Актуальные вопросы и стратегии профилактики насилия на стадии свиданий в подростково-юношеских парах

652

Аннотация

В статье представлен методический анализ современного опыта профилактики подростково-юношеского насилия на стадии свиданий в России и других странах (США, Великобритании, Швейцарии и т.д.). Выделены наиболее дискуссионные вопросы, касающиеся организации и проведения превентивных программ; в частности, вопрос о выборе основной целевой группы рассматривается в свете современных представлений о микросредовых факторах насилия на стадии свиданий в подростково-юношеских парах. Подробно охарактеризованы четыре стратегии, которые находят наиболее широкое применение в обозначенной области превентивной работы, – информационная, поведенческая (тренинговая), личностно-ориентированная и экспириентальная. «Философия» каждой стратегии, определяющая методическое наполнение деятельности психолога и его профессиональную позицию во взаимодействии с участниками занятий, охарактеризована через «условное послание» группе. Сформулированы рекомендации по профилактике насилия на стадии свиданий в подростково-юношеской среде.

Общая информация

Ключевые слова: подростки, юноши, романтические отношения, насилие на стадии свиданий, профилактика насилия в интимных отношениях

Рубрика издания: Судебная и клиническая психология в юридическом контексте

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2018080101

Для цитаты: Луковцева З.В. Актуальные вопросы и стратегии профилактики насилия на стадии свиданий в подростково-юношеских парах [Электронный ресурс] // Психология и право. 2018. Том 8. № 1. С. 1–12. DOI: 10.17759/psylaw.2018080101

Полный текст

История профилактики насилия на стадии свиданий (НСС) насчитывает не более 40 лет, а соответствующие технологии по степени разработанности существенно уступают аналогам, ориентированным на другие системные формы насилия. В общем виде профилактику НСС можно определить как систему мероприятий, направленных на обеспечение психологической, физической и иной безопасности в романтических отношениях. Ожидаемый результат рассматривается в рамках представлений о безопасных отношениях, где каждый защищен от вредоносных воздействий, его важнейшие потребности удовлетворяются и он чувствует себя способным к успешному преодолению возможных трудностей в будущем.

Современные авторы указывают на готовность подростков и юношей говорить о проблеме НСС. Исследование, проведенное с участием албанских, болгарских и английских испытуемых, показало, что они не только открыты для обсуждения собственного опыта столкновения с межличностным насилием, но и считают такое обсуждение социально ресурсным; примечательно, что обсуждался наиболее латентный и мифологизированный вид насилия, – сексуальные злоупотребления [19].

Первый вопрос, возникающий при разработке программ профилактики НСС в юных парах, касается выбора целевой группы. В разных странах накоплен опыт привлечения к превентивной работе не только самих участников романтических отношений, но и их окружения. Примером служат «программы выборочной профилактики» (США), предполагающие интенсификацию протективных факторов  и ослабление факторов риска; для подростков, уже имеющих опыт переживания или совершения НСС, создаются «программы интенсивной профилактики» [18]. Работа с родительскими семьями также считается полезной [11; 21]. Эксперты из университета Миннесоты относят к числу семейных протективных факторов теплоту в отношениях, просоциальную направленность и четкую структурированность семейной системы. Сообщается о положительном опыте психосоциальной поддержки проблемных семей, достоверно снижающей распространенность НСС в юных парах [24]. Lundgren R., Amin A. [25] в ходе американо-швейцарского исследования проанализировали 61 программу профилактики НСС и обнаружили, что разработки, ориентированные на школу, общину и семью, обладают наибольшей эффективностью. Впрочем, данные по школам опубликованы пока лишь в странах с высоким уровнем жизни.

Следующий вопрос – с какого возраста начинать профилактику НСС. Современные превентологи настаивают на необходимости строгого учета возрастно-психологической специфики [21; 23]. Эксперты ВОЗ называют основной целевой группой школьников 12-16 лет [26]. По другим сведениям, приоритетное внимание следует уделять младшим подросткам, а после 14 лет эффективность программ резко снижается [21]; об этом же говорят результаты обзора зарубежных источников, проведенного российскими коллегами [11]. При содержательном планировании занятий необходимо учитывать тот факт, что именно на подростковый период приходятся наиболее значительные изменения не только личностной, но и полоролевой идентичности [15].

Наконец, самый сложный вопрос состоит в том, какой превентивной стратегии отдать предпочтение. Сравним четыре стратегии, чаще всего реализуемые при профилактике НСС в юных парах.

Информационная стратегия

«Условное послание» ведущего: «Психологи многое знают о том, какими бывают романтические отношения и какие опасности иногда скрываются в этой области нашей жизни. Я хочу поделиться тем, что мне известно об этом. Вы станете лучше понимать, что на самом деле происходит в вашей паре, и все ли идет так, как вам бы хотелось».

Данная стратегия максимально нейтральна по отношению к личному опыту участников (не случайно многие ведущие прямо называют в числе правил работы группы запрет на освещение историй из собственной жизни). Превентивные задачи решаются здесь преимущественно психолого-педагогическими средствами. Классическим форматом является лекция с ответами на вопросы и элементами групповой дискуссии; возможно и применение отдельных упражнений.

Примерами реализации данной стратегии в нашей стране могут служить разработки «Школа без насилия» [16] и «Гендерная манипуляция в сфере межличностных отношений» [2]. Также следует назвать руководство Центра «АННА» по программе профилактики насилия в отношении женщин для участников от 14 до 20 лет. Авторами даны подробнейшие рекомендации по организации и проведению занятий с учетом установок, убеждений и уровня развития группы, а также по обеспечению психологической безопасности участников [12].

Зарубежный опыт такого рода отличается обширностью, а эффективность программ тщательно оценивается и критически обсуждается в профессиональном сообществе. Превентологами из университетов Луисвилла и Кентукки показано, что уже само по себе информирование о различных типах межличностных отношений и конструктивных способах преодоления конфликтов существенно нормализует установки участников по отношению к НСС [17]. Это положение подтверждается канадским опытом превенции среди не только относительно «благополучных», но и высокоагрессивных подростковых групп [28]. В информационном ключе выполнены и рекомендации Б. Леннеер-Аксельсон по профилактике гендерного насилия; автор рекомендует давать этому явлению однозначно отрицательную оценку, проводить четкую границу между насилием и конфликтом, а также ориентировать участников на поведенческие стратегии, которые снижали бы уровень латентности проблемы [9]. Результативность информационной профилактики повышается, если участники получают не только знания, но и опыт осознанного проживания тематических ситуаций. Полезным в этом смысле является сочетание ролевых игр, демонстрации видеороликов с последующим обсуждением и «мозгового штурма» [27].

Поведенческая стратегия

«Условное послание» ведущего: «Мне известно, как вести себя, чтобы не оказаться в ситуации НСС, и я готов научить вас безопасному поведению. Мы отработаем полезные навыки и обсудим, как их применять в реальной жизни. Вы научитесь общению, естественному для здоровых отношений, и узнаете, как вовремя предупреждать или останавливать развитие отношений, связанных с какой-либо опасностью».

Эта стратегия реализуется как тренинг; ее идея сводится к тому, что культура безопасности создается и воссоздается по мере накопления конструктивных поведенческих реакций. Вслед за авторами программ, описанных далее, будем рассматривать тренинг как один из возможных психотехнических инструментов профилактики, а не профилактику как цель/задачу тренинга. Масштабные американские исследования показывают, что недостаток навыков здорового, безопасного взаимодействия с окружающими является значимым фактором распространения НСС [20]. Приобретение таких навыков – вполне достижимый результат тренинга, однако для их закрепления и устойчивого переноса в реальную жизнь необходима более длительная и глубокая работа [3; 18].

Приступая к созданию тренинговой программы, в качестве отправной точки можно взять руководство «Предупреждение насилия в школе» [13]. Модель работы, описанная авторами, может найти применение как в психологической, так и в педагогической практике. Близкой по направленности является программа «Школа безопасности подростка», сочетающая приемы коммуникативного тренинга и «тренинга прививания стресса» [1]. Следующая важная публикация – обобщение опыта Центра «Сестры» по профилактике сексуального насилия среди молодежи; предлагаемая программа представляет собой сочетание информирования участников и моделирования тематических ситуаций с последующим обсуждением. Важнейшими результатами занятий становятся формирование и развитие навыков ненасильственного поведения и противостояния насилию в опасной ситуации [4]. Необходимо упомянуть также программу «Мой защищенный мир», направленную на обучение подростков и юношей стратегиям совладания с межличностным насилием [5]. Открываясь информационной частью, программа предусматривает и обращение к личному опыту участников. Предлагается начинать обсуждение такого опыта с исследования индивидуального реагирования на столкновение с насилием, и лишь затем переходить к обсуждению возможностей предупреждения опасных ситуаций и выхода из них, а также к отработке необходимых навыков.

Личностно-ориентированная стратегия

«Условное послание» ведущего: «Некоторые человеческие качества помогают приобретать и сохранять здоровые отношения, и я готов помочь вам найти такие качества в вашем внутреннем мире, сделать их более яркими и сильными. Если мы обнаружим качества-антиподы, мы вместе сможем ослабить их или вовсе от них избавиться. Вы увидите, что внутри вас помогает, а что мешает оберегать себя в личных отношениях, и сможете сделать себя более защищенными».

В методическом плане такую профилактику можно назвать коррекционной, ведь речь идет об исправлении качеств, признанных факторами риска НСС, и развитии протективных качеств. Опыт систематического исследования механизмов межличностного насилия подтверждает результативность превентивной работы такого рода [10]. Стоит упомянуть, что большинство инструментов оценки межличностного насилия, применяемых за рубежом, направлено на изучение поведения и установок участников отношений [22]. Несомненно, эта тенденция косвенно характеризует и содержание превентивной работы с соответствующими проблемами.

Примером личностно-ориентированной стратегии служит программа Е.Н. Руськиной, включающая информационную, поведенческую и ценностную части; работа с личностными факторами сопротивляемости по отношению к манипуляции проводится главным образом в первой и последней частях [14]. Анализируя программу Е.Н. Руськиной, хотелось бы сделать критическое замечание. Не определив понятие манипуляции, автор распространяет его на конструктивные воспитательные воздействия со стороны взрослых и пишет об участниках программы так: «Если мы научим их защищаться от всех манипуляций, то они будут подвергать сомнению действия родителей, учителей и других значимых людей» [14, с. 178]. Между тем, не вызывает сомнений необходимость формирования у несовершеннолетних способности к адекватной оценке воздействий как посторонних людей, так и близких, в том числе родителей и педагогов. В противном случае ребенок/подросток не сможет ни своевременно идентифицировать угрозу, ни противостоять ей, ни поделиться с кем-либо, чтобы получить защиту и помощь.

Экспириентальная стратегия

«Условное послание» ведущего: «Я осознаю, как важны настоящие романтические отношения и как трудно бывает, если в них появляются страх, вина, беспомощность и безнадежность. Это опыт, о котором можно и нужно говорить. Мы поделимся опытом разных отношений, в которых нам доводилось бывать, попытаемся вместе прожить важные эпизоды и построить модель такого общения с любимым человеком, которое действительно подходит каждому из нас. Важно все, что вы чувствуете, даже если речь идет о неясных, непривычных ощущениях, не до конца понятных вам самим. Дадим себе и друг другу достаточно времени и пространства, чтобы познакомиться со своими переживаниями, понять, как мы к ним относимся, и найти наилучшие решения».

Как и всякое насилие, НСС характеризуется нарушением границ объекта, его психологической и/или физической неприкосновенности. Соответственно, рассматривая психологические факторы риска и последствия НСС, следует ожидать проблем в сфере самосознания, которые приобретают особую выраженность, если речь идет о подростковом периоде. Далее, некоторые составляющие НСС недоступны осознаванию или осознаются лишь частично, не теряя при этом своей разрушительной силы. Исходя из этих соображений, в основу профилактики (в особенности, вторичной) могут быть положены опыт и переживания участников.

Экспириентальный подход имеет тесную историческую связь с гуманистической психотерапией и находит своеобразную реализацию в понимающей психотерапии [8]. Роль отправной точки, механизма и критерия оценки эффективности процесса отводится здесь переживанию. Экспириентальную работу можно понимать как терапевтически-ориентированную, и совершенно необходимо, чтобы ее проводили психологи, имеющие подготовку в сфере психологического консультирования и психотерапии. Каждый участник программы конструирует образ своего опыта, отношение к нему и обнаруживает в себе побуждение к определенным действиям [7; 8]. При этом ведущий обращается не только к уже имеющемуся опыту, но и к тому, который приобретается в ходе занятий.

Будучи содержательно весьма перспективными, экспириентальные программы уступают по распространенности любым другим. Так, в большинстве зарубежных разработок преобладают информационно-просветительские методы и групповая дискуссия, реже организуются психодраматические постановки [11]. Удачным примером реализации экспириентальной стратегии является школьная профилактическая программа, созданная эстонскими специалистами [6]. Авторы тщательно проработали эмоциональную составляющую взаимодействия ведущего с группой и предложили методику, в рамках которой культура безопасных отношений формируется через рефлексивное обращение к опыту и переживаниям участников.

Итак, можно дать следующие рекомендации по профилактике НСС в юных парах.

1.  В профилактической работе должны быть задействованы не только сами участники романтических отношений, но также образовательное учреждение, семья, а в отдельных регионах и община.

2. Следует учитывать индивидуально-психологические особенности, жизненный опыт и половую принадлежность участников, а также факторы риска и протективные факторы, характеризующие целевую группу и ее окружение.

3. Первичная профилактика НСС наиболее актуальна для школьников 11-13 лет, более же старшим группам следует адресовать скорее программы вторичной профилактики. Это указание имеет сугубо статистическое обоснование, ведь в реальности вряд ли можно надеяться на точное распределение потенциальных участников по критерию наличия/отсутствия в их опыте НСС.

4. Осуществляя выбор превентивной стратегии, следует помнить, что с переходом от информационной профилактики к экспириентальной происходит углубление психологического контакта с группой, причем этот контакт становится основным пространством и инструментом совместной работы.

Литература

  1. Александров М.Ф., Буланова О.Е., Прудникова М.С. «Школа безопасности подростка». Профилактическая развивающая программа // Вестник практической псилогии образования. 2009. № 3. С. 97–104.
  2. Аносова Н.Н. Гендерная манипуляция в сфере межличностных отношений / Гендерная психология. 2-е изд. / Под ред. И.С. Клёциной. СПб.: Питер, 2009. С. 433–442.
  3. Гессманн Х.-В., Севастьянов П.С. Концепция ненасильственного общения М. Розенберга // Современная зарубежная психология. 2014. № 2. С. 84–91.
  4. Замотаева Н.А. Профилактика сексуального насилия среди молодежи / Помощь детям и подросткам, пострадавшим от жестокого обращения и коммерческой сексуальной эксплуатации. Методическое пособие. / Под ред. З.В. Луковцевой. М.: РОО НБЦ «Сехостры», 2005. С. 55–62.
  5. Защита детей от насилия и жестокого обращения: Рабочая книга / Под ред. Е.Н. Волковой, Т.Н. Балашовой. Н. Новгород: Изд-во ООО «Папирус», 2004. 165 с.
  6. Здоровые и безопасные отношения: предотвращение насилия при свиданиях подростков: пособие для учителя / Под ред. К. Парта, М. Кулль. Тарту: Министерство образования и науки, 2016. 18 с.
  7. Изотова Е.И., Марцинковская Т.Д. Проблема переживания в концепциях Выготского и Теплова: современный контекст // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. № 4. С. 4–13.
  8. Карягина Т.Д. Экспириентальные подходы в современной психотерапии // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Т. 23. № 1. С. 126–152.
  9. Леннеер-Аксельсон Б. О любви, гендерном равноправии, сексуальности и насилии // Журнал исследований социальной политики. 2004. Т. 1. № 3–4. С. 397–409.
  10. Лысова А.В. Насилие в добрачных и супружеских отношениях россиян // Журнал социологии и социальной антропологии. 2008. Т. XI. № 3. С. 129–145.
  11. Макурина А.П., Белякова М.Ю., Булыгина В.Г. Программы превенции жестокого обращения в интимных отношениях для подростков и юношества за рубежом [Электронный ресурс] // Психология и право. 2014. № 3. С. 102–113. URL: https://psyjournals.ru/psyandlaw/2014/n3/72732.shtml (дата обращения: 06.09.2017).
  12. Пока не поздно…: Модельная программа ранней профилактики насилия в отношении женщин для подростков и молодежи / Под ред. А.С. Синельникова. М.: Эслан, 2006. 132 с.
  13. Предупреждение насилия в школе. Руководство для тренеров. М., 2004. 116 с. [Электронный ресурс] URL: http://www.edu21.cap.ru/home/8656/file/nasilie.pdf (дата обращения: 06.09.2017).
  14. Руськина Е.Н. Условия формирования психологической защиты школьников от манипулирования // Вестник Мордовского университета. 2011. № 2. С. 176–179.
  15. Ткаченко А.А., Дворянчиков Н.В. Полоролевая идентичность у лиц с парафилиями // Журнал неврологии и психиатрии им. C.C. Корсакова. 1999. Т. 99. № 2. С. 39-42.
  16. Школа без насилия. Методическое пособие / Под ред. Н.Ю. Синягиной, Т.Ю. Райфшнайдер. М.: АНО «ЦНПРО», 2015. 150 с.
  17. Antle B.F., Sullivan D.J., Dryden A., Karam E.A., Barbee A.P. Healthy relationship education for dating violence prevention among high-risk youth // Children and Youth Services Review. V. 33. Issue 1. January 2011. P. 173–179.
  18. Ball B., Tharp A.T., Noonan R.K., Valle L.A., Hamburger M.E., Rosenbluth B. Expect respect support groups: preliminary evaluation of a dating violence prevention program for at-risk youth // Violence Against Women. XX (X). 2012. P. 1–17.
  19. Cody C. «We have personal experience to share, it makes it real»: Young people's views on their role in sexual violence prevention efforts // Children and Youth Services Review. V. 79. August 2017. P. 221–227.
  20. Espelage D.L., Low S. Understanding and preventing adolescent bullying, sexual violence, and dating violence / Vera E. The Oxford handbook of prevention in counseling psychology. Oxford: Oxford University press, 2002. P. 163–183.
  21. Espelage D.L., Low S., Anderson C., De La Ru L. Bullying, sexual, and dating violence trajectories from early to late adolescence. April 21, 2014. Report submitted to the National Institute of Justice. Grant #2011-MU-FX-0022.
  22. Exner-Cortens D., Gill L., Eckenrode J. Measurement of adolescent dating violence: A comprehensive review (Part 1) // Aggression and Violent Behavior. V. 27. March–April 2016. P. 64–78.
  23. Gillespie M.B. Developmental evaluation of a gender bullying and sexualized violence prevention program for adolescent males: preliminary lessons on engaging boys (2016) [Электронный ресурс] Electronic Thesis and Dissertation Repository. 3722. URL: http://ir.lib.uwo.ca/etd/3722 (дата обращения: 06.09.2017).
  24. Labella M.H., Masten A.S. Family influences on the development of aggression and violence [Электронный ресурс]  // Сurrent opinion in psychology available online. 5 April 2017.  URL: https://doi.org/10.1016/j.copsyc.2017.03.028 (дата обращения: 06.09.2017).
  25. Lundgren R., Amin A. Addressing intimate partner violence and sexual violence among adolescents: emerging evidence of effectiveness // Journal of Adolescent Health. V. 56. Issue 1. January 2015. P. S42–S50.
  26. Preventing youth violence: an overview of the evidence. World Health Organization, 2015. [Электронный ресурс] URL: www.who.int/about/licensing/copyright_form/en/index.html (дата обращения: 06.09.2017).
  27. SAGE Handbook of Gender and Psychology / Ed. by M.K. Ryan, N.L. Branscombe. London: SAGE Publications Ltd. 2013. [Электронный ресурс] URL:  https://play.google.com/store/books/details/Michelle_K_Ryan_The_SAGE_Handbook_of_Gender_and_Ps?id=sBWUCwAAQBAJ (дата обращения: 06.09.2017).
  28. Wekerle C., Wolfe D.A. Dating violence in mid-adolescence: theory, significance, and emerging prevention initiatives // Clinical Psychology Review. V. 19. Issue 4. June 1999. P. 435–456.

Информация об авторах

Луковцева Зоя Вячеславовна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры клинической и судебной психологии, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3033-498X, e-mail: sverchokk@list.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2657
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 652
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1