Психолого-педагогические исследования
2018. Том 10. № 1. С. 1–7
doi:10.17759/psyedu.2018100101
ISSN: 2587-6139 (online)
Специфика и проблемы развития одаренных детей в младшем школьном возрасте
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: младшие школьники, одаренность, интеллектуальное развитие, творческое развитие, личностное развитие
Рубрика издания: Психология развития
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2018100101
Для цитаты: Шумакова Н.Б. Специфика и проблемы развития одаренных детей в младшем школьном возрасте [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2018. Том 10. № 1. С. 1–7. DOI: 10.17759/psyedu.2018100101
Полный текст
В статье рассматриваются особенности интеллектуального и личностного развития одаренных детей, проблемы, которые возникают в младшем школьном возрасте. Выделены наиболее распространенные трудности интеллектуально одаренных первоклассников, связанные с обучением в школе и взаимоотношениями со сверстниками. Уточняются истоки этих проблем - специфика развития в дошкольном детстве, не вполне адекватные условия семейного воспитания и обучения. Раскрывается значение творческого или исследовательского обучения для одаренных детей. Анализируется опыт создания и реализации в обучении одаренных детей специальной программы творческого междисциплинарного обучения «Одаренный ребенок», в основе которой лежат такие принципы развития творческой одаренности детей в обучении, как принцип системности, активности, ценности творчества, новизны, проблемности, мультимодальности, личностной заинтересованности, диалогичности и самостоятельности. Реализация этих принципов позволяет ребенку развить творческий потенциал.
Вопрос о развитии одаренных детей в младшем школьном возрасте остро встает в связи с тем, что за период обучения в начальных классах около 30% одаренных детей снижают свои показатели интеллектуального и творческого развития. Эти данные получены в исследованиях как отечественных, так и зарубежных психологов. Предполагается, что возможности интеллектуально одаренных младших школьников оказываются лишь частично востребованными при стандартном школьном обучении и именно это создает неблагоприятные условия для их развития.
Особенности развития младших школьников
При изучении особенностей развития интеллектуально одаренных младших школьников было установлено, что в сравнении со сверстниками, имеющими нормативное интеллектуальное развитие, они:
• имеют более высокие показатели вербальной и изобразительной дивергентной креативности;
• обнаруживают более высокую чувствительность к условиям выполнения творческих заданий;
• проявляют высокую вовлеченность в интеллектуально-творческую деятельность [6].
Творческое развитие одаренных детей в младшем школьном возрасте также имеет свою специфику. Творческие идеи одаренных детей, по сравнению с таковыми у их сверстников, отличаются большим разнообразием и более глубокой вербальной разработанностью. Для развития одаренности в период школьного детства особенно большое значение приобретает исследовательская позиция ребенка. Изучение исследовательских позиций одаренных детей и детей с нормативным интеллектуальным развитием позволило установить, что уже в младшем школьном возрасте одаренные дети существенно превосходят своих сверстников по степени выраженности у них этой личностной диспозиции. Наиболее ярко это различие проявляется в такой ее особенности, как настойчивость в достижении познавательной цели, которая у одаренных детей выражена значительно сильнее. Различия между группами интеллектуально одаренных младших школьников и их сверстников с нормативным интеллектуальным развитием по степени выраженности исследовательской позиции в 7-8 и 9-10 лет статистически значимы (при p < 0,01).
Полученные нами данные свидетельствуют о том, что развитие исследовательской позиции у школьников тесно связано с их творческим развитием. Возникновение у ребенка устойчивой, ярко выраженной исследовательской позиции является важнейшим фактором его дальнейшего творческого развития. Можно говорить о более благоприятном прогнозе развития одаренности ребенка в школьном возрасте в том случае, если у него к концу младшего школьного - началу подросткового возраста сформировалась данная личностная характеристика - «исследовательская позиция». Именно эта личностная характеристика, интенсивно развивающаяся на протяжении младшего школьного, а затем подросткового возраста, во многом определяет благоприятные перспективы развития одаренности в последующие возрастные периоды.
Результаты проведенного исследования отражают также существенные различия между интеллектуально одаренными детьми и их «обычными» сверстниками в эмоциональном развитии, проявляющиеся на протяжении всего младшего школьного возраста. Одаренным детям свойственны большая эмоциональная чуткость, более развитая способность к распознаванию и пониманию эмоциональных переживаний других людей.
Исследования С.А. Кочергиной, выполненные под нашим руководством, свидетельствуют и о более высокой эмоциональной отзывчивости интеллектуально одаренных детей 7-8 лет на музыку по сравнению с их сверстниками, отличающимися нормативным интеллектуальным развитием. Одаренные дети не просто владеют более обширным словарем эмоций, но и проявляют больший интерес и активность в ходе прослушивания музыки, точнее определяют и передают эмоциональный характер музыкального произведения [1]. Еще одно исследование, также выполненное под нашим руководством М.А. Чистиковой, свидетельствует о том, что уже в первом классе школы большинство одаренных детей отличаются выраженным поленезависимым когнитивным стилем, что объясняет их легкость в оперировании пространством при создании новых образов и воплощении своих идей [4].
Истоки проблем: дошкольное детство
У многих одаренных детей темп развития высок и одаренность проявляется до поступления в школу [2]. Чрезмерная интеллектуализация в развитии одаренного ребенка, во многом связанная с дефицитом игровой деятельности в дошкольном возрасте и избытком информационного потока, обусловленного ранним доступом к новым технологиям, способствует возникновению проблем, характерных для младшего школьного возраста. Прежде всего, одаренный ребенок, в силу опережающего развития, имеет предрасположенность к возникновению у него трудностей в общении со сверстниками. Чрезмерная загруженность дошкольника крайне привлекательными для него интеллектуальными занятиями приводит, в частности, к сокращению времени на игру и спорт, что, в свою очередь, способствует реализации этой предрасположенности и, в более широком плане, задержке социального развития.
Ещё одна опасность, которая стоит на пути развития одаренного ребенка, связана с родительским перфекционизмом и родительскими увлечениями, профессиональными предпочтениями и амбициями, способными отгораживать любящих и заботливых родителей от внутреннего мира ребенка и своеобразия его детской души. Еще К.Г. Юнг подчеркивал, что очень часто родители воплощают в своих одаренных детях те амбиции, которые они сами реализовать не смогли. В результате они либо изнеживают своего ребенка, «либо поощряют в нем виртуоза: иногда с ущербом для последующего развития, как это можно видеть на примерах некоторых вундеркиндов» [7].
Проблемы в младшем школьном возрасте
Начало обучения в школе - переворот в жизни каждого ребенка, адаптирующегося к новому режиму, новому социальному окружению и деятельности. В то же время, у одаренных детей могут быть свои особые трудности и проблемы, связанные с обучением в школе и взаимоотношениями со сверстниками. Что является причиной этих трудностей и проблем? Опыт работы педагогов и психологов с одаренными детьми позволяет выделить несколько наиболее распространенных причин.
1. Опережающее познавательное развитие одаренных детей.
Большой проблемой для многих одаренных первоклассников становится скука, которая преследует их на уроках, так как они, с одной стороны, вынуждены часами выслушивать то, что им уже давно известно, а с другой - заниматься рутинной деятельностью, в которой они часто бывают неуспешны.
К этому следует добавить стремление таких детей поделиться своими знаниями, находками и идеями с другими детьми и взрослыми, в которых они хотят видеть единомышленников, а также их склонность к доминированию, лидерству в обсуждении тех вопросов и проблем, которые являются предметом их размышлений и самостоятельного изучения. Это может приводить к тому, что собственное мнение ребенка по тем или иным вопросам, его замечания и попытки высказаться будут восприниматься учителями и сверстниками как «всезнайство», «желание выделиться», «бунтарство» или неадекватное поведение.
Появившееся нежелание ходить в школу, в которой скучно или некомфортно, может свести на нет все предшествующие успехи в учении и познавательном развитии одаренного ребенка.
2. Отсутствие достаточного опыта взаимоотношений со сверстниками.
Если в дошкольном детстве чрезмерная интеллектуализация развития ребенка и связанная с этим его некоторая изолированность от общества сверстников воспринималась взрослыми как безобидная и даже положительная особенность, то с началом обучения в школе ситуация резко изменяется. Теперь уже ребенок не может практически все время находиться в ситуации общения «ребенок - все понимающий и принимающий взрослый», а попадает в сложный, не вполне понятный ему мир общения и межличностного взаимодействия - как с незнакомыми взрослыми, далеко не всегда готовыми адекватно воспринять индивидуальность ребенка, так и сверстниками.
3. Своеобразная избалованность.
При поступлении в школу и интеграции в новую социальную группу ситуация может усугубляться тем, что одаренные дети часто избалованы вниманием взрослых и поэтому ожидают исключительного отношения к себе.
4. Социальная несамостоятельность.
Социальная несамостоятельность, инфантильность одаренного ребенка как причина школьных трудностей тесно связана с последними двумя и, как все остальные, базируется на своеобразии интеллектуального и личностного развития ребенка.
Педагогов школы, в которой учится много одаренных детей, обычно не удивляет картина, когда уже большого мальчика, способного часами заниматься сложной интеллектуальной деятельностью и поражать взрослого своими увлечениями и глубиной познания того или иного предмета, в школу ведет за руку папа. Или другая картина - ребенок 8-9 лет не может зашнуровать ботинки, самостоятельно собрать вещи в школу, проверить, как застегнуты пуговицы и т.п. «Это же признаки рассеянности гения», - часто говорят с улыбкой взрослые. Но за такой «рассеянностью гения» стоит взрослый (как правило, мама или бабушка), который услужливо собирает разбросанные вещи, складывает портфель и завязывает шнурки, упреждая любые попытки ребенка к действию. Гиперопека в семье порождает инфантильность одаренных детей, усложняющую контакты со сверстниками и школьную жизнь в целом.
Характер обучения
Трудности в социальных взаимоотношениях с одноклассниками не означают катастрофы, как это часто начинает восприниматься родителями и их одаренными детьми. Родители могут принять поспешное решение об уходе из школы и переходе на индивидуальное, фактически надомное обучение. Бывает, что это действительно является единственно приемлемым выходом, но в других случаях такое решение будет означать лишь дальнейшее усугубление проблемы, обреченность ребенка на социальную изоляцию и дезадаптацию.
Еще один важный вопрос: каким должно быть школьное образование - широким или более-менее узким, специализированным в зависимости от сферы интересов и проявлений одаренности ребенка? Большинство психологов подчеркивают приоритет широты над специализацией, во всяком случае, до 13-14 лет. Нельзя подавлять любознательность и широту познавательных интересов одаренных детей, которые обеспечивают создание своеобразной образовательной основы для творчества в разных областях.
Творческое или исследовательское обучение - обучение, основанное на самостоятельном приобретении ребенком знаний об окружающем мире - наиболее естественная и продуктивная форма учения для одаренных детей, которых отличает ненасыщаемая познавательная потребность и высокая исследовательская активность [3]. Готовность к поиску новой информации, знаний, новых способов мышления и поведения, столь характерная для одаренных детей, - это то, что, пожалуй, больше всего может помочь человеку не просто выжить в современном мире, а реализовать себя, свой творческий потенциал. С этой точки зрения, воспитание у детей исследовательской установки по отношению к жизни является важнейшей задачей современной школы.
Развитие исследовательского отношения к миру непосредственно связано с развитием познавательных интересов у детей. Исследовательские способности и умения школьников интенсивно развиваются в процессе осуществления исследовательской деятельности, но при этом важно, чтобы ребенок сам хотел выполнить исследовательскую работу, чтобы у него были соответствующие познавательные интересы и высокая степень самостоятельности в исследовательской деятельности. Все этапы исследования, начиная с выбора темы, формулирования исследовательского вопроса, гипотезы и планирования этапов выполнения работы должны осуществляться в совместной деятельности и взаимодействии с ребенком, а не навязываться взрослым в виде готовых предписаний.
Обучение одаренных детей по специальной программе
Исследования зарубежных авторов, выполненные в последние годы, убедительно показывают наличие множественных позитивных эффектов так называемых программ обогащения в отношении как интеллектуально-творческого, так и социального развития одаренных детей [8]. Примером такой программы является программа междисциплинарного обучения «Одаренный ребенок», разработанная нами на основе психологических представлений о специфике обучения и развития одаренных детей. Принципиально новым является внедрение данных принципов в контекст общеобразовательной программы обучения в школе с I по IX класс. Разработанная программа уже много лет реализуется на базе школ Москвы, Новоуральска, Самары, а также других городов России [5].
Эта программа обеспечивает возможность создания обогащенной, развивающей среды благодаря особому содержанию обучения (междисциплинарному), методу обучения, моделирующему процесс открытия ребенком новых знаний о мире и построению субъект- субъектных отношений, без которых невозможно сотрудничество, диалог и сотворчество в процессе познания. Творческое междисциплинарное обучение позволяет реализовать такие принципы развития творческой одаренности детей в школьном обучении, как принцип системности, активности, ценности творчества, новизны, проблемности, мультимодальности, личностной заинтересованности, диалогичности и самостоятельности. Принципиальное значение творческого междисциплинарного обучения определяется тем, что, во-первых, ребенок в учебном процессе занимает позицию исследователя, познающего окружающий мир, а во-вторых, высокий уровень сложности сочетается с широтой и гибкостью содержания обучения - то, что изучают дети, во многом определяется их вопросами, интересами, проблемами. Важно иметь в виду своеобразную двойственность программы междисциплинарного обучения «Одаренный ребенок». С одной стороны, она представлена в виде курсов междисциплинарного обучения, разработанных на основе одной из основополагающих глобальных тем для каждого возраста, класса, например, «происхождение», «изменение», «порядок». С другой стороны, творческое междисциплинарное обучение выступает как технология построения обучения нового типа и гибкой дифференциации учебных программ по отдельным предметам школьного курса. Именно это и позволяет учителям начальной школы перестроить весь учебный процесс и создать образовательную среду другого, творческого типа. Более того, технология творческого междисциплинарного обучения неизбежно влияет и на внеурочные виды деятельности учащихся. Своеобразный культ творческой активности ребенка, атмосфера ценности творчества создается не только в учебное, но и внеурочное время благодаря организации разных образовательных событий, определяемых на основе своеобразия интересов детей, выявляемых на занятиях междисциплинарного обучения, предусмотренных программой «Одаренный ребенок».
Опыт работы по программе «Одаренный ребенок» показал, что в условиях ее осуществления в образовательном процессе школы решается ряд проблем, характерных для интеллектуально одаренных младших школьников при традиционном обучении.
Литература
- Кочергина С.Г. Связь эмоциональной отзывчивости на музыку с развитием интеллектуальных способностей и креативности у детей младшего школьного возраста // Теоретическая и экспериментальная психология. 2012. Т. 5. № 1. С. 36–43.
- Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: Избранные психологические труды. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. 464 с.
- Матюшкин А. М. Концепция творческой одаренности // Московская психологическая школа: История и современность: В 3 т. / под ред. В. В. Рубцова. Т. 1. Кн. 2. М.: ПИ РАО, МГППУ, 2004. С. 84–91.
- Чистикова М.А. Когнитивный стиль и интеллектуально-творческое развитие первоклассников// Теоретическая и экспериментальная психология. 2017. Т. 10. № 3. С. 6–12.
- Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей // Вопросы психологии. 1996. № 3. C. 34–43.
- Шумакова Н.Б. Психологические особенности развития интеллектуально одаренных детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2012. № 4. URL: http://psyedu.ru/journal/2012/4/3220.phtml (дата обращения: 30.03.2018)
- Юнг К.Г. Феномен одаренности // Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей. Классические тексты / под ред. А.М. Матюшкина, А.А. Матюшкиной. М.: ЧеРо; МПСИ, 2006. С. 41–54.
- Kim M. A Meta-Analysis of the Effects of Enrichment Programs on Gifted Students // Gifted Child Quarterly. 2016. Vol. 60. №2. P.102–116.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3175
В прошлом месяце: 21
В текущем месяце: 32
Скачиваний
Всего: 2595
В прошлом месяце: 21
В текущем месяце: 15