Психология и право
2020. Том 10. № 3. С. 20–35
doi:10.17759/psylaw.2020100302
ISSN: 2222-5196 (online)
Профессиональное самоотношение и адаптация сотрудников уголовно-исполнительной системы
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: адаптация, адаптивные способности, дезадаптация, профессиональное самоотношение, самоэффективность, служебная деятельность
Рубрика издания: Пенитенциарная психология и практика исполнения уголовных наказаний
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2020100302
Для цитаты: Котенева А.В., Кокурин А.В., Литвинова А.В., Гончаренко А.В. Профессиональное самоотношение и адаптация сотрудников уголовно-исполнительной системы [Электронный ресурс] // Психология и право. 2020. Том 10. № 3. С. 20–35. DOI: 10.17759/psylaw.2020100302
Полный текст
Введение
Одним из ведущих направлений «Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» выступает кадровое обеспечение работников уголовно-исполнительной системы (УИС). В рамках этого направления одной из задач является подготовка высококвалифицированных специалистов, способных выдерживать чрезмерные психоэмоциональные нагрузки в реальных условиях оперативно-служебной деятельности и повышение их профессиональной компетенции [8].
В последние годы отмечается высокая текучесть кадров, во многом обусловленная неудовлетворенностью условиями прохождения службы и их низкой заинтересованностью в результатах своей деятельности [5]. Высокий уровень профессионального стресса, связанный с условиями и содержанием труда, становится причиной нарушения процесса социально-психологической адаптации [1; 4], возникновения профессионального выгорания сотрудников [14], хронических негативных психических состояний [13], отчуждения от различных сфер жизнедеятельности [3].
Служебная деятельность сотрудников в учреждениях УИС имеет целый ряд особенностей, которые затрудняют процесс их профессиональной адаптации и приводят к снижению эффективности труда. К этим особенностям можно отнести закрытый и режимный характер учреждений, постоянный контакт с криминогенной средой и готовность действовать в экстремальных условиях, необходимость соблюдения субординации по отношению к руководству, сверхурочный график работы [2; 12; 18]. Стрессовые факторы профессиональной деятельности влияют на адаптацию специалистов, предъявляют повышенные требования к их адаптационным ресурсам и психологической подготовке [9].
С одной стороны, трудности адаптации связаны с особенностями и содержанием профессиональной деятельности во время прохождения службы. С другой стороны, характер адаптации и дезадаптации во многом определяется личностными факторами, адаптивными способностями личности и ее потенциалом. Как показывают результаты исследований, специалисты профессий особого риска легче адаптируются к стрессовым условиям профессиональной деятельности благодаря психологической устойчивости, эмоциональной стабильности, коммуникативным способностям, умениям соблюдать моральные нормы, выработанные в коллективе [6; 9; 10]. Однако наличие только этих способностей явно недостаточно для того, чтобы остаться в профессии и в УИС. Целый ряд негативных феноменов, наблюдаемых у сотрудников УИС в процессе прохождения службы (выгорание, дезадаптивные психические состояния, профессиональные деструкции), указывает на глубинные изменения в ценностно-смысловой и мотивационной сферах, а именно: экзистенциальный вакуум, чувство опустошенности, отчуждение от себя, от содержания профессиональной деятельности, утрату смысла работы и снижение внутренней мотивации.
Профессиональное отчуждение как разновидность профессионально обусловленной личностной деструкции приводит к тому, что человек не идентифицирует себя с выполняемой деятельностью, не принимает на себя ответственность за происходящее в организации, не разделяет нормы и ценности, необходимые для успешной адаптации и функционирования как профессионала. То есть, как считают Б.Г. Бовин и Е.М. Федорова, происходят серьезные изменения в ценностно-смысловой сфере, связанные с утратой смыслообразующих мотивов профессиональной деятельности [3]. Недостаточное представление о нормах профессионально-служебного поведения и неумение презентовать себя как специалиста, становятся одной из причин дезадаптации сотрудника [18]. Очень часто формируется негативный профессиональный сценарий. По результатам опроса В.Е. Лапшина и Т.В. Галича, у большинства сотрудников УИС среди избегаемых рисков отмечаются нежелание попасть под сокращение, увольнение по причине возбуждения уголовного дела, возможность заражения туберкулезом [11]. Неудовлетворенность результатами своей работы, карьерного роста, снижение профессионального самоуважения, формирование негативной профессиональной идентичности становятся причиной «редукции личных достижений» у сотрудников на этапах прохождения службы в УИС от 3 до 5 лет и от 10 до 15 лет [14].
В психологии в большей степени исследованы негативные феномены, сопровождающие процесс адаптации (деструкции, психические состояния, отчуждение) и в меньшей степени позитивные факторы, которые препятствуют возникновению дезадаптивных проявлений. Можно предположить, что успешность адаптации сотрудников УИС определяется как адаптивными способностями к стрессовым условиям служебной деятельности, так и их заинтересованностью в результатах своего труда, внутренней мотивацией, восприятием себя как профессионала, позитивным отношением к работе.
Профессиональное самоотношение отражает степень удовлетворенности собой как профессионалом, своими собственными профессиональными навыками, знаниями, умениями, способностями, собственной ценностью как специалиста, своей профессиональной деятельностью в целом. По данным ряда исследователей, не только ядерная самооценочная диспозиция [23; 26], лежащая в основе принятия собственной личности, но и конкретные компоненты профессионального самоотношения (профессиональная самооценка, карьерная самоэффективность, компетентность) в значительной степени определяют успешность деятельности и повышают мотивацию к труду [25], снижают уровень профессионального стресса и выгорания [22], улучшают психосоциальную адаптацию [24], повышают удовлетворенность работой, семейными отношениями и жизнью в целом [21], а также помогают сохранить осмысленность жизни [27].
Поэтому исследование профессионального самоотношения сотрудников УИС в процессе их адаптации к служебной деятельности является социально значимой проблемой. Профилактика негативных изменений в профессиональном самоотношении сотрудников, возникающая под влиянием стрессовых факторов служебной деятельности, является одним из условий успешности, как решения трудовых задач, так и адаптации.
Цель исследования — выявить особенности профессионального самоотношения у сотрудников УИС с разным уровнем адаптации. Гипотеза состояла в том, что успешность адаптации повышают адаптивные способности сотрудника УИС и позитивное профессиональное отношение к себе и к работе.
Эмпирическое исследование
Методики исследования
Выборку исследования составили 50 сотрудников уголовно-исполнительной инспекции, в том числе инспекторы, старшие инспекторы, конвоиры филиалов ФКУ УИИ УФСИН России; из них — 25 мужчин и 25 женщин в возрасте от 24 лет до 51 года (средний возраст — 33 года) со стажем от 1 до 5 лет (средний стаж — 4 года). Для диагностики адаптации использовались следующие опросники: «Социально-психологическая адаптация» К. Роджерса и Р. Даймонда [20], «Психофизиологическая дезадаптация» О.Н. Родиной [16], Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина [15]. Особенности профессионального отношения к себе и работе оценивались на основе методики «Профессиональное самоотношение» К.В. Карпинского и А.М. Колышко [7] и «Опросника поведения и переживания, связанного с работой» У. Шааршмидта и А. Фишера в адаптации Т.И. Рогинской [17].
Математическая обработка данных осуществлялась с помощью программы SPSS24.0. посредством непараметрического критерия Краскела—Уоллиса и корреляционного анализа Ч. Спирмена.
Результаты исследования и их обсуждение
По результатам применения опросника «Социально-психологическая адаптация» К. Роджерса и Р. Даймонда были сформированы три группы сотрудников УИС с различным уровнем адаптации — высоким, средним и низким. В качестве критерия использовались показатели интегративной шкалы «Адаптация». В первую группу с низким уровнем адаптации вошло 22% сотрудников (5 женщин и 6 мужчин) со средним возрастом 37 лет и стажем работы 2,5 года. Вторая группа включила 54% (16 женщин и 11 мужчин) сотрудников со средним уровнем адаптации, средний возраст которых составил 31 год, а средний стаж работы — 3 года. В третьей группе оказалось 24% сотрудников (4 женщины и 8 мужчин) с высоким уровнем адаптации, со средним возрастом 31 год и средним стажем работы 2,5 года. Группы не различаются между собой по стажу работы. Однако возраст имеет значение для интерпретации результатов: чем старше сотрудник, тем сложнее ему адаптироваться к социальной и профессиональной среде уголовно-исполнительной инспекции. Результаты по социально-психологической адаптации и дезадаптации по каждой группе представлены в табл. 1.
Первая задача состояла в выявлении ведущих характеристик индивида, влияющих на успешность адаптации у сотрудников УИС. Применение непараметрического Н-критерия Краскела—Уоллиса показало, что наблюдаются значимые различия не только по общему уровню адаптации (Нэмп.=40,14; p≤0,05), но и по таким психологическим показателям, как: интернальность (Нэмп.=16,237; p≤0,05), адаптивные способности (Нэмп.=41,397; p≤0,05), нервно-психическая устойчивость (Нэмп.= 29,444; p≤0,05), коммуникативные способности (Нэмп.= 25,254; p≤0,05), моральная нормативность (Нэмп.= 10,635; p≤0,05).
Таблица 1
Показатели социально-психологической адаптации, дезадаптации у сотрудников УИС с разным уровнем адаптации
Показатели |
Группа 1 |
Группа 2 |
Группа 3 |
|||
Низкий уровень адаптации |
Средний уровень адаптации |
Высокий уровень адаптации |
||||
М |
S |
М |
S |
М |
S |
|
Опросник «Социально-психологическая адаптации» К. Роджерса и Р. Даймонда |
||||||
Адаптация |
32,8 |
4,25 |
50,6 |
5,4 |
66,1 |
3,21 |
Самопринятие |
45,62 |
8,3 |
44,47 |
10,24 |
45,77 |
14,59 |
Принятие других |
53,8 |
12,23 |
49,74 |
7,49 |
55,63 |
11,35 |
Эмоциональный комфорт |
49,89 |
10,39 |
48,31 |
10,13 |
52,29 |
7,2 |
Интернальность |
50,52 |
10,68 |
49,43 |
10,17 |
62,41 |
6,33 |
Стремление к доминированию |
48,52 |
10,43 |
48,95 |
9,95 |
44,16 |
12,75 |
Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А.Г. Маклакова и С.В.Чермянина |
||||||
Показатели |
М Сырые баллы |
М Стены |
М Сырые баллы |
М Стены |
М Сырые баллы |
М Стены |
Адаптивные способности |
65,18 |
1,5 |
44,44 |
3,4 |
21 |
6,9 |
Нервно-психическая устойчивость |
36,73 |
2,9 |
22,89 |
4,5 |
9,58 |
7,5 |
Коммуникативные способности |
17,54 |
3,5 |
11,56 |
5 |
4,75 |
7,5 |
Моральная нормативность |
10,09 |
4,2 |
9,81 |
4,3 |
5,75 |
6,2 |
Опросник «Профессиональная дезадаптация» О.Н. Родиной |
||||||
Показатели |
М |
S |
М |
S |
М |
S |
Ухудшение самочувствия |
33,27 |
7,54 |
23,59 |
6,19 |
16,33 |
5,88 |
Соматовегетативные нарушения |
15,45 |
4,34 |
13,41 |
6,09 |
6,83 |
6,22 |
Нарушение цикла «сон-бодорствование» |
10,45 |
4,27 |
8,85 |
3,27 |
6 |
2,98 |
Особенности социального взаимодействия |
11,18 |
4,02 |
7,52 |
3,82 |
4,17 |
2,41 |
Снижение мотивации к деятельности |
6,45 |
1,97 |
4,67 |
2,67 |
2,5 |
2,15 |
Общие показатели дезадаптации |
76,82 |
5,27 |
58,04 |
8,39 |
35,83 |
10,14 |
Примечание: М — среднее значение показателя, S — стандартное отклонение.
То есть чем выше уровень адаптации сотрудника к служебной деятельности, тем более выражены у него внутренний локус контроля; способности активно приспосабливаться к профессиональной среде, выдерживать стрессовые нагрузки; умение общаться и строить взаимоотношения на основе моральных норм, принятых в организации. Именно наличие этих качеств у сотрудников повышает их адаптацию.
Такие качества, как самопринятие, принятие других, эмоциональный комфорт и стремление к доминированию, не влияют на степень успешности адаптации. Средние значения показателей по всем трем группам соответствуют среднему нормативному уровню, что позволяет утверждать, что работа в УИС невозможна без принятия себя как личности, позитивного восприятия коллег и наличия эмоциональной защищенности и безопасности. Эти качества являются абсолютными профессионально важными качествами, отсутствие или низкий уровень выраженности которых может привести к дезадаптивным нарушениям.
Ухудшение социально-психологической адаптации сотрудников сопровождается появлением целого ряда негативных изменений, затрагивающих сферу соматического и психологического здоровья. Выявлены значимые различия между тремя группами по шкалам «Ухудшение самочувствия» (Нэмп.=20,743; p≤0,05), «Соматовегетативные нарушения» (Нэмп.=12,960; p≤0,05), «Снижение мотивации к деятельности» (Нэмп.=11,925; p≤0,05) и «Общий показатель дезадаптации» (Нэмп.=35,842; p≤0,05), а также различия по шкале «Социальное взаимодействие» между первой и второй группами (Нэмп.=16,561; p≤0,05). То есть чем успешнее социально-психологическая и профессиональная адаптация, тем лучше самочувствие, меньше соматовегетативных нарушений, выше мотивация к труду, успешнее взаимодействие между коллегами. При этом у всех сотрудников независимо от уровня адаптации, отмечается тенденция к нарушению цикла «сон—бодрствование». Это в значительной степени обусловлено такими факторами, как: ненормированный рабочий день, регулярные проверки, суточные дежурства и наличие сроков на выполнение той или иной работы вне зависимости от ее объема.
Вторая задача состояла в определении особенностей профессионального самоотношения и отношения к работе у сотрудников в зависимости от успешности адаптации.
Результаты применения методик по оценке профессионального самоотношения и отношению к работе у сотрудников УИС представлены в табл. 2.
Таблица 2
Показатели профессионального самоотношения и отношения к работе у сотрудников УИС с разным уровнем адаптации
Шкала |
Группа 1 |
Группа 2 |
Группа 3 |
|||
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
||||
М |
S |
М |
S |
М |
S |
|
Опросник «Профессиональное самоотношение» К.В. Карпинского и А.М.Колышко |
||||||
Внутренняяконфликтность профессиональногосамоотношения |
33,82 |
5,74 |
32,7 |
7,15 |
38,33 |
7,9 |
Самоуважение |
21,73 |
4,1 |
28,26 |
5,87 |
39,67 |
1,15 |
Самоуверенность |
10,82 |
3,06 |
14,7 |
3,93 |
19,5 |
1,73 |
Самопривязанность |
10,91 |
1,76 |
13,56 |
3,79 |
20,17 |
2,17 |
Самообвинение |
15,91 |
5,17 |
15,07 |
4,51 |
16,92 |
4,76 |
Самоэффективность |
23,09 |
6,55 |
29,89 |
5,17 |
38,75 |
3,44 |
Саморуководство |
13,09 |
4,57 |
17,29 |
3,28 |
19 |
3,46 |
Самооценка личностного роста в профессии |
10 |
5,64 |
12,59 |
5,14 |
19,75 |
0,62 |
Самоуничижение |
49,73 |
9,12 |
47,48 |
8,19 |
55,25 |
6,66 |
Общий показатель позитивности профессионального самоотношения |
94,55 |
4,52 |
105,93 |
4,82 |
133,67 |
5,21 |
Опросник «AVEM» У. Шааршмидта и А. Фишера |
||||||
Субъективное значение деятельности |
17,18 |
4,58 |
19,96 |
4,72 |
25,17 |
3,19 |
Профессиональные притязания |
17,45 |
5,11 |
21,89 |
3,95 |
23,75 |
4,18 |
Готовность к энергетическим затратам |
21,36 |
2,94 |
20,93 |
4,03 |
24,33 |
3,77 |
Стремление к совершенству |
23,45 |
4,55 |
23,96 |
3,63 |
25,33 |
4,09 |
Дистанция по отношению к работе |
17,27 |
3,41 |
19 |
3,16 |
19,58 |
3,37 |
Тенденция к отказу в случае неудачи |
26,36 |
2,42 |
17 |
3,78 |
11,67 |
4,14 |
Активная стратегия решения проблем |
15,91 |
5,56 |
21,85 |
3,91 |
22,75 |
5,05 |
Внутреннее спокойствие и равновесие |
16,09 |
4,93 |
19,89 |
2,64 |
19,67 |
2,15 |
Чувство успешности в профессиональной деятельности |
17,45 |
3,98 |
19,11 |
3,2 |
18,42 |
2,81 |
Удовлетворенность жизнью |
15,27 |
1,56 |
17,37 |
4,25 |
20,75 |
3,69 |
Чувство социальной поддержки |
17,27 |
2,33 |
19,07 |
3,09 |
20,92 |
3,96 |
Значимые различия по Н-критерию Краскела—Уоллиса между тремя группами выявлены по шкалам методики «Профессиональное самоотношение»: «Общий показатель позитивности» (Нэмп.= 39,118; p≤0,05), «Самоэффективность» (Нэмп.= 25,681; p≤0,05) и «Самоуважение» (Нэмп.= 32,043; p≤0,05); различия по шкалам «Самоуверенность» (Нэмп.= 23,725; p≤0,05), «Самопривязанность» (Нэмп.= 26,411; p≤0,05) и «Самооценка личностного роста в профессии» (Нэмп.= 17,525; p≤0,05) значимы между первой и третьей группой; различия по шкале «Саморуководство» (Нэмп.= 11,863; p≤0,05) — между второй и третьей. При низком уровне адаптации сотрудники недостаточно уверены в своих силах, в профессиональной компетентности, не заинтересованы в профессиональном развитии, у них часто возникают мысли о смене деятельности, поскольку они часто не идентифицируют себя как сотрудников уголовно-исполнительной системы. Сотрудники со средним уровнем адаптации проявляют хорошие профессиональные навыки и способны адекватно оценить свою компетентность, вклад в решение трудовых задач. Высокий уровень адаптации сочетается с высокими показателями уверенности в себе как профессионале, заинтересованности в карьерном росте, собственном развитии. Именно у представителей этой группы в максимальной степени сформирована профессиональная идентичность и осознание себя как сотрудника уголовно-исполнительной инспекции.
Если положительная оценка себя как профессионала отличается в группах с разным уровнем адаптации, то по показателям негативной оценки (внутренняя конфликтность самоотношения, самообвинение и самоуничижение) различия отсутствуют, а показатели соответствуют среднему нормативному уровню. У всех сотрудников в одинаковой мере наблюдаются проявления дестабилизации субъективной профессиональной оценки, эмоциональное переживание неудач, принижение собственных успехов. Сложный характер и стрессовые условия деятельности в уголовно-исполнительной инспекции в значительной степени предопределяют вектор формирования негативной профессиональной самооценки у всех сотрудников.
Сравнение показателей «Опросника поведения и переживания, связанного с работой» «AVEM» У. Шааршмидта и А. Фишера между группами по Н-критерию Краскела—Уоллиса выявило значимые различия по «субъективному значению деятельности» (Нэмп.=15,039; p≤0,05), «тенденции к отказу от деятельности в случае неудачи» (Нэмп.= 31,255; p≤0,05) и «удовлетворенности жизнью» (Нэмп.= 10,572; p≤0,05). То есть для сотрудников с низким уровнем адаптации профессиональная деятельность является хотя и важной, но лишь одной из сфер жизнедеятельности, в которых они себя реализуют. При возникновении проблемных ситуаций и трудностей они склонны примириться с неудачами, общая удовлетворенность жизнью невысока. У сотрудников со средним уровнем адаптации работа также не является доминирующей в системе их ценностей. Однако они в большей степени готовы принять ответственность за неудачи и их преодолеть. При высоком уровне адаптации профессиональная деятельность занимает центральное место в их жизни. Сотрудники полностью включены в решение поставленных задач, несут ответственность за неудачи, проявляют заинтересованность в преодолении трудных ситуаций и отличаются высоким уровнем удовлетворенности жизнью, которая во многом определяется их успехами в профессиональной деятельности. По всем другим показателям отношения к работе не обнаружены значимые различия, они попадают в диапазон среднего нормативного уровня. К ним относятся такие показатели, как: профессиональные притязания, готовность к энергетическим затратам, стремление к совершенству, дистанция по отношению к работе, активные стратегии совладания, способность сохранять спокойствие, чувство успешности в профессиональной деятельности, удовлетворенность жизнью и чувство социальной поддержки. По сути, совокупность этих качеств обеспечивает выполнение профессиональных обязанностей и является необходимым условием для работы в уголовно-исполнительной инспекции.
Для выявления характера связей между показателями «адаптация» («дезадаптация») и показателями профессионального самоотношения, отношения к работе был применен корреляционный анализ Ч. Спирмена. Были получены значимые положительные корреляции между показателями «адаптация» и показателями профессионального самоотношения: «самоуважением в профессии» (r=0,754; p<0,01), «самоэффективностью в профессии» (r=0,641; p<0,01), «общим показателем позитивности в профессии» (r=0,851; p<0,01), а также показателями отношения к работе: «субъективным значением деятельности» (r=0,423; p<0,01) и «удовлетворенностью жизни» (r=0,500; p< 0,01). При этом адаптация и «тенденция к отказу от работы в случае неудачи» имеют значимую отрицательную связь (r=-0,73; p< 0,01). То есть по мере повышения адаптации у сотрудника повышается значимость и положительная оценка содержания выполняемой деятельности, возрастает чувство самоуважения себя как профессионала. Успехи в деятельности отражаются на общей удовлетворенности жизнью, а неудачи мотивируют сотрудников к поиску новых вариантов решения трудовых задач. Работа становится значимой частью их жизни или, нередко, основной целью жизни и одновременно фактором профессиональной успешности.
Подобная тенденция связана с тем, что положительная оценка себя, своей работы и своего положения позволяют преодолевать трудности, обусловленные взаимодействием с коллегами, начальством и осужденными. Другие корреляции подтверждают выявленные закономерности. Так, установлены отрицательные значимые связи между дезадаптацией и «самоуважением в профессии» (r=-0,648; p<0,01), «самоэффективностью в профессии» (r=-0,527; p<0,01), «общим показателем позитивности в профессии» (r=-0,766; p<0,01), а также «удовлетворенностью жизнью» (r=-0,545; p<0,01). При этом отмечается значимая положительная связь между дезадаптацией и «тенденцией к отказу от работы в случае неудачи» (r=0,801; p<0,01). Дезадаптация сопровождается снижением самоуважения и самоэффективности в профессии, удовлетворенности жизнью. Неудачи демотивируют специалистов. Соматовегетативные нарушения тесно связаны со снижением самоуважения (r=-0,439; p<0,01), позитивного отношения к профессии (r=-0,349; p<0,05), субъективным значением деятельности (r=-0,336; p<0,05), удовлетворенностью жизнью (r=-0,399; p<0,05), а также возрастанием тенденции к отказу от деятельности в случае неудачи (r=481; p<0,05).
Ухудшающееся самочувствие в случае заболевания или вследствие переутомления накладывает определенные ограничения, как на умственные, так и физиологические процессы, снижает общую производительность, сказывается на представлении сотрудником о себе как профессионале. Эта тенденция наблюдается и при анализе корреляций показателя нарушения цикла «сон—бодрствование» и «самоуважением в профессии» (r=-0,344; p<0,05), «самоэффективностью в профессии» (r=-0,399; p<0,01), «общим показателем позитивности в профессии» (r=-0,325; p<0,05).
Выводы
1. Процесс адаптации сотрудников уголовно-исполнительной инспекции к служебной деятельности обусловлен как спецификой и содержанием труда, так и их личностными качествами. Принятие себя и других, чувство внутреннего комфорта и безопасности, стремление к доминированию являются основополагающими для работы в УИС. Успешность же адаптации специалистов повышают их интернальность, адаптивные способности, нервно-психическую устойчивость, коммуникативные способности, моральную нормативность.
2. Трудности в социально-психологической адаптации сотрудников сопровождаются возрастанием дезадаптивных проявлений, возникновением соматовегетативных нарушений, ухудшением самочувствия и социального взаимодействия, снижением мотивации к деятельности.
3. Профессиональная адаптация тесным образом связана с профессиональным самосознанием и самоотношением человека. Чем выше позитивное восприятие себя как профессионала, самоуважение и самоэффективность в профессии, субъективное значение деятельности, удовлетворенность жизнью, тем успешнее адаптация и меньше дезадаптивных нарушений. Для сотрудников из всех групп характерно ярко выраженное стремление к совершенству в профессиональной деятельности, желание выполнить все поставленные рабочие задачи наилучшим образом.
4. Психологическая подготовка сотрудников к деятельности в уголовно-исполнительной инспекции должна быть направлена как на развитие базовых качеств человека, связанных с удовлетворением базовых потребностей личности в самопринятии и безопасности, раскрытие адаптационного потенциала, так и на формирование позитивного профессионального самосознания, профессиональной идентичности и повышение ценности работы.
Литература
- Анфиногенов В.А. Отдельные аспекты социальной адаптации молодых сотрудников на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы // Проблемы в российском законодательстве. 2018. № 4. С. 306—308.
- Бовин Б.Г., Марьин М.И., Кокурин А.В., Славинская Ю.В., Раков А.М., Киселева Е.А., Васищев А.А., Морозов В.И., Дутов В.И., Красов Д.А., Мокрецов А.И. Экстремальная психология в особых условиях деятельности / Под науч. ред. Б.Г. Бовина, А.В. Кокурина, А.М. Ракова; ФКУ НИИ ФСИН России, ФЭП МГППУ, Академия ГПС МЧС России, ОСИ ФСКН России. М., 2015. 514 с.
- Бовин Б.Г., Федорова Е.М. К вопросу о психологической профилактике профессионального отчуждения сотрудников уголовно-исполнительной системы // Прикладная юридическая психология. 2015. № 4. С. 110—118.
- Брезицкий С.Ю. Особенности профессиональной адаптации молодых сотрудников уголовно-исполнительной системы // Юридическая наука и практика: альманах научных трудов Самарского юридического института ФСИН России. 2016. С. 31—32.
- Долинин А.Ю. Мотивация и стимулирование служебной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы: современное состояние и повышение эффективности // Прикладная юридическая психология. 2015. № 4. С. 144—151.
- Казберов П.Н., Кулакова С.В., Фадеева К.Ф., Мешкова Л.В. Психологические аспекты подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы к действиям в экстремальных ситуациях // Научно-исследовательские публикации. 2014. № 12(16). С. 29—35.
- Карпинский К.В., Колышко А.М. Профессиональное самоотношение личности и методика его психологической диагностики / К.В. Карпинский, А.М. Колышко; Учреждение образования «Гродненский гос. ун-т имени Я. Купалы». Гродно: ГрГУ, 2010. 139 с.
- Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс]: http://60.fsin.su/document/concept/index.php?month=3&year=1760 (дата обращения: 24.12.19).
- Котенева А.В., Кобзарев С.А. Особенности ценностно-смысловой сферы спасателей с разным уровнем профессиональной социально-психологической адаптации // Социальная психология и общество. 2019. Том 10. № 1. С. 35—52. doi:10.17759/sps.2019100103
- Кулакова С.В., Фадеева К.Ф., Мешкова Л.В. Обеспечение психологической устойчивости сотрудников уголовно-исполнительной системы к особенностям службы // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2015. № 6(157). С. 15—19.
- Лапшин В.Е., Галич Т.В. Особенности жизненных планов сотрудников уголовно-исполнительной системы с разным стажем службы // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2017. № 4(40). С. 59—63.
- Ломакина А.Н. Особенности адаптации молодых сотрудников к службе в уголовно-исполнительной системе // Вестник Владимирского юридического института. 2015. № 4(37). С. 29—31.
- Овчарова Е.В. Особенности психических состояний сотрудников отделов охраны уголовно- исполнительной системы, несущих службу с оружием // Юридическая наука. 2019. № 3. С. 55—59.
- Поздняков В.М., Черкасова М.А. Особенности профессионального выгорания у сотрудников уголовно-исполнительной системы на различных этапах прохождения службы // Прикладная юридическая психология. 2013. № 1. С. 22—31.
- Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности. Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. СПб., 2001. С. 127—129, 138—141.
- Практикум по психологии профессиональной деятельности: учеб. пособие / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. СПб.: Изд. С.-Петерб. ун-та, 2000. 304 с.
- Рогинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. 2002. № 3. С. 85—95.
- Соснина В.Н. Особенности социально-психологической адаптации сотрудников к службе в уголовно-исполнительной системе // Вестник Бурятского государственного университета. 2010. № 1. С. 143—145.
- Трифонова Е.А. Особенности социально-психологической адаптации и системы ценностей сотрудников уголовно-исполнительной системы города Оренбурга // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4(17). С. 430—433.
- Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., Изд-во Ин-та Психотерапии. 2002. C. 19—197.
- Bernstein J. The professional self-evaluation of immigrant physicians from the former Soviet Union in Israel // Journal of Immigrant Health. 2000. № 2. Р. 183—190. doi:10.1023/A:1009536212233
- Best R.G.,Stapleton L.M, Downey R.G. Core selfevaluations and job burnout: The test of alternative models // Journal of Occupational Health Psychology. 2005. № 10(4). Р. 441—451. doi: 10.1037/1076-8998.10.4.441
- Bono J.E.,Colbert A.E. Understanding responses to multisource feedback: The role of core self-evaluations // Personnel Psychology. 2005. № 58. Р. 171—203. doi.org/10.1111/j.1744-6570.2005.00633.x
- Boyar S.L.,Mosley D.C. The relationship between core self-evaluations and work and family satisfaction: The mediating role of work-family conflict and facilitation // Journal of Vocational Behavior. 2007. № 71. Р. 265—281.doi:10.1016/j.jvb.2007.06.001
- Erez A.,Judge T.A. Relationship of core self-evaluations to goal setting, motivation, and performance // Journal of Applied Psychology. 2001. № 86. Р. 1270—1279. dx.doi.org/10.1037/0021-9010.86.6.1270
- Judge T.A., Kammeyer-Mueller J.D. Personality and career success // Handbook of career studies / H.P. Gunz, M.A. Peiperl (Eds.). Thousand Oaks, CA: Sage Publications, 2007. P. 59—78.
- Taubman O. Meaning in life and personal growth among pediatric physicians and nurses // Death Studies. 2008. № 32. Р. 621—645.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1582
В прошлом месяце: 26
В текущем месяце: 25
Скачиваний
Всего: 321
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 17