Психолого-педагогические исследования
2014. Том 6. № 1. С. 1
ISSN: 2587-6139 (online)
От редактора рубрики
Общая информация
Рубрика издания: Психология развития
Тип материала: редакторская заметка
Для цитаты: Хломов К.Д. От редактора рубрики [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 1. С. 1. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2014_n1/67969 (дата обращения: 22.11.2024)
Полный текст
По сравнению с предыдущим поколением жизнь подростков сильно поменялась: дефицит информации и определенность жизненной траектории сменились избытком информации и высоким уровнем неопределенности. Социальные риски, которым подвержены подростки, также стали другими. Если раньше подростка в ситуации социальной дезадаптации характеризовали, главным образом, агрессивные проявления (драки, вандализм, хулиганство) и злоупотребление алкоголем, то теперь такого подростка зачастую отличают чрезмерное пребывание в Интернет-пространстве и социальная изоляция. Помимо алкоголя и табака широко распространяются другие психоактивные вещества, угрожающие здоровью подростков. Подростки с высоким уровнем агрессивности или конформности объединяются в группировки, которые формируют образ врага и начинают последовательное преследование других – по национальному, религиозному или другому признаку.
Система психологического сопровождения подросткового возраста должна откликаться на изменения социального контекста и запроса. Авторы публикуемых ниже статей описывают некоторые, наиболее перспективные, с нашей точки зрения, направления работы, развитие которых является реакцией на изменение социальной среды. Такими направлениями видятся: изучение и сопровождение социализации подростков в Интернете; профилактика правонарушений, экстремизма, наркомании и других социальных рисков; развитие системы пресечения и предупреждения школьной травли. Целей, связанных с модификацией отношений и предупреждением экстремистского, противоправного и буллинг-поведения, во многом позволяет достичь развитие восстановительной культуры в образовательных учреждениях. Однако необходимо создавать, совершенствовать и другие технологии прикладной социально-психологической работы, отводя серьезное место оценке их эффективности – важной, но пока недостаточно распространенной практике отслеживания качества технологий воздействий.
В целом идея публикуемых в данной рубрике статей состоит в том, чтобы актуализировать у читателя представления о подростковом возрасте, соотнести их с окружающей реальностью и инициировать пересмотр и обновление концепции подросткового возраста на уровне теоретических исследований и психологической практики.
Тематический редактор,
Хломов К.Д.
кандидат психологических наук, руководитель Центра социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток», ГБОУ ВПО города Москвы «Московский городской психолого-педагогический университет»
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1750
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 2
Скачиваний
Всего: 732
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0