Феномен «непрерывающийся диалог» и его роль в развитии ребенка раннего возраста с синдромом Дауна

591

Аннотация

Ученые Института коррекционной педагогики РАО продолжают анализ взаимодействия ребенка с синдромом Дауна с матерью, начатый в предыдущем номере журнала. В настоящей публикации их внимание сосредоточено на парах, в которых феномен «непрерывающийся диалог» не обнаруживается. Изучаются трудности понимания сигналов ребенка матерью, их объективные и субъективные причины. Делается вывод, что для пар без «непрерывающегося диалога» характерен особый паттерн взаимодействия, включающий специфические черты поведения и ребенка, и матери. Эти особенности формируются параллельно, как бы подкрепляя друг друга. Авторы выделяют варианты поведения матери, способствующие благополучному развитию взаимопонимания.

Общая информация

Рубрика издания: Психология и педагогика

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Айвазян Е.Б., Одинокова Г.Ю. Феномен «непрерывающийся диалог» и его роль в развитии ребенка раннего возраста с синдромом Дауна // Синдром Дауна XXI век. 2012. № 1. С. 13–17.

Фрагмент статьи

Природа психики человека изначально социальна. Способность ребенка к контакту с другим человеком является условием его выживания и развития. Взаимодействуя с близким взрослым – матерью – и далее с людьми, круг которых с возрастом расширяется (другие члены семьи, педагоги, друзья), ребенок понимает, кто он и какой, у него появляются мотивы к познанию и деятельности, он знакомится с организацией и правилами, существующими в мире. С самых первых дней жизни контакт и взаимопонимание с родителями становятся основой для всего последующего развития ребенка.
Именно поэтому предметом нашего исследования стало взаимодействие матери и ребенка с синдромом Дауна второго и третьего года жизни. По нашим предположениям, его качество и особенности являются ключевым фактором, обусловливающим уровень развития детей с синдромом Дауна как в когнитивном, так и в социальном плане.

Литература

  1. Исенина Е. И. Дословесный период развития речи у детей. Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 1986. 163 c.
  2. Мухамедрахимов Р. Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. 288 с.
  3. Панарина Л. Ю. Психологическая коррекция взаимодействия младенца с синдромом Дауна и их близких взрослых : дис. … канд. психол. наук. Самара, 2004. 152 с.
  4. Пантюхина Г. Л., Печора К. Л., Фрухт Э. Л. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни. М. : ЦОЛИУВ, 1979. 88 с.
  5. Современные подходы к болезни Дауна / под ред. Д. Лейна, Б. Стрэтфорда ; пер. с англ. под ред. М. Г. Блюминой. М. : Педагогика, 1991. 336 с.
  6. Хундейде К. Направляемый диалог : программа ICDP для помощи родителям. СПб. : С.-Петерб. ин-т раннего вмешательства, 1999 г. 118 с.
  7. Эмоции и отношения человека на ранних этапах развития / под ред. Р. Ж. Мухамедрахимова. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. 312 с.

Информация об авторах

Айвазян Екатерина Борисовна, кандидат психологических наук, научный сотрудник Лаборатории содержания и методов ранней помощи детям с проблемами в развитии Института коррекционной педагогики РАО, Москва, Россия, e-mail: ajwaza@yandex.ru

Одинокова Галина Юрьевна, научный сотрудник лаборатории ранней помощи Института коррекционной педагогики РАО, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 1306
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 591
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1