Социальные потребности и социальный капитал: аспекты личности и организации

334

Аннотация

В статье на теоретическом уровне в контексте концепции социальных потребностей В. Шутца рассматривается социально-психологическое смысловое поле понятий «социальный капитал личности» и «социальный капитал организации». Соответственно характеру удовлетворяемых человеком своих социальных потребностей в аффекте, включенности и контроле предлагается выделять эмоциональный, коммуникативный и когнитивный социальный капитал личности (организации). На основе разработанной операциональной модели социального капитала на эмпирическом уровне с помощью авторской качественной методики «Капитал, капитал…» доказываются гипотезы о структурной организации социального капитала и связи его видов с опытом удовлетворения человеком своих социальных потребностей. Для более глубокой проверки гипотезы о связи видов социального капитала с видами социальных потребностей проводится корреляционное исследование с использованием методики ОМО А. А. Рукавишникова (отечественный вариант методики В. Шутца FIRO). Выдвигаются и обосновываются гипотезы о соотношении трех выделенных видов социального капитала с человеческим, паблицитным и репутационным капиталом организаций.

Общая информация

Ключевые слова: социальный капитал, социальные потребности, социальные представления, эмоциональный, коммуникативный, когнитивный социальный капитал личности (организации)

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Бардиер Г.Л. Социальные потребности и социальный капитал: аспекты личности и организации // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2019. Том 32. № 2. С. 22–30.

Фрагмент статьи

Социальный капитал — это понятие, изначально предложенное социологами и далее активно употребляемое преимущественно ими же; к этому понятию также обращаются философы, экономисты, политологи. Первая научная модель социального капитала была предложена Пьером Бурдье, который сделал акцент на инструментальном значении социального капитала.

Литература

  1. Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы: Учеб. пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2002. 287 с.
  2. Бардиер Г. Л. Когнитивный социальный капитал как цель психологического аудита и интервенции организационного развития // Психология труда и управления как ресурс развития человека в условиях глобальных изменений // Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 25‑летию факультета психологии Тверского государственного университета. 26–29 сентября 2018. Тверь: издательство Тверского государственного ун-та, 2018. С. 205–207.
  3. Бардиер Г. Л. Операционализация смысловых связей между понятиями «социальная ответственность», «социальный капитал», «социальное служение» // Acta eruditorum. Изд-во Русская христианская гуманитарная академия. 2018. Вып 25. С. 66–68.
  4. Бардиер Г. Л. Психология формирования отношений с миром и накопления социального капитала у современных подростков поколения Z // Advances in Science and Technology. Сборник статей XVII Международной научно-практической конференции, II. М.: Научно-издательский центр «Актуальность.РФ», 2018. С. 51–54.
  5. Бардиер Г. Л. Социальный капитал как ресурс жизнестойкости личности // Личность в трудных жизненных ситуациях: ресурсы и преодоление [Электронный ресурс]: Материалы Международной научно-практической конференции / [редкол.: Л. И. Дементий (гл. ред.), А. Ю. Маленова (отв. ред.), А. А. Маленов]. Омск: изд-во Ом. гос. ун-та, 2018. С. 199–203.
  6. Бардиер Г. Л. Технология ресурсного партнерства как инструмент формирования социального капитала организации (социальной службы) // Актуальные проблемы социальной психологии в контексте информационного общества. СПб.: СПбГУП, 2019. С. 17–19.
  7. Бардиер Г. Л. Формальные и неформальные нормы в структуре когнитивного социального капитала руководителя // Вестник Омского университета. Серия «Психология» 2018. № 3. С. 27–32.
  8. Бочарова Е. Е. Социальный капитал как психологический феномен // Изв. Сарат. ун-та. Сер. «Философия. Психология. Педагогика». 2018. Т. 18, вып. 4. С. 433–438.
  9. Бурдье П. Социология социального пространства. М.: Институт экспериментальной социологии. СПб.: Алетейя, 2005. 288 с.
  10. Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. 2001. № 3. С. 122–139 и др.
  11. Коханова М. Имидж и репутационный капитал фирмы: к проблеме модернизации PR // Научно-культурологический журнал Relga. 2005. № 12 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=598&level1=main&level2=articles (дата обращения: 17.11.2019).
  12. Нестик Т. А. Социальный капитал организации: социально-психологический анализ. Ч. 1 // Психол. журн. 2009. Т. 30, № 1. С. 52–63 и др.
  13. Патнем Р. Чтобы демократия сработала. Гражданские традиции в современной Италии. М.: Ad Marginem, 1996. 287 с.
  14. Почебут Л. Г., Чикер В. А., Волкова Н. В. Социально-психологическая модель когнитивного социального капитала организации: концепция и аспекты исследования // Организационная психология. 2018. Т. 8, № 2. С. 47–71.
  15. Почебут Л. Г., Чикер В. А., Волкова Н. В. Социально-психологическая модель когнитивного социального капитала организации: факторы формирования и объективация // Организационная психология. 2018. Т. 8, № 3. С. 29–59.
  16. Почебут Л. Г., Свенцицкий А. Л., Марарица Л. В., Казанцева Т. В., Кузнецова И. В. Социальный капитал личности: Монография. М.: ИНФРА-М, 2014. 250 с.
  17. Решетникова И. И. Репутационный капитал как фактор обеспечения конкурентоспособности российского бизнеса: теория, методология исследования, проблемы формирования и управления в условиях глобализации рынков: автореф. дис. … доктора экон. наук: 08.00.05. Волгоград: Волгогр. гос. техн. ун-т, 2011. 49 с.
  18. Татарко А. Н., Лебедева Н. М. Социальный капитал: теория и психологические исследования. М.: РУДН, 2009. 233 с.
  19. Шихирев П. Н. Природа социального капитала: социально-психологический подход // Общественные науки и современность. 2003. № 2. С. 17–31.
  20. Ямбушев В. Ю. Управление паблицитным капиталом как предмет деятельности по связям с общественностью // Коммуникология. 2013. Т. 1, № 1. С. 52–58.
  21. Schutz W. A Three-Dimensional Theory of Interpersonal Behavior. New York, NY: Rinehart, 1958. 267 p.

Информация об авторах

Бардиер Галина Леонидовна, доктор психологических наук, профессор кафедры культурологии и общегуманитарных дисциплин, Невский институт языка и культуры, e-mail: galinabardier@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 533
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 334
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 2