Психолого-педагогические аспекты профилактики экстремизма в молодежной среде

752

Аннотация

В статье раскрываются значимые характеристики феномена экстремизма, показаны особенности его проявления в молодежной среде. Специфика проблемы профилактики экстремизма в молодежной среде связана с тем обстоятельством, что только лишь мерами правового регулирования данная проблема решена быть не может. Поэтому среди путей решения можно выделить психолого-педагогические меры по правовому воспитанию молодежи и подростков, их виктимологической профилактике, пропаганде правовых знаний, развитию правового мышления, ответственности за свои поступки, гражданственности и патриотизма. В статье приводятся такие психолого-педагогические аспекты профилактики экстремизма в молодежной среде, которые связаны с психолого-педагогической компетентностью сотрудников органов внутренних дел в сфере противодействия экстремизму в молодежной среде, выявленной на основе исследования профессионально-личностной готовности сотрудников органов внутренних дел к противодействию информационным угрозам в сети Интернет. Исследование проводилось с 2016 по 2018 гг. на базе Академии управления МВД России. В опросе приняли участие сотрудники и руководители органов внутренних дел (N – 236).

Общая информация

Ключевые слова: экстремизм, молодежь, профилактика , правовое воспитание, патриотизм

Рубрика издания: Судебная и клиническая психология в юридическом контексте

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2018080312

Для цитаты: Сердюк Н.В., Грищенко Л.Л., Столяренко А.М. Психолого-педагогические аспекты профилактики экстремизма в молодежной среде [Электронный ресурс] // Психология и право. 2018. Том 8. № 3. С. 167–178. DOI: 10.17759/psylaw.2018080312

Полный текст

Среди основных источников угроз современной России – экстремизм в молодежной среде: «лидеры экстремистских организаций в своей деятельности ориентируются преимущественно на молодежь, при этом повышенное внимание они проявляют к отличающимся высокой степенью организованности неформальным объединениям националистов, организациям футбольных болельщиков, активно вовлекая их членов в свои ряды, провоцируя на совершение преступлений экстремистской направленности» [9]. Молодежь выступает важнейшей адресной группой устремлений идеологов, пропагандистов и вербовщиков экстремистских и террористических объединений. Вместе с тем меры противодействия экстремизму и его проявлениям, в том числе в молодежной среде, определены в Концепции общественной безопасности в Российской Федерации до 2020 года [7] и в Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации [9].

Актуальность обозначенной темы подтверждают статистические данные. Так, в 2017 году количество регистрируемых уголовно наказуемых деяний экстремистской направленности составило 1521 преступление (+4,9 %)[1], из них 909 (+1,1 %) – зафиксированы документально сотрудниками органов внутренних дел. Значительная часть, свыше 85 % фактов (1295; +2,9 %), приходится на преступления, квалифицируемые по ст. 282 УК РФ (возбуждение ненависти или вражды по экстремистским мотивам) и ст. 280 УК РФ (призывы к осуществлению экстремистской деятельности) [6]. Также неуклонно растет и число лиц, вовлеченных в экстремистскую и террористическую деятельность.

Одной из наиболее уязвимых социальных групп, в среду которых достаточно часто проникает «вирус экстремизма», является молодежь. Это становится возможным в силу недостаточной социальной адаптации молодых людей и, как следствие, возникновение в их сознании асоциальных установок, вызывающих противоправные способы самореализации. Под влиянием социальных, политических, экономических и иных факторов в молодежной среде, наиболее подверженной деструктивному влиянию, легче формируются радикальные взгляды и убеждения. Молодые граждане зачастую пополняют ряды экстремистских организаций, которые в свою очередь активно используют российскую молодежь в своих политических интересах.

В молодежной среде экстремизм проявляется, прежде всего, в деформации сознания, которое приводит к увлечению идеями национализма, шовинизма, сепаратизма, расизма и неофашизма, нетрадиционными религиозными верованиями, в вовлеченности в деятельность радикальных движений, сообществ, групп путем совершения определенных противоправных действий. В течение последних лет в ряде регионов России активизировались неформальные молодежные группировки право- и леворадикальной направленности, участились случаи нападения на иностранных граждан со стороны активистов молодежных группировок, скинхедов. По данным МВД России, в настоящее время изменилась не только динамика нападений экстремистски настроенных молодых людей, но претерпела изменение и тактика подобных акций. Отмечается тревожная тенденция увеличения смертельных исходов в результате националистически мотивированного насилия [6]. Данные тенденции стремятся использовать в своих интересах представители партий и движений, активно разыгрывающих «национальную карту» и пытающихся привлечь на свою сторону скинхедов и членов группировок футбольных фанатов.

Для идеологии и психологии экстремизма свойственны: положения о расовом, национальном или религиозном превосходстве; нетерпимость к инакомыслию; воспрепятствование поиску плюрализма и достижению консенсуса [8]. Такие идеи, при затруднении социальной адаптации молодых людей в обществе, приводят к асоциальной ориентации, а их сознание становится подверженным проникновению экстремистских установок.

Впоследствии идеи экстремизма могут провоцировать совершение преступных действий, таких как: терроризм, причинение тяжких телесных повреждений и убийство людей, массовые выступления и беспорядки и т. д. [1]. Основной движущей силой различных акций протеста, шествий, собраний и демонстраций, в том числе проводимых незаконно, в последнее время все больше становятся представители молодежи.

На территории Российской Федерации участились случаи распространения в молодежной среде экстремистских печатных изданий, в том числе подготовленных за рубежом, в которых содержатся призывы к национализму, ксенофобии, нетерпимости к лицам иной национальности или вероисповедания, расовой дискриминации, сепаратизму [1].

Кроме того, в последнее время экстремистами все более активно используются возможности телекоммуникационной сети, включая Интернет, как для распространения подобных материалов в молодежной среде, так и для координации действий экстремистских группировок при проведении массовых акций [11].

Важно отметить, что экстремизм в молодежной среде представляет собой индивидуальное и социально-групповое проявление крайних, неумеренных в нравственном и правовом отношениях средств и способов жизнедеятельности части молодежи как особой социальной группы и специфической возрастной категории населения. Молодежь в целом субъектом экстремизма быть не может. Она может быть лишь социальной средой экстремистских проявлений [2, 22].

Анализ способов решения выявленной проблемы

Очевидно, что для противодействия экстремизму в молодежной среде необходима кропотливая, обоснованная и заранее спланированная профилактическая работа. Стратегия противодействия экстремизму содержит целый комплекс задач, направленных на организацию досуга молодежи, воспитание чувства патриотизма, умения противостоять социально опасному поведению. Профилактическая работа в молодежной среде становится основным методом борьбы с экстремистской идеологией, т.к. только организационные, воспитательные и психолого-пропагандистские меры в комплексе способны дать наилучший результат.

При организации работы по профилактике экстремизма необходимо учитывать, что она представляет собой систему, включающую несколько уровней:

1. Вся молодежь, проживающая на территории Российской Федерации. На этом уровне необходимо осуществление общих профилактических мероприятий, ориентированных на повышение жизненных возможностей молодых людей, снижение чувства незащищенности, невостребованности, создание условий для их полноценной самореализации и жизнедеятельности.

2. Молодежь, находящаяся в ситуации возможного «попадания» в поле экстремистской активности (молодежь в «зоне риска»). В данном контексте деятельность по профилактике экстремистских проявлений в молодежной среде должна быть направлена на молодых людей, чья жизненная ситуация позволяет предположить возможность их включения в поле экстремистской активности. К таким категориям могут быть отнесены: выходцы из неблагополучных, социально-дезориентированных семей, с низким социально-экономическим статусом, недостаточным образовательным уровнем, имеющим склонность к трансляции девиаций (алкоголизм, наркомания, физическое и психологическое насилие); «золотая молодежь», склонная к безнаказанности и вседозволенности, экстремальному досугу и рассматривающая участие в экстремистской субкультуре как естественное времяпровождение; дети, подростки, молодежь, имеющие склонность к агрессии, силовому методу решения проблем и споров, с неразвитыми навыками рефлексии и саморегуляции; носители молодежных субкультур, участники неформальных объединений и склонные к девиации уличных компаний; собственно члены экстремистских политических, религиозных организаций, движений, сект [5].

При организации профилактической работы учителям образовательных организаций среднего образования, педагогическим работникам образовательных организаций высшего образования, социальным педагогам, сотрудникам правоохранительных органов, всем заинтересованным ведомствам и лицам важно учитывать социально-экономические и психолого-педагогические особенности разных периодов, в которых пребывают подростки и молодежь. Наиболее опасным, с точки зрения вхождения в поле экстремистской активности, является возраст от 14 до 22 лет [10]. На это время приходится наложение двух важнейших социально-психологических факторов. В психологическом плане подростковый возраст и юность характеризуются развитием самосознания, обострением чувства справедливости, поиском смысла и ценности жизни. Именно в это время подросток озабочен желанием найти свою группу, поиском собственной идентичности, которая формируется зачастую по самой примитивной схеме «мы-они». Подростковому возрасту характерна неустойчивая психика, легко подверженная внушению и манипулированию. В социальном плане большое количество молодых людей в возрасте от 14 до 22 лет оказываются в ситуации разорванных привычных коммуникативных связей (семья, близкие) и вынужденной маргинализации, когда их поведение не определено никакими социально-экономическими факторами (перспективная постоянная работа, наличие собственности и пр.). Немалое количество молодых людей, продолжая образование, зачастую покидают привычные регион, родной город, оказываясь в ситуации ложно понятой свободы, а по факту – полной социальной незащищенности. В итоге молодой человек мобилен, готов к различного рода, порой жестоким, экспериментам, в том числе с собственной жизнью, участию в акциях, митингах и даже погромах. При этом психологическая готовность к подобным действиям усиливается низкой материальной обеспеченностью, в связи с чем участие в организованных кем-либо акциях протеста может рассматриваться как допустимая возможность дополнительного заработка. Поиск молодыми людьми идентичности, попытки закрепиться в жизни ведут к неуверенности, желанию сформировать круг близких по духу людей, найти ответственного за все беды и неудачи. Таким кругом вполне может стать экстремистская среда, неформальное объединение, политическая радикальная организация или тоталитарная секта.

В этой связи основными направлениями профилактики экстремизма в молодежной среде могут стать: оптимизация социальной среды, в которой находятся молодые россияне, ее улучшение, создание в ней социально-психологических и социально-педагогических пространств для конструктивного взаимодействия, стимулирования у молодежи положительных эмоций от участия в реализации социальных проектов, от анализа достижимых перспектив, а также от реального опыта решения проблем молодого поколения; формирование социально-психологических механизмов воздействия на молодежное экстремистское поле, разработка методов его дезавуирования, организация на его месте конструктивных социальных зон; создание механизмов эффективного влияния на процесс социализации личности, включения молодых людей в социокультурное пространство ближайшего сообщества и социума в целом для формирования толерантных, ответственных личностей, ориентированных на ценности гражданственности и патриотизма; разработка системы психокоррекционной работы, нацеленной на профилактику агрессии, развитие умений социального взаимодействия, рефлексии, саморегуляции, формирование навыков толерантного поведения, выхода из деструктивных культов, организаций, субкультур.

При организации системной работы по профилактике экстремизма в молодежной среде необходимо учитывать психолого-педагогические особенности как социальной группы (молодежь), так и самого вида данной деятельности.

Во-первых, необходимо учитывать тот факт, что непосредственная, прямая профилактика не дает практически никакого эффекта в силу социально-психологических и возрастных особенностей объектов профилактики (молодежь, подростки), зачастую желающих противопоставить себя окружающим, самоутвердиться посредством крайних, чрезмерных, откровенно экстремистских форм поведения.

Во-вторых, главное внимание социальных педагогов, преподавателей, родителей, правоохранителей, т. е. субъектов профилактики, должно быть сосредоточено на особой социально-психологической ситуации в жизни молодого человека, которая приходится на возрастной период от 14 до 22 лет [10, 54].

В-третьих, в основу организации профилактической работы в молодежной среде должна лечь психолого-педагогическая компетентность самих субъектов профилактической деятельности, которые зачастую ею не обладают (например, среди сотрудников органов внутренних дел специальную психолого-педагогическую подготовку проходят только инспекторы по делам несовершеннолетних и участковые уполномоченные). В то же время, сотрудниками органов внутренних дел в реализации социально-педагогических функций правоохранительной деятельности решаются задачи по правовому воспитанию молодежи и подростков, их виктимологической профилактике, пропаганде правовых знаний, развитию правового мышления, ответственности за свои поступки, гражданственности и патриотизма.

Обоснование необходимости исследований в области профилактики экстремизма в молодежной среде

Основными факторами, оказывающими влияние на возникновение экстремистских проявлений в молодежной среде, являются: обострение социальной напряженности среди молодежи; криминализация ряда сфер общественной жизни; изменение ценностных ориентаций; проявление так называемого «исламского фактора»; рост национализма и сепаратизма; наличие незаконного оборота средств совершения экстремистских акций; использование в деструктивных целях психологического фактора; использование сети Интернет в противоправных целях.

В целях вовлечения в ряды экстремистских организаций новых адептов их руководители учитывают различные психологические аспекты. В частности, молодежный возраст, который с психологической точки зрения характеризуется незавершенностью процессов социализации и недостаточной социально-психологической зрелостью молодых людей, вследствие чего возникает их идеологическая неопределенность, неустойчивость, а также стремление к радикальному обновлению форм и способов жизнедеятельности [11]. Кроме того, они поверхностно воспринимают противоречия, возникающие в состоянии и устройстве общества, и склонны к максимализму и проявлению различных форм социального протеста.

Основной проблемой для лиц этого возраста становится, прежде всего, неадекватность в выборе средств и способов достижения жизненных целей, которая может быть связана с влиянием отрицательных факторов социальной среды, таких как: экономическое неравенство; принципы распределения собственности; высокая социальная напряженность и конфликтность в обществе; отсутствие целенаправленного процесса социализации; утрата системы духовных ценностей; ослабление, а в отдельных случаях – отсутствие регулирующей роли государства и обострение криминогенной обстановки. Все это приводит молодых людей к поиску структуры, в рядах которой, на их взгляд, возможно разрешение существующих проблем и достижение благоприятного будущего.

Но не только эти обстоятельства способствуют вовлечению молодежи в экстремистские организации и противоправную экстремистскую деятельность. Иногда это связано непосредственно с процессом социализации в обществе.

Поскольку многие молодежные организации экстремистского толка носят неформальный характер, то участие в них воспринимается как приятное времяпрепровождение в кругу сверстников, единомышленников, а также вожаков, которые их понимают, поддерживают, умеют и могут отстаивать собственное мнение, выступают лидерами организаций. При этом в большинстве случаев их члены имеют крайне незначительное представление об идеологии, лежащей в основе организации и деятельности экстремистской группировки. Молодых людей, прежде всего, привлекают символика, атрибутика и прочие внешние характеристики этих организаций. Непосредственное влияние на молодое поколение могут также оказывать агрессивные лозунги и экстремистские призывы. При этом большинство из числа молодежи не считает нарушением закона членство в экстремистских движениях [12].

Следует также отметить, что экстремистское поведение членов молодежных организаций не возникает внезапно. Его формирование осуществляется поэтапно. Некоторые исследователи выделяют три этапа формирования экстремистского поведения: причинный, организационный и поведенческий [1].

Первый этап – причинный, этап формирования среды. Очевидно, антиобщественное, агрессивное, разрушительное поведение молодежи имеет свои причины. Оно вызывается, как правило, ощущением собственной ущербности, лишений в чем-либо, имеющей социальные основания. Причины возникновения ощущения социальной обделенности могут иметь экономическую природу (резкое расслоение общества на бедных и богатых), идеологическую (разрушение идей патриотизма, девальвация духовных ценностей), психолого-педагогическую (нереализованность, невозможность достигнуть своей цели – например, получить образование).

Второй этап – организационный, предполагает формальное и неформальное членство в организациях и движениях экстремистского толка. Все вышеназванные причины являются потенциальной возможностью формирования экстремистских настроений. Для того, чтобы данная потенциальная возможность проявилась в действительности, молодым людям со сходным ощущением социально-психологической ущербности необходимо объединиться. Возникают группы, объеденные общей идеей. Происходит формирование образа «врага».

Третий этап – поведенческий, на котором проявляются конкретные действия и поступки экстремистского толка. Молодые люди, объединенные общей экстремистской идеей, в основе которой лежит чувство социальной обделенности, вступают в открытый бой с «врагом», которого надо победить.

В современной социокультурной ситуации назрела насущная необходимость оказывать активное противодействие этой идеологии на всех трех этапах формирования экстремистского поведения, не только предотвращая распространение экстремистских идей, но и пресекая их переход в активную форму – действия и формирования мировоззрения личности. Причем данная профилактическая деятельность тесно связана с потребностью проведения специальных теоретико-прикладных исследований как в области социально-психологических особенностей современной молодежной аудитории, так и продолжение исследований в области массовидных социально-психологических явлений. В частности, заслуживают внимания и отдельного изучения Интернет-технологии деструктивного либо откровенно экстремистского типа [4].

В последнее время в сети Интернет представителями националистических организаций создан ряд ресурсов, на которых пропагандируется разжигание межнациональной, расовой и религиозной вражды путем проведения Интернет-игр под общим названием «Большая игра. Сломай систему!». Целью указанной игры является пропаганда идей национал-социализма и совершение в рамках ее правил одновременных согласованных действий, в том числе по флэшмоб-технологии, выражающихся в провокационных и противоправных групповых проявлениях (от нанесения националистических символов и нацистской символики на стены жилых домов, государственных учреждений до проведения силовых акций в отношении лиц «неславянской внешности» и представителей правоохранительных органов).

Необходимо проведение специальных исследований в области профилактики экстремизма в молодежной среде вообще и выявления причин привлекательности флэшмоб-технологии для экстремистских организаций и движений в частности, поскольку участие в данных технологиях являются предтечей серьезных экстремистских и даже террористических акций, т. к. формируют менталитет управляемости среди молодежи. Исследование причин информационных угроз в сети Интернет и привлекательности флэшмоб-технологии в молодежной среде, проведенное сотрудниками и адъюнктами Академии управления МВД России среди сотрудников и руководителей подразделений Центров по противодействию экстремизму (ЦПЭ) МВД России по субъектам Российской Федерации, сотрудников подразделений уголовного розыска, отделов информации и общественных связей, управлений по работе с личным составом и подразделений собственной безопасности территориальных органов МВД России различного уровня в период с 2016 по 2018 гг. (N – 236), позволяют определить некоторые из них [4, 144]. В частности: 1) организация и проведение акций по флэшмоб-технологии практически не подпадают по действие законодательства Российской Федерации. Их участникам можно предъявить лишь косвенные обвинения, связанные, в основном, с нарушением общественного порядка, а организаторы остаются вне поля административно-уголовной ответственности; 2) подготовка к проведению акций по флэшмоб-технологии характеризуется высоким уровнем конспирации, что осложняет их своевременное выявление и предупреждение. Также затруднительно установить заказчиков и организаторов акций; 3) возможность перерастания рядовой акции по флэшмоб-технологии в экстремистскую путем осуществления заранее спланированных организационных мер и психологического воздействия на большие массы людей; 4) целевая аудитория по флэшмоб-технологии – это наиболее активная часть населения – молодежь, у которой система жизненных ценностей еще полностью не сформирована, ей традиционно присущи нигилизм, переоценка собственных возможностей и желание самовыражения. Этими особенностями при умелом манипулировании могут эффективно воспользоваться экстремисты в противоправных целях; 5) акции по флэшмоб-технологии зачастую могут выполнять «детонирующую» функцию: немноголюдные поначалу, они в короткий промежуток времени вовлекают в процесс посторонних людей – наблюдателей и прохожих, которые становятся сочувствующими; 6) богатый опыт наблюдения за проведением акций по флэшмоб-технологии в России и за рубежом свидетельствует о том, что эта технология уже хорошо отработана и ее следует считать одним из средств, которое может применяться при проведении акций экстремистского характера.

Анализ имеющихся теоретических трудностей

Экстремизм в молодежной среде выступает как следствие деформации процесса формирования и развития личности. Среди основных форм деформации можно выделить: снижение образовательного и культурного потенциала, разрыв преемственности ценностных и нравственных установок различных поколений, снижение показателей гражданственности и патриотизма, криминализация сознания в условиях социально-экономического кризиса и политической неопределенности. Динамика экстремизма в молодежной среде, по мнению специалистов, корреспондирует с процессами социальной маргинализации, нравственным релятивизмом, сегментацией политической культуры, неопределенностью векторных тенденций развития общества [5].

Проблема распространения экстремизма в молодежной среде имеет ряд теоретических трудностей, поэтому для ее решения необходимо использовать ряд общих и специальных исследований, нацеленных, прежде всего, на профилактику этого явления.

Профилактикой экстремизма в молодежной среде может выступать система мер, направленных на выявление, устранение либо ослабление и нейтрализацию причин экстремизма, отдельных его видов, а также способствующих им условий; устранение на территории определенных регионов Российской Федерации и в социальной среде в целом ситуаций, непосредственно мотивирующих или провоцирующих на совершение экстремистских действий группами повышенного риска; выявление лиц, поведение которых указывает на реальную возможность совершения экстремистских действий, и оказание на них сдерживающего и корректирующего воздействия.

Для предупреждения проявлений экстремизма в молодежной среде можно выделить пять основных направлений: 1) правовое информирование об экстремизме и организациях экстремистского толка; в целом, правовое обучение и правовую пропаганду; 2) вовлечение в деятельность, альтернативную экстремистской, с яркими, увлекательными, жизнеутверждающими целями (например, общественные патриотические союзы и общественные организации); 3) повышение общего образовательного и культурного уровня молодой части населения; 4) формирование жизненных и трудовых навыков (социализация); 5) работа с молодежными лидерами (рекрутинг для реализации общественно-полезных программ).

К мерам государственной поддержки профилактики экстремизма в молодежной среде следует отнести проведение органами внутренних дел и органами государственной власти согласованной политики в отношении молодежи, а именно: разработку и реализацию специальных программ поддержки молодежи, повышающих ее гражданскую активность, в том числе способствующих расширению возможностей выбора путей самореализации в сфере трудоустройства и занятости [3].

Стратегия и тактика предупреждения социальных рисков, связанных с проявлением экстремизма в молодежной среде, должна опираться на координацию действий и повышение качества воспитательной работы, психолого-педагогического воздействия на подрастающее поколение со стороны органов власти на всех уровнях, институтов гражданского общества Российской Федерации, семьи, образовательных организаций, правоохранительных органов, общественных объединений, средств массовой информации, учреждений культуры.

Вслед за героем романа Сомерсета Моэма «Бремя страстей человеческих», жестоко экспериментирующим с собственной жизнью, можно пожелать поколению современных молодых людей: «Следуй своим желаниям, но с оглядкой на полицейского за углом!».



[1] Здесь и далее – по сравнению с 2016 г.

Литература

  1. Авдеев Ю.И. Политический экстремизм в современной России. Реформирование России: от мифов к реальности: монография / под редакцией Г.В. Осипова, В.К. Левашова. М.: ИСПИ РАН, 2001. Том 1.
  2. Афанасьева Р.М. Социокультурные условия противодействия экстремизму в молодежной среде (социально-философский анализ): автореф. дисс. … канд. филос. Наук. Москва, 2007.
  3. Беляева Т.Н. Противодействие экстремизму органами внутренних дел в свете реализации государственной Стратегии // Труды Академии управления МВД России. 2017. № 2 (42).
  4. Байков Д.М. Развитие у сотрудников органов внутренних дел готовности к выявлению, анализу и нейтрализации информационных угроз в сети Интернет средствами обучения и воспитания // Образование. Наука. Научные кадры: научно-практический журнал. 2018. № 1.
  5. Добреньков В. Причина молодежного экстремизма в России – вакуум духовного воспитания [Электронный ресурс]. URL: http:www.nakanune.ru/articles/13779 (дата обращения: 06.08.2018).
  6. Информационные материалы к итоговой коллегии Министерства внутренних дел российской Федерации за 2017 г. М.: МВД России, 2018.
  7. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537 [Электронный ресурс]. Консультант Плюс: справочно-правовая система.
  8. Смирнов В.Н. Психологические особенности проявления экстремизма в России // Труды Академии управления МВД России. 2012. № 1 (21).
  9. Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года: утверждена Президентом РФ 28.11.2014 № Пр-2753.
  10. Халифаева О.А. Особенности проявления креативности в ситуации ролевого конфликта в юношеском возрасте // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 2. 
  11. Филимонов О.В. Экстремистский дискурс в современной информационной среде // Полицейская деятельность. 2016. № 4.     
  12. Юдина А.И., Кудрин В.С. Экстремизм в молодежной среде: анализ состояния современной социально-культурной ситуации // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 2 (38).

Информация об авторах

Сердюк Наталья Владимировна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами, ФГКОУ ВО «Академия управления МВД России», Москва, Россия, e-mail: natalyaserduk@inbox.ru

Грищенко Леонид Леонидович, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры деятельности органов внутренних дел в особых условиях, ФГКОУ ВО «Академия управления МВД России», Москва, Россия, e-mail: uvd-osob@mail.ru

Столяренко Алексей Михайлович, доктор педагогических наук, Заслуженный работник Высшей школы Российской Федерации, Профессор, главный научный сотрудник научно-исследовательского центра, ФГКОУ ВО «Академия управления МВД России», Москва, Россия, e-mail: amstol@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4423
В прошлом месяце: 58
В текущем месяце: 51

Скачиваний

Всего: 752
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 4