Психолого-педагогические исследования
2017. Том 9. № 3. С. 83–92
doi:10.17759/psyedu.2017090309
ISSN: 2587-6139 (online)
Модель проектирования индивидуальной программы профессионального развития педагога-психолога с учетом требований профессионального стандарта (опыт в городе Чебоксары Чувашской Республики)
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: профессиональное развитие, профессиональный стандарт, «эффективный контракт», профессиональные трудности, программа сопровождения профессионального развития педагогов-психологов, примерная модель проектирования индивидуальной программы профессионального развития педагога-психолога
Рубрика издания: Методология и технология образования
Тип материала: обзорная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2017090309
Для цитаты: Удина Т.Н. Модель проектирования индивидуальной программы профессионального развития педагога-психолога с учетом требований профессионального стандарта (опыт в городе Чебоксары Чувашской Республики) [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Том 9. № 3. С. 83–92. DOI: 10.17759/psyedu.2017090309
Полный текст
Вызовы современности и факторы, влияющие на развитие и социализацию детей, обуславливают новую долгосрочную стратегию по управлению человеческими ресурсами в российском образовании. В фокусе внимания руководителей образовательных организаций всех ступеней обучения (от детского сада до академии) - планирование профессионального развития педагогических работников и повышение их мотивации к освоению знаний, умений и трудовых действий, которые определены в профессиональных стандартах, утвержденных по отношению к должностям педагогических работников. Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» [4] уже может применяться работодателями с 1 января 2017 г. во всех регионах страны.
На основании письма Минобрнауки РФ от 10 июля 2015 г. № ВК-1819/07 были определены двенадцать регионов, где с 2015 г. проходит апробация и внедрение профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», в том числе Чувашская Республика.
Опыт апробации показывает, что и педагоги-психологи, и их работодатели испытывают различные трудности при применении данного профессионального стандарта, которые обусловлены спецификой труда педагогов-психологов и необходимостью внести коррективы в практику организации работы по профессиональному развитию специалистов [3]. Повышенное внимание к профессиональному развитию педагогов- психологов продиктовано необходимостью до 2020 г. реализовать в системе российского образования важную задачу по переводу педагогических работников на «эффективный контракт», в котором будут конкретизированы содержание должностных обязанностей, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также определены конкретные меры социальной поддержки. Иными словами, в «эффективном контракте» должны быть соединены интересы работодателя и работника для решения задач конкретной образовательной организации (организации, осуществляющей образовательную деятельность). В этом случае результаты инновационного развития отрасли образования как части социальной сферы экономики России быстрее и явственнее обнаружатся в повседневной профессиональной жизни каждого педагогического работника и при его взаимодействии с участниками образовательных отношений.
Переход на «эффективный контракт» в образовании подразумевает внедрение в практику управления человеческими ресурсами профессиональных стандартов по двенадцати профессиям, среди которых есть и профессия педагога-психолога (психолога в сфере образования). Профессиональный стандарт - это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности [1]. В профессиональном стандарте «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» [2] сформулировано наименование профессиональной деятельности, а именно деятельность по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса, а также две обобщенные трудовые функции. Каждая из обобщенных трудовых функций реализуется посредством определенных трудовых функций, включающих в себя определенные трудовые действия. Трудовые функции в рамках закрепленной для конкретного специалиста обобщенной трудовой функции могут уточняться непосредственно в тексте «эффективного контракта». Например, можно указать, что та или иная трудовая функция выполняется по отношению к какой-либо определенной целевой группе из числа участников образовательных отношений, а также, что имеется какая-либо периодичность выполнения определенного трудового действия, и/или то, какой результат (продукт) будет получен после выполнения трудового действия в количественном или качественном выражении. Впоследствии содержание «эффективного контракта» может корректироваться как по инициативе работодателя, так и по инициативе работника.
Любая развивающаяся организация заинтересована в наличии в своем штате настоящих профессионалов, в перспективном кадровом резерве и в своевременном обновлении кадров. В последние годы для профессионалов из числа педагогов-психологов, как для только что окончивших высшее учебное заведение по психологическим специальностям или проработавших три года в статусе «молодых специалистов», так и для более опытных работников, имеется достаточное количество различных предложений о трудоустройстве в государственном и в негосударственном секторах экономики. Именно поэтому любая организация, в том числе и образовательная организация, должна быть привлекательной для потенциальных работников и уже работающих в ней специалистов.
Для достижения привлекательности образовательной организации ее руководителю нужно уметь определять и знать профессиональные ожидания и потребности в профессиональном развитии педагогов-психологов (психологов в сфере образования). Это важно для того, чтобы принимать эффективные решения в части создания условий для повышения мотивации специалистов к выбору именно этого места работы. Таким образом, потребность в профессиональном развитии - наиболее «пересекающаяся» потребность для работодателя и работника, т. е. одинаково значимая для них обоих.
По мнению ряда исследователей [5], профессиональное развитие - это сознательная деятельность, которая позволяет сохранять и приумножать качество своих навыков, умений, квалификационных характеристик, личностных черт, базы полезных знаний для движения по карьерной лестнице, увеличения заработка или для самоутверждения. Сутью профессионального развития любого человека являются процессы углубления или расширения специальных компетенций (знания, умения, навыки, способы делового взаимодействия и т. п.) по своей специальности. В общем виде профессиональное развитие работника может выстраиваться по принципу узкой специализации, приводящей к освоению профессиональной роли «мастер своего дела», либо по принципу широкой специализации, в результате чего специалист осваивает профессиональную роль «эксперт». А чтобы профессиональное развитие было успешным, важно сделать этот процесс элементом ежедневного рабочего процесса.
Исследования и наблюдения за реальной работой педагогов-психологов показывают, что в современных условиях актуальными тенденциями их профессионализации являются следующие:
■ стандартизация профессиональной деятельности педагогов-психологов;
■ взаимопроникновение технологий деятельности педагогов-психологов и смежных специалистов (педагоги, социальные педагоги, учителя-логопеды, тьюторы и т. д.);
■ увеличение объема работы педагогов-психологов при отсутствии типовых отраслевых норм труда в разрезе трудовых функций и трудовых действий, утвержденных в профессиональном стандарте;
■ поощрение педагогов-психологов со стороны работодателя и участников образовательных отношений к реализации ими профессиональной позиции «многостаночник»;
■ расширение межведомственного взаимодействия и размывание границ помощи и зон ответственности специалистов - психологов из разных ведомств.
Современные исследователи указывают [6], что ключевым условием профессионального развития специалиста является изменение его профессионального самосознания. Поэтому весьма вероятно, что освоение каким-либо педагогом-психологом (психологом в сфере образования) определенных трудовых действий, утвержденных в профессиональном стандарте, как следующего шага на пути профессионального развития, неизбежно будет сопряжено с теми или иными профессиональными трудностями. «Трудность» понимается в данном случае как какое-либо препятствие или субъективное ощущение человеком появления «разрыва в деятельности», что, в свою очередь, требует особого вида помощи в рамках сопровождения процесса становления профессионала или преодоления им профессиональных кризисов.
Обобщая сказанное и развивая логику основной идеи данной статьи, необходимо отметить, что, несмотря на то, что современные педагоги-психологи имеют широкий спектр разнообразных возможностей в области повышения квалификации и самообразования, это не всегда приводит их к повышению профессионального самосознания. Видимо, в ходе традиционных развивающих мероприятий не обсуждаются и не анализируются в необходимой степени их профессиональная позиция, понимаемая как набор конкретных установок и ориентаций, система личных отношений и оценок внутреннего опыта, реальности и перспектив, а также собственных притязаний, реализуемых в определенной профессиональной среде. И, как следствие, профессиональное развитие педагогов- психологов как будто бы остается «стоять на месте», т. е. не происходит упомянутый переход на более высокий уровень профессионального самосознания.
Следовательно, гипотетически можно предположить, что необходимо разрабатывать новые формы оказания специальной помощи педагогам-психологам в преодолении их профессиональных трудностей, которые будут способствовать изменению у них профессионального самосознания, что обеспечит менее болезненный переход на «эффективные контракты» при введении в действие профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)».
На наш взгляд, в ряду организационно-управленческих условий обеспечения введения в действие профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» целесообразно разрабатывать и реализовывать специальную программу сопровождения профессионального развития педагогов-психологов, направленную на создание условий для формирования у них новой профессиональной позиции и для повышения их профессионального самосознания. Очень важно предусмотреть, чтобы подобная программа сопровождения профессионального развития педагогов-психологов разрабатывалась и реализовывалась силами методической службы для данных специалистов, действующей на той или иной территории (региональной или муниципальной). Это позволит иметь единую организационную и координирующую структуру, в зоне ответственности которой и будет лежать помощь руководителям образовательных организаций, осуществляющих деятельность на этой территории, по обеспечению перехода к управлению кадрами психологической службы образования на основе требований профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)».
В качестве методической службы могут выступать отделы территориальных информационно-методических центров, курирующие работу педагогов-психологов, профильные кафедры высших учебных заведений или институтов повышения квалификации работников образования региона, а также отделы или специалисты территориальных (региональных и муниципальных) центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
Примерная специальная программа сопровождения профессионального развития педагогов-психологов может включать в себя следующие мероприятия:
■ проведение совещаний и семинаров для руководителей образовательных организаций по осмыслению требований профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»;
■проведение совещаний и семинаров для педагогов-психологов по осмыслению требований профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»;
■ анкетирование и диагностические процедуры по определению профессиональных трудностей и профессиональных дефицитов педагогов-психологов при введении в действие профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»;
■ планирование групповых и индивидуальных форм работы в рамках сопровождения профессионального развития педагогов-психологов в соответствии с результатами анкетирования и диагностики;
■ обучение специалистов из числа опытных педагогов-психологов технологиям наставничества или тьюторского сопровождения молодых специалистов;
■ проведение групповой и индивидуальной работы с педагогами-психологами в форме методических и психологических консультаций, тренингов, коуч-сессий, проектных семинаров, имитационных и ролевых игр и т. п.;
■ обеспечение регулярных процедур по обмену опытом в области преодоления профессиональных трудностей педагогов-психологов через систему наставничества или тьюторского сопровождения;
■ вовлечение педагогов-психологов в инновационную деятельность, фасилитация их профессионального саморазвития, помощь в планировании горизонтальной или вертикальной карьеры педагогов-психологов;
■ обобщение и описание эффективных технологий работы педагогов-психологов при выполнении тех или иных трудовых действий;
1)изучение динамики профессионализации педагогов-психологов при внедрении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)».
Одной из интересных и перспективных форм работы в рамках специальной программы сопровождения профессионального развития педагогов-психологов, на наш взгляд, может стать работа методических служб по сопровождению проектирования ими программ их индивидуального профессионального развития. Это должно содействовать успешной профессионализации педагогов-психологов с учетом требований профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)».
В качестве рабочего инструмента, т. е. документа, где фиксируется текущий уровень развития профессиональных компетенций (или трудовых умений) педагога-психолога, временной период планирования профессионального развития, выбранные специалистом направления развития профессиональных компетенций (или трудовых умений) в целях приведения их в соответствие с требованиями профессионального стандарта, предпочитаемые специалистом формы развивающей деятельности и т. п., можно рекомендовать так называемую индивидуальную программу профессионального развития (далее - ИППР) педагога-психолога (психолога в сфере образования). Форма данного документа может быть произвольной, так как ИППР - это рабочий инструмент для обсуждения профессиональных проблем и планирования их разрешения. Но, на наш взгляд, важно, чтобы форма ИППР была унифицирована в целях дальнейшей дифференциации работы тьютора (наставника) с педагогами-психологами из определенных профессиональных групп (например, молодых специалистов, специалистов, работающих с детьми с ОВЗ и т. д.) по анализу и обобщению данных, содержащихся в этом документе.
Далее мы рассмотрим подходы к проектированию индивидуальной программы профессионального развития педагога-психолога с учетом требований профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», которые описывают и обобщают опыт работы муниципальной площадки по апробации и введению данного профессионального стандарта в г. Чебоксары Чувашской Республики, действующей по руководством специалистов Муниципального бюджетного учреждения «Центр психологопедагогической, медицинской и социальной помощи ”Содружество”» г. Чебоксары Чувашской Республики (МБУ «Центр ППМСП «Содружество» г. Чебоксары). Данная работа была организована в рамках реализации приказа управления образования администрации города Чебоксары от 21 января 2016 г. № 38 «Об организации деятельности по апробации и внедрению профессионального стандарта ”Педагог-психолог (психолог в сфере образования)” в муниципальной системе образования».
С февраля 2016 г. по май 2017 г. в г. Чебоксары уже проведена большая работа по апробации профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)». Приведем описание уже осуществленных здесь и планируемых к проведению этапов работы:
февраль - май 2016 г Подготовительный этап (разработка аналитических таблиц, анкет для самоанализа и опроса руководителей, унифицированной формы ИППР педагога- психолога, а также организация и проведение информационно-методических совещаний с педагогами-психологами и руководителями организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и т. п.);
апрель - июнь 2016 г. Этап анализа уровня профессиональной подготовки педагогов- психологов, работающих в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и их должностных инструкций;
июль - октябрь 2016 г. Этап самоанализа профессиональных компетенций (или необходимых умений) и выявления профессиональных трудностей педагогами- психологами, работающими в общеобразовательных и дошкольных образовательных организациях;
ноябрь - декабрь 2016 г. Этап оценки руководителями общеобразовательных организаций уровня сформированности профессиональных компетенций (или необходимых умений) педагогов-психологов, работающих в данных организациях, и выявлениях их профессиональных дефицитов;
январь - май 2017 г. Этап сравнительного анализа, обобщения полученных данных и обсуждения типовой формы индивидуальной программы профессионального развития педагога-психолога, работающего в общеобразовательной организации;
июнь - сентябрь 2017 г. Этап обсуждения и согласования оптимальных путей устранения профессиональных трудностей и профессиональных дефицитов педагогов- психологов, работающих в общеобразовательных организациях;
октябрь - декабрь 2017 г. Этап сопровождения профессионализации педагогов- психологов, работающих в общеобразовательных организациях, и независимой оценки уровня сформированности необходимых умений.
При разработке анкет для опроса использовался принцип максимального совпадения структуры и содержания анкет. Это было сделано для того, чтобы впоследствии качественно провести сравнительный анализ ответов всех респондентов. Также важным, на наш взгляд, было и то, что в анкетах были использованы формулировки необходимых умений по каждой трудовой функции, которые описаны в профессиональном стандарте «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)». Тем самым решалась еще и задача мотивации педагогов-психологов и руководителей к глубокому изучению содержания данного профессионального стандарта.
Анализ уровня профессиональной подготовки педагогов-психологов, работающих в организациях, осуществляющих образовательную деятельность на территории г. Чебоксары, показал, что из 187 специалистов, работающих в муниципальной образовательной системе, 94 % педагогов-психологов уже имеют необходимый уровень образования, т. е. высшее образование («специалитет» или «магистратуру»), остальные 6 % завершают свое профессиональное обучение. Все педагоги-психологи имеют должностные инструкции, разработанные на основании требований, содержащихся в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Таким образом, они требуют пересмотра перед переходом на «эффективный контракт».
Сравнительный анализ результатов анкетирования педагогов-психологов в общеобразовательных и дошкольных образовательных организациях показал, что у представителей этих двух профессиональных групп имеются различные по содержанию профессиональные трудности по таким трудовым функциям, как «коррекционноразвивающая работа с детьми и обучающимися, в том числе работа по восстановлению и реабилитации» и «психологическая профилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных организациях)». А сравнение результатов анкетирования педагогов-психологов общеобразовательных организаций и их руководителей показало, что работодатели замечают иные профессиональные дефициты по таким трудовым функциям педагога-психолога, как «психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ», «коррекционно-развивающая работа с детьми и обучающимися, в том числе работа по восстановлению и реабилитации», «психологическая диагностика детей и обучающихся», «психологическая профилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных организациях)». Возможно, работодатели имеют иные ожидания от профессиональной деятельности педагогов- психологов по данным трудовым функциям, чем те представления, которые имеются у самих педагогов-психологов.
В ходе обсуждения запросов педагогов-психологов общеобразовательных организаций на сопровождение их профессионального развития со стороны методических служб были выделены четыре варианта организации процесса проектирования ИППР педагога-психолога:
1) оказание помощи педагогу-психологу в проектировании ИППР в рамках заседаний профильного методобъединения;
2) оказание помощи педагогу-психологу в проектировании ИППР в рамках заседаний тематических методобъединений;
3) оказание помощи педагогу-психологу в проектировании ИППР в рамках индивидуальной работы с наставником (тьютором);
4) самопроектирование ИППР.
Итак, опыт апробации профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в г. Чебоксары позволяет описать примерную модель проектирования ИППР педагога-психолога, включающую в себя пять этапов.
Этап 1. Оценка уровня профессиональной подготовки педагога-психолога и соответствия его должностной инструкции требованиям профессионального стандарта.
Этап 2. Самооценка педагогом-психологом уровня сформированности профессиональных компетенций (или необходимых умений) и выявления профессиональных трудностей.
Этап 3. Оценка работодателем уровня сформированности профессиональных компетенций (или необходимых умений) педагога-психолога и выявления профессиональных дефицитов.
Этап 4. Составление педагогом-психологом документа «Индивидуальная программа профессионального развития педагога-психолога».
Этап 5. Обсуждение и согласование с работодателем документа «Индивидуальная программа профессионального развития педагога-психолога».
Данная модель направлена на решение задач успешного внедрения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», так как в ходе реализации ее этапов педагог-психолог и его работодатель договариваются об изменениях в количестве и качестве работы, в ее масштабе и сложности, а также в отношениях и связях по должности. В результате в «эффективный контракт» педагога- психолога будут включены согласованные с работником наименования его основной трудовой функции и входящих в нее конкретных трудовых функций.
В заключение, необходимо отметить, что вышеописанные подходы к проектированию ИППР педагога-психолога, которые были разработаны в рамках деятельности по апробации и введению профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в г. Чебоксары Чувашской Республики, достаточно обоснованно могут быть отнесены к области реализации такого принципа менеджмента качества организаций по ISO9004:2000, как «принцип вовлечения работников». А реализация модели проектирования ИППР педагога-психолога с учетом требований профессионального стандарта напрямую влияет на повышение мотивации педагогов- психологов к достижению новых профессиональных результатов, содействует осознанию ими своей профессиональной позиции и профилактике у них профессиональных кризисов, проявляет их профессиональные деформации и эмоциональное выгорание, а также снижает затраты работодателя на приобретение образовательных услуг для педагогов-психологов, которые развивают профессиональную компетентность, не соответствующую требованиям профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)».
Литература
- Волошина И.А., Зайцева О.М. Применение профессиональных стандартов в сфере труда // Межведомственные модели оказания социальных и образовательных услуг и практика апробации и применения профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы. М: МГППУ, 2016. С. 7–12.
- Забродин Ю.М., Леонова О.И., Волошина И.А. О разработке профессионального стандарта специалиста в области педагогической психологии (деятельность по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся) [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2013. № 3. URL: http://psyedu.ru/journal/2013/3/Zabrodin_Leonova_Voloshina.phtml (дата обращения: 10.09.2017).
- Забродин Ю.М., Рубцов В.В. Апробация, внедрение и применение профессиональных стандартов при решении задач образования и социальной сферы: этапы и перспективы // Межведомственные модели оказания социальных и образовательных услуг и практика апробации и применения профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы. М: МГППУ, 2016. С. 13–29.
- Приказ Минтруда России от 24 июля 2015 г. № 514н «Об утверждении профессионального стандарта ”Педагог-психолог (психолог в сфере образования)”» [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты РФ. Банк документов. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=57963 (дата обращения: 10.09.2017).
- Садыкова А.К. Профессиональное развитие педагога – одна из жизненных стратегий творческой личности// Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Непрерывное педагогическое образование в контексте инновационных проектов общественного развития» (15 декабря 2016 г.). М.: Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, 2016. С. 162 – 167.
- Семенова Е.А. Профессиональное самосознание и психологические механизмы его становления// Сибирский психологический журнал. Томск: Томск. гос. ун-т, 2007. С. 186–190.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1678
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 10
Скачиваний
Всего: 887
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0