в семье» (ведущий — доцент кафедры теоретических основ социальной психологии МГППУ В.А. Орлов); «Как мы слышим друг друга» (ведущая — доцент кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования МГППУ И.Я. Лейбман).

В рамках конференции был проведен «Двадцать первый круглый стол заведующих и преподавателей кафедр социальной психологии и кафедр, ведущих подготовку по социально-психологическим дисциплинам, вузов Москвы и Московского региона», организованный факультетом социальной психологии МГППУ совместно с кафедрой социальной психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. Его тема — «Отечественная социальная психология: прошлое, настоящее, будущее» (ведущий — заведующий лабораторией социальной и экономической психологии Института психологии РАН Т.А. Нестик). За круглым столом обсуждались достижения и перспективы развития отечественных социально-психологических школ, связанных с научными концепциями А.В. Петровского, Г.М. Ан­дреевой, Е.С. Кузьмина, Л.И. Уманско­го, А.С. Чернышева, М.Г. Ярошевского, А.А. Бодалёва и других выдающихся ученых. Затем состоялась дискуссия о дальнейшей судьбе российской социальной психологии, организованная под руководством Т.А. Нестика в форме деловой игры. В результате участники сформулировали свои предположения о перспективах развития социальной психологии, связав их с гуманизацией, цифровизацией исследовательских методов, усилением практической ориентированности и способности успешно реагировать на новые вызовы времени, эффективно решать актуальные общественно значимые задачи. Всероссийская научно-практическая конференция памяти академика РАО А.В. Петровского «Социальная психология и общество: история и современность» позволила ее участникам продемонстрировать результаты новейших научных исследований, а также актуальные возможности их практических приложений.

Литература

  1. 1.       Социальная психология и общество: история и современность [Электронный ресурс]. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием памяти академика РАО А.В. Петровского «Социальная психология и общество: история и современность» (г. Москва, 15—16 октября 2019 г.). М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2019. 506 с. URL: https://psyjournals.ru/sps_ hm_2019/index.shtml (дата обращения: 06.11.2019)

Информация об авторах

Крушельницкая Ольга Борисовна, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой теоретических основ социальной психологии факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0762-6925, e-mail: krushelnickayaob@mgppu.ru

Маринова Татьяна Юрьевна, кандидат биологических наук, доцент, декан факультета социальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1062-1391, e-mail: marinovatu@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 962
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 258
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1