Психология и право
2019. Том 9. № 2. С. 232–249
doi:10.17759/psylaw.2019090216
ISSN: 2222-5196 (online)
Особенности ценностно-смысловой сферы у студентов в период обучения в вузе
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: ценностно-смысловая сфера, жизненные смыслы, смысложизненные ориентации
Рубрика издания: Проблемы подготовки специалистов по юридической психологии
DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2019090216
Для цитаты: Богданович Н.В., Щеткина Е.И., Борисова А.А., Шевцова Н.А., Моисеева Л.П. Особенности ценностно-смысловой сферы у студентов в период обучения в вузе [Электронный ресурс] // Психология и право. 2019. Том 9. № 2. С. 232–249. DOI: 10.17759/psylaw.2019090216
Полный текст
В период обучения в высшем учебном заведении важным аспектом становления профессионала, помимо накопления и усвоения знаний, является развитие самосознания и структурирование ценностно-смысловой сферы личности студента. Учебно-профессиональная деятельность оказывает существенное влияние на развитие внутреннего потенциала личности, ее мировоззрение и убеждения, и особенно ярко данная деятельность отражается на иерархической структуре ценностных ориентаций, что подтверждают исследования многих авторов, в частности, И.П. Селезневой, А.В. Соколова, И.А. Щербаковой и др. [14]. Именно на стадии профессионального обучения происходит существенная корректировка представлений о профессиональной деятельности, которая ведет к изменениям собственного профессионального образа, а также целей и ценностей [4]. Исследование различных психологических аспектов, связанных с периодом получения высшего профессионального образования, вызывает активный исследовательский интерес. Например, О.Р. Бусарова подчеркивает необходимость и актуальность изучения факторов, оказывающих негативное влияние на развитие личности студента [5].
Ценностно-смысловая сфера личности вызывает активный научный интерес и является объектом многочисленных научных исследований. Она рассматривается и исследуется многими авторами как функциональная система, формирующая смыслы и цели жизнедеятельности человека и регулирующая способы их достижения (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.С. Братусь и др.). [2]. Являясь ядром личности, ценностно-смысловая сфера выступает регулятором поведения человека как субъекта профессиональной деятельности. И именно в период профессионального обучения происходит процесс принятия будущим специалистом профессионально значимых ценностей как личных и структурирование собственной ценностно-смысловой сферы. Как отмечает Н.Ю. Чижо, «… ценностно-смысловая сфера в профессиональном самоопределении на этапе профессионального обучения проявляет себя в отношении к профессии и учебно-профессиональной деятельности, в профессиональных выборах, профессиональной рефлексии, самооценке, в особенностях жизненной и профессиональной перспективы» [15]. Иерархия ценностно-смысловой сферы и ее относительная устойчивость выступают важными предпосылками обоснованного и самостоятельного профессионального выбора. По мере вхождения в профессию происходит «… поэтапная интериоризация, “кристаллизация” профессиональных ценностей в ценностно-смысловой сфере личности: 1-й этап — приобщение личности к ценностям профессиональной группы; 2-й этап — прогнозирование образа своего идеального профессионального будущего; 3-й этап — “осознавание” личностью смысловых ориентиров собственной профессиональной деятельности» [15]. Н.О. Леоненко подчеркивает, что осуществление профессионального поведения в выбранной сфере профессиональной деятельности непосредственно связано с содержанием системы ценностей, потребностей, мотивов и смыслов, лежащих в основе субъективного отношения к данной деятельности [10].
Профессиональная деятельность юриста имеет специфические особенности, которые предполагают принятие профессиональных ценностей на уровне личностно значимых ценностей и смыслов. В своей деятельности юрист сталкивается с необходимостью анализировать взаимоотношения людей в контексте правового поля, оценивать поступки людей с точки зрения соответствия законодательству, наблюдать самые разнообразные проявления активности граждан в наиболее кризисных ситуациях их жизни. Поэтому данная профессия предполагает высокую социальную значимость и ответственность [6].
Юридическая психология изучает закономерности и механизмы психической деятельности в сфере отношений, регулируемых правом [13]. Следовательно, профессиональная деятельность юридического психолога нацелена на оказание психологической помощи в сфере действия правовых отношений. Н.В. Богданович и В.А. Чернушевич к модели профессиональной деятельности юридического психолога относят такие компоненты, как первичная профилактика правонарушений; психологическое сопровождение подростков, совершивших правонарушение, и психологическая реабилитация [3]. Практическая деятельность в сфере юридической психологии предъявляет высокие требования к личности профессионала, к уровню развития его профессионально важных качеств [9].
Следовательно, научный интерес вызывает исследование особенностей ведущих смысложизненных и карьерных ориентаций, жизненных смыслов и ценностей как компонентов ценностно-смысловой сферы, выступающих регуляторами будущей профессиональной деятельности специалистов в сфере юриспруденции и юридической психологии.
Целью эмпирического исследования стало выявление особенностей в системе жизненных смыслов, смысложизненных и карьерных ориентациях, в ведущих ценностях у студентов, обучающихся на психологическом и юридическом факультетах, и выявление статистически значимых различий в выраженности структурных компонентов ценностно-смысловой сферы.
Гипотезы исследования.
1. Имеются статистически значимые различия в системе жизненных смыслов, смысложизненных и карьерных ориентациях, в ведущих ценностях у студентов юридического психологического факультетов.
2. Имеется взаимосвязь смысложизненных ориентаций с учебной мотивацией у студентов юридического психологического факультетов.
Выборку составили 128 студентов, 64 из которых обучаются на юридическом факультете Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), 64 студента — на факультете юридической психологии ФГБОУ ВО МГППУ. Возраст испытуемых — от 19 до 24 лет. Используемые методы — тестовые опросники и методы математической статистики (непараметрический критерий U Манна—Уитни, корреляционный критерий Спирмана). В соответствии с целью исследования были выбраны следующие методики: методика исследования системы жизненных смыслов (СЖС) В.Ю. Котлякова (в зависимости от полученной суммы ранговых значений по каждой из категорий оценивалась представленность каждой из категорий в личной системе жизненных смыслов); тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева (СЖО); «Якоря карьеры» (Э. Шейн, перевод и адаптация В.А. Чикер, В.Э. Винокурова); «Ценностный опросник» (ЦО) Ш. Шварца; методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой).
При помощи методики исследования системы жизненных смыслов (СЖС) В.Ю. Котлякова было выявлено наличие статистически значимых различий в представленности разных смысловых категорий в системе жизненных смыслов у студентов-психологов и студентов-юристов (в табл. 1 представлены средние значения и значения, полученные с применением U-критерия Манна—Уитни). Из восьми категорий жизненных смыслов (альтруистические, экзистенциальные, гедонистические, статусные, коммуникативные, семейные, когнитивные, самореализации), исследуемых данной методикой, статистически значимые различия между студентами-юристами и студентами-психологами выявлены по следующим категориям: альтруистические жизненные смыслы; жизненные смыслы, связанные с самореализацией; статусные жизненные смыслы и когнитивные жизненные смыслы.
Таблица 1
Сравнительный анализ выраженности жизненных смыслов по
группам
студентов разных курсов
Жизненные смыслы |
Юристы |
Психологи |
U-критерий |
||
Среднее ранговое значение |
Стандартное отклонение |
Среднее ранговое значение |
Стандартное отклонение |
||
Альтруистические |
15,78 |
5,20 |
10,04 |
4,46 |
,000** |
Экзистенциальные |
11,23 |
5,62 |
11,92 |
4,98 |
,484 |
Гедонистические |
10,76 |
5,31 |
10,50 |
5,04 |
,733 |
Самореализации |
7,78 |
4,60 |
12,15 |
5,64 |
,000** |
Статусные |
9,75 |
4,37 |
12,81 |
7,00 |
,009** |
Коммуникативные |
9,34 |
4,57 |
10,25 |
6,05 |
,432 |
Семейные |
12,00 |
6,96 |
11,81 |
6,09 |
,973 |
Когнитивные |
11,46 |
6,70 |
9,17 |
5,34 |
,042* |
Примечание: «*» — различия значимы на уровне ρ≤0,05; «**» — различия значимы на уровне ρ≤0,01.
Анализ полученных средних значений по обеим группам выявил, что для студентов-психологов ведущими жизненными смыслами являются когнитивные и альтруистические жизненные смыслы, а для студентов-юристов — жизненные смыслы самореализации, статусные и коммуникативные смыслы. Показатели по остальным категориям распределились в зоне нейтральных значений.
У студентов, обучающихся на психологическом факультете, в системе жизненных смыслов в большей степени присутствует потребность бескорыстно помогать другим людям, оказывать содействие в достижении общего блага, пренебрегая собственной выгодой. Возможно, это объясняется в том числе тем, что профессия психолога относится к «помогающим» профессиям и в процессе профессионального обучения студенты ориентированы на работу с разными категориями клиентов, находящихся в трудных жизненных ситуациях. Также у студентов-психологов выражена потребность в познании жизни, анализе противоречий окружающего мира и собственной личности, поиске причин и смысла происходящего.
У студентов-юристов в большей степени, чем у студентов-психологов, выражены жизненные смыслы, основанные на потребности человека занимать высокое положение в обществе, строить карьеру, добиваться успеха и признания в глазах окружающих, реализовывать свои способности и возможности в будущей профессиональной деятельности. Они более ориентированы достижение высокого статуса, престиж будущей профессии и реализацию потребности общения с другими людьми. Полученные результаты перекликаются с результатами исследования, проведенного В.Е. Петровым и Д.П. Харитиди. Согласно полученным в исследовании данным, понимание студентами-юристами престижа профессии является ведущей мотивационной составляющей на всех стадиях профессионального обучения, получаемого с целью удовлетворить желание социального благополучия и признания [12].
Смысложизненные ориентации студентов были исследованы с помощью методики «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева (СЖО). Согласно Д.А. Леонтьеву, смысложизненные ориентации как сложные социально-психологические образования порождаются реальными значимыми жизненными взаимоотношениями субъекта и бытия, они релевантны по отношению ко всему жизненному пути личности, задают вектор и границы самореализации личности как субъекта жизненного пути через структурную организацию жизненных целей-ценностей [11]. В период профессионального обучения происходит становление студента как субъекта собственного развития, способного определять перспективы профессионального роста и осознавать свои жизненные цели. По мнению Н.И. Аркаевой, профессиональное образование для студентов становится средой, которая создает благоприятные условия для формирования у них смысложизненных ориентаций самоопределения и саморазвития [1]. В табл. 2 представлены среднегрупповые результаты по выраженности смысложизненных ориентаций у студентов-юристов и студентов-психологов.
Таблица 2
Сравнительный анализ выраженности смысложизненных ориентаций по группам студентов юридического и психологического факультетов
Смысложизненные ориентации |
Студенты-юристы |
Студенты-психологи |
U-критерий |
||
Среднее |
Стандартное отклонение |
Среднее |
Стандартное отклонение |
||
Цели в жизни |
17,12 |
10,70 |
16,15 |
8,92 |
,956 |
Процесс жизни |
25,54 |
10,48 |
17,84 |
9,11 |
,000** |
Результативность жизни |
23,59 |
9,66 |
20,12 |
9,53 |
,014* |
Локус контроля «Я» |
19,51 |
7,85 |
17,70 |
9,54 |
,203 |
Локус контроля «Жизнь» |
14,53 |
8,35 |
10,48 |
4,32 |
,024* |
Общий показатель осмысленности жизни |
100,81 |
20,81 |
83,79 |
17,03 |
,000** |
Примечание: «*» — различия значимы на уровне ρ≤0,05; «**» — различия значимы на уровне ρ≤0,01.
Как видно из данных табл. 2, в обеих группах показатели по шкалам результативности жизни и локуса контроля Я распределились в зоне средних значений, по остальным показателям значения ниже средних. Статистически значимые различия между группами студентов-юристов и студентов-психологов выявлены по таким шкалам как «Процесс жизни», «Результативность жизни», «Локус контроля Жизнь» и «Общий показатель осмысленности жизни», по всем шкалам студенты-юристы показали высокий уровень. Наиболее значимые различия наблюдаются по шкалам «Процесс жизни» и «Общий показатель осмысленности жизни». Студенты, обучающиеся на юридическом факультете, в большей степени, чем студенты-психологи, воспринимают процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Они в большей степени, чем студенты-психологи, удовлетворены продуктивностью и осмысленностью пройденного отрезка жизни. Также они более, чем студенты-психологи, удовлетворены своей самореализацией в жизни и показывают большую уверенность в том, что собственную жизнь можно построить в соответствии со своими целями и представлениями о смысле жизни. Полученные результаты, возможно, отчасти связаны с тем, что студентами-юристами на текущем этапе жизни в большей степени осмыслены перспективы дальнейшего профессионального будущего, у них есть понимание «своего места» в профессии и этапов построения и содержательных характеристик будущей профессиональной карьеры. В то же время студенты — будущие психологи могут сталкиваться с проблемой размытости существующих представлений о возможностях психологической науки и практики [8].
Карьерные ориентации у студентов-психологов и студентов-юристов распределились следующим образом (рис. 1).
Рис. 1. Средние показатели выраженности карьерных ориентаций у студентов юридического и психологического факультетов
Итак, на рис. 1 наглядно видны различия в показателях выраженности карьерных ценностных ориентаций у испытуемых разных групп: если в группе студентов-юристов более выражены такие ценности, как «стабильность», «менеджмент» и «служение», то в группе будущих психологов — ценности «служение» и «профессиональная компетентность». По карьерным ценностным ориентациям «предпринимательство» и «автономия» различия незначительны.
В табл. 3 представлены средние значения выраженности карьерных ориентаций у студентов-юристов и студентов-психологов, полученные в ходе тестирования испытуемых по методике «Якоря карьеры» (Э. Шейн).
Таблица 3
Сравнительный анализ выраженности карьерных ориентаций у студентов юридического и психологического факультетов
Карьерные ориентации |
Студенты-юристы |
Студенты-психологи |
U-критерий |
||
Среднее |
Стандартное отклонение |
Среднее |
Стандартное отклонение |
||
Профессиональная компетентность |
5,88 |
2,21 |
5,54 |
1,98 |
,333 |
Менеджмент |
5,94 |
2,13 |
4,92 |
1,97 |
,009** |
Автономия (независимость) |
4,63 |
1,80 |
4,67 |
2,03 |
,941 |
Стабильность |
6,08 |
2,13 |
4,98 |
1,56 |
,001** |
Служение |
5,42 |
2,22 |
5,86 |
1,89 |
,128 |
Вызов |
5,67 |
2,19 |
4,55 |
1,74 |
,006** |
Интеграция стилей жизни |
5,66 |
2,11 |
5,02 |
2,36 |
,080 |
Предпринимательство |
5,22 |
1,77 |
5,15 |
1,75 |
,839 |
Примечание: «*» — различия значимы на уровне ρ≤0,05; «**» — различия значимы на уровне ρ≤0,01.
При помощи U-критерия Манна—Уитни доказано, что статистически значимыми являются различия по таким карьерным ценностным ориентациям, как «менеджмент», «стабильность» и «вызов».
Это означает, что у будущих юристов более выражен такой мотивирующий фактор, как управление людьми, их в большей степени, чем психологов, привлекает возможность объединить усилия коллектива для достижения каких-либо организационных целей, они чувствуют ответственность за конечный результат деятельности.
Стабильность работы как карьерная ориентация более характерна для будущих юристов — потребность в безопасности и стабильности доминирует в потребностной сфере этих студентов; для них важно, чтобы будущие жизненные события были предсказуемы, поэтому при поиске работы они ориентируются на хорошую репутацию организации, которая заботится о своих сотрудниках, обеспечивает достаточно длительный срок занятости, где стабильно выплачивается хорошая заработная плата и т. д.
Вызов как ведущая карьерная ориентация также в большей степени присущ студентам-юристам; они предпочитают преодолевать различные сложности, затруднения, возникающие в ходе профессиональной деятельности; рутинная, кропотливая работа оказывает на них демотивирующее действие. Их интересует и привлекает конкурентная борьба, причем такие работники сами ориентированы на то, чтобы «бросать вызов».
Для студентов-психологов наиболее значимой является карьерная ориентация «служение», что предполагает стремление к тому, чтобы профессиональная деятельность позволяла реализовывать человеку его главные ценности. Предположительно, главной для них является возможность максимально эффективно использовать их таланты и опыт для реализации общественно важной цели. Это дополняет данные, полученные по методике исследования системы жизненных смыслов (СЖС) В.Ю. Котлякова, о том, что вторыми по выраженности у студентов-психологов являются альтруистические жизненные смыслы.
Можно предположить, что ориентация в карьере на менеджмент как управление, стабильность работы и профессиональные ситуации, связанные с преодолением различных сложностей, определяются в том числе тем, что профессиональная деятельность юриста любой специализации связана с нормативно-правовым регулированием и опорой на законодательство, основным элементом которого является норма права, которая выступает как императив и регулятор правовых отношений. Соответственно, будущая профессиональная деятельность представляется юристу более понятной и «прозрачной», так как законодательство регламентирует то, как юристу необходимо действовать, в отличие от психолога, у которого профессиональная деятельность связана с ситуациями неопределенности, индивидуальным подходом к каждому случаю, и, кроме того, не всегда есть понимание того, как найти «свое» место в рамках организации (карьерные перспективы не всегда понятны).
Далее нами был проведен анализ результатов, полученных с помощью методики «Ценностный опросник» (ЦО) Ш. Шварца. В табл. 4 представлены средние значения выраженности основных ценностей студентов-психологов и студентов-юристов, отражающих нормативные идеалы, ценности на уровне убеждений личности, но не всегда проявляющихся в реальном социальном поведении.
Таблица 4
Средние показатели выраженности ценностей (нормативные идеалы) у студентов юридического и психологического факультетов
Тип ценностей |
Студенты-юристы |
Студенты-психологи |
U-критерий |
||
Среднее |
Стандартное отклонение |
Среднее |
Стандартное отклонение |
||
Конформность |
4,15 |
2,10 |
1,85 |
1,64 |
,000** |
Традиции |
4,87 |
1,75 |
2,31 |
2,06 |
,000** |
Доброта |
3,84 |
1,99 |
3,78 |
2,42 |
,937 |
Универсализм |
3,31 |
2,28 |
3,60 |
2,64 |
,419 |
Самостоятельность |
4,70 |
2,50 |
1,71 |
2,05 |
,000** |
Стимуляция |
3,53 |
2,54 |
1,43 |
1,90 |
,000** |
Гедонизм |
2,03 |
1,91 |
2,07 |
2,03 |
,711 |
Достижения |
3,70 |
2,17 |
3,78 |
1,97 |
,935 |
Власть |
2,98 |
2,29 |
2,18 |
2,16 |
,113 |
Безопасность |
2,15 |
1,94 |
4,06 |
2,09 |
,000** |
Примечание: «*» — различия значимы на уровне ρ≤0,05; «**» — различия значимы на уровне ρ≤0,01.
Для студентов-психологов наиболее высокую значимость на уровне нормативных идеалов составляют следующие ценности: безопасность, достижения и доброта. Они стремятся к безопасности, гармонии, стабильности общества, к стабильности во взаимоотношениях. Важным является достижение личного успеха в соответствии с социальными стандартами. У студентов-юристов на уровне нормативных идеалов прослеживается наибольшая значимость таких ценностей, как традиции, самостоятельность и конформность. То есть студенты стремятся к следованию традициям и обычаям, важна групповая солидарность, выражение единых ценностей. Мотивационной целью является уважение, принятие и следование обычаям и идеям, которые существуют в культуре. Декларируемой ценностью выступает самостоятельность. Также они стремятся к ограничению, пресечению действий, склонностей и побуждений к действиям, которые могут причинить вред другим или не соответствуют социальным ожиданиям [7]. Статистически значимые различия выявлены по шкалам «Безопасность», «Стимуляция», «Самостоятельность», «Традиции» и «Конформность».
Помимо выявления ведущих ценностей личности на уровне нормативного идеала, методика Шварца направлена на выявление ведущих ценностей на уровне поведения, т. е. индивидуальных приоритетов, которыми человек руководствуется в своем поведении. В табл. 5 представлены средние значения выраженности основных ценностных мотиваций (индивидуальные приоритеты) испытуемых студентов обеих групп.
Таблица 5
Средние показатели выраженности ценностей (индивидуальные приоритеты) у студентов юридического и психологического факультетов
Тип ценностей |
Студенты-юристы |
Студенты-психологи |
U-критерий |
||
Среднее |
Стандартное отклонение |
Среднее |
Стандартное отклонение |
||
Конформность |
2,32 |
1,89 |
2,14 |
1,33 |
,790 |
Традиции |
1,89 |
1,75 |
2,81 |
1,64 |
,001** |
Доброта |
2,42 |
1,97 |
3,67 |
2,24 |
,002** |
Универсализм |
2,92 |
2,00 |
3,00 |
2,00 |
,747 |
Самостоятельность |
5,50 |
1,15 |
2,31 |
1,90 |
,000** |
Стимуляция |
5,01 |
1,98 |
1,59 |
1,32 |
,000** |
Гедонизм |
5,60 |
1,73 |
1,76 |
1,49 |
,000** |
Достижения |
2,85 |
2,37 |
3,23 |
2,11 |
,356 |
Власть |
3,04 |
2,45 |
2,15 |
1,94 |
,089 |
Безопасность |
3,65 |
2,01 |
4,84 |
1,38 |
,001** |
Примечание: «*» — различия значимы на уровне ρ≤0,05; «**» — различия значимы на уровне ρ≤0,01.
У студентов-психологов на уровне реального поведения приоритетными выступают такие ценности, как «безопасность», «доброта» и «достижения». То есть на уровне реального социального поведения студенты-психологи также стремятся к безопасности, стабильности, как в личных взаимоотношениях, так и во взаимоотношениях с обществом в целом. Следует отметить, что на уровне нормативных идеалов та же ценность занимает ведущее место, что дает основание предполагать согласованность декларируемой ведущей ценности тому, что личность проявляет в социальном поведении. Можно предположить, что рассматривая безопасность как ценность, студенты-психологи подразумевают не только свою собственную безопасность при построении взаимоотношений с окружающим миром и профессиональным сообществом, но и психологическую безопасность своих клиентов в процессе психологической работы с ними. Что касается ценности «доброта», то здесь можно говорить о том, что студенты-психологи в своем социальном поведении нацелены на проявление доброжелательности с целью сохранения благополучия в повседневном взаимодействии с близкими людьми. Некоторые авторы считают этот тип ценностей производным от потребности в аффилиации. Мотивационной целью является стабильность благополучия тех людей, с которыми индивид взаимодействует и находится в личных и профессиональных контактах. На третьем месте у студентов-психологов выявлена ценность «достижения». Особо отметим, что характерным для студентов-психологов является то, что ценности, названные студентами ведущими на уровне нормативных идеалов, совпадают с теми ведущими ценностями, которые удалось выявить во второй части опросника Шварца. То есть индивидуальные приоритеты, которыми студенты-психологи руководствуются в своем поведении, совпадают с теми ценностями, которые выступают в качестве нормативных идеалов, ценностей личности на уровне убеждений, оказывающих влияние на личность в целом, но не всегда проявляющихся в реальном социальном поведении.
Для студентов-юристов индивидуальными приоритетами, проявляющимися в реальном социальном поведении стали гедонизм, стимуляция и самостоятельность. Они ориентированы на получение удовольствия от жизни, стремление к новизне и глубоким переживаниям как способу поддержания оптимального уровня активности. Также важным оказывается самостоятельность мышления и самостоятельный выбор способов действия.
Статистически значимые различия в преобладании ведущих ценностей на уровне реального социального поведения выявлены по таким ценностям, как «традиции», «доброта», «самостоятельность», «стимуляция», «гедонизм» и «безопасность». Из них у студентов-психологов в большей степени, чем у студентов-юристов, выражены такие ценности, как «безопасность», «доброта», «принятие традиций и идей», существующих как в целом в культуре, так и в своей профессии. В свою очередь, у студентов-юристов в большей степени выражены такие ценности как «самостоятельность», «стимуляция» и «гедонизм».
На заключительном этапе исследования выявлялась взаимосвязь смысложизненных ориентаций с учебной мотивацией у студентов юридического психологического факультетов. Для этого данные, полученные в ходе тестирования, были соотнесены по всем методикам и обработаны при помощи коэффициента ранговой корреляции Спирмена.
Результаты расчетов взаимосвязи смысложизненных ориентаций с учебной мотивацией представлены в табл. 6.
Таблица 6
Корреляционный анализ взаимосвязи смысложизненных ориентаций с учебной мотивацией
Смысложизненные ориентации и виды учебных мотивов |
Spearman |
p-level |
Процесс жизни — профессиональные мотивы |
-,233 |
,012* |
Процесс жизни — учебно-познавательные мотивы |
-,206 |
,020* |
Локус контроля Я — мотивы престижа |
,285 |
,001** |
Локус контроля Я — профессиональные мотивы |
,259 |
,003** |
Локус контроля Я — учебно-познавательные мотивы |
,238 |
,007** |
Примечание: «**» — корреляция значима на уровне r≤0,01; «*» — значима на уровне r≤0,05.
На рисунке 2 представлена корреляционная плеяда, отражающая интересующие нас связи между смысложизненными ориентациями и учебной мотивацией.
Рис. 2. Корреляционные взаимосвязи смысложизненных ориентаций с учебной мотивацией: сплошная линия — положительная взаимосвязь, пунктирная — отрицательная взаимосвязь
Выявлена отрицательная взаимосвязь между смысложизненной ориентацией «Процесс жизни» и профессиональными и учебно-познавательными мотивами учебной деятельности. Положительная взаимосвязь зафиксирована между локусом контроля Я и такими видами мотивов, как профессиональные, учебно-профессиональные и мотивы престижа. Можно предположить, что, с одной стороны, учебно-профессиональная деятельность; задачи, возникающие перед студентами в процессе профессионального обучения, необходимость развития своих профессиональных способностей в процессе обучения создают определенный дискомфорт и не позволяют в полной мере быть удовлетворенным от процесса своей жизни в настоящем; но, с другой стороны, представления о себе как о сильной личности, способной построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле, связаны с мотивами к стремлению более полного выявления и развития своих профессиональных способностей, с желанием хорошо подготовиться к избранной профессии, а также со стремлением к престижу будущей профессиональной деятельности.
Таким образом, на данном этапе исследования мы приходим к выводу о том, что вторая гипотеза (имеется взаимосвязь смысложизненных ориентаций с учебной мотивацией у студентов юридического факультета и студентов психологического факультета) подтверждена.
Таким образом, проведенное исследование ценностно-смысловой сферы студентов юридического факультета и факультета юридической психологии позволяет сделать следующие выводы.
- Ценностно-смысловая сфера студентов — будущих юристов характеризуется преобладанием жизненных смыслов, связанных с самореализацией, статусных и коммуникативных жизненных смыслов. Будущие специалисты в сфере юриспруденции стремятся к реализации своих возможностей и способностей, к удовлетворению потребности реализовать свое предназначение. Они нацелены на активное карьерное продвижение, на достижение успеха в профессиональной деятельности и признание в глазах окружающих, на реализацию коммуникативных потребностей. Наиболее выраженными карьерными ориентациями являются стабильность, менеджмент и профессиональная компетентность. При этом студенты-юристы в большей степени, чем студенты-психологи, мотивированы на профессиональную деятельность, связанную с управлением людьми и объединением коллективных усилий для достижения организационных целей. Стабильность работы также для них статистически более значима, чем для психологов. Выраженность у студентов-юристов карьерной ориентации, связанной с вызовом, заключающемся в преодолении различных сложностей, решении всевозможных затруднений, возникающих в профессиональной деятельности, выше, что также подтвердилось статистическим анализом. Хочется отметить, что выявлена некоторая несогласованность ценностей, принимаемых на уровне нормативных идеалов, и ценностей, проявляющихся в реальном социальном поведении. На уровне нормативных идеалов ведущими ценностями являются «следование традициям», «самостоятельность» и «конформность»; а на уровне реального социального поведения — «гедонизм», «стимуляция» и «самостоятельность».
- Ценностно-смысловая сфера студентов — будущих психологов характеризуется преобладанием когнитивных и альтруистических жизненных смыслов. У них развита потребность в познании жизни, поиске причин и смысла происходящего, и они стремятся к разрешению противоречий между собственной личностью и окружающим миром. Они нацелены на помощь и оказание содействия другим людям, что будет способствовать удовлетворению потребности бескорыстной помощи другим людям. Ведущими карьерными ориентациями являются служение и профессиональная компетентность. То есть в профессиональной деятельности они нацелены, в первую очередь, на оказание помощи другим людям, достижение общего блага, повышение уровня собственного профессионализма и стремление соответствовать требованиям, предъявляемым выбранной ими профессией. Ведущими ценностями студентов-психологов как на уровне нормативных идеалов, так и на уровне реального социального поведения являются «безопасность», «доброта» и «достижения».
- Выявлены корреляционные связи между смысложизненными ориентациями и мотивами учебной деятельности студентов-юристов и студентов-психологов.
Нами были проанализированы различия в выраженности структурных компонентов ценностно-смысловой сферы у студентов-психологов и студентов-юристов. Выдвинутые нами гипотезы о наличии статистически значимых различий в выраженности различных компонентов ценностно-смысловой сферы у студентов-психологов и студентов-юристов и наличии взаимосвязи между смысложизненными ориентациями и учебной мотивацией нашли свое подтверждение. В заключение отметим, что результаты проведенного исследования можно использовать при проведении индивидуального психологического консультирования со студентами, при планировании и проведении тренингов, направленных на формирование профессионального самосознания студентов.
Литература
- Аркаева Н.И. Формирование смысложизненных ориентаций у студентов-психологов как фактор психологической безопасности личности [Электронный ресурс] // Концепт. 2015. № 02 (февраль). URL: https://cyberleninka.ru/article/v/formirovanie-smyslozhiznennyh-orientatsiy-u-studentov-psihologov-kak-faktor-psihologicheskoy-bezopasnosti-lichnosti (дата обращения: 15.04.2019).
- Близнецова О.И., Шапенкова И.П. Ценностно-смысловая сфера личности студентов как цель воспитания [Электронный ресурс] // Вестник НГУ. Психологические и педагогические науки. 2009. № 3. URL: http://vestnik.nvsu.ru (дата обращения: 15.04.2019).
- Богданович Н.В., Чернушевич В.А. Деятельностная модель юридического психолога [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2013. № 4. С. 85-94. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n4/65728.shtml (дата обращения: 20.04.2019).
- Бодалев А.А. Акмеология как учебная и научная дисциплина. Москва: РАУ, 1993. 110 с.
- Бусарова О.Р. Некоторые особенности образа жизни студентов с высокой мотивацией избегания неудачи [Электронный ресурс] // Психология и право. 2011. № 4. С. 1—12. URL: https://psyjournals.ru/psyandlaw/2011/n4/49294.shtml (дата обращения: 20.04.2019).
- Давыдов Н.А., Аминов И.И. Психология в профессиональной деятельности: учебник. Москва: Проспект, 2017. 224 с.
- Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004. 72 с.
- Красник В.С., Ряжкин А.О. Различия в нравственной активности студентов-юристов и студентов-психологов [Электронный ресурс] // Психология и право. 2019(9). № 1. С. 1—21. URL: https://psyjournals.ru/psyandlaw (дата обращения: 15.04.2019).
- Лаврешкин Н.В. Групповой тренинг как метод развития профессионально важных качеств юридического психолога [Электронный ресурс] // Психология и право. 2017. Т. 7. № 1. С. 250—263. URL: https://psyjournals.ru/psyandlaw (дата обращения: 15.04.2019).
- Леоненко Н.О. Ценностно-смысловое содержание мотивации профессионального выбора студентов юридического вуза: автореф. дисс. … канд. психол. наук. Казань, 2004. 20 с.
- Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, структура и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2007. 512 с.
- Петров В.Е., Харитиди Д.П. Динамика личностного становления студентов-юристов в процессе подготовки к профессиональной деятельности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. № 1. С.33—38.
- Романов В.В. Юридическая психология: краткий курс лекций. М.: Юрайт, 2014. 165 с.
- Селезнева И.П. Ориентация студентов педвуза на общечеловеческие этические ценности в сфере межкультурной коммуникации: автореф. … дисс. канд. пед. наук. Красноярск, 2000. 28 с.
- Чижо Н.Ю. Ценностно-смысловая сфера личности студентов вузов с разным типом отношения к профессии: автореф. дисс. … канд. психол. наук. Саратов, 2011. 27 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 4155
В прошлом месяце: 36
В текущем месяце: 53
Скачиваний
Всего: 655
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 6