Социальная психология и общество
2019. Том 10. № 2. С. 175–183
doi:10.17759/sps.2019100213
ISSN: 2221-1527 / 2311-7052 (online)
Психологическое сопровождение интеллектуально успешных подростков с разным интрагрупповым статусом
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: интеллектуально успешные подростки, групповой статус, интенциональность, психологическое сопровождение
Рубрика издания: Прикладные исследования и практика
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2019100213
Для цитаты: Кондратьев М.Д. Психологическое сопровождение интеллектуально успешных подростков с разным интрагрупповым статусом // Социальная психология и общество. 2019. Том 10. № 2. С. 175–183. DOI: 10.17759/sps.2019100213
Полный текст
Введение
Интеллектуально успешные подростки — это подростки, добивающиеся высоких результатов при участии в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах. Именно с этой группой связаны надежды современного общества, поскольку сегодняшние подростки станут активными строителями будущего. Они также получают поддержку со стороны государства.
Требования педагогической практики диктуют необходимость продолжать изучение проблем, связанных с особыми образовательными потребностями и спецификой личности одаренных, высокомотивированных, показывающих выдающиеся результаты обучающихся [8]. И выделение успешных школьников в логике фиксации уже проявленных достижений формирует группу интеллектуально успешных подростков, весьма неоднородную по своему составу.
Вопрос о реализации в будущем интеллектуально успешными подростками их интеллектуального и творческого потенциала является крайне важным для современного общества, и поэтому сопровождение подростков из этой группы на базе образовательных организаций становится одним из приоритетных направлений работы психолога-практика. В свою очередь, это требует всестороннего изучения социально-психологических и личностных особенностей интеллектуально успешных подростков.
Эмпирическое исследование
Исследование проводилось в 2015— 2018 годах и на первом этапе включало последовательное изучение социальнопсихологических и личностных характеристик как интеллектуально успешных подростков, так и их сверстников, не имеющих высоких интеллектуальных достижений. Результаты, полученные в ходе первого этапа, представлены в опубликованных ранее работах [2; 3; 7].
Второй этап исследования посвящен сравнительному анализу социально-психологических и личностных характеристик интеллектуально успешных подростков с различным интрагрупповым статусом.
Методический инструментарий исследования представлен несколькими блоками. Первый блок включает социально-психологические инструменты, необходимые для определения интегрального статуса индивида в контактном сообществе: социометрия, референтометрия, методический прием определения интрагрупповой структуры неформальной власти, методика определения степени ценностно-ориентационного единства группы (М.Ю. Кондратьев) [4]. Анализ личностных особенностей строится на изучении двух компонентов интенциональности личности — темпорального и содержательного. Здесь используются опросник временной перспективы Ф. Зимбардо (ZTPI) [1], метод мотивационной индукции Ж. Нюттена (ММИ) [6], ориентационный опросник Б. Басса (направленность личности) [5], метод выявления структуры социальных представлений П. Вержеса [9], контент- анализ сочинений участников исследования. Для повышения надежности полученных интерпретаций использовался метод фокус-групп, в ходе применения которого участники исследования подробно раскрывали содержание своих представлений о жизненных планах, будущем, успехе.
Участниками исследования были школьники, обучающиеся в 9—10 классах общеобразовательных школ города Москвы, всего 573 подростка, из них интеллектуально успешными являлись 305 человек.
Результаты исследования
и их обсуждение
В ходе первого этапа исследования установлено, что интеллектуально успешные подростки по всем исследованным характеристикам интенциональности (особенности содержательных и темпоральных характеристик временной перспективы, временных ориентаций, направленности личности) отличаются от своих сверстников, не имеющих высоких интеллектуальных достижений [2; 3]. Также группа интеллектуально успешных подростков выделяется спецификой социальных представлений об успешности: их социальные представления связывают будущую успешность, в первую очередь, с собственной учебной и профессиональной активностью, а не с удачей и внешними обстоятельствами [3].
В дальнейшем участники исследования, отнесенные ранее к группе интеллектуально успешных, были распределены на подгруппы в соответствии с их интегральным статусом. Установлено, что интеллектуально успешные подростки, находящиеся в типичной межличностной ситуации развития (обычный класс общеобразовательной школы), могут иметь разный интегральный интра- групповой статус. Согласно полученным в исследовании данным, 21% интеллектуально успешных подростков имеет высокий интегральный статус, 72% — средний, 7% — низкий. Это означает, что интеллектуальная успешность сама по себе не гарантирует подростку той или иной статусной позиции в системе отношений межличностной значимости, когда речь идет о типичной для большинства образовательных организаций ситуации (в классе интеллектуально успешными являются от 20% до 80% обучающихся).
Установлено также, что интеллектуально успешные подростки с различным интегральным статусом обладают специфической интенциональностью, проявляющейся в направленности личности и в особенностях временной перспективы и временных ориентаций. Высокостатусные и среднестатусные интеллектуально успешные подростки, в отличие от низкостатусных, занимают по отношению к своей настоящей и будущей жизни позицию, которую можно охарактеризовать как субъектную: они строят планы на будущее, связывают свою успешность с учебной и профессиональной активностью, характеризуются наличием временной компетентности (умение связывать текущую активность с будущей успешностью) и имеют более выраженную деловую направленность личности.
В то же время низкостатусные интеллектуально успешные подростки характеризуются низкой временной компетентностью и другими особенностями интенциональности, которые ставят под сомнение успешность реализации ими своего интеллектуального и творческого потенциала. Так, возникающие у них коммуникативные трудности они склонны объяснять недостатками партнеров по взаимодействию, а собственную недостаточную коммуникативную компетентность они планируют компенсировать профессиональной компетентностью. В современном мире, где любая профессиональная деятельность предполагает взаимодействие с другими, в том числе в ходе командной и групповой работы, подобная позиция может затруднять реализацию подростком его потенциала.
С нашей точки зрения, вышеописанные данные, полученные в результате эмпирического исследования, приводят к выводу о целесообразности выстраивания системы психологического сопровождения через работу с интенциональностью личности. Например, школьник, понимающий и принимающий, каким врачом и почему он хочет быть, добьется и в школьном обучении (краткосрочная перспектива), и в профессиональной самореализации (долгосрочная перспектива) сравнительно больших результатов, чем школьник, который только «хорошо знает» биологию и химию в рамках школьной программы. Более того, понимание и принятие специфики современного мира, где любая деятельность просто немыслима без сотрудничества с другими людьми, в совокупности с развитием коммуникативных навыков в период школьного обучения серьезно повышают шансы сегодняшнего подростка добиться успеха в будущем.
Таким образом, для успешной интеграции в общество и сопутствующей реализации интеллектуального и творческого потенциала подросткам важна успешность не только в сфере интеллектуальных олимпиад и конкурсов, но и в сфере социального взаимодействия. Психологическое сопровождение интеллектуально успешных подростков на базе общеобразовательных организаций должно строиться с учетом их социально-психологических и личностных особенностей.
Практические рекомендации
На основании полученных данных сформулирован набор характеристик интеллектуально успешного подростка, который, на наш взгляд, может выступить ориентиром в работе специалистов- практиков. Общая характеристика: направленность в будущее, способность ставить цели и находить пути их достижения, субъектная позиция по отношению к событиям жизни, стремление к взаимодействию с другими людьми в логике сотрудничества и осознание его ценности, готовность к продолжению образования в течение всей жизни. Временная ориентация: умеренная ориентация на негативное и позитивное прошлое, высокая — на гедонистическое настоящее и будущее, низкая — на фаталистическое настоящее. Временная перспектива будущего представлена объектами, связанными с профессиональной самореализацией, творчеством, достижениями, просоциальной активностью; жизненные планы выходят за пределы школьного обучения, выражена временная компетентность. Направленность личности: высокая выраженность деловой направленности (на задачу). Социальные представления об успешности: деньги выступают следствием достижения успеха, удача — возможным его компонентом, работа предполагает управленческую и творческую деятельность; крайне важна профессиональная самореализация.
Общие принципы психологического сопровождения интеллектуально успешных подростков сформулированы нами следующим образом:
В основе психологического сопровождения интеллектуально успешных подростков должна лежать работа с образом будущего как источником мотивации в сегодняшней активности («кем и каким быть?»).
Работа, направленная на развитие способностей или развитие личности интеллектуально успешных подростков, должна строиться на изменении характеристик интенциональности, а не на тренировке отдельных навыков.
Необходимо учитывать не только факт наличия у подростка достижений на интеллектуальных олимпиадах и конкурсах, но и ту межличностную ситуацию развития, в которой он находится.
Работа, направленная на изменение характеристик интенциональности, должна вестись совместно со значимыми для подростка взрослыми, в том числе — педагогами, членами семьи.
Классы, где интеллектуально успешных подростков менее 20% или более 80%, требуют особого внимания и постоянного контроля социально-психологического климата и других характеристик.
Описанный механизм анализа особенностей интенциональности может быть использован в качестве диагностического при выявлении потенциально интеллектуально успешных подростков. В дальнейшем необходимо определить, какие обстоятельства препятствуют реализации подростком его интеллектуального и творческого потенциала. Он также может быть использован для отслеживания динамики и контроля качества проводимой работы.
На основании полученных результатов нами также сформулированы рекомендации по работе с интеллектуально успешными подростками с различным интрагрупповым статусом.
Психологическое сопровождение высокостатусных и среднестатусных интеллектуально успешных подростков должно включать несколько важных компонентов. В первую очередь — это создание условий для профессионального и личностного самоопределения подростка через решение задач реальной практики. Важным также является создание ситуаций, в которых интеллектуально успешные подростки решают такие задачи в ходе командной работы. Целесообразно при этом предусмотреть смену командных ролей так, чтобы подросток, участвующий в различных проектах, попробовал себя на разных позициях. Часто высокостатусные подростки в своих жизненных планах отдают приоритет управленческой работе, и опыт взаимодействия, полученный в разных ролевых позициях, поможет им принять решение осознанно.
Второй важный компонент — наличие значимого взрослого (педагога, наставника, тьютора), взаимодействие с которым служит источником развития для интеллектуально успешного подростка. Речь идет не только о развитии компетенций, но и о развитии личности, и здесь важную роль играют беседы и рефлексивные отчеты. Фигура значимого взрослого является ключевой для формирования образа будущего интеллектуально успешного подростка и построения им жизненных планов. Формат такого сопровождения подбирается индивидуально. По опыту работы, наиболее популярным форматом являются регулярные встречи в режиме «ученик— наставник» на фоне продолжительной работы над проектом или проектами. Важным для интеллектуально успешного подростка является посредничество наставника между ним и выбранным профессиональным сообществом. В свою очередь, наставник в режиме реального времени может отслеживать изменения, происходящие с подростком, и оперативно на них реагировать.
Третье направление психологического сопровождения интеллектуально успешных подростков заключается в создании особой образовательной среды, в которой поддерживаются ключевые для них черты: ценность образования, профессионализм, инициативность, готовность и способность к сотрудничеству. Решение этой задачи возможно через создание сообщества, включающего как интеллектуально успешных подростков, так и специалистов, работающих с ними. Опыт создания такого сообщества показывает, что со временем оно превращается в референтную группу, которая служит ресурсом для развития ее участников. Более того, при определенных условиях эта группа может рассматриваться как инструмент управления развитием. Начать работу такой группы целесообразно с создания возможности свободного общения между ее участниками, а в дальнейшем она может приобрести различные форматы работы, например, тренинги или семинары. Ключевым условием эффективного функционирования является регулярный контакт между ее участниками, как очный (регулярные встречи), так и дистанционный (целесообразно использовать мессенджеры). Специалист-психолог здесь может выступать в качестве управляющего развитием самой группы.
Соблюдение вышеперечисленных условий создает возможности для профессионального и личностного самоопределения высокостатусных и среднестатусных интеллектуально успешных подростков, что повышает вероятность успешной реализации ими интеллектуального и творческого потенциала в будущем.
Психологическое сопровождение низкостатусных интеллектуально успешных подростков является задачей, связанной с целым рядом проблем. Так, низкостатусные подростки (в отличие от представителей предыдущих групп) в большинстве случаев не заинтересованы в реальном сотрудничестве со специалистами. Это может выражаться как в немотивированном отказе от сотрудничества со специалистом, так и в формальной имитации такого сотрудничества при отсутствии реальной динамики в активности. Некоторые подростки из этой группы признают наличие у них актуальных затруднений, однако причиной этих затруднений считают некомпетентность других участников взаимодействия. Также среди представителей этой группы встречается установка, характеризующая возможность компенсации низкой коммуникативной компетентности высоким профессионализмом. Все вышеперечисленное только подчеркивает сделанный ранее вывод: в основе психологического сопровождения интеллектуально успешных подростков, в особенности — низкостатусных, должна находиться работа с мотивацией.
В первую очередь, каждый конкретный случай имеет смысл рассматривать индивидуально и максимально подробно. Это позволит выявить причины возникающих у подростка затруднений и продумать возможные пути их реализации. В случае, если он активно идет на контакт и готов реально сотрудничать со специалистом, в фокусе внимания психолога-практика должен оказаться образ будущего такого подростка. Включение в него реального профессионализма, предполагающего умение и готовность взаимодействовать с другими людьми, создает мотивацию для работы над коммуникативной компетентностью и характеристиками личности интеллектуально успешного подростка с низким интегральным статусом.
Если же речь идет о подростке, не готовом напрямую работать со специалистом, в качестве альтернативного инструмента могут рассматриваться референтная группа и преимущества существующей в связи с ней среды. В практике встречались случаи, когда возможность использовать условия среды выступала в качестве источника мотивации обучаться корректному взаимодействию с участниками сообщества. Это приводило к образованию контактов внутри группы и повышению коммуникативной компетентности. Здесь нельзя не вспомнить тезис А.В. Петровского о том, что именно вхождение индивида в референтную группу служит фактором развития его личности. Опыт практической работы показывает, что весьма эффективным оказывается управление развитием личности интеллектуально успешного подростка при помощи специально созданной для этого референтной группы.
Таким образом, в основе психологического сопровождения интеллектуально успешных подростков должна лежать работа с мотивацией через построение образа будущего. Наиболее эффективно это происходит при создании и поддержании особой образовательной среды, отвечающей их потребностям. Стоит также учитывать и специфику, характерную для интеллектуально успешных подростков с различным интрагрупповым статусом. Высоко- и среднестатусные подростки достигают высоких результатов при работе с наставником и запрашивают возможность участия в работе сообщества наравне с педагогами и другими специалистами, а низкостатусные нуждаются в индивидуальном подходе и дополнительном сопровождении. Все вышеперечисленное позволит повысить вероятность реализации в будущем подростками своего интеллектуального и творческого потенциала, что повысит качество жизни и во многом определит облик мира, в котором все мы будем жить.
Литература
- Зимбардо Ф., Бойд Дж. Парадокс времени. Новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь. СПб.: Речь, 2010. 352 с.
- Кондратьев М.Д. Особенности временной перспективы одаренных подростков и их сверстников // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2017. Т. 9. № 1. С. 106—114. doi:10.17759/psyedu.2017090111
- Кондратьев М.Д. Социальные представления об успешности подростков с разным интрагрупповым статусом и разным уровнем интеллектуальной успешности // Социальная психология и общество. 2017. Т. 8. № 2. С. 116—130. doi:10.17759/ sps.2017080208
- Кондратьев М.Ю. Методический алгоритм определения интегрального внутригруппового статуса члена контактного сообщества // Социальная психология и общество. 2014. Т. 5. № 3. С. 125—142.
- Неймарк М.С., Толстых Н.Н. Направленность личности: взгляд из 2012 года // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 16. Психология. Педагогика. 2013. № 1. С. 5—13.
- Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. М.: Смысл, 2004. 608 c.
- Толстых Н.Н., Кондратьев М.Д. Особенности интенциональности личности разностатусных подростков // Социальная психология и общество. 2015. Т. 6. № 2. С. 90—104.
- Юркевич В.С. Интеллектуальная одаренность и социальное развитие: противоречивая связь [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2018. Том 7. № 2. С. 28—38. doi:10.17759/jmfp.2018070203
- Grize J-B., Verges P., Silem A. Salaries face aux nouvelles technologies: Versuneapproche sociologique des representations sociales. Lyon: CNRS, 1987. 223 p.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1105
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 7
Скачиваний
Всего: 443
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 1