Проблема становления личностных и социальных регуляторов в период перехода от детства к взрослости

1432

Аннотация

Статья посвящена проблеме становления личностных и социальных регуляторов в кризисный период перехода от детства к взрослости. Описывается суть переходного периода как в подростковом, так и в юношеском возрасте, когда нормативно-социальные ситуации развития завершаются и начинается пространство, задаваемое индивидуальными ситуациями развития. Раскрывается специфика личностной регуляции, делается акцент на важности развития механизмов саморегуляции и высшего ее уровня – самодетерминации. В качестве личностных регуляторов подробно рассматриваются свобода, ответственность, осмысленность собственной жизни. Приводятся результаты исследования траекторий личностного развития Е.Р. Калитеевской и Д.А. Леонтьева. Описывается подход Дж. Левинджер к личности. Социальные регуляторы раскрываются через понятие социальной идентичности, ее структуры. Описываются основные подходы к пониманию социальной идентичности в отечественной и зарубежной психологии. В заключение предлагается вариант возможного решения проблемы оптимального становления личностных и социальных регуляторов в период перехода от детства к взрослости.

Общая информация

Ключевые слова: личностная регуляция, переход от детства к взрослости, самодетерминация, социальный индивид

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2014060208

Для цитаты: Сулимина О.В. Проблема становления личностных и социальных регуляторов в период перехода от детства к взрослости [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 2. С. 91–101. DOI: 10.17759/psyedu.2014060208

Полный текст

Постановка и актуальность проблемы

Современное человечество переживает глобальный мировой кризис, связанный не столько с экономическими, сколько с духовными проблемами, что обострило вопрос о механизмах построения социального (внешнего) и субъективного (внутреннего) миров человека. В современном мире все чаще возникают ситуации, когда человеку ничто не подсказывает, как действовать, и когда он должен принимать решение сам. Привитые социальные нормы, стереотипы поведения и выученные социальные роли не срабатывают в этих случаях и условиях, поэтому в сегодняшнем мире очень важно становление нового типа личности - участника социальных преобразований.

В самом общем варианте суть изучаемой нами проблемы состоит в том, по какому пути в становлении и развитии личности пойдет человек, начиная с подросткового возраста, кем он будет: самодетерминируемой личностью или социальным индивидом?

Социальный индивид - это «человек, принадлежащий определенной культуре и действующий в соответствии с основными ее реалиями. В отличие от личности не имеет отличных от принятой в данной культуре собственных представлений и самостоятельного поведения» [23, с. 233]. Как социальный индивид человек действует от лица своей культуры, от которой его индивидуальная жизнь не отделена, и в этом качестве он полностью обусловлен. В качестве личности, выступающей индивидуальным носителем социальности внутри себя, - самодетерминируемой личности - человек преодолевает эту обусловленность социальности внешней [18].

Целями данной статьи являются постановка проблемы становления личностных (автономия, ответственность, осмысленность собственной жизни) и социальных (социальная идентичность, ее структура) регуляторов в период перехода от детства к взрослости, важную роль в котором играет формирование механизмов саморегуляции и самодетерминации личности, и поиск решения этой проблемы.

Переход от детства к взрослости

Переход от детства к взрослости человек совершает в период отрочества и юности. Внутри этого перехода, как указывает Е.Е. Сапогова, «границы между подростковым и юношеским возрастом условны и часто пересекаются» [24, с. 277], в схеме возрастной периодизации онтогенеза границы юношеского возраста обозначены между 17-м и 21-м годами для юношей и 16-20 годами для девушек [24, с. 277]. По мнению М.В. Ермолаевой, границы подросткового возраста - от 10-11 лет до 15-16 лет, а юношеского - от 17-18 лет до 23 лет [9, с. 206, с. 254]. В рамках нашего исследования мы будем считать, что от 14 лет до 16 лет - подростковый возраст, а от 17 лет до 21 года - юношеский.

В целом, совершаемый в этом возрастном периоде переход - это качественный сдвиг, скачок или кризис в развитии. Как отмечает Е.Е. Сапогова, современная наука уделяет особенно много внимания этому вопросу. Так, «в биологии и психофизиологии это критические периоды, когда организм отличается повышенной сензитивностью к каким-то вполне определенным внешним и/или внутренним факторам, воздействие которых именно в данной (и никакой другой) точке развития имеет особенно важные необратимые последствия. В социологии и других общественных науках этому соответствует понятие “социальный переход” индивида или группы людей из одного социального состояния в другое (например, из детства в отрочество)» [24, с. 28].

Данные критические периоды и социальные переходы сопровождаются психологической перестройкой, и в психологии развития они носят название «возрастных нормативных жизненных кризисов, которое подчеркивает, что, какой бы болезненной ни казалась эта перестройка, для данной фазы развития она закономерна, статистически нормальна» [15, с. 170]. И. Кон пишет: «если изменения детского самосознания большей частью выглядят плавными и постепенными, то переходный возраст, отрочество и юность издавна считаются эпохой скачка, “второго рождения”, возникновения нового качества, и в первую очередь открытия собственного “Я”». К тому же «центральным пунктом подросткового и юношеского “Я” является нормативный кризис переходного возраста, который Э. Эриксон назвал “кризисом идентичности”» [15, с. 193].

Слово «кризис» «подчеркивает момент нарушения равновесия, появление новых потребностей и перестройку мотивационной сферы личности» [24, с. 460]. В подростковом возрасте, считает Л.С. Выготский, «развитие совершается не по прямой, а по очень сложной и извилистой кривой. В структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного и неподвижного. Все в ней - переход, все течет. Это альфа и омега структуры и динамики личности подростка» [6, с. 242]. Особый статус возраста связан с изменением социальной ситуации развития подростков - их стремлением приобщиться к миру взрослых [9, с. 206]. В сознании подростка возникает новообразование - чувство взрослости как «определенная форма самосознания подростков, позволяющая им сравнивать и отождествлять себя со взрослыми и товарищами, находить образцы для подражания, строить по ним свои отношения с людьми» [30, с. 18]. Чувство взрослости у подростков выражает новую жизненную позицию по отношению к себе, людям, миру и определяет особенности внутренней жизни.

Как отмечает Е.Е. Сапогова, период перехода в этом возрасте также связан с тем, что родительская опека постепенно замещается зависимостью подростка от других институтов социализации (с сохранением эмоциональных связей с родителями и своей семьей) [24, с. 265]. Происходят резкие и всеобъемлющие изменения личности, обеспечивающие смещение центра регуляции извне вовнутрь, формирование психологических механизмов самодетерминации [13].

Юность - это период перехода от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни, который связан с расширением диапазона фактически доступных человеку или нормативно обязательных социальных ролей. Подросток может быть вполне удовлетворен своим положением в компании сверстников, юноша же на первое место выдвигает другие отношения - профессиональные, производственные, трудовые. Главные новообразования этого возраста - становление устойчивого самосознания и стабильного образа Я [24, с. 281]. В этот период происходят открытие Я, появление жизненного плана, установки на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в ее различные сферы. По сравнению с подростковым юношеский возраст характеризуется большим самоконтролем и саморегуляцией.

Согласно Э. Эриксону, именно на юность приходится основной кризис идентичности, состоящий из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений [29]. Для этого возраста характерен сложный процесс самоопределения по отношению к социальным нормам, ценностям и социальным ролям. Как поясняет Е.Е. Сапогова, в детстве Я ребенка сводится к сумме идентификаций со значимыми взрослыми, а в юношеском возрасте это делает психологическую ситуацию неопределенной, внутренне конфликтной, и у юноши возникает бессознательное желание избавиться от детских и навязчивых взрослых идентификаций, что активизирует рефлексию и чувство собственной неповторимости [24, с. 286]. При этом возникает опасность ролевого смешения, спутанности идентичности [29, с. 38] , что может быть чаще всего связано с сексуальной или профессиональной идентичностью, и тогда юноши «временно развивают сверхидентификацию с героями улиц или элитарных групп» [24, с. 289]. К тому же, в связи с рассогласованием норм в обществе, подросткам и юношам стало очень сложно найти в нем верные для себя ориентиры, и они часто оказываются в лабиринте социальных идентичностей, что затягивает и обостряет нормативный кризис в этом возрасте. Если кризис не будет преодолен, то это может привести к диффузии идентичности, к «синдрому патологии идентичности», который, по Э. Эриксону, связан с регрессией к инфантильному уровню отсроченного обретения взрослого статуса, к чувству изоляции, презрению ко всем общественным ролям, а также к поиску негативной идентичности, стремлению «стать ничем» [29, с. 18].

Личностные регуляторы в период перехода от детства к взрослости

Вслед за рядом авторов (Л.С. Выготский, Д.А. Леонтьев, К.В. Карпинский и др.) мы понимаем личность как систему структур и механизмов, выполняющих специфическую регуляторную функцию, благодаря которой человек имеет возможность овладеть психикой и поведением, подчинить их своим мотивам, ценностям, целям, принять определенную личностную позицию [14]. Появление личности, согласно Д.А. Леонтьеву, это появление регуляторов, позволяющих преодолевать не только биологическую, но и социальную природу. «Личность - это то, что человек может противопоставить внутренним импульсам и внешним давлениям, самоопределяясь к миру и обществу» [19].

Специфика личностной регуляции состоит в преодолении любых детерминаций и регуляций. «При посредстве личностной регуляции человек поднимается на уровень самодетерминации - высший уровень саморегуляции, при котором предметом осознанного произвольного регулирования выступают регуляторные механизмы, заложенные в индивидуальной психике человека» [14, с. 186].

Д.А. Леонтьев под самодетерминацией понимает «способность действовать непрогнозируемым с точки зрения внешнего наблюдателя образом, но внутренне осмысленно и последовательно, опираясь в принятии решения и управлении поведением на высшие осознанные критерии» [22, с. 611]. «Будучи самодетерминированным, человек действует на основе собственного выбора, а не на основе обязательств или принуждений. Этот выбор базируется на осознании своих потребностей и сопоставлении их с внешними условиями» [8, с. 47]. Путь становления самодетерминируемой личностью с высоким уровнем личностной автономии, ответственности, с развитым механизмом смысловой регуляции жизнедеятельности - путь сложный, творческий, он требует усилий самого человека, а путь становления социальным индивидом - это путь приспособления и адаптации, не требующий серьезных усилий над собой. Способность к самодетерминации, как указывает Д.А. Леонтьев, возникает на основе свободы и ответственности, а также развитых механизмов смысловой регуляции жизнедеятельности в ходе индивидуального развития [22, с. 612].

Свобода, с точки зрения Д.А. Леонтьева, является специфической формой осознанной активности, управляемой самим субъектом и опосредованной ценностным «для чего». Эта активность контролируется человеком, и в любой ее точке может быть произвольно прекращена, изменена или обращена в другом направлении. Свобода подразумевает возможность преодоления всех форм и видов детерминации, внешней по отношению к глубинному экзистенциальному Я, поэтому внутренне несвободный человек не понимает действующих на него внешних и внутренних сил, у него отсутствует ориентация в жизни.

С понятием «свобода» тесно связано понятие «автономия». Автономия определяется как «ориентация на собственный закон развития» [31, с. 200]. Личностная автономия представляет собой комплексный психологический конструкт, описывающий проявления специфических свойств личности человека, и является одним из базовых психологический механизмов, связанных с такими сферами психического, как ценности, смыслы, мотивы [7]. Она является базовой потребностью, стремлением, движущей силой, проявляющейся на всех уровнях развития личности, и способствует формулированию индивидуального особого содержания собственных жизненных принципов, формированию ценностных оснований саморегуляции, а также самодетерминации личности [7].

При внутренней несвободе у человека невозможна полноценная ответственность. Под ответственностью мы понимаем единый механизм саморегулируемой произвольной осмысленной активности, присущей зрелой личности, в отличие от незрелой [17]. Ответственность - это готовность иметь дело с последствиями своих действий (К. Хорни), осознавание человеком своей способности выступать причиной изменений или противодействия изменениям в окружающем мире и в собственной жизни, а также сознательное управление этой способностью (Д.А. Леонтьев). В терминах психологии данный личностный регулятор определяется как интернальный локус контроля. Как указывают Е.Л. Доценко и М.В. Богданова, применительно к личностном развитию «следует говорить об оптимуме ответственности, поскольку как дефицит ответственности, так и ее избыток оказываются разрушительны как для личности, так и для окружающих» [5, с. 90].

Смысловая регуляция жизнедеятельности, согласно концепции Д.А. Леонтьева, это «согласование целей и средств деятельности с мотивами, потребностями, ценностями и установками субъекта» [21, с. 147]. Автор считает, что развитость смысловой регуляции, ее удельный вес относительно других форм регуляции жизнедеятельности выступают в качестве определенной меры личностной зрелости. Согласно этому подходу, базисными образующими образа мира личности являются инвариантные смысловые образования - устойчивые системы личностных смыслов, содержательные модификации которых обусловлены особенностями индивидуального опыта личности.

Д.А. Леонтьев, говоря об индивидуальных особенностях смысловой сферы, выделяет систему гипотетических конструктов - конкретных диагностируемых показателей, хотя бы частично отражающих индивидуальные характеристики механизмов смысловой регуляции [21, с. 291]. Он относит к ним общую смысловую ориентацию, общий уровень осмысленности жизни, степень осознанности и временную локализацию ведущих смысловых ориентиров в будущем, настоящем или прошлом [21, с. 291-301]. Смысловая регуляция специфична для каждого человека, осознанна и опосредована, конституирует личность, дает человеку свободу от ситуации, позволяет ему взаимодействовать с миром в целом.

В период перехода от детства к взрослости - в период «второго рождения личности» (А.Н. Леонтьев) происходит «смещение движущих сил личностного развития извне вовнутрь на основе интеграции и полноценного развития механизмов свободы и ответственности. Именно их интеграция в свободной самодетерминированной активности зрелой личности обеспечивает здоровое разрешение подросткового кризиса» [22, с. 612]. Учитывая это, Е.Р. Калитеевской и Д.А. Леонтьевым были выявлены определенные траектории, или пути, личностного развития (автономный, импульсивный, симбиотический и конформный) в подростковом возрасте, которые соответствуют четырем возможным вариантам соотношений свободы и ответственности, оцениваемых по бинарной шкале (развито/неразвито). Эти личностные регуляторы определили пути развития и операционализировались исследователями как внутренняя опора и интернальность [22, с. 613-618; 13].

Интересным представляется и подход Дж. Лёвинджер, которая описывает личность через становление механизмов саморегуляции, контроля и овладения. В теории развития Эго (управляюшее начало, которое связано с сознанием и контролем над другими функциями) она также описывает симбиотическую, импульсивную, конформную и автономную стадии как четыре из шести основных диахронических стадий развития человека. Согласно Дж. Левинджер, возрастные и индивидуальные различия в этих уровнях, или стадиях, отражают степень развитости и общую структуру личностных ресурсов саморегуляции. Развитие личности, по Дж. Левинджер, заключается в «постепенном обретении большей автономии, большем управлении своим поведением, большем личностном контроле над его механизмами» [20, с. 60].

Социальные регуляторы в период перехода от детства к взрослости

Вслед за рядом современных авторов (А. Тэшфел, Дж. Тернер, Г.М. Андреева, Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая и др.) в качестве социальных регуляторов мы рассматриваем социальную идентичность, ее структуру. Социальная идентичность - это результат процесса социальной идентификации, под которым понимается процесс определения себя через членство в социальной группе. По мнению Г.М. Андреевой, идентичность - это инструмент социальной ориентации личности, результат которой - построение личностью не только своего собственного образа, но и образа группы, к которой она принадлежит или не принадлежит [1, с. 183]. Это набор символических средств самовыражения, с помощью которых человек определяет свое отношение к таким социальным категориям, как «пол», «национальность», «возраст», «группа», «класс» и т. д. [2]

В теории социальной идентичности (ТСИ), основоположником которой является А. Тэшфел, идентичность рассматривается в качестве когнитивной системы, которая выполняет роль регуляции поведения в соответствующих условиях. В этой теории социальная идентичность связана, прежде всего, с категоризацией. Как отмечают Е.П. Белинская и О.А. Тихомандрицкая, «социальная самокатегоризация есть система ориентаций, которая создает и определяет конкретное место человека в обществе» [4, с. 193]. Процесс социальной категоризации - это процесс распределения социальных объектов и событий по группам, что необходимо человеку для определенной систематизации своего социального опыта. Дж. Тернер также определяет социальную идентичность как принятую в той или иной степени субъектом социальную категорию [11, с. 32], как «общую сумму личностных идентификаций, которые являются специфическими социальными категориями, интернализованными в когнитивный компонент Я-концепции» [4, с. 195]. У каждого человека она конструируется через определенное количество социальных категорий, набор которых отчасти задан ситуацией, отчасти индивидуален.

Социальная идентичность связана с частью социальных идентификационных категорий, выбираемых в соответствии с определенным социальным контекстом. Это особенно важно в подростковом и юношеском возрасте. Социальная ситуация как условие развития и бытия в данном возрасте принципиально отличается от социальной ситуации в детстве - не столько по внешним обстоятельствам, сколько по внутренним причинам. Подросток или юноша продолжают жить в семье, учиться, однако сама социальная ситуация трансформируется в их сознании, они начинают интенсивно рефлексировать относительно себя, других, общества. Теперь уже иначе расставляются акценты: семья, школа, институт, сверстники обретают новые значения и смыслы.

Приобретая жизненный опыт, молодой человек в период перехода от детства к взрослости открывает для себя многообразные отношения, в том числе и семейные, которые отличаются от родительской семьи. Он испытывает потребность в более универсальной, более широкой идентичности и одновременно в обособлении своего Я, в том числе от семейного Мы. Поэтому в этот период человек обращает свой критичный взор к семейным традициям и ценностям, но, отрываясь внутри себя от семейных корней, он часто не может найти новые ориентиры.

У многих молодых людей при этом возникает чувство бесполезности и душевного разлада. Это может привести к кризису идентичности, выражающемуся через ролевое смешение и «лабиринт идентичностей», выход из которого не каждый сможет найти. В момент проживания этого кризиса и будет решаться вопрос, по какому пути личностного развития пойдет человек, к чему он будет более склонен - к простому воспроизводству своей жизни или к расширению и организации своей жизни, оказанию на нее активного воздействия. Отсюда, соответственно, прогнозируются два типа возможных личностных реакций на изменения: «восприятие их как потери всех и всяческих ориентиров для самоопределения и отношение к ним, как расширению всех и всяческих возможностей, в том числе и идентификационных» [4, с. 258].

В этом контексте уместно сослаться на теорию Дж. Марсия. С его точки зрения, идентичность - это гипотетическая психологическая структура, которая проявляет себя феноменологически через паттерны решения индивидом проблем [26]. Человек должен сделать определенный выбор в своей жизни. «Осмысление, осуществление трудного выбора из многочисленных возможных вариантов и реализация принятого решения - все это вносит вклад в развитие идентичности, способствует приобретению чувства непрерывности, направленности и осмысленности жизни» [26, с. 25]. Исходя из критериев - принятие/непринятие обязательств (наличие или отсутствие приверженности личностно значимым целям, убеждениям и ценностям) и прохождение/непрохождение кризиса, исследования альтернатив (предшествующих выработке обязательств), он выделил четыре статуса (вида) идентичности: диффузная, предрешенная, мораторий и достигнутая. Диффузная идентичность состоит в том, что подросток или юноша еще не думает о соответствии (или несоответствии) Я в реальности и Я в будущем, у него нет и четкого представления о выборе жизненного пути или какого-либо идеала. Предрешенная идентичность характеризуется тем, что человек не делает самостоятельного выбора, хотя определенные черты идентичности есть. Мораторий - это кризис идентичности: подросток или юноша ставит вопросы по поводу своего жизненного пути, оценивает свои выборы, критически относится к некоторым своим идеям. Достигнутая идентичность происходит, когда человек после долгих метаний, наконец, понимает, что ему надо, убеждается в правильности своих поисков [26].

Заключение

Таким образом, анализ научной литературы по исследуемой проблеме выявил особенную важность становления личностных и социальных регуляторов именно в период перехода от детства к взрослости. Этот период является критическим для их оптимального становления и взаимодействия между собой в связи с особенностями «социальной ситуации развития» (Л.С. Выготский) и выходом в «индивидуальные ситуации развития» (Д.А. Леонтьев). Классический кризис подросткового возраста плавно сменяется кризисом идентичности в юности. В процессе прохождения этих кризисов молодой человек начинает движение по определенной траектории личностного развития, сменить которую в более позднем возрасте будет уже сложнее в связи со спецификой прохождения именно этой точки жизненного пути человека и выработки тех качеств и новообразований, которые свойственны именно этому возрасту.

Учитывая предыдущие исследования и наработки зарубежных и отечественных психологов, мы считаем, что одним из возможных решений проблемы оптимального становления личностных и социальных регуляторов в этот возрастной период будет обнаружение эмпирическим путем основных траекторий личностного развития у подростков и юношей, выявление специфических взаимосвязей между личностными, социальными регуляторами, уровнем личностного развития (Дж. Левинджер) и психологическим благополучием в зависимости от траектории личностного развития, возраста и пола, и на основе полученных данных создание специальной программы по психологическому сопровождению личностного развития в период перехода от детства к взрослости.

Литература

  1. Андреева Г.М.. М.: Аспект-Пресс, 2000. 288 с.
  2. Аринушкина Н.С. Об определении и типах идентичности // Мир психологии. 2004. № 2. С. 49–53.
  3. Белинская Е.П. Человек в изменяющемся мире: социально-психологическая перспектива. М.: Прометей, 2005. 319 с.
  4. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. М.: Издат. центр «Академия», 2009. 304 с.
  5. Богданова М.В.,  Доценко  Е.Л. Саморегуляция личности: от защит к созиданию: Монография. Тюмень: Мандр и Ка, 2010. 204 с.
  6. Выготский Л.С. Динамика и структура личности подростка // Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. Детская психология. М.: Педагогика, 1984. С. 220–242.
  7. Дергачева О.Е. Личностная автономия как предмет психологического исследования: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2005. 21 с.
  8. Дергачева О.Е. Позитивная психология самодетерминации: теория каузальных ориентаций Э. Деси и Р. Райана // Современная психология мотивации / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. 608 с.
  9. Ермолаева М.В. Психология развития. М.: МПСИ, 2003. 376 с.
  10. Иванова Н.Л. Структура социальной идентичности: проблема анализа // Психологический журнал. 2004. Т. 2. № 1. С. 52–60.
  11. Иванова Н.Л., Румянцева Т.В. Социальная идентичность: теория и практика. М.: СГУ, 2009. 456 с.
  12. Иванченко Г.В. Забота о себе: история и современность. М.: Смысл, 2009. 304 с.
  13.  Калитеевская Е.Р., Леонтьев Д.А. Пути становления  самодетерминации личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 49–55.
  14. Карпинский К.В. Жизнедеятельность как форма активности субъекта жизни // Методология и история психологии. 2010. Т. 5. Вып. 1.  С. 184–202.
  15. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. 335 с.
  16. Кон И.С. Отрочество как этап жизни и некоторые психологические характеристики переходного возраста // Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие   / Под ред. Д.И. Фельдштейна: 2-е  изд., доп. М.: Институт практической психологии, 1996.  С. 239–247.
  17. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1993. 43 с.
  18. Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности  // Психологический журнал. 2000. Т. 21. № 1. С. 15–25. 
  19. Леонтьев Д.А. Личностное измерение человеческого развития // Вопросы психологии. 2013. № 3. С. 67–80.
  20. Леонтьев Д.А. Подход через развитие эго: уровневая теория Дж. Левинджер // Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. С. 59–75.
  21. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2007. 511 с.
  22. Леонтьев Д.А., Калитеевская Е.Р., Осин Е.Н. Личностный потенциал при переходе от детства к взрослости и становление самодетерминации // Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. С. 611–641.
  23. Розин В.М. Личность и ее изучение. М.: УРСС, 2004. 232 с.
  24. Сапогова Е.Е.  Психология развития человека. М.: Аспект Пресс, 2005. 460 с.
  25. Солдатова Г.В. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998. 389 с.
  26. Татарко С.А. Измерение идентичности в рамках статусной модели Дж. Марсии // Психологическая диагностика. 2009. № 1. С. 1–39.
  27. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности: Избранные труды: В 2 т.: 2-е изд., испр. и доп. Т. 1. М.: НПО МОДЭК, 2009. 600 с.
  28. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
  29. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: МПСИ, 2006. 352 с.
  30. Юнг К.Г. Аналитическая психология и воспитание // Юнг К.Г. Конфликты  детской души: Собр. соч. М.: Канон, 2004. С. 69–150.
  31. Юнг К.Г. О становлении личности // Юнг К.Г. Конфликты детской души: Собр. соч. М.: Канон, 1997. С. 185–208.

Информация об авторах

Сулимина Оксана Владимировна, кандидат психологических наук, преподаватель кафедры психологии факультета психологии, Тверского филиала Московского гуманитарно-экономического института, Россия, e-mail: sulimina_oxana@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3071
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 1432
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 5