Копинг-стратегии у подростков с акцентуациями характера, склонных к проявлению агрессии

6632

Аннотация

Анализируются статистические данные, касающиеся уровня подростковой преступности и отклоняющегося поведения у несовершеннолетних в Российской Федерации. С акцентом на механизмы совладания со стрессом описываются подходы к исследованию факторов риска агрессии у подростков. Приводятся результаты предварительного эмпирического исследования, направленного на выявление специфических копинг-стратегий у подростков с заострением характерологических черт, склонных к агрессивному реагированию. Авторы отмечают, что в качестве факторов, повышающих вероятность агрессивного реагирования, можно рассматривать склонность к конфронтации и уходу от конструктивного рационального разрешения проблем, а также низкий самоконтроль над эмоциональными побуждениями; важную роль в формировании готовности к агрессивному реагированию играют эмоция гнева и враждебное восприятие ситуаций.

Общая информация

Ключевые слова: копинг-стратегии, акцентуация характера, агрессивное поведение подростков

Рубрика издания: Юридическая психология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Мартынова И.Р., Ошевский Д.С. Копинг-стратегии у подростков с акцентуациями характера, склонных к проявлению агрессии [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. Том 5. № 3. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2013_n3/62507 (дата обращения: 22.11.2024)

Полный текст

В течение последних лет отмечается снижение абсолютных показателей подростковой преступности. Если в 2008 г. было зафиксировано 116091 правонарушений, совершенных лицами, не достигшими восемнадцатилетнего возраста, то в 2012 г. этот показатель составил 59468 [7]. На расширенном заседании коллегии МВД с участием Президента РФ были озвучены следующие цифры. В 2012 г. количество общественно опасных деяний, совершенных подростками, сократилось почти на 11 %; тяжких и особо тяжких преступлений - на 27 %. Подчеркивалось, что доля преступности несовершеннолетних в общей структуре снизилась до 5 % , и это самый низкий показатель за последние 15 лет [8]. Однако уровень социального неблагополучия несовершеннолетних остается все равно высоким. В настоящее время на профилактическом учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП) находится около 190 тыс. подростков [8]. Для таких подростков группы риска характерна тенденция к утяжелению социальных девиаций, в том числе в виде агрессивных деликтов [6]. Серьезную озабоченность вызывает тот факт, что в структуре подростковых правонарушений чуть менее половины (46 %) занимают агрессивно-насильственные деяния [7].

Увеличение числа насильственных действий несовершеннолетних наблюдается не только в России. Такая закономерность в течение последних 10-15 лет характерна и для европейских стран [1; 28]. Однако по обобщенным данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), собранным в 53 странах Европы [9], уровень агрессии среди несовершеннолетних в Российской Федерации превышает общеевропейские показатели примерно в 2,5-3 раза. Все это делает актуальным выявление факторов, облегчающих реализацию агрессивных побуждений у несовершеннолетних группы риска.

Исследования, проводимые в юридической и клинической психологии, позволили выделить у подростков ряд индивидуально-психологических свойств, заострение которых повышает вероятность агрессивного реагирования [14; 2; 5; 13; 17; 20; 22]. Не вызывает сомнения тот факт, что акцентуации характера имеют связи с риском агрессивного поведения [14; 22]. Представители персонологических и диспозиционных клинико­психологических концепций показали, что подростки с заострением индивидуальных черт, которое в англоязычной литературе обозначается как «трудный темперамент» [30], более зависимы от внешних обстоятельств и собственных непосредственных побуждений. Вместе с тем авторы лонгитюдных исследований [24; 25; 26; 29] полагают, что следует не только описывать связи отдельных индивидуальных свойств со склонностью к агрессивному поведению, но и более глубоко изучать их психологическую структуру.

В работах отечественных психиатров (П.Б. Ганнушкин, О.В. Кербиков, А.Е. Личко) подчеркивается, что акцентуации характера, не являясь психическим расстройством, все же делают субъекта уязвимым в случаях, когда «ситуация обращается к точкам наименьшего сопротивления - locus minoris resistencia» [14, c. 18]. В судебной психологии разработана интегративная трехмерная концепция криминальной агрессии [10; 18; 19]. Для лиц с акцентуациями характера описаны специфические механизмы взаимодействия личности и ситуации при совершении противоправных агрессивных действий. Показана роль фрустрационного фактора в реализации агрессивных побуждений. Представители когнитивно-мотивационного подхода [27] исходят из того, что лица с заострением индивидуальных черт обладают низким порогом фрустрации только к специфическим ситуациям. В связи с этим ряд авторов сконцентрировали свое внимание на стратегиях совладания со стрессом [21; 31]. Было выявлено, что характерологические особенности оказывают влияние на выбор субъектом неадаптивных копинг-стратегий, что, в свою очередь, повышает риск агрессивного реагирования. Однако на подростковом материале подобных исследований не проводилось. Кроме того, остаются неизученными специфические сочетания копинг-стратегий, используемых несовершеннолетними с различными акцентуациями характера.

Перечисленными обстоятельствами обусловлена актуальность проведенного нами предварительного исследования, цель которого - выявление связи между специфическими копинг-стратегиями у несовершеннолетних с акцентуациями характера и склонностью к агрессивному реагированию.

Для достижения указанной цели были обследованы подростки - 24 юноши и 19 девушек. Испытуемыми выступили ученики Общеобразовательной школы-интернатасреднего (полного) общего образования № 42 г. Москвы и воспитанники Социального приюта для детей и подростков ЮАО г. Москвы. В результате экспертных оценок воспитателей, учителей и психологов учреждений была выделена основная выборка (n=22), в которую вошли подростки, склонные к физической агрессии (агрессивные акты были задокументированы в их личных делах). Группу сопоставления составили несовершеннолетние, не имеющие подобных проблем (n=21). Обследуемые двух выборок были уравнены по возрастному, гендерному и социальному аспектам. Средний возраст испытуемых составил 15,3± 1,4 лет.

Исследование проводилось в индивидуальной форме с каждым испытуемым. В качестве исследовательского инструментария были использованы следующие диагностические методики:

•        личностный опросник Басса-Перри [4];

•        личностный опросник для определения типа акцентуации Леонгарда- Шмишека [3];

•        модифицированная методика копинг-стратегий Лазаруса [15].

Для верификации полученных данных применялись математико-статистические методы, реализованные в программной среде SPSS Statistics 20. Сравнительный анализ независимых выборок проводился с помощью t-tests (критерий Стьюдента) с предварительной проверкой на нормальность распределения, а также с использованием критерия Манна-Уитни. Кроме того, проводился регрессионный анализ с использованием метода множественной линейной регрессии.

Для объективизации экспертных оценок было проведено сравнительное исследование между группами с помощью методики Басса-Перри (табл. 1).

Т а б л и ц а 1

Результаты по шкалам опросника Басса-Перри

Шкалы опросника

Группа сопоставления (mean)

Основная группа (mean)

Уровень значимости по критерию Манна-Уитни

Физическая агрессия

25,6

32

p<0,01

Гнев

22,7

29

Враждебность

25,8

28,8

 

Как и ожидалось, испытуемые основной группы продемонстрировали высокие показатели по шкале, характеризующей склонность к физической агрессии. Достоверных различий по другим шкалам получено не было. Как будет показано ниже, это связано с тем, что при различных акцентуациях характера преобладают определенные паттерны поведения в стрессовых ситуациях, связанных в большей степени со склонностью либо к враждебным, либо к гневливым реакциям.

Анализ результатов, полученных с помощью методики Леонгарда-Шмишека, позволил соотнести в процентном отношении типы акцентуаций характера у испытуемых исследуемых выборок. У обследуемых основной группы наибольший процент случаев приходился на гипертимную акцентуацию (60 % наблюдений). Примерно в равных пропорциях распределились экзальтированный и возбудимый тип (соответственно 32% и 28% наблюдений). Иная картина - у подростков, не склонных к агрессивному реагированию. В отношении гипертимной и экзальтированной акцентуации получены сопоставимые значения (соответственно 48% и 32% наблюдений). Вместе с тем у группы сопоставления не отмечено акцентуаций по возбудимому типу, при этом чуть более, чем в трети случаев (32%), обнаружено заострение циклотимных черт. Можно предположить, что именно возбудимая акцентуация, которая включает в себя склонность к самовзвинчиванию, повышает риск агрессивного реагирования.

Сравнительное исследование копинг-стратегий по общим выборкам показало (табл. 2), что несовершеннолетних, склонных к агрессивному реагированию, отличает низкий контроль над своим поведением. При этом у них обнаруживается тенденция при возникновении сложностей во взаимодействии усугублять положение и не учитывать интересы другого человека. Не исключено, что подобные механизмы связаны с излишней эмоциональностью и повышенным эгоцентризмом. Указанная тенденция наиболее явно прослеживается у несовершеннолетних с гипертимной акцентуацией. Возможно, у подростков с заострением других черт будут проявляться иные модели поведения. Однако в силу ограниченности выборки в настоящем исследовании проследить их не удалось.

Т а б л и ц а 2

Результаты сравнения копинг-стратегий у подростков, полученные с помощью методики
Лазаруса

Общая выборка

Шкалы опросника

Группа сопоставления (mean)

Основная группа (mean)

Уровень значимости по критерию Манна-Уитни

Конфронтация

47,1

66,4

p<0,01

Самоконтроль

66,9

53,2

p<0,01

Подростки с гипертимной акцентуацией характера

Шкалы опросника

Группа сопоставления (mean)

Основная группа (mean)

Уровень значимости по критерию Манна-Уитни

Конфронтация

40

64,71

p<0,01

 

Для выявления сочетанных характеристик индивидуальных свойств, касающихся агрессивного поведения и стратегий разрешения проблемных ситуаций, был проведен регрессионный анализ (табл. 3 и 4).

Т а б л и ц а 3

Индивидуальные свойства, касающиеся агрессивных тенденций, полученные с помощью
опросника Басса-Перри у подростков с различными акцентуациями характера

Основная группа

Акцентуация / Шкала агрессивности

Возбудимая

Гипертимная

Экзальтированная

Физическая агрессия

R=0,553

R=0,629

Гнев

R=0,598

R=0,693

Враждебность

R=0,910

Группа сравнения

Акцентуация / Шкала агрессивности

Циклотимический

Гипертимная

Экзальтированная

Гнев

R=0,834

R=0,690

Враждебность

R=0,782

R=0,536

         

 

У подростков, не склонных к проявлению агрессии, обращает на себя внимание отсутствие в результатах регрессии связей с физической агрессией. По-видимому, вследствие хорошо сформированных механизмов контроля над эмоциями, о чем говорилось ранее, негативные переживания гнева и враждебные тенденции имеют иные формы выражения и не выходят на уровень агрессивных действий. У несовершеннолетних основной группы выявляется специфичность в реализации агрессивных побуждений в зависимости от акцентуации характера. Так, для подростков с заострением черт по гипертимному типу, в целом не склонных к физической агрессии, агрессивное поведение реализуется, в основном, по типу ситуационного реагирования. Важную роль в этом процессе играет эмоция гнева, которая, по-видимому, выступает в роли триггера. Аналогичная тенденция прослеживается у подростков с экзальтированной акцентуацией. Однако она может усиливаться за счет склонности к отреагированию возникающего напряжения в виде физической агрессии. У несовершеннолетних основной группы с возбудимой акцентуацией характера важную роль в реализации агрессивных действий играет когнитивно-эмоциональный компонент. Они, по-видимому, склонны неверно истолковывать ситуации и воспринимать эти ситуации в негативном ключе.

                                                                                                                                                           Т а б л и ц а 4

Копинг-стратегии, полученные с помощью методики Лазаруса, у подростков
с различными акцентуациями характера

Основная группа

Акцентуация /

Копинг- стратегии

Возбудимая

Гипертимная

Экзальтированная

Конфронтация

R=0.889

R=0,734

R=0,941

Дистанцирование

R=0,648

R=0,608

Группа сравнения

Акцентуация /

Копинг- стратегии

Циклотимная

Гипертимная

Экзальтированная

Дистанцирование

R=0,921

Поиск социальной поддержки

R=0,657

Принятие ответственности

R=0,581

Бегство                     и

избегание проблемы

R=0,669

R=0,543

Планирование и решение проблемы

R=0,734

Положительная переоценка ситуации

R=0,645

 

 

Регрессионный анализ в группе подростков, склонных к проявлению агрессии, показал схожесть набора копинг-стратегий у несовершеннолетних с гипертимной и возбудимой акцентуацией. Однако механизмы реализации агрессивных побуждений имеют свою специфичность. Подростки с заострением гипертимных черт реагируют конфронтацией в ответ на ситуацию. При этом ведущим является эмоциональный компонент, провоцируемый гневом. Дистанцирование от проблемы, по-видимому, затрудняет процесс рационального разрешения проблемы. У несовершеннолетних с возбудимой акцентуацией характера в основе лежит более сложный механизм. Не исключено, что во враждебном восприятии ситуаций присутствует интеллектуальный компонент. Можно предположить, что копинг-стратегии в виде конфронтации и дистанцирования у таких подростков носят устойчивый характер и могут рассматриваться как предиспозиция к агрессивному реагированию.

У несовершеннолетних с гипертимной акцентуацией, не склонных к агрессии, в качестве копинг-стратегий, снижающих вероятность агрессивного реагирования, выступают эмоционально детерминированные решения избежать проблемы и открытого конфликта либо попытки их позитивной переоценки.

Сопоставление результатов, которые получены у подростков основной группы и группы сопоставления, имеющих заострение черт по экзальтированному типу, позволяет заключить, что одним из возможных способов контроля над негативными эмоциями и связанными с ними агрессивными реакциями является процесс рационального планирования последовательности своих действий.

Обобщая полученные результаты, можно заключить, что при разрешении проблемных ситуаций подростки с различными индивидуальными свойствами используют специфические копинг-стратегии. В качестве паттерна, повышающего вероятность агрессивного реагирования, можно рассматривать склонность к конфронтации и уходу от конструктивного рационального разрешения проблемы. Важную роль в формировании готовности к агрессивному реагированию играют эмоция гнева и враждебное восприятие ситуаций.

Выявленные особенности следует учитывать при планировании и проведении профилактических и коррекционных мероприятий с несовершеннолетними группы риска.

Одним из вариантов такой работы могут быть тренинги, направленные на развитие способностей противостоять внешним обстоятельствами. Эффективность использования подобных средств показана на модели профилактики употребления несовершеннолетними психоактивных веществ [21]. При соответствующем психологическом обосновании и разработке специализированных программ они могут быть использованы при сопровождении подростков, склонных к агрессивному поведению.

Литература

  1. Блекборн Р. Психология криминального поведения. СПб.: Питер,  2004.  495 с.
  2. Булыгина В.Г. Нарушения саморегуляции у несовершеннолетних
    с выраженными психическими расстройствами, совершивших общественно опасные деяния: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2006.  22 с.
  3. Бурлачук Л.Ф., Духневич В.Н. Акцентуации личности: что диагностируем? // Вопросы психологии. 1998.  № 2.  С. 136–143.
  4. Дозорцева Е.Г. Аномальное развитие личности у подростков
    с противоправным поведением. М.: РИО «ГНЦ ССП Росздрава», 2004. 352 с.
  5. Ениколопов С.Н., Цибульский Н.П. Психометрический анализ русскоязычной версии Опросника диагностики агрессии А. Басса и М. Перри // Психологический журнал.  2007.  № 1. С. 115–124.
  6. Информация всероссийского портала «Ювенальная Юстиция России» [Электронный ресурс]. URL: http://www.juvenilejustice.ru/documents  http://www.psyedu.ru  (дата обращения: 26.06.2013).
  7. Информация сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс].  URL: http://mvd.ru/presscenter/statistics/reports  (дата обращения: 26.06.2013).
  8. Информация сайта Президента Российской Федерации [Электронный ресурс].  URL:  http://kremlin.ru/news/17461 (дата обращения: 4.06.2013).
  9. Информация сайта Всемирной организации здравоохранения [Электронный ресурс]. URL:  http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0012/121314/E94277.pdf (дата обращения: 26.06.2013).
  10. Калашникова А.С. Психологические механизмы аутоагрессивных
    и гетероагрессивных действий у лиц с психическими расстройствами, не исключающими вменяемости: Автореф. дис. …  канд. психол. наук.  М., 2010.  20 с.
  11. Крыжановская И.В. Роль акцентуации характера в профессиональном самоопределении личности // Психолого-педагогические исследования в системе образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции/ Под ред.  
    И.И. Ильясова: В 2 ч.Ч. 2. Челябинск, 2005. С. 27–37.
  12. Кобзева О.В. Динамика агрессивности и ее взаимодействия с личностными особенностями в подростковом и юношеском возрастах: Автореф. дис. …  канд. психол. наук.  М., 2006. 21 с.
  13. Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) // Журнал практического психолога.  2007. № 3.  С. 93–112.
  14. Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатии у подростков.  М.: АпрельПресс, 1999. 406 с.
  15. Методика психологической диагностики способов совладания со стрессовыми и проблемными для личности ситуациями: Пособие для врачей и медицинских психологов / Вассерман Л.И., Иовлев Б.В., Исаева Е.Р., Трифонова Е.А., Щелкова О.Ю., Новожилова М.Ю., Вукс А.Я.  СПб.: Изд-во НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2009.  38 с.
  16. Никитин A.B. Психологические особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте: Автореф. дис. … канд. психол. наук.  М., 2006.  22 с.
  17. Ошевский Д.С. Психическое развитие у подростков с психическими расстройствами, совершивших агрессивно-насильственные правонарушения (психологический аспект): Автореф. дис. … канд. психол. наук.  М, 2006. 22 с.
  18. Сафуанов Ф.С. Психологическая типология агрессии //Психологический журнал. 1999. № 6. С. 24–35.
  19. Сафуанов Ф.С. Психология криминальной агрессии: Монография. М.: Смысл, 2003. 300 с.
  20. Семенова О.Ф. Особенности смысловой сферы несовершеннолетних
    с психическими расстройствами, совершивших насильственные правонарушения: Автореф. дис. … канд. психол. наук.  М., 2001. 21 с.
  21. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Копинг-поведение и психопрофилактика психосоциальных расстройств у подростков // Обозрение психиатрии и мед. психологии. 1994. № 1. С. 63–74.
  22. Ушанова А.А. Личностные детерминанты агрессии подростков: Автореф. дис. … канд. психол. наук.  Ярославль 2009. 20 с.
  23. Amirkhan J.H. A factor analytically derived measure of coping: The Coping Strategy Indicator // Journal of Personality and Social Psychology. 1990. Vol. 4. Р. 1066–1074.
  24. Farrington D. Early predictors of adolescent aggression and adult violence // Violence and Victims / Eds. I. D. Waldman. Cambridge: Cambridge University Press, 1989. Р. 79–100.
  25. Farrington D. Childhood aggression and adult violence: Early precursors and later life outcomes // The Development and Treatment of Childhood Aggression /Eds. D.J. Pepler,  K.H. Rubin. Hillsdale.  N. Y.: Lawrence Erlbaum, 1991. Р. 5–29.
  26. Farrington D. Multiple Risk Factors for Multiple Problem// Multi-problem Violent Youth/  Eds. R.R. Corrado. Cracow,  2002. Р. 23–35.
  27. Lazarus R.S. Psychological Stress and the Coping Process. N. Y.: McGraw-Hill, 1966. 236 р.
  28. Lodewijks H.P.B., Doreleijers T.A.H. et al.  Predictive validity of the Structured Assessment of Violence Risk in Youth (SAVRY) during residential treatmen // International Journal of Law and Psychiatry.   2008.  Vol. 31.  Р. 263–271.
  29. Loeber R., Farrington, D.P., Stouthamer-Loeber M.  et al. The development of male offending: Key findings from fourteen years of the Pittsburgh Youth Study // Taking Stock of Delinquency: An Overview of  Findings from Contemporary Longitudinal Studies/ Eds. T. Thornberry, M. Krohn. N. Y.: Kluwer/Plenum, 2003. Р. 93–136.
  30. Smart D., Prior M. et al. Children with reading difficulties: A six-year follow-up from early primary school to secondary school //Australian  Journal of  Psychology. 2001. Vol. 35. Р. 45–53.
  31. Taylor S. Coping Strategies. 1998 [Электронный ресурс].  URL: http://www.macses.ucsf.edu/Research/Psychosocial/notebook/coping.html (дата обращения: 26.06.2013).

Информация об авторах

Мартынова Ирина Романовна, магистрант института «Информационные технологии и прикладная математика» , Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0009-0007-3140-2490, e-mail: irina.mart.r@gmail.com

Ошевский Дмитрий Станиславович, кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник лаборатории психологии детского и подросткового возраста, Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского Минздрава России (ФГБУ «НМИЦ ПН имени В.П.Сербского» МЗ РФ), доцент кафедры юридической психологии и права, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), ФГБНУ «Научный центр психического здоровья» ведущий научный сотрудник отдела организации психиатрических служб , Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3465-6302, e-mail: oshevsky@serbsky.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 13586
В прошлом месяце: 23
В текущем месяце: 31

Скачиваний

Всего: 6632
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 7