Психологические условия развития познавательной активности в дошкольном возрасте

1356

Аннотация

В статье представлены результаты экспериментального исследования психологических условий развития познавательной активности в дошкольном возрасте. В выборку исследования вошли 89 детей от 3 до 7 лет. Экспериментально подтверждена гипотеза о том, что развитие познавательной активности взаимосвязано с развитием наглядно-образного мышления и воображения. Для выявления возрастной специфики взаимосвязи развития познавательной активности с развитием познавательных способностей было проведено сравнение полученных результатов исследования с применением факторного анализа отдельно в каждой возрастной группе. На основе этого определены психологические условия развития познавательной активности дошкольников — это развитие знаково-символического опосредствования и становление внутреннего плана действий. Выделенные психологические условия вносят определенные коррективы в определении приоритетных задач в образовательном содержании для дошкольников и открывают возможности для создания новых образовательных стратегий, способствующих обогащению и гармонизации познавательного и эмоционального развития ребенка.

Общая информация

Ключевые слова: познавательная активность, познавательная инициатива-любознательность, наглядно-образное мышление, воображение, знаково-символическое опосредствование, внутренний план действий

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2019110104

Для цитаты: Самкова И.А. Психологические условия развития познавательной активности в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2019. Том 11. № 1. С. 42–56. DOI: 10.17759/psyedu.2019110104

Полный текст

 

В статье представлены результаты экспериментального исследования психологических условий развития познавательной активности в дошкольном возрасте. В выборку исследования вошли 89 детей от 3 до 7 лет. Экспериментально подтверждена гипотеза о том, что развитие познавательной активности взаимосвязано с развитием наглядно­образного мышления и воображения. Для выявления возрастной специфики взаимосвязи развития познавательной активности с развитием познавательных способностей было проведено сравнение полученных результатов исследования с применением факторного анализа отдельно в каждой возрастной группе. На основе этого определены психологические условия развития познавательной активности дошкольников — это развитие знаково-символического опосредствования и становление внутреннего плана действий. Выделенные психологические условия вносят определенные коррективы в определении приоритетных задач в образовательном содержании для дошкольников и открывают возможности для создания новых образовательных стратегий, способствующих обогащению и гармонизации познавательного и эмоционального развития ребенка.

Введение

Развитие познавательной активности является одним из значимых условий, обеспечивающих успешность обучения, а также приоритетным направлением образовательной работы, которое нуждается в поиске и разработке более эффективных средств и методов обучения, что обосновывает актуальность изучения проблемы возрастных особенностей и психологических условий развития познавательной активности в дошкольном возрасте.

Результаты изучения возрастной специфики развития познавательной активности в дошкольном возрасте были описаны в предыдущих публикациях и магистерской диссертации [9; 10; 17]. В данной статье представлены результаты исследования по выделению психологических условий развития познавательной активности в дошкольном возрасте.

Анализ исследований по проблеме познавательной активности позволяет проследить в онтогенезе общую линию ее развития, берущую начало от потребности в новых впечатлениях (Божович Л.И.) и далее проходящую через стадию любопытства, для которой характерна зависимость от ситуативного поля, к любознательности. По мнению многих авторов, это высшая форма познавательной активности в дошкольном возрасте. В научной литературе встречаются разные названия ее проявления: интеллектуальная активность, исследовательская или познавательная инициатива, надситуативная активность, — и определяется как стремление человека проникнуть в суть вещей или явлений через открытие и опробование новых возможностей обращения с материалом (Д.Б. Богоявленская, В.А. Петровский, А.Н. Поддьяков, П.Г. Нежнов, А.М. Матюшкин и др.) [1; 13; 14; 16]. Эта форма познавательной активности характеризуется, прежде всего, способностью выходить за рамки ситуативного поля в поисках новых возможностей действия и предполагает построение образа новой ситуации [17].

В исследованиях, посвященных изучению познавательной активности в дошкольном возрасте, отмечается, что это возраст развития предпосылок интеллектуальной активности (Н.Г. Морозова, А.К. Дусавицкий, М.В. Матюхина, Н.И. Ганошенко, А.К. Маркова, Г.И. Щукина). На проявление познавательной активности главным образом влияют общение со взрослым (М.И. Лисина, Д.Б. Годовикова и др.) и определенная организация образовательной ситуации (Е.Е. Клопотова) [5; 8; 12].

Результаты исследований Е.Е. Клопотовой, И.А. Бурлаковой [2; 5; 8] позволяют говорить, что надситуативные формы познавательной активности начинают проявляться уже в старшем дошкольном возрасте в постановке новых познавательных задач и поиске новых способов решения, не представленных явно в чувственной ситуации.

Об этом же свидетельствует и исследование Н.А. Коротковой, П.Г. Нежнова, согласно которому основная линия развития познавательной активности в дошкольном возрасте идет от непосредственных практических опробующих действий в конкретной ситуации к исследованию предметов и явлений окружающей действительности, находящихся за рамками восприятия ребенка посредством вербальных и образных средств (Н.А. Короткова, П.Г. Нежнов) [11].

Возникает вопрос о психологических условиях становления и развития познавательной активности в дошкольном возрасте, которая в данном исследовании рассматривается как стремление ребенка в процессе познавательной деятельности выявить возможности действия с новыми объектами и в новых ситуациях [2; 5; 8, 17]. Изучение данной проблематики позволяет говорить, что на сегодняшний день исследования, посвященные этому вопросу, практически отсутствуют [17].

В данном исследовании было выдвинуто предположение, что психологическая обусловленность развития познавательной активности может быть связана с развитием в дошкольном возрасте таких познавательных процессов, как наглядно-образное мышление и воображение (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко).

Согласно теории Л.С. Выготского, продуктивное воображение и наглядно-образное мышление дошкольника, как высшие психические функции, носят опосредствованный характер. В качестве средств воображения О.М. Дьяченко выделяет два способа («опредмечивающий» или «включение»), с помощью которых становится возможным достраивание нового образа [6]. В основе наглядно-образного мышления лежат действия наглядного моделирования, знаковыми средствами которого являются наглядные модели или модельные представления (Л.А. Венгер). Данные средства позволяют дошкольнику овладеть собственными процессами воображения и мышления, обеспечивают поиск и выбор наиболее оптимального способа решения задачи и определяют уровень развития данных психических процессов.

Помимо овладения знаковыми средствами решения различных задач, согласно исследованиям О.М. Дьяченко, Н.Е. Вераксы и А.Н. Вераксы, в дошкольном возрасте также доступны символические средства [3; 4]. Различия между этими системами средств в том, что знаковые средства участвуют в выявлении свойств и отношений между объектами окружающей действительности, тогда как символические средства позволяют выразить свое отношение к окружающему, организовывать свое смысловое пространство.

Таким образом, в дошкольном возрасте развитие воображения и наглядно-образного мышления происходит посредством овладения ребенком системой знаково-символических средств. Действия, которые лежат в основе этих психических процессов, осуществляются ребенком сначала с помощью практических действий, а затем в плане образов или представлений.

Надситуативный характер и ориентировочно-исследовательские действия в структуре познавательной активности дают основание предполагать связанность ее развития с развитием познавательных способностей.

Можно предположить, что высшая форма познавательной активности также имеет опосредствованную структуру, что может быть подтверждено через выявление взаимосвязи между развитием познавательной активности и развитием таких психических процессов, как воображение и наглядно-образное мышление.

Таким образом, на основе теоретического анализа психологических исследований была выдвинута гипотеза о том, что развитие познавательной активности взаимосвязано с развитием образного мышления и воображения. А подтверждение наличия данной взаимосвязи даст основание для выделения психологических условий развития познавательной активности в дошкольном возрасте. Проверка данного предположения стала целью экспериментального исследования [17].

Программа исследования

В эксперименте участвовало 89 детей четырех возрастных групп детского сада (3—4 года; 4—5 лет; 5—6 л. 5 мес.; 6 л. 6 мес.—7 л. 6 мес.). Исследование проводилось в период с февраля по май 2016 г. на базе структурного подразделения № 1 ГБОУ «Школа № 2048» г. Москвы [17].

Цели экспериментального исследования:

1. Выявление в дошкольном возрасте взаимосвязи между развитием познавательной активности и развитием наглядно-образного мышления и воображения.

2. Выделение на основе полученных результатов психологических условий развития познавательной активности дошкольников.

Экспериментальное исследование проходило в три этапа:

1. Изучение особенностей познавательной активности детей в разных возрастных группах. Для выявления уровня развития познавательной инициативы— любознательности использовалась методика «Нормативная карта развития» (авторы Короткова Н.А., Нежнов П.Г.) [11]. Для диагностики уровня развития познавательной активности по содержательному и динамическому компонентам использовались методики «Вопросы к картинкам» (в вербальной форме) (автор Бурлакова И.А.) [2] и «Кубики» (в продуктивной деятельности) (авторы Денисенкова Н.С., Клопотова Е.Е.) [2; 8].

2. Диагностика уровня развития наглядно-образного мышления и воображения

также во всех возрастных группах. Методики: а) для изучения наглядно-образного мышления — стандартизированная методика «Схематизация» (у детей 3—4, 5—6, 6—7 лет) и «Рыбка» (у детей 4—5 лет) [7]; б) для изучения уровня развития воображения — «Дорисовывание фигур» (автор Дьяченко О.М.) [6]. Диагностика проводилась по двум критериям: использование образного средства в построении образа и уровень оригинальности полученных изображений.

3. Сравнительный анализ полученных результатов диагностики по всем методикам с помощью статистического многомерного метода — факторного анализа и интерпретация полученных результатов, на основании чего выделялись психологические условия развития познавательной активности в дошкольном возрасте.

Результаты первого этапа эксперимента описаны в предыдущих публикациях [9; 10;17]. В проведенном исследовании было показано, что существует корреляция между уровнем познавательной активности и возрастом детей. Возрастная специфика развития познавательной активности проявляется в следующем: 1) на протяжении всего дошкольного возраста показатель динамического компонента познавательной активности (количество совершенных действий в новой ситуации) имеет плавную позитивную динамику; 2) на пятом году жизни показатели содержательного компонента познавательной активности (вариативность совершенных действий в новой ситуации) имеют наибольший качественный скачок, а своего пика достигают в начале старшего дошкольного возраста; 3) к концу дошкольного возраста познавательная активность в большей степени проявляется в вербальной форме, чем в продуктивной деятельности. Так, сравнивая результаты детей старшей и подготовительной группы, можно видеть, что с возрастом проявление познавательной активности в вербальной форме возрастает. Это проявляется как на уровне продуктивности (количества задаваемых вопросов), так и на содержательном уровне: вопросы детей все чаще имеют не формальный или описательный характер, а направлены на прояснение ситуации и на содержание, которое не дано непосредственно на картинке.

Результаты второго этапа тоже подробно здесь не рассматриваются. Его итоги показали, что полученные результаты по диагностике уровня наглядно-образного мышления и воображения на нашей выборке детей имеют нормальную кривую распределения и соотносятся с данными, описанными в соответствующих психологических исследованиях, выполненных под руководством Л.А. Венгера и О.М. Дьяченко.

Здесь важно отметить, что для высокого уровня развития наглядно-образного мышления характерно успешное использование условно-схематических изображений для ориентировки в пространстве, а также сформированность действия пространственной ориентировки в плане представлений [7].

Результаты диагностики уровня воображения на выборке данного исследования показали, что к 7 годам коэффициент оригинальности имеет плавную положительную динамику, а по показателю использования образного средства несколько снижается. Большинство детей используют способ опредмечивания при построении образа. Для младших дошкольников данный способ свидетельствует о высоком и среднем уровне развития, тогда как для старшего возраста использование способа опредмечивания является показателем низкого уровня. Только около 20% старших дошкольников по полученным данным для построения образа используют способ «включение», что характеризует высокий уровень развития воображения.

Теперь подробнее остановимся на описании результатов третьего этапа эксперимента.

Результаты и их интерпретация

Для выявления возрастной специфики взаимосвязи развития познавательной активности с развитием познавательных способностей было проведено сравнение полученных результатов исследования с применением факторного анализа отдельно в каждой возрастной группе [17].

В процессе диагностики по описанным выше методикам были получены данные по следующим переменным (в скобках приведены сокращения):

  • познавательная инициатива—любознательность (познавательная инициатива);
  •  динамический и содержательный компоненты познавательной активности в продуктивной деятельности (Кубики ДК, Кубики СК);
  • динамический и содержательный компоненты познавательной активности в вербальной форме (Вопросы ДК, Вопросы СК);
  •    образное средство воображения (Дорисовывание: образное средство);
  •  коэффициент оригинальности образа (Дорисовывание: оригинальность);
  •  действия наглядно-образного мышления (образное мышление).

И составлены корреляционные матрицы, которые были подвергнуты факторизации по методу главных компонент с последующим вращением по варимаксному методу.

Ниже представлены результаты по выделению факторов для каждой возрастной группы (табл. 1; 2).

Поскольку данное исследование направлено на выявление взаимосвязи между показателями познавательной активности и показателями познавательных способностей, рассмотрим только факторы, которые отражают эту взаимосвязь.

В табл. 1 представлена факторная структура показателей для группы детей 3—4 лет и 4—5 лет.

Так, в младшей группе выделен только один фактор (F1), отражающий взаимосвязь показателей познавательной инициативы—любознательности, динамического и содержательного компонентов познавательной активности с показателем оригинальности образов воображения.

В средней группе также мы видим только один фактор (F2), который показывает взаимосвязь показателей познавательной инициативы—любознательности и динамического компонента познавательной активности с показателем наглядно-образного мышления.

Таблица 1

Матрица факторов показателей в группах младшего дошкольного возраста

Исходные переменные

Факторы 3—4 года

Факторы 4—5 лет

F1

F2

F1

F2

F3

Познавательная инициатива

0,727

 

 

0,817

 

Кубики ДК

0,78

 

 

0,452

0,703

Кубики СК

0,62

 

 

 

0,881

Дорисовывание:                                                   образное

средство

 

0,862

0,912

 

 

Дорисовывание: оригинальность

0,584

0,641

0,898

 

 

Образное мышление

 

0,895

 

0,753

 

 

В табл. 2 представлена факторная структура показателей для групп детей старшего дошкольного возраста.

Таблица 2

Матрица факторов показателей в группах старшего дошкольного возраста

 

Исходные переменные

Факторы 5 л.—6 л. 5 мес.

Факторы 6 л. 6 мес.—7 л. 6 мес.

F1

F2

F3

F1

F2

F3

Познавательная инициатива

-0,416

0,593

 

 

0,826

 

Кубики ДК

 

-0,429

0,644

 

 

 

Кубики СК

 

 

0,889

 

 

0,881

Вопросы ДК

 

0,796

 

0,835

 

 

Вопросы СК

 

 

 

0,516

 

0,425

Дорисовывание: образное средство

0,694

 

 

0,608

 

 

Дорисовывание: оригинальность

0,851

 

 

0,787

 

 

Образное мышление

 

0,651

 

 

0,739

 

 

Как видно из табл. 2, в старшей группе (5 л.—6 л. 5 мес.) было выделено уже два фактора, один из которых отражает взаимосвязь показателя познавательной инициативы— любознательности с показателем воображения (F1), а другой — связь показателей познавательной инициативы и динамического компонента познавательной активности в вербальном плане с показателем наглядно-образного мышления (F2).

В подготовительной группе мы видим также два фактора, отражающих связанность показателей познавательной активности с показателями развития познавательных способностей.

Фактор 1 (F1) отражает взаимосвязь показателей динамического и содержательного компонентов познавательной активности (вербальные проявления) с показателями воображения.

Фактор 2 (F2) показывает связь между показателем познавательной инициативы— любознательности и показателем развития наглядно-образного мышления.

Полученные количественные данные позволяют провести качественный анализ и попытаться обосновать выявленную при помощи факторного анализа специфику взаимосвязей.

Сначала обратимся к специфике проявления познавательной активности у детей в разных возрастных группах.

Полученные результаты экспериментального исследования показали, что в 3—4 года малыши, как правило, проявляли интерес к новым предметам, совершали различные обследовательские действия, обнаруживая возможности обращения с ними, но в процессе деятельности ориентировались больше на процесс, а не на результат1. Значительная часть младших дошкольников при обращении с кубиками[2] использовала два—три способа, при этом количество вариантов внутри каждого способа варьировалось от двух до четырех. Данные показатели соответствуют среднему уровню проявления динамического и содержательного компонентов познавательной активности в данном возрасте. К пяти годам дети все чаще предвосхищали свою практическую исследовательскую или продуктивную деятельность вопросами познавательного характера, использовали вариативные способы действия для достижения результата, демонстрировали потребность проникнуть в суть явлений и процессов. В методике «Кубики» дети использовали больше способов действий с материалом и вариантов внутри каждого способа, что соответствует высокому и среднему уровню проявления содержательного компонента и среднему уровню динамического компонента. На шестом году жизни в общении со взрослым у детей все чаще возникали вопросы, касающиеся предметов или явлений за пределами происходящей ситуации. В свободной деятельности они проявляли интерес к познавательной литературе, в продуктивной и исследовательской деятельности чаще использовали различные графические средства, в целом в обращении с различным материалом проявляли способность к упорядочиванию и систематизации. Для объяснения связи явлений или событий использовали причинное рассуждение. В специально созданной диагностической ситуации дети демонстрировали уже от 3 до 5 вариативных способов обращения с кубиками и в целом около 10 вариантов действий с ними. В старшей группе большинство детей задавали небольшое количество вопросов по картинкам[3], и на содержательном уровне в этой группе преобладали вопросы низкого уровня, связанные с условностью изображенной ситуации. Хотя уже начинали появляться вопросы формального характера (среднего уровня) и вопросы высокого уровня, направленные на прояснение ситуации. На восьмом году жизни уже значительная часть детей (75%) оказалась способной задавать большое количество вопросов по картинкам, направленных на прояснение содержания, лежащего вне изображенной ситуации. Это свидетельствует о том, что к концу дошкольного возраста познавательная активность достигает такого уровня развития, который обеспечивает выход за пределы непосредственно данной ситуации [17].

Линия развития познавательной активности в дошкольном возрасте характеризуется направленностью от недифференцированной активности, проявляющейся в практических физических действиях, к более сложному дифференцированному процессу, который характеризуется использованием более специфических ориентировочно­экспериментальных действий, обеспечивающих выход за границы непосредственно данной ситуации. Данные действия, с одной стороны, направлены на ориентировку в значениях и смыслах действительности, с другой стороны, - на открытие новых способов обращения с объектами окружающего мира [17].

За счет чего же происходит развитие и дифференциация процессов познавательной активности? Можно предположить, что анализ выявленных взаимосвязей различных ее показателей с показателями наглядно-образного мышления и воображения в разных возрастных группах может позволить выделить психологические условия развития познавательной активности.

Для начала рассмотрим факторы, полученные в группах младшего дошкольного возраста.

На рис. 1 и 2 представлено соотношение показателей познавательной активности и показателей познавательных способностей, определившее фактор 1 в младшей группе (F1) и фактор 2 (F2) в средней группе.

Рис. 1. Взаимосвязь показателей познавательной активности и познавательных способностей в
группе детей 3—4 лет, выраженная в факторе 1

Как видно на рис. 1, в младшей группе в одном факторе (F1) отображаются связи между большинством показателей развития познавательной активности, воображения и наглядно-образного мышления, что говорит о недифференцированном характере развития психических процессов в младшем дошкольном возрасте.

Взаимосвязь большого количества показателей, проявленная в одном факторе, в этом возрасте может быть обусловлена становлением системы знаковых средств, которыми выступают эталоны, наглядные модели, образы воображения.

И действительно, при качественном анализе полученных данных видно, что в процессе продуктивной деятельности действия детей связаны с непосредственной ситуацией, используемые детьми способы действия обусловлены заданными в ней условиями. Из кубиков дети строят простые конструкции (башни), складывают узоры и картинку, полученные с помощью опредмечивания образы при дорисовывании фигуры имеют минимальное количество деталей.

Рис. 2. Взаимосвязь показателей познавательной активности и познавательных способностей в
группе детей 4—5 лет, выраженная в факторе 2

В средней группе (рис. 2) выявленные связи между показателями познавательной активности и показателями познавательных способностей также отражаются в одном факторе (F2). Однако, уже намечается более дифференцированная связь показателей познавательной активности с показателями наглядно-образного мышления. Возможно, это
связано с тем, что высокие показатели по данным компонентам все больше начинают определяться неким условием. А именно, повышение успешности в выполнении предъявленных детям заданий (увеличивается количество вариативных действий с кубиками, практическая деятельность все чаще предвосхищается вопросами, при конструировании используется наглядная схема) связано с развивающейся способностью детей производить действия в плане представлений с опорой на наглядные средства.

Теперь рассмотрим структуру полученных факторов в старшем дошкольном возрасте.

На рис. 3 и 4 представлено соотношение взаимосвязанных между собой показателей уже в двух факторах, выделенных в старшей возрастной группе.

Рис. 3. Взаимосвязь показателей познавательной активности и познавательных способностей в
группе детей 5—6,5 лет, выраженная в факторе 1

Выявленные в младшем возрасте взаимосвязи приобретают в старшем возрасте более ярко выраженный и дифференцированный характер, что находит выражение в выделении уже двух специфичных факторов, двух линий взаимосвязи: связь познавательной активности с наглядно-образным мышлением, связь познавательной активности с воображением.

Как видно, в факторе 1 (F1, рис. 3) показатель познавательной инициативы— любознательности имеет отрицательную факторную нагрузку, что, возможно, говорит о том, что развитие воображения и познавательной инициативы—любознательности определяются разными условиями, которые на данном возрастном этапе еще не находят отражение в общем факторе.

Рис. 4. Взаимосвязь показателей познавательной активности и познавательных способностей в
группе детей 5—6,5 лет, выраженная в факторе 2

В факторе 2 (F2) (рис. 4) приобретает вес показатель динамического компонента познавательной активности в вербальном плане, который наряду с динамическим компонентом познавательной активности в продуктивной деятельности и познавательной инициативой—любознательностью образует связь с показателями образного мышления.

Взаимосвязь этих показателей обусловлена активным освоением в старшем дошкольном возрасте системы знаковых средств в различных детских видах деятельности. В большей мере развитие познавательной активности характеризует высокий уровень динамического компонента, что объясняется тем, что ребенок только осваивает знаковые средства, что сказывается на невысоком уровне продуктивности решения задач.

В подготовительной группе (6 л. 6 мес.—7 л. 5 мес.) были выявлены также два фактора, в которых произошла более четкая дифференциация связей: 1) между показателями познавательной активности и воображения; 2) между показателями познавательной инициативы—любознательности и наглядно-образного мышления.

Наглядно структура этих двух факторов представлена на рис. 5 и 6.

Рис. 5. Взаимосвязь показателей познавательной активности и познавательных способностей в
группе детей 6,6—7 лет, выраженная в факторе 1

Сначала рассмотрим, чем может быть обусловлена более четкая дифференциация связи между показателями познавательной активности в вербальном плане и показателями воображения, проявленная в факторе 1 (F1) (рис. 5).

Для детей этого возраста при диагностике познавательной активности в вербальном плане, как уже отмечалось выше, характерно появление вопросов, направленных на содержание, лежащее за пределами изображенной ситуации, а именно — на прояснение ее смыслового контекста.

При диагностике воображения в этом возрасте дети часто демонстрировали 4 и 5 тип выполнения задания: к опредмеченному образу добавлялся контекст (кораблик оказывался в море, в ванне купались дети, девочка гуляла с собакой и т.п.); или образ строился по типу «включение». Использование данных типов решения задачи определяет более высокий коэффициент оригинальности полученных образов. Эти способы действий воображения свидетельствуют о способности детей выходить за пределы непосредственно данной ситуации.

Как видно, в обоих диагностических заданиях высокий уровень выполнения обеспечивался за счет способности определять контекст ситуации, который не был задан в ней явно. Возникает вопрос об обусловленности данной способности.

Согласно исследованиям О.М. Дьяченко, Н.Е. Вераксы, А.Н. Вераксы, оригинальность образов воображения, их выразительность и вариативность могут быть обеспечены за счет использования ребенком в том числе и символических средств [3; 4; 6]. Высокий уровень содержательного компонента познавательной активности, который характеризуется стремлением ребенка раскрыть суть изображенной ситуации через прояснения для себя ее смыслового содержания, обеспечивается также за счет символических средств психики. Таким образом, можно предположить, что дифференциация связей в факторе 1, выявленная в старшей группе, становится возможной за счет развития символической системы средств в старшем дошкольном возрасте. И развитие символического опосредствования также может быть рассмотрено в качестве психологического условия развития познавательной активности дошкольников.

С другой стороны, выявленная в факторе 1 связь показателей воображения и содержательного компонента познавательной активности в вербальном плане может быть также обоснована способностью старшего дошкольника совершать преобразования в плане представлений (F1, рис. 5). Так, появление вопросов высокого уровня, позволяющих преодолеть наличную ситуацию и выйти за ее пределы, обеспечивается способностью строить образ возможного развития ситуации. Решение задач на построение образа воображения способом «включение» также предполагает отрыв от образа восприятия, заданного в задаче на дорисовывание, и переход в план своих представлений, действие с которыми позволяет строить новый образ, лишь только отталкиваясь от заданного элемента.

Рис. 6. Взаимосвязь показателей познавательной активности и познавательных способностей в
группе детей 6,6—7 лет, выраженная в факторе 2

Теперь рассмотрим основания взаимосвязи показателей познавательной инициативы—любознательности и наглядно-образного мышления, представленных в факторе 2 (F2) (рис. 6).

Высокий уровень развития познавательной инициативы—любознательности у детей 8-го года жизни проявляется в том числе и в способности в продуктивной и исследовательской деятельности использовать различные графические средства [11; 17]. Для высокого уровня развития наглядно-образного мышления также характерно успешное использование условно-схематических изображений для ориентировки в пространстве [7].

Из этого следует, что взаимосвязь показателей в факторе 2 может быть обусловлена развитием знаковой системы средств.

Подводя итог вышесказанному, можно резюмировать, что связанность показателей познавательной активности и развития познавательных способностей может быть обусловлена в дошкольном возрасте развитием знаково-символической системы средств и формированием внутреннего плана действий.

Выводы

Полученные результаты исследования позволяют говорить о наличии взаимосвязи развития познавательной активности с развитием воображения и образного мышления. Данные взаимосвязи имеют определенную специфику в разные возрастные периоды дошкольного детства [17].

Анализ взаимосвязи познавательной инициативы—любознательности и показателей наглядно-образного мышления позволяет предположить обусловленность их развития степенью овладения ребенком знаковой системой средств.

Связанность показателей содержательного и динамического компонентов познавательной активности и показателей продуктивного воображения может быть обусловлена степенью овладения средствами знаково-символической системы, а также способностью совершать преобразования в плане представлений.

Таким образом, в процессе анализа полученных результатов было выделено два психологических условия развития познавательной активности в дошкольном возрасте: развитие знаково-символического опосредствования и становление внутреннего плана действий.

Выделенные психологические условия позволяют наметить дальнейшие исследования, направленные на раскрытие психологических механизмов развития познавательной активности, а также вносят определенные коррективы в определении приоритетных задач в образовательном содержании для дошкольников и открывают возможности для создания новых образовательных стратегий, способствующих обогащению и гармонизации познавательного и эмоционального развития ребенка.


[1] Полученные результаты по методике «Нормативная карта развития» Коротковой Н.А., Нежнова П.Г.
[2] Полученные результаты по методике «Кубики» Денисенковой Н.С., Клопотовой Е.Е.
[3] Полученные результаты по методике «Вопросы к картинкам» Бурлаковой И.А.

Литература

  1. Богоявленская Д.Б., Петухова И.Л. Умственные способности как компонент интеллектуальной активности // Психологические исследования интеллектуальной деятельности / Под ред. О.Е. Тихомирова. М., 1979. С. 155—161.
  2. Бурлакова И.А., Клопотова Е.Е. Выявление познавательной активности ребенка старшего дошкольного возраста // Справочник педагога-психолога. Детский сад. 2011. № 1. С. 13—23.
  3. Веракса А.Н. Символическое и знаковое опосредствование в познавательной деятельности // Психология. 2007. № 4. С. 124—131.
  4. Веракса Н.Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста / Под ред. О.М. Дьяченко. М.: Пер Сэ, 2003. 144 с.
  5. Денисенкова Н.С., Клопотова Е.Е. Особенности познавательной активности детей дошкольного возраста в нормативной ситуации // Ребенок в нормативном пространстве культуры: Региональная научно-практическая конференция, посвященная 70-летию памяти Л.С. Выготского. М.: Бирск, 2004. С. 80—89.
  6. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1996. 197 с.
  7. Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера, В.В. Холмовской. М.: Педагогика, 1978. 248 с.
  8. Клопотова Е.Е. Влияние образовательной ситуации детского сада на познавательную активность дошкольников: дис. … канд. психол. наук. М., 2005. 132 с.
  9. Клопотова Е.Е., Самкова И.А. Возрастные особенности развития познавательной активности в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Т. 9. № 2. С. 25—37. doi:10.17759/psyedu.2017090203.
  10. Клопотова Е.Е., Самкова И.А. Возможности оценки развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста // Современное дошкольное образование: новые форматы модернизации: сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции / научный редактор А.Г. Гогоберидзе. Российский государственных педагогический университет им. А.И. Герцена, Институт детства, 2015. С. 285—290.
  11. Короткова Н.А., Нежнов П.Г. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах: пособие для дошкольных педагогов и психологов. М., 2002. 43 с.
  12. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2009. 320 с.
  13. Матюшкин A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. 1982. № 4. С. 5—17.
  14. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М.: Педагогика, 1992. 125 с.
  15. Петухова И.А. Проблема соотношения интеллектуальной активности и общих умственных способностей: Автореферат дисс. … канд. психол. наук. М., 1976. 24 с.
  16. Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка-дошкольника: ближние и дальние горизонты. 2-е изд., доп. М.: Обруч, 2013. 192 с.
  17. Самкова И.А. Изучение развития познавательной активности в дошкольном возрасте: вып. квалификац. работа: магистр. дисс.: Направление 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование». Магистерская программа «Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании» Моск. гос. психолого-пед. ун-т. М., 2016. 131 с.

Информация об авторах

Самкова Ирина Анатольевна, старший преподаватель кафедры дошкольной педагогики и психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7674-9048, e-mail: isamkova@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3301
В прошлом месяце: 48
В текущем месяце: 38

Скачиваний

Всего: 1356
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 4