Психология и право
2024. Том 14. № 2. С. 45–66
doi:10.17759/psylaw.2024140204
ISSN: 2222-5196 (online)
Девиантное онлайн-поведение: от классификации видов к анализу программ и технологий помощи
Аннотация
В статье представлены классификация девиантного онлайн-поведения, а также анализ программ и технологий помощи несовершеннолетним в сети Интернет. Выделены такие виды девиантного онлайн-поведения, как киберагрессивное (троллинг, кибербуллинг, хейтинг и др.), антисоциальное (интернет-мошенничество, участие в деструктивных группах и др.), аутоагрессивное и самоповреждающее, киберзависимое (интернет-зависимость, думскроллинг, фаббинг и др.), киберрискованное (просмотр треш-контента, опасное селфи и др.), а также кибервиктимное поведение (грумминг, секстинг и др.). Для анализа из открытых источников были взяты 10 программ за последние 5 лет, в которых была заявлена тема отклоняющегося поведения несовершеннолетних в сети Интернет и кибербезопасность. В процессе анализа применялись критерии оценки, обозначенные в Руководстве по верификации образовательных и социальных программ и технологий в соответствии с доказательным подходом в психологии и образовании. Сделаны выводы о направленности анализируемых программ, предложены перспективы дальнейшей разработки технологий социальной и психолого-педагогической работы в контексте отклоняющегося онлайн-поведения.
Общая информация
Ключевые слова: киберагрессия, аутоагрессивное поведение , самоповреждающее поведение, кибервиктимное поведение, классификация
Рубрика издания: Методологические проблемы юридической психологии
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2024140204
Получена: 18.04.2024
Принята в печать:
Для цитаты: Богданович Н.В., Делибалт В.В. Девиантное онлайн-поведение: от классификации видов к анализу программ и технологий помощи [Электронный ресурс] // Психология и право. 2024. Том 14. № 2. С. 45–66. DOI: 10.17759/psylaw.2024140204
Полный текст
Введение
- Рандомный поиск публикаций программ помощи по теме девиантного онлайн-поведения и кибербезопасности за последние 5 лет.
- Подбор программ, посвященных социальной и психолого-педагогической работе с несовершеннолетними в сети Интернет на основании выделенных ключевых слов:
- поиск по виду девиантного онлайн-поведения (например, кибербуллинг, включая агрессию в онлайн, агрессию в Интернете и др.);
- профилактика в интернет-среде (включая в онлайн, в интернет-пространстве);
- кибербезопасность (включая интернет-безопасность, информационную безопасность, безопасность в сети Интернет).
- полнота описания;
- соответствие требованиям нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность специалиста;
- соответствие теме;
- результативность;
- содержательность и аргументированность;
- оформление (соответствие общим требованиям качественной оценки программ/технологии);
- оригинальность содержания.
Описание программ, их анализ и обсуждение
- В методическом пособии «Профилактика кибермоббинга и кибербуллинга в среде несовершеннолетних» целью ставится «профилактика психологического насилия несовершеннолетних в пространстве современных интернет-технологий посредством межведомственного взаимодействия со специалистами субъектов профилактики и родителями» [18], однако в самих программах (вернее тематических планах, так как тексты самих программ не представлены) не предусматривается работа в сети Интернет.
- Программа по профилактике буллинга, кибербуллинга, агрессии, жестокого обращения среди обучающихся в МОУ СОШ № 8 города Аткарска Саратовской области [35] — это скорее перспективное планирование работы не только педагога-психолога, но ряда специалистов (социального педагога, учителей, классных руководителей и заместителя директора по ВР). Предполагается проводить мониторинг неблагополучия, классные часы (мероприятия по профилактике буллинга, кибербуллинга в рамках тематической субботы: мульт-гостиная «Безопасный Интернет» (1—2-е классы); внеклассное мероприятие «Интернет и мое здоровье» (3—4-е классы); конкурс плакатов «Безопасность школьников в сети Интернет» (5—6-е классы); беседа «Я и мои виртуальные друзья» (7—8-е классы); конкурс проектов; «Правила безопасности в сети Интернет» (8—9-е классы), мастер-класс «Интернет и моя будущая профессия» (10—11-е классы)), профилактические беседы, классные часы, встречи с духовенством, с представителями КДНиЗП, Отдела МВД. Педагог-психолог проводит психодиагностику, дает рекомендации и проводит коррекционно-развивающую работу с обучающимися 5-х классов «Путешествие на остров», направленную на адаптацию, а также индивидуальную работу с детьми группы риска. С остальными классами (с 6-го до 11-го) в сентябре будут проводиться практические упражнения в классе по профилактике и предотвращению проявления буллинга, травли среди обучающихся: классный час «В кругу доверия»; профилактика тревожности. В работе с родителями и учителями психолог участие не принимает.
- Учебное издание «Профилактика кибербуллинга среди обучающихся образовательной организации» [32] состоит из теоретических основ профилактики кибербуллинга среди детей и подростков, где содержатся диагностические материалы (анкеты «Я в социальных сетях» и «Буллинг онлайн» без обработки полученных результатов), тренинги безопасного поведения для детей в сети Интернет (программа одного дня для 1—4-х классов и для 5—11-х классов и Памятка «Как защититься от хамства и оскорблений в Интернете»), а также практические рекомендации по профилактике кибербуллинга среди обучающихся (для педагогов и родителей подростков, оказавшимся жертвами кибертравли).
- Программа по профилактике буллинга и кибербуллинга среди детей подросткового возраста «Ребята, давайте жить дружно!» [23] называется профилактической и состоит из психодиагностического и формирующего этапа (форма — тренинг). Основными темами тренинга являются командообразование, ответственность, агрессия, чувства и эмоции, конфликты, общение, ассертивное поведение, саморегуляция и т. д.
- Учебное пособие «Основы цифровой грамотности и кибербезопасности» [14] является дополнением к учебному предмету «Информатика», однако раскрывает такие темы, как «Цифровая репутация», «Противостояние киберпреступникам», «Виды киберпреступлений», «Определение понятия кибербезопасности», «Масштабы распространения киберугроз и основные виды киберугроз», «Правила безопасного общения и переписки в сети Интернет», «Интернет-зависимость как проблема», «Игровая зависимость», «Виртуальное мошенничество и хулиганство в сети Интернет», «Противостояние кибербуллингу», «Противостояние троллингу». Необходимо отметить грамотную подачу материала, где конкретизируются правила поведения в интернет-среде (начиная с переписки, заканчивая многопользовательскими играми), выделяются индикаторы того, что несовершеннолетний попал в сложную ситуацию, в завершение даются рекомендации родителям и учителям.
- Очень тщательно разработанная программа «Просветительская психолого-педагогическая программа регионального родительского клуба “Интернет безопасность детей и подростков”» [3] в основном касается проблемы киберзависимости, однако и в целом ставит проблему киберугроз. Рассматриваемые темы (1. Интернет: возможности или угроза? 2. Интернет и ребенок: возраст, время, контроль, ограничения 3. Интернет-зависимость: кто виноват и что делать?) позволяют родителям сначала актуализировать проблему, затем выработать пути ее решения. Используются домашние задания (просмотр ролика и т. д.) для закрепления эффектов, достигнутых на занятиях. Приводится подробный конспект каждого занятия.
- Вторая психолого-педагогическая программа коллег из Белгорода «Безопасность в сети Интернет» [15] посвящена работе с подростками и носит более обширный характер. Авторы выделяют четыре блока (Блок I. Интернет известный и неизвестный. Блок II. Внимание: персональные данные! Блок III. Сетевой этикет. Блок IV. Подводные камни Интернета), где затрагиваются такие вопросы, как, например, безопасная коммуникация в Сети, репутация и самопрезентация в Сети, исправление репутации, кодекс соцсети, дружба реальная и виртуальная, кибербуллинг, фейки, правда или ложь и т.д. Приводится конспект каждого занятия, где можно увидеть и ссылки на нормативно-правовую базу, и рекомендации, и алгоритмы действий.
- Следующая программа «Эффективные способы взаимодействия семьи и школы в процессе обеспечения информационной безопасности школьника» [30], наоборот, полностью проводится с помощью WEB-квеста (вернее, в основном с элементами интернет-технологий, таких как решение кроссворда онлайн, тестирования онлайн и т. д.). К сожалению, автор не описал, как именно эти элементы складываются в какую-либо систему и приводят к заявленным ею целям. Кроме констатации получения высоких результатов родителями школьников никаких подтверждений в программе не приводится.
- Сборник методических разработок «Классные часы, посвященные безопасности в сети Интернет» [42], содержит материалы для работы как с подростками, так и с их родителями. Разбираются основные виды отклоняющегося онлайн-поведения, даются алгоритмы действий, подробно обсуждается нормативно-правовая база, регулирующая интернет-среду в нашей стране. Даются памятки, разбираются видеофрагменты, проводится анкетирование. Однако система за этими уроками не прослеживается, это одноразовое мероприятие и интернет-технологии при этом не используются.
- Программа «Защита детей от вовлечения в сексуальную эксплуатацию и торговлю людьми онлайн: тренинговый модуль» [1] является продолжением соответствующего методического пособия и представляет собой краткое руководство для ведущих тренингов, которые готовят специалистов для работы с данной проблемой. В него заложено восемь сессий, каждая из которых включает презентацию основной информации, дискуссию или выполнение практического задания в группах: «Введение в проблему» (приводится статистика, обсуждается опыт и возможности работы с такой проблемой); «Виды онлайн СЭД (сексуальной эксплуатации детей. — прим. авторов) и особенности вербовки детей в торговлю людьми с помощью Интернета»; «Законодательные основы противодействия онлайн-СЭД»; «Роль онлайн-технологий в СЭД и вербовке детей в торговлю людьми»; «Оказание помощи пострадавшим детям»; «Подходы к профилактике»; «Ресурсы профилактики онлайн-СЭД и вовлечения детей в торговлю людьми онлайн»; работу в группах (предлагается разработать рекомендации по повышению эффективности работы по противодействию онлайн-СЭД и вербовке в торговлю людьми через Интернет и улучшению выявления пострадавших детей (предлагаются вопросы) и/или проект по созданию профилактического инструмента для работы с одной из целевых групп: с детьми, родителями или потенциальными преступниками). В конце предполагается заполнение опросника обратной связи и тестирование для оценки полученных знаний.
Выводы
Заключение
Литература
- Авдеева В.П., Руппель А.Ф., Слюсарева М.Г., Одинокова В.А., Русакова М.М., Ерицян К.Ю., Захарова Ю.П., Вааранен-Валконен Н., Лайтинен Х.Л., Виксне Г. Защита детей от вовлечения в сексуальную эксплуатацию и торговлю людьми онлайн: тренинговый модуль. СПб: РОО СПСБН «Стеллит», 2020. 24 с.
- Алексеева А.В., Завадская В.В. Возможность заработать в Интернете: угрозы и перспективы развития // Потенциал Российской экономики и инновационные пути его реализации: Материалы международной научно-практической конференции студентов и аспирантов 19 апреля 2018 года: В 2 ч. Ч. 1 / Под ред. В.А. Ковалева и А.И. Ковалева. Омск: Омский филиал Финансового университета при Правительстве РФ, 2018. С. 14–19.
- Алексеева Е.А. Просветительская психолого-педагогическая программа регионального родительского клуба «Интернет безопасность детей и подростков». Белгород, 2020 [Электронный ресурс] // Белгородский региональный центр психолого-медико-социального сопровождения. URL: http://psy-centre-31.ru/images/Images/portfelproektov/internet-bezopasnost-detei-i-podrostkov.pdf (дата обращения 20.06.2024).
- Бабук А.В. Флейминг как инструмент разжигания речевого конфликта в интернет-дискурсе [Электронный ресурс] // Российский девиантологический журнал. 2022. № 2 (1). C.85–92. doi:10.35750/2713-0622-2022-1-85-92
- Белодед Д.Р. Влияние деструктивного цифрового контента на психологическую безопасность пользователей интернета [Электронный ресурс] // Вестник Калужского университета. Серия 1. Психологические науки. Педагогические науки. 2022. Том 5. № 2 (15). С. 122– doi:10.54072/26586568_2022_5_2_122
- Березина О.С. Социальная профилактика кибербуллинга среди подростков // Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи: материалы внутривузовской конференции «Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи». 9–12 октября 2015 г. / Под ред. Г.Н. Чусавитиной, Е.В. Черновой, О.Л. Колобовой. Магнитогорск: Издательство Магнитогорского государственного технического университета имени Г.И. Носова; Магнитогорский Дом Печати, 2015. С. 63–72.
- Бовина И.Б., Бовин Б.Г. Нормы и их нарушение: классические и современные исследования [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2021. Том 10. № 3. С. 21–31. doi:10.17759/jmfp.2021100302
- Бовина И.Б., Дворянчиков Н.В. Поведение онлайн и офлайн: две реальности или одна? [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 3. С. 101–115. doi:10.17759/pse.2020250309
- Бовина И.Б., Дворянчиков Н.В. Поведение онлайн и офлайн: к вопросу о возможности прогноза [Электронный ресурс] // Культурно-историческая психология. 2020. Том 16. № 4. С. 98–108. doi:10.17759/chp.2020160410
- Бовина И.Б., Дворянчиков Н.В. Человек в цифровом обществе: объяснительный потенциал одной социально-психологической теории [Электронный ресурс] // Психология и право. 2020. Том 10. № 3. С. 143–157. doi:10.17759/psylaw.2020100310
- Богданович Н.В., Вихристюк О.В., Дворянчиков Н.В., М.Г., Делибалт В.В., Дозорцева Е.Г. Навигатор профилактики. Методические материалы по признакам девиаций, действиям специалистов системы образования в ситуациях социальных рисков и профилактике девиантного поведения обучающихся. М.: МГППУ, 2022 [Электронный ресурс] // МГППУ. URL: https://mgppu.ru/about/publications/deviant_behaviour (дата обращения: 20.06.2024).
- Богданович Н.В., Делибалт В.В., Азыркин П.Д. Подросток в Интернете: Методические рекомендации по оценке рисков отклоняющегося поведения в Интернете в рамках сети подростковых центров «Подростки России». М.: Федеральный подростковый центр, 2023. (в печати).
- Богданович Н.В., Делибалт В.В., Дегтярев А.В. Интернет-риски и ресурсы: модель компетенций специалиста по работе с подростками [Электронный ресурс] // Психология и право. 2023. Том 13. № 3. С. 72–92. doi:10.17759/psylaw.2023130306
- Бороненко Т.А., Кайсина А. В., Пальчикова И.Н., Федоркевич Е.В., Федотова В.С. Основы цифровой грамотности и кибербезопасности: Учебное пособие. СПб: ЛГУ имени А.С.Пушкина, 2021. 431 с.
- Викторова Е.А., Лобынцева К.Г. Психолого-педагогическая программа «Безопасность в сети Интернет» [Электронный ресурс] // Федеральный подростковый центр. URL: https://www.подростковыецентры.рф/practice104 (дата обращения: 20.04.2024).
- Вихман А.А. Личностные предикторы кибервиктимности и кибербуллинга в юношеском возрасте [Электронный ресурс] // Психология и право. 2023. Том 13. № 1. С. 94–106. doi:10.17759/psylaw.2023130107
- Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийства и других «отклонений»: Монография. 4-е изд., испр, и доп. СПб: Алетейя, 2021. 603 с.
- Дегтева Т.А., Моногарова Е.Г., Цветаева Т.М., Ильина В.С., Митряшкина Н.В. Профилактика кибермоббинга и кибербуллинга в среде несовершеннолетних: Методическое пособие. Ставрополь: Ставропольское издательство «Параграф», 2017. 81 с.
- Дмитриева О.А., Ванюшина Н.А. Зумбомбинг как объект лингвистического исследования // Известия Волгоградского государственного социально-педагогического университета. Филологические науки. 2023. № 1 (1). С. 37–42.
- Дозорцева Е.Г., Медведева А.С. Сексуальный онлайн-груминг как объект психологического исследования [Электронный ресурс] // Психология и право. 2019. Том 9. № 2. С. 250–263. doi:10.17759/psylaw.2019090217
- Дозорцева Е.Г., Ошевский Д.С., Сыроквашина К.В. Психологические, социальные и информационные аспекты нападений несовершеннолетних на учебные заведения [Электронный ресурс] // Психология и право. 2020. Том 10. № 2. С. 97–110. doi:10.17759/psylaw.2020100208
- Доказательный подход: Руководство по верификации программ, технологий, практик в образовании и социальной сфере: Учебное пособие / Под ред. Марголиса А.А., Сороковой М.Г., Семья Г.В. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2024. 130 с.
- Желандинова В.Н. Программа по профилактике буллинга и кибербуллинга среди детей подросткового возраста «Ребята, давайте жить дружно!» [Электронный ресурс] // Урок РФ. Педагогическое сообщество «Урок». URL: https://урок.рф/library/programma_po_profilaktike_ bullinga_i_kiberbulling_171101.html (дата обращения: 20.04.2024).
- Жихарева Л.В., Лучинкина И.С., Кольчик Е.Ю. Особенности понимания нормативного поведения в реальном и в виртуальном пространстве // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. Том 9. № 3.
- Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 288 с.
- Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы: Учебное пособие. СПб: Питер, 2010. 352 с.
- Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебник и практикум для вузов. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2022. 290 с.
- Колесникова Г.И. Девиантология: Учебник и практикум для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2022. 161 с.
- Макарова Е.А. Самоповреждающее поведение детей и подростков в сети Интернет // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2023. № 1 (37). С. 49–55.
- Макова А.В. Эффективные способы взаимодействия семьи и школы в процессе обеспечения информационной безопасности школьника [Электронный ресурс] // Федеральный подростковый центр. URL: https://подростковыецентры.рф/practice105 (дата обращения: 20.04.2024).
- Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: Учебное пособие. СПб: Речь, 2005. 445 с.
- Носова Н.В., Калинкина Е.М., Камракова Н.Ю. Профилактика кибербуллинга среди обучающихся образовательной организации. Вологда: ВИРО, 2019. 52 с.
- Отклоняющееся онлайн-поведение подростков и молодых взрослых в социальных сетях: Учебное пособие / Под ред. Н.В. Дворянчикова, О.В. Рубцовой. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. 100 с.
- Пономарева Е.С., Делибалт В.В. Индикаторы пресуицидального состояния несовершеннолетних в интернет-пространстве [Электронный ресурс] // Психология и право. 2021. Том 11. № 3. C. 47–61. doi:10.17759/psylaw.2021110304
- Программа «По профилактике буллинга, кибербуллинга, агрессии, жестокого обращения среди обучающихся» в МОУ-СОШ № 8 города Аткарска Саратовской области на 2021-2025 г.г.». Аткарск, 2021 [Электронный ресурс] // МОУ-СОШ №8 города Аткарска Саратовской области. URL: https://shkola8atkarsk-rgosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/172/3010/programma_ bulling.pdf (дата обращения: 20.06.2024).
- Психология девиантности. Дети. Общество. Закон: Монография / Под ред. А.А. Реана. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 479 с.
- Ровнейко А.В. Проблема подготовки специалистов к работе по профилактике киберсуицидов несовершеннолетних // Методология, теория и практика инновационного развитии регионального образования: материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции (22-23 ноября 2019 г.). М.: Перо, 2019. С. 607–610.
- Рубцова О.В. Цифровые технологии как новое средство опосредования (Часть первая) [Электронный ресурс] // Культурно-историческая психология. 2019. Том 15. № 3. С. 117–124. doi:10.17759/chp.2019150312
- Рубцова О.В. Цифровые технологии как новое средство опосредования (статья вторая) [Электронный ресурс] // Культурно-историческая психология. 2019. Том 15. № 4. С. 100–108. doi:10.17759/chp.2019150410
- Рубцова О.В., Панфилова А.С., Артеменков С.Л. Исследование взаимосвязи личностных особенностей игроков подросткового и юношеского возраста с их поведением в виртуальном пространстве (на примере групповой компьютерной игры «Dota 2») [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 1. С. 137–148. doi:10.17759/pse.2018230112
- Рубцова О.В., Поскакалова Т.А., Ширяева Е.И. Особенности поведения в виртуальной среде подростков с разным уровнем сформированности «образа Я» [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 4. С. 20–33. doi:10.17759/pse.2021260402
- Сборник методических разработок «Классные часы, посвященные безопасности в сети Интернет». 2019.
- Середа А.Ю. Особенности кибербуллинга как одного из видов современных правонарушений в виртуальном пространстве // Оригинальные исследования. 2022. Том 12. № 11. C. 360–366.
- Сиврикова Н.В., Пташко Т.Г., Перебейнос А.Е. Смартфон на парте: исследование особенностей киберлафинга у школьников и студентов [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2023. Том 28. № 4. С. 52–62. doi:10.17759/pse.2023280403
- Смирнова А.А., Захарова Т.Ю., Синогина Е.С. Киберугрозы безопасности подростков [Электронный ресурс] // Научно-педагогическое обозрение. 2017. № 3 (17). С. 99–107. doi:10.23951/2307-6127-2017-3-99-107
- Соколова М.В., Дозорцева Е.Г. Склонность к аутоагрессивному поведению у подростков и информация, потребляемая ими в Интернете [Электронный ресурс] // Психология и право. 2019. Том 9. № 1. С. 22–35. doi:10.17759/psylaw.2019090102
- Старченко П.Р., Ботвин И.В. «Треш-стрим»: новый объект криминологии // Безопасность личности, общества и государства: теоретико-правовые аспекты: Сборник научных статей XV международной научной конференции обучающихся, адъюнктов и аспирантов, проводимой в рамках II Санкт-Петербургского международного молодежного научного форума «Северная Пальмира: территория возможностей», Санкт-Петербург, 31 мая 2022 года. – СПб: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2022. С. 580–584.
- Федоров Р.В. Теоретико-правовые аспекты права на анонимность в сети Интернет [Электронный ресурс] // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2022. Том 44. № 4. С. 34–41. doi:10.21779/2224-0241-2022-44-4-34-41
- Харламова И.Ю., Полев С.С. Распространение фейковой информации и способы борьбы с ней [Электронный ресурс] // Базис. 2022. № 2 (12). С. 32–36. doi:10.24412/2587-8042-2022-212-32-36
- Шнейдер Л.Б. Психология девиантного и аддиктивного поведения детей и подростков: Учебник и практикум для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2021. 219 с.
- Allison K.R. Social Norms in Online Communities: Formation, Evolution and Relation to Cyber-Aggression // Extended Abstracts of the 2018 CHI Conference on Human Factors in Computing Systems (CHI EA ‘18). New York, NY: Association for Computing Machinery, 2018. doi:10.1145/3170427.3173032
- Cioban S., Lazăr A.R., Bacter C., Hatos A. Adolescent Deviance and Cyber-Deviance. A Systematic Literature Review // Frontiers in Psychology. 2021. Vol. 12. doi:10.3389/fpsyg.2021.748006
- Dvoryanchikov N.V., Bovina I.B., Delibalt V.V., Dozortseva E.G., Bogdanovich N.V., Rubtsova O.V. Deviant online behavior in adolescent and youth circles: in search of a risk assessment model // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education. Vol. 8(2). P. 105–119. doi:10.5937/IJCRSEE2002105D
- Kemp S. Digital 2024: Global Overview Report // DataReportal. URL: https://datareportal.com/reports/digital-2024-global-overview-report (дата обращения: 20.06.2024).
- Kemp S. Digital 2024: The Russian Federation // DataReportal. URL: https://datareportal.com/reports/digital-2024-russian-federation (дата обращения: 20.06.2024).
- Lysenstøen C., Bøe1 T., Hjetland G.J., Skogen J.C. A Review of the Relationship Between Social Media Use and Online Prosocial Behavior Among Adolescents // Frontiers in Psychology. 2021. Vol. 12. doi:10.3389/fpsyg.2021.579347
- Maity M., Bagchi K., Shah A., Misra A. Explaining normative behavior in information technology use // Information Technology & People. 2019. Vol. 32(1). P. 94–117. doi:10.1108/ITP-11-2017-0384
- Masur P.K., DiFranzo D., Bazarova N.N. Behavioral contagion on social media: Effects of social norms, design interventions, and critical media literacy on self-disclosure // PLoS ONE. 2021. Vol. 16(7). doi:10.1371/journal.pone.0254670
- Rost K., Stahel L., Frey B.S. Digital Social Norm Enforcement: Online Firestorms in Social Media // PLoS ONE. 2016. Vol. 11(6). doi:10.1371/journal.pone.0155923
- Sukumaran A., Vezich S., McHugh M., Nass C. Normative influences on thoughtful online participation // Proceedings of the SIGCHI Conference on Human Factors in Computing Systems (CHI ‘11). New York, NY: Association for Computing Machinery, 2011. P. 3401–3410. doi:10.1145/1978942.1979450
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 316
В прошлом месяце: 88
В текущем месяце: 80
Скачиваний
Всего: 111
В прошлом месяце: 28
В текущем месяце: 20