Методическая разработка урока-практикума «Такое разное средневековье»

564

Аннотация

The article is devoted to non¬traditional methods of using paintings at the lessons of studying the history of the Middle Ages at school. The article contains a presentation of the lesson, where such different techniques of working with medieval painting as combination of art and historical texts, tests based on the medieval miniatures and gaming techniques are presented. The article is intended for teachers and trainers.

Общая информация

Ключевые слова: testing, lesson, middle ages, painting, historical text

Рубрика издания: В помощь учителю

Для цитаты: Фокина А.В. Методическая разработка урока-практикума «Такое разное средневековье» // Социосфера. 2011. № 1. С. 104–108.

Полный текст

Дисциплина – история, 6 класс общеобразовательной школы

Особенностью современного школьного исторического образования яв­ляется пересмотр содержания, поиски новых форм преподавания.

В связи с этим актуальной является проблема поиска новых подходов к способу подачи информации на уроках истории. Традиционным источником информации является живопись, однако имеется нераскрытый потенциал, свя­занный с её содержанием и приёмами работы с ней. Особый интерес представ­ляет живопись изучаемой эпохи. В этом ряду значительное место занимает средневековая миниатюра.

Не стоит забывать и о том, что использование на уроках истории Средних веков произведений живописи изучаемого периода позволяет формировать ин­терес к предмету, увеличить внимание к историко-­культурным аспектам исто­рического процесса, развить умение работать с различными источниками исто­рической информации. Различные приёмы работы со средневековой миниатюрой можно рас­смотреть на уроке «Такое разное Средневековье». Он был апробирован в 6 «Б» классе МОУ «Лавровская средняя общеобразователь­ная школа» Орловского района Орловской области. Урок проводится в конце изучения курса «Исто­рия Средних веков» и направлен на развитие умения учащихся работать со средневековой миниатюрой как источником информации, кроме того, решается задача развития интереса к живописи, формирования эстети­ческих категорий: прекрасное, безобразное, возвы­шенное, низменное, трагическое и комическое. Парал­лельно формируются неприятие войны, уважение к нравственным качествам человека (доброта, любовь к ближнему), понимание значения труда в жизни чело­века и общества.

Тип урока: урок­-практикум. Направлен на раз­витие умения работать с различными источниками исторической информации. Урок проходит по плану:

  1. Войны Средневековья (решение познавательных задач на основе со­вместного использования живописи и исторических текстов).
  2. Занятия средневековых людей (тестовая методика на основе миниа­тюры).
  3. Повседневная жизнь (игровая методика на основе использования миниатюры).
  4. Знаменательные события Средневековья (комплексная методика).

Во вступительном слове учитель напомнил о роли живописи в Средние века, об особенностях композиции, изобразительных средств, символике цвета, а также об основных разновидностях живописи этого пе­риода. Предложил повторить и расширить информацию о различных аспектах жизни средневекового общества, вы­полнив разнообразные практические задания на основе работы с миниатюрой.

При повторении информации о средневековых войнах учащиеся должны были решить ряд познаватель­ных задач на основе совместного использования живопи­си и исторических текстов.

1. Задание к миниатюре «Битва в Ронсе­вальском лесу»

Текст

В центре этого тройного кольца стен стоял са­мый замок, представлявший собой тесную группу зда­ний, построенных в различные эпохи и окружавших древнейшую из этих построек – старинную мрачную башню, возвышавшую­ся над замком точно чёрный эфиопский великан. Узенькие бойницы, проби­тые там и сям вместо окон в толстых стенах башни для её защиты, вызы­вали то же неприятное чувство, какое мы испытываем, глядя на слепца. Остальные постройки также мало походили на благоустроенное, удобное жильё: все их окна выходили на глухой внутренний двор, так что по своему внешнему виду замок напоминал скорее тюрьму.

В. Скотт. «Квентин Дорвард»

Задание

Найдите в миниатюре доказательства необходимости такого устройства замка, которое описано в документе следующими строками: «…старинную мрачную башню, возвышающуюся над замком, точно чёрный эфиопский вели­кан. Узенькие бойницы, пробитые там и сям вместо окон в толстых стенах баш­ни для её защиты…»

2. Задание к фрагменту фрески А. Лоренцетти «Аллегория хорошего поведения»

Текст

Пятнадцатый век стал периодом, когда применение доспехов, которые приблизительно к 1380 г. вытеснили кольчугу прежних времён, достигло апо­гея. Боевые доспехи отличались от турнирных лишь меньшей роскошью… Ци­линдрический шлем исчез, или, вернее, изменил форму, став коническим и ско­шенным, чтобы по нему скользил меч. Подвижное забрало, которое в минуты отдыха поднималось, в час битвы прикрывало лицо, и его заостренная форма придавала всаднику удивительное сходство с хищной птицей. Щит, с усовер­шенствованием доспехов сделавшийся ненужным, теперь использовался лишь во время турниров. Что касается наступательного оружия, под ним, как и в прежние времена, подразумевались длинное копьё и меч...

Марселен Дефурно. «Повседневная жизнь в эпоху Жанны д’Арк»

Задание

Изучив текст документа, определите, в каком веке мог жить рыцарь, изображённый на фреске. Докажите своё мнение.

Учащимся предлагалось выполнить ряд заданий, составленных на основе тестовой методики, по теме «За­нятия средневековых людей».

Тест № 1

Задание: Какой процесс изображён на данной миниатюре?

1. Обработка дерева. 2. Стирка белья

3. Изготовление бумаги. 4. Выпекание хлеба

5. Изготовление ткани. 6. Книгопечатание.

Тест № 2

Задание: Соотнесите изображения людей с родом их деятельности: А. Астрономия. Б. Переписывание книг. Ж. Ювелирное дело. В. Живопись. З. Медицина. Г. Торговля. И. Портновское дело. Д. Банковское дело. Е. Кузнечное дело.

Для повторения информации о повседневной жизни средневековых людей учащимся необходимо было выполнить задание, составленное на основе использования игровой методики.

Игра «Оживи миниатюру»

Учащимся предлагалось поработать в группах. Каждый из участников группы выбирал понравившегося человека, изображённого на миниатюре «Месяц апрель», копировал его позу и придумывал возможные слова, которые мог бы произнести герой миниатюры в изображённый момент. Учащиеся 6 «Б» класса придумали следующие реплики: «У нас не отнимут на­ши земли и замки»; «Ой, я испачкала платье, а оно очень дорогое!»; «Недавно я был в военном походе, король меня похвалил и дал эти новые земли»; «Взгляните, какой страшный лес! Наверное, в нём очень много животных!»

Исторические представления о конкретном событии средневековья «Осада замка» и «Битва» проверялись при выполнении учащимися игровых заданий по миниатюрам «Новая армия» и «Битва при Креси». Им предлага­лось дорисовать изъятые фрагменты миниатюр. Ниже приводятся примеры ра­бот учеников 6 «Б» класса:
 

На заключительном этапе урока учитель спросил у учащихся, что им осо­бенно понравилось на уроке, что не понравилось, что вызвало затруднения.

Литература

  1. Дефурно М. Повседневная жизнь в эпоху Жанны д’Арк. – М., 2002. – 342 с.
  2. Скотт В. Квентин Дорвард. М., 2005. – 528 с.

Информация об авторах

Фокина Александра Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии имени профессора Л.Ф. Обуховой психологии, факультет «Психология образования», ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, e-mail: alexandrafokina@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2716
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 11

Скачиваний

Всего: 564
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0