О разработке профессионального стандарта специалиста в области педагогической психологии (деятельность по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся)

1370

Аннотация

Рассматриваются две модели (два типа организации) психологической службы образования, принципиальное отличие которых заключается в том, где работает школьный психолог – в школе (образовательной организации) или вне школы (в консультации, ППМС-центре, ПМПК, психологическом кабинете при районных или городских отделах местных органов власти). Доказывается, что разрабатываемый в настоящее время профессиональный стандарт специалиста в области педагогической психологии (деятельность по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся), направленный на развитие общенациональной психологической службы в России, должен предусматривать сочетание обеих моделей – обеспечивать возможность взаимодействия психолога, работающего внутри того или иного учреждения, со специалистами из районных (городских) психологических центров, кабинетов или консультаций.

Общая информация

Ключевые слова: профессиональный стандарт, специалист в области педагогической психологии, деятельность по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся

Рубрика издания: Методология и технология образования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Забродин Ю.М., Леонова О.И., Волошина И.А. О разработке профессионального стандарта специалиста в области педагогической психологии (деятельность по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся) [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. Том 5. № 3. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2013_n3/62404 (дата обращения: 22.11.2024)

Полный текст

Стандартизация как процесс установления требований к профессиональной деятельности (работнику) и их нормативное закрепление имеет своей целью установление «общих правил игры», понятных для ее участников [3]. В качестве аналога таких стандартов, как в советской, так и в современной отечественной практике управления воспроизводством рабочей силы, рассматриваются квалификационные справочники - «Тарифно­квалификационный справочник работ и профессий рабочих» («ЕТКС») и «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих» («ЕКС»).

В целом система квалификационных справочников до 1990-х гг.1 довольно эффективно справлялась с вопросами обеспечения экономики кадрами, регламентации и организации труда рабочих, специалистов и служащих.

Однако в 1990-е гг. возникло множество организационных, правовых, методических, финансовых и прочих проблем в области использования системы квалификационных справочников. Прежде всего, за годы рыночных преобразований в значительной степени изменилась структура занятости населения. Так, если к началу 1990-х гг. она носила преимущественно индустриальный характер, то в настоящее время в этой структуре значительное место занимает сфера услуг. Кроме того, появилось множество профессий, не существовавших в период централизованной плановой экономики (с предприятиями преимущественно государственной формы собственности), - менеджеры, логисты, маркетологи и пр., что также требует отражения в содержании квалификационных справочников.

Несмотря на известное несоответствие описаний «ЕКС» и реального содержания работ по большинству профессий, существует четкое понимание того, что от применения профессиональных стандартов возможны как экономические, так и социальные выгоды. С экономической точки зрения связь между вложениями в человеческий капитал и производительностью в большей мере проявляется в росте технологичных рабочих мест. С социальной точки зрения профессиональные стандарты создают гибкую основу построения паритетных (договорных) отношений между работниками и работодателями.

Значимость разработки систем профессиональных стандартов повышается в условиях интернационализации производства, торговли и рынков труда. Если принятие стандартов ISO 9000 можно рассматривать как направление, имеющее значительные последствия для роста производительности, то профессиональные стандарты имеют такое же по силе влияние на развитие человеческого капитала, в том числе на профессиональное образование. Уже многие страны сделали определенные шаги для согласованного развития профессиональных и образовательных стандартов, а многие начинают развивать международные стандарты и адаптировать национальные стандарты к международным требованиям.

Опыт развития систем профессиональных стандартов в развивающихся странах показывает, что внедрение стандартов может способствовать реформированию наиболее консервативных областей экономики и социальной сферы, прежде всего, через оценку и признание результатов предшествующего обучения, разработку более гибких и релевантных программ профессиональной подготовки.

Исследования показывают: несмотря на то, что существуют неоспоримые экономические и социальные предпосылки, все же развивающиеся страны сталкиваются с особенными проблемами в этой области.

Среди этих проблем можно выделить следующие:

• инвестиционные затраты. Опыт стран со средним уровнем дохода, таких, например, как Румыния и Турция, показывает, что для того чтобы разработать наиболее важные профессиональные стандарты и обеспечить жизнеспособность будущей национальной системы профессиональных стандартов, необходимы инвестиции в размере не менее 2 млн долларов США в год. По оценкам, разработка профессиональных стандартов может занять 3-5 лет;

•        - наличие большого неформального сектора экономики;

•        - наличие международных стандартов, не согласующихся с национальными. По существу, при разработке профессиональных стандартов в развивающихся странах возникает проблема непротиворечивого учета собственного и международного опыта.

Как показывает международный опыт, к вопросам развития систем профессиональных стандартов должен быть привлечен широкий круг участников (правительство, профессиональные союзы и союзы работодателей, предприятия и их объединения, ассоциации, профессиональные /технические ассоциации, образовательные организации и т. д.).

Это обусловлено следующими обстоятельствами:

•        работодатели должны видеть потенциал увеличения производительности труда, должны быть уверены, что выпускники учебных заведений хорошо подготовлены;

•        профсоюзы должны видеть, что стандарты способны облегчить доступ к занятости и способствовать росту трудовой мобильности;

•        образовательные учреждения и государственные структуры должны видеть в стандартах путь для развития и повышения качества образовательных программ и программ обучения и т. д.

В течение последних 20 лет деятельность по разработке, совершенствованию и широкому внедрению в практику профессиональных стандартов развивается в мире по нескольким направлениям.

1.     Происходит движение от локальных отраслевых систем стандартов к формированию общенациональных систем. Эта тенденция отмечается в таких странах, как Австралия, Канада, Великобритания, США, Германия, Япония, Нидерланды, Чили, Малайзия, Филиппины, Турция, Румыния и др.

2.     Разрабатываются новые подходы и методы формирования и использования профессиональных стандартов. Они начинают активно применяться как в сфере труда, обеспечивая управляемый карьерный рост и профессиональное развитие, так и в сфере образования, где создают основу для разработки программ профессиональной подготовки и более эффективных методов оценивания и аттестации результатов профессионального обучения.

3.     Увеличивается круг «пользователей» профессиональных стандартов. Он охватывает не только сотрудников кадровых служб и служб, отвечающих за внутрифирменную подготовку персонала, но и работодателей и работников, учащихся профессионального образования разного уровня, преподавателей и руководители учебных заведений и т. д.

4.     Расширяется обмен опытом по проблемам формирования и использования профессиональных стандартов. Все больше и больше стран в различных регионах мира начинают разрабатывать и применять общенациональные профессиональные стандарты. В этот список входят развитые экономические страны, страны Азии и Латинской Америки, Центральной и Восточной Европы, бывшие советские республики.

5.     Создание профессиональных стандартов, их эффективное использование и поддержание требует урегулирования следующих проблем:

6.     Привлечение всех заинтересованных сторон к работе по формированию (созданию) и использованию профессиональных стандартов, рациональное распределение полномочий между ними, при этом особое внимание необходимо уделять роли и участию работодателей в данном процессе;

7.     Формирование организационных механизмов разработки, внедрения и поддержания профессиональных стандартов, которые бы позволяли своевременно и качественно обновлять стандарты и обеспечивали бы преемственность «новых» и «старых» стандартов.

8.     Идея разработки профессиональных стандартов в нашей стране является результатом понимания новых проблем, связанных с модернизацией экономической и социальной сфер России, а также обобщения опыта в области обеспечения качества рабочей силы.

9.     Ключевыми моментами в определении профессионального стандарта являются следующие:

■        профессиональный стандарт имеет нормативный характер;

■        профессиональный стандарт определяет требования к трудовым функциям работника.

Практическая работа над созданием российских профессиональных стандартов в различных областях деятельности началась в конце 1990-х гг. под эгидой Министерства труда и социального развития Российской Федерации (1998-2004 гг.) [5]. В результате в 1999 г. Министерством труда и социального развития Российской Федерации (Минтруд России) было подготовлено Постановление «О квалификационных требованиях (профессиональных стандартах) к основным должностям работников туристской индустрии» с приложением «Квалификационные требования (профессиональные стандарты) к основным должностям работников туристской индустрии» [5]2. В соответствии с данным документом квалификационные требования (профессиональные стандарты) «...предназначены для решения вопросов, связанных с обеспечением эффективной системы управления персоналом и качеством труда, регулированием трудовых отношений в организациях независимо от форм собственности и организационно­правовых форм деятельности» [5]. Данный документ устанавливал, что «.квалификационные требования являются нормативными документами, предназначенными для определения основных обязанностей работников, планирования их профессионального роста, организации профессиональной подготовки и повышения квалификации соответственно развитию требований к качеству и продуктивности услуг, подбору, расстановке и использованию кадров, а также обоснованию принимаемых решений при аттестации руководителей и специалистов» [5].

Исследования и разработки профессиональных стандартов в России активизировались после 2007 г. В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года» отмечается, что одним из направлений повышения качества рабочей силы является «разработка системы профессиональных стандартов», а также «модернизация программ обучения всех уровней на базе квалификационных требований» [4]. Ключевым элементом, основой развития указанных направлений является построение системы профессиональных стандартов, отражающих современную реальность и перспективы модернизации экономической и социальной сфер России. Согласно «Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года», профессиональные стандарты являются основой для разработки образовательных стандартов [1].

В соответствии с Указом Президента РФ от 07 мая 2012 года «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Правительству Российской Федерации поручено:

-    подготовить и внести до 1 сентября 2012 г. в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов;

-                  утвердить до 1 декабря 2012 г. план разработки профессиональных стандартов;

-                  разработать к 2015 г. и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов.

Системную работу в этой области проводит Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) силами учрежденного им Национального агентства развития квалификаций (НАРК). РСПП во взаимодействии с объединениями работодателей, федеральными органами исполнительной власти, сообществами образовательных и научных учреждений сформирована Комиссия по профессиональным стандартам.

Введены в действие документы, регулирующие практику разработки и утверждения профессиональных стандартов: «Макет» и «Положение о профессиональном стандарте», а также «Порядок экспертизы проектов профессиональных стандартов, представленных в Комиссию по профессиональным стандартам». Подготовлены и представлены в Правительство РФ предложения по разработке профессиональных стандартов совместными усилиями органов государственной власти и объединений работодателей. В настоящее время расширяется количество компаний и объединений, привлеченных к разработке профессиональных стандартов, в целях создания отраслевых профессиональных стандартов.

Для более тесного и эффективного сотрудничества сферы труда и системы профессионального образования в 2010 г. РСПП и Министерство образования и науки РФ утвердили «Положение о формировании системы независимой оценки качества профессионального образования» и «Положение об оценке и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах».

В настоящее время Комиссией НАРК РСПП (www.nark-rspp.ru)рекомендованы к использованию и внесению в Национальный реестр более 60 профессиональных стандартов, сформирован координационный план разработки профессиональных стандартов, в различной степени разработки находятся более 80 стандартов для различных отраслей экономики.

Для стандарта специалиста в области педагогической психологии (деятельность по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся) это означает, в первую очередь, необходимость учета реальности условий и содержания профессионального труда психологов образования, т. е. необходимость анализировать опыт отечественной и зарубежной психологических служб образования. Такой анализ позволил выделить, в частности, две модели (или два типа организации) психологической службы образования, принципиальное отличие которых заключается в том, где работает школьный психолог - в школе (образовательном учреждении) или вне школы (в консультации, ППМС-центре, психологическом кабинете при районных или городских отделах местных органов власти) [3; 6].

Первая модель предполагает работу группы психологов в специализированном образовательном учреждении, особом центре (при государственном или муниципальном органе управления образованием). Такая форма организации психологической службы распространена в ряде европейских государств, а также в ряде стран Центральной и Восточной Европы. В рамках этой модели психологи организуют работу с учителями и родителями с целью повышения их психологической грамотности, проводят для них консультации по вопросам обучения и воспитания детей, проводят коррекционную работу с отдельными учащимися и дают на основании этого рекомендации учителю или родителям по дальнейшей работе с этими учащимися. Они организуют постоянно действующие тренинги и научно-практические семинары по проблемам психологии детства, возрастной, педагогической, социальной психологии, психологии личности и межличностных отношений.

Эта модель имеет два основных недостатка. Во-первых, психологическая служба оказывается оторванной от прямого участия в учебно-воспитательном процессе: основная работа ведется по запросам школы, учителей и родителей, которые, сами не являясь психологами, обращаются к специалистам лишь по поводу тех учащихся, у которых ярко выражены отклонения в поведении и развитии. Основная же масса учеников остается вне поля зрения психолога. Во-вторых, эта модель провоцирует потенциальных клиентов на ожидание немедленных позитивных сдвигов в решении каждой конкретной проблемы, с которой они пришли к психологу.

Вторая модель школьной психологической службы предполагает работу практического психолога непосредственно в школе (ОУ). Это позволяет психологу более основательно вникнуть в реальную воспитательную ситуацию, узнать как учителей, так и учащихся, их взаимоотношения, вступить в контакт с родителями. Психолог имеет возможность сочетать изучение личности и поведения ребенка в реальных жизненных условиях с углубленным анализом его индивидуальных особенностей. Анализируя «систему всех влияний» на ребенка, психолог получает очевидную оценку результативности своей деятельности (непосредственно наблюдая за тем, как претворяются в жизнь его советы и рекомендации, какие изменения произошли в образовательном процессе в результате его консультативной или профилактической работы и т. д.). Эта модель, как принято считать, точнее отвечает решению перспективной задачи психологической службы образования - максимальному содействию развитию каждого учащегося и в большей мере предусматривает активные формы деятельности специалиста:     психопрофилактику, психологическое сопровождение реализации образовательных программ, оценку образовательных результатов и пр.

Мы полагаем, что развитие общенациональной психологической службы в России должно предусматривать сочетание обеих моделей, иными словами, обеспечить возможность взаимодействия психолога, работающего внутри того или иного учреждения, со специалистами из районных (городских) психологических центров, кабинетов или консультаций.

Отметим, что на сегодняшний день в России практически сложилась нормативная база разработки и внедрения профессиональных стандартов. В процессе создания «Макета Профессионального стандарта специалиста в области педагогической психологии (деятельность по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся)» использованы следующие нормативные документы:

Постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов»;

Проект Приказа Минтруда России от 14 февраля 2013 г. «Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессиональных стандартов»;

Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 147н «Об утверждении Макета профессионального стандарта»;

Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов»;

«Трудовой кодекс Российской Федерации»;

Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;

«Общероссийский классификатор видов экономической деятельности. Russian classification of economic activities.Ok 029-2001».

1Следует отметить, что определенные трудности в системе подготовки кадров, отчасти связанные с требованиями, отраженными в квалификационных характеристиках, уже начали проявляться в 1980-х гг. Это было обусловлено, прежде всего, тем, что внедрение в производство новых образцов техники (станков с ЧПУ и пр.) требовало универсализации знаний, умений и навыков, однако это не нашло должного отражения в квалификационных характеристиках и как следствие - в программах подготовки рабочих и специалистов.

2В настоящее время данное постановление фактически утратило силу в связи с истечением срока действия.

Литература

  1. Забродин Ю.М., Пахальян В.Э. К вопросу о необходимости разработки стандарта профессиональной переподготовки по специальности «Практическая психология» // Вестник практической психологии образования. 2011. № 4. 
    C. 100–106.
  2. Иванов Н.А., Одегов Ю.Г., Андреев К.Л. Трудовой потенциал промышленного предприятия. Проблемы управления: теория, методология, опыт. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1988. 168 с.
  3. Иванников В.А. Проблемы подготовки психологов // Вопросы психологии.  2006.  № 1.  С. 48–53.
  4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года/Федеральный центр образовательного законодательства [Электронный ресурс].  URL: http://www.lexed.ru/doc.php?id=3450#  (дата обращения: 12.08.2013).
  5. Постановление Минтруда РФ от 10 октября 2002 г. № 71 «О продлении срока действия и внесении изменений и дополнений в Квалификационные требования (профессиональные стандарты) к основным должностям работников туристской индустрии, утвержденные Постановлением Минтруда России от 17 мая 1999 г. № 8» // Консультант Плюс [Электронный ресурс].  URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=308405 (дата обращения: 12.08.2013).
  6. Рубцов В.В., Дубровина И.В., Забродин Ю.М., Метелькова Е.И., Романова Е.С., Семикин В.В. Концепция развития системы психологического обеспечения (психологической службы) образования в Российской Федерации на период до 2010 года // Психологическая наука и образование. 2007. № 1.  C. 69–82.
  7. Требования работодателей к системе профессионального образования.  
    М.: МАКС Пресс, 2006.128 с.

Информация об авторах

Забродин Юрий Михайлович, доктор психологических наук, профессор, профессор, советник при ректорате, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8899-5572, e-mail: zabrodin_yuri@mail.ru

Леонова Олеся Игоревна, кандидат психологических наук, Руководитель Научно-методического центра сопровождения педагогических работников, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), исполнительный директор ФПО России, член президиума ФПО России, Координатор Президиума ФУМО ВО «Образование и педагогические науки», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1440-5207, e-mail: olesya_leonova@mail.ru

Волошина Ирина Александровна, кандидат психологических наук, Директор по развитию системы профессиональных квалификаций, Научно-исследовательского института труда и социального страхования Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Москва, Россия, e-mail: i.voloshina@rspp.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2505
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 1370
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1