Психолого-педагогические исследования
2012. Том 4. № 1
ISSN: 2587-6139 (online)
Самоотношение подростков с девиантным поведением
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: подросток, девиантное поведение, самоотношение, локус контроля, рефлексия, самоидентичность
Рубрика издания: Юридическая психология
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Панцырь С.Н. Самоотношение подростков с девиантным поведением [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. Том 4. № 1. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2012_n1/50857 (дата обращения: 22.11.2024)
Полный текст
О подростках с девиантным поведением, «трудных» подростках пишут в газетах и журналах, о них говорят на различных конференциях, упоминают в докладах работники правоохранительных органов. Приводятся статистические данные о значительном количестве подобных детей в России и о совершенных ими правонарушениях, попутно затрагиваются темы детского алкоголизма, наркомании, бродяжничества, хулиганства, воровства, разбойных нападений. Принимаются и меры по выявлению, коррекции и профилактике различных проявлений асоциальности среди подростков. Однако проблема «трудных» подростков не разрешается так быстро, как хотелось бы.
Изучению особенностей подросткового возраста уделяли внимание Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Э. Эриксон, Р. Бернс, И.С. Кон, А.П. Новгородцева и другие исследователи.
Установлено, что в данный возрастной период появляются новообразования, которые возникают из ведущей деятельности предшествующего периода и способствуют развитию личности подростка. Существенное изменение в этом возрасте - развитие мышления. По мнению Л.С. Выготского, главное в развитии мышления - овладение подростком процессом образования понятий, который ведет к высшей форме интеллектуальной деятельности, к новым способам поведения, осознанию действительности, себя в ней и к пониманию других людей [12]. Л.С. Выготский отметил также еще два новообразования - развитие рефлексии и на ее основе развитие самосознания. Развитие рефлексии у подростка, писал ученый, не ограничивается только внутренними изменениями самой личности: в связи с возникновением самосознания для подростка становится возможным и неизмеримо более глубокое и широкое понимание других людей [12]. В связи с этим формируются представления о других и, в первую очередь, о самом себе. Подросток находится в поиске наиболее благоприятных форм поведения, успешных образов собственной личности.
О развитии рефлексии в этом возрасте писал и Э. Шпрангер [1]. Он отмечал, что в подростковом возрасте происходит развитие собственной индивидуальности и открытие Я, что ведет к становлению самосознания.
Д.Б. Эльконин подчеркивал, что в подростковый период развития личности происходит поворот от направленности на мир к направленности на самого себя, формируется представление о себе как о «не ребенке», при этом сам подросток не знает, что он собой представляет. Подросток, сравнивая себя со взрослыми, обращается к самому себе с вопросом: «Кто я?» [15].
В подростковом возрасте возникает предпосылка формирования идентичности и Я-концепции, о чем говорит Э. Эриксон [1]. Подросток в поисках личной идентичности решает, какие действия являются для него важными, и вырабатывает определенные нормы для оценки своего поведения и поведения других людей. Включаясь в систему взаимоотношений с окружающими людьми, подросток получает оценку самого себя, своего поведения. Таким образом происходит формирование определенного уровня адекватности самоотношения, что включает в себя и нормализацию самооценки, и расширение представлений об образе Я, и умение адекватно применять рефлексию к окружающим событиям и к самому себе.
Исследуя самосознание личности, В.В. Столин [13] опирается на Дж. Мида, который говорил о том, что сущность человеческого индивида кроется в его социальных отношениях, а не в биологических. Человек, по мнению Дж. Мида, становится объектом отношений другого человека, прежде всего родителей. Отношение к ребенку предшествует его самоотношению, сознание его другими предшествует его самосознанию.
В.В. Столин [13] сообщает, что родители и другие взрослые могут воздействовать на формирование Я-образа и самоуважения ребенка.
Эффективность самосознания ребенка осуществляется благодаря уподоблению себя взрослым, другими словами - благодаря идентификации. Идентификация - это уподобление в форме переживаний и действий какого-то лица (субъекта) другому лицу (модели) [13]. В дополнение к этому определению В.В. Столин говорит о когнитивном и эмоциональном уподоблениях другому лицу, приводящим к формированию намерений и установок, к соответствующему поведению.
Самосознание в форме самопознания и самоотношения может влиять на развитие тех или иных черт и, следовательно, на развитие личности в целом.
Негативное формирование самоотношения влечет за собой трудности в социализации подростка, которые проявляются во внутреннем и внешнем планах. Эти трудности оказывают влияние на личностные особенности подростка, приводящие к девиантным формам поведения: бродяжничеству, хулиганству, употреблению психоактивных веществ и т.д.
Под «девиантным поведением», вызванным функциональными нарушениями [2], мы понимаем устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности и сопровождающееся ее социальной дезадаптацией [5].
«Личность» понимается нами как устойчивая система отношений человека к себе, к другим людям и к окружающей действительности в целом [10].
Рассматривая причину девиаций, Л.С. Выготский, в частности, пишет: «Природа таких случаев большей частью заключается в психологическом конфликте между ребенком и средой или между отдельными сторонами и слоями личности ребенка. Поэтому изучение трудновоспитуемых детей всегда должно исходить из исследования основного конфликта». Далее, говоря о методах исследования трудновоспитуемых детей, он отмечает: «Так как конфликт обусловлен обычно процессами в глубоких слоях психики ребенка, часто коренится в бессознательном, к изучению... следует применять методы, проникающие вглубь, позволяющие учесть интимную сторону его психологии» [3, с.178] и подчеркивает: «Изучение трудновоспитуемого ребенка более, чем какого-либо другого детского типа, должно основываться на длительном наблюдении его в процессе воспитания, на педагогическом эксперименте, на изучении продуктов творчества, игры и всех сторон поведения ребенка» [3, с.179].
Проводилось много исследований причин девиантного поведения. Такие авторы, как Д.И. Фельдштейн, Е.В. Змановская, Н.М. Иовчук, А.А. Северный, Ю.А. Клейберг, В.Д. Менделевич, Н.Р. Сидоров, Е.Г. Дозорцева, Ю.В. Зарецкий, Н.С. Смирнова, А.А. Шемшурин, Е.А. Поляков, К.В. Сыроквашина, С.А. Терехина и другие, рассматривали влияние социальных и индивидуально-психологических факторов на формирование девиантного поведения подростков [4; 5; 6; 8; 9; 11; 14].
В нашем исследовании мы занялись более детальным изучением особенностей самоотношения подростков с девиантным поведением и рассмотрели связь между отдельными аспектами самоотношения подростков и их самоопределением (или образом Я), рефлексией и направленностью развития локуса контроля.
В исследовании рефлексии мы опирались на работы А.В. Карпова, который полагает, что рефлексия - это одновременно и уникальное свойство, присущее лишь человеку, и состояние осознания чего-либо, и процесс репрезентации психике своего собственного содержания. Рефлексия является синтетической психической реальностью, которая выступает и как психический процесс, и как психическое свойство, и как психическое состояние одновременно, но не сводится ни к одному из них [7].
Целью нашего исследования было изучение особенностей самоотношения подростков с девиантным поведением в отличие от подростков с относительно нормальным поведением. В связи с этим были выдвинуты задачи: 1) провести сравнительный анализ степени выраженности самоотношения, локуса контроля, уровня развития рефлексии и самоопределения у подростков с девиантным поведением и подростков с относительно нормальным поведением; 2) исследовать корреляционную связь между выраженностью самоотношения и направленностью локуса контроля, рефлексией и самоопределением.
Мы предположили, что у подростков с девиантным поведением преобладают негативные формы самоотношения, сопровождаемые ярко выраженным внешним локусом контроля, низким уровнем развития рефлексии и недостаточной сформированностью самоопределения.
Исследование проводилось на двух выборках подростков. В первую, экспериментальную, группу вошли подростки с девиантным поведением, обучающиеся в специальной общеобразовательной школе для детей с девиантным поведением г. Москвы (далее - подростки с девиантным поведением) в количестве 60 человек и в возрасте от 11 до 16 лет. Во вторую, контрольную, группу вошли подростки с относительно нормальным поведением, обучающиеся в средних общеобразовательных школах г. Москвы (далее - подростки относительной нормы) в количестве 56 человек и в возрасте от 11 до 16 лет.
На данном этапе нашего исследования мы сконцентрировали внимание на выраженности личностных особенностей у подростков при проявлении девиантных форм поведения, не разделяя испытуемых на младших и старших подростков.
Для выявления подростков с девиантным поведением и подростков относительной нормы использовался метод включенного наблюдения (наблюдения в учебном процессе, во внеурочное время), беседа с подростком и учителями (классными руководителями, воспитателями) школы, а также изучение личных дел подростков. Включенное наблюдение позволило в естественной для испытуемых среде увидеть истинное поведение подростков, отследить особенности их межличностного взаимодействия.
Для исследования особенностей личности подростков применялись следующие методики: «Методика исследования самоотношения (МИС)», (С.Р. Пантилеев, 1989 г.), «Методика когнитивной ориентации - локус контроля» (Д. Б. Роттер), методика «Диагностика рефлексии» (А.В. Карпов). Кроме того мы использовали методику «Кто Я?» - тест двадцати высказываний М. Куна и Т. Макпартленд, которая направлена на выявление уровня самоопределения и позволяет получить обобщенный уровень выраженности образа Я, или самоидентичности, составить более полные представления об уровне развития рефлексии испытуемых. Для статистического сравнения полученных результатов обеих групп испытуемых использовался критерий Манна-Уитни для независимых выборок и корреляционный анализ для выявления взаимосвязей между выявленными параметрами (пакет статистических программ SPSS for Windows, Standard Version 13, Copyright © SPSS Inc.,2005).
На начальном этапе исследования был проведен сравнительный анализ результатов, полученных в группах подростков с девиантным поведением и подростков относительной нормы (табл. 1).
Т а б л и ц а 1
Результаты сравнительного анализа степени выраженности самоотношения, локуса контроля, уровня развития рефлексии и самоопределения у подростков с девиантным поведением и подростков относительной нормы
Исследуемые параметры |
Средние значения |
Уровень значимости |
|
Подростки с девиантным поведением |
Подростки относительной нормы |
||
Уровень рефлексии |
2,95 |
4,1 |
114,000 * |
Уровень самоопределения |
8,62 |
14,52 |
85,500 ** |
Внешний локус контроля |
12,6 |
11,05 |
82,500 |
Внутренний локус контроля |
10,64 |
11,8 |
93,000 ** |
Выраженность самоотношения: |
|
||
Шкала 1. Открытость/закрытость |
5,9 |
5,43 |
1155,000* |
Шкала2. Самоуверенность |
5,8 |
5,88 |
1356,000 |
Шкала 3. Саморуководство |
6,42 |
5,75 |
1092,500* |
Шкала 4. Отраженное самоотношение |
5,7 |
5,05 |
1129,000* |
Шкала 5. Самоценность |
6,1 |
7,11 |
923,500** |
Шкала 6. Самопринятие |
5,9 |
6,46 |
1085,000* |
Шкала 7. Самопривязанность |
6,5 |
4,91 |
722,500** |
Шкала 8. Внутренняя конфликтность |
6,3 |
5,3 |
820,500** |
Шкала 9. Самообвинение |
5,56 |
5,45 |
1413,500 |
Примечание. * - при р<0,05 (критерий Манна-Уитни); ** - при р<0,01(критерий Манна- Уитни); M - среднее значение.
Приведенные в табл. 1 данные показывают следующее.
У подростков с девиантным поведением:
- значительно снижен уровень развития рефлексии. Эти результаты говорят о том, что таким подросткам в меньшей степени свойственно задумываться над происходящим, над причинами своих действий, над их последствиями. Подростки данной группы обычно не склонны планировать собственную деятельность, они импульсивны и ограничиваются рассмотрением меньшего количества деталей при принятии решения;
- преобладает низкий уровень самоопределения. Это говорит о том, что такие подростки не желают предъявлять себя даже самим себе, в повседневной жизни пользуются наиболее простыми и очевидными характеристиками. У подростков этой группы слабо развит ролевой репертуар либо не сформирована адекватная самоидентичность;
- при низком уровне рефлексии в индивидуальной беседе с помощью наводящих вопросов выявляется конструктивная рефлексия собственного поведения и своих социальных и психологических ролей;
- наблюдаются более высокие показатели по шкале «Внешний локус контроля». Другими словами, значительная часть девиантных подростков относится к экстерналам. Им свойственно внешне направленное защитное поведение.
При этом хотелось бы отметить тот факт, что среди подростков с девиантным поведением были отмечены случаи с преобладанием внутреннего локуса контроля, что сопровождалось отсутствием веры в собственные способности, низкой самооценкой, отказом от завершения начатого при возникновении ошибочных действий.
В то же время у большинства подростков относительной нормы преобладает внутренний локус контроля.
Результаты по шкалам «Самоуверенность» и «Самообвинение» не имеют статистически значимых различий. Во всех остальных шкалах различия наблюдаются.
Так, по шкале «Открытость/закрытость» более высокие показатели характерны для подростков с девиантным поведением. Это говорит о их закрытости, неспособности или нежелании осознавать и выдавать значимую информацию о себе. Для подростков относительной нормы характерны низкие значения, что говорит о рефлексивности и критичности, осознанности собственного Я.
По шкале «Саморуководство» высокие значения преобладают у подростков с девиантным поведением. Это означает, что человек чувствует обоснованность и последовательность своих внутренних побуждений и целей, считает, что судьба находится в его собственных руках. Вместе с тем по данным корреляционного анализа (табл. 2) можно сделать вывод о том, что при высоком уровне саморуководства наблюдается низкий уровень самоопределения. Данные, представленные в табл.1, показывают, что у подростков с девиантным поведением, в отличие от подростков относительной нормы, низкие показатели по уровню самоопределения. Иными словами, можно сказать, что для подростков с девиантным поведением характерен высокий уровень саморуководства, основанный на низкой (или, как следствие, неадекватной) рефлексии (самоопределении). Как показало наблюдение, проявление данной особенности выражалось в том, что подростки с полной уверенностью заявляют о собственном совершенстве в каком-либо деле или игре, но при проверке это не подтверждается. То есть имеют место завышенная самооценка и слабо развитая рефлексия.
Т а б л и ц а 2
Показатели корреляционной выявленной взаимосвязи параметров самоотношения («Методика исследования самоотношения (МИС)», С.Р. Пантелеев) и уровня рефлексии (методика «Диагностика рефлексии», А.В.Карпов), уровня самоопределения (тест «Кто Я?» - тест двадцати высказываний, М. Кун, Т. Макпартленд), внешнего и внутреннего локуса контроля («Методика когнитивной ориентации - локус контроля», Д.Б. Роттер)
Параметры самоотношения |
Внешний локус контроля (уровень значимости) |
Внутренний локус контроля (уровень значимости) |
Рефлексия (уровень значимости) |
Самоопределен ие (уровень значимости) |
Саморуководство |
— |
— |
— |
-0,266* |
Зеркальное Я (Отраженное самоотношение) |
— |
— |
— |
-0,335** |
Самопривязанность |
0,251* |
-0,248* |
-0,276* |
-0,318** |
Внутренняя конфликтность |
0,241* |
-0,244* |
— |
— |
Примечание. * - при р<0,05 (коэффициент корреляции Пирсона); ** - при р<0,01
(коэффициент корреляции Пирсона)
Шкала «Зеркальное Я» (или «Отраженное самоотношение») выявляет (табл.2) у подростков с девиантным поведением более высокие показатели. Высокие значения означают, что у таких подростков есть представления о том, что их личность, характер и деятельность способны вызвать у других уважение, симпатию, одобрение и понимание. При этом данные корреляционного анализа указывают на то, что при низком уровне самоопределения отмечается высокий уровень «отраженного самоотношения». Данный факт свидетельствует о низкой саморефлексии у подростков с девиантным поведением и, как следствие, о неадекватной самокритичности. При наблюдении за учащимися данная личностная особенность проявляется в том, что при неуспешности выстраивания взаимоотношений с окружающими людьми такие подростки уверены, что это не их собственная проблема, а проблема других людей. «Неадекватность» другого становится причиной разрыва отношений.
По результатам шкалы «Самоценность» наблюдаются высокие показатели у группы подростков относительной нормы. Это говорит о том, что подросткам относительной нормы свойственны заинтересованность в собственном Я, любовь к себе, уверенность в ценности собственной личности для других. А подросткам с девиантным поведением свойственны переоценка своего духовного Я, сомнения в ценности собственной личности, потеря интереса к внутреннему миру. Данная особенность личности подростков экспериментальной группы проявляется в неуверенности, в саморазрушающем поведении (курение, ранняя алкоголизация), в отказе от участия в совместных групповых внешкольных мероприятиях, в стремлении к обладанию исключительно материальными ценностями.
По шкале «Самопринятие» для подростков с девиантным поведением характерны низкие значения. Это говорит о не согласии с самим собой, непринятии себя, т.е. о недостаточном самопринятии, что является симптомом внутренней дезадаптации. Наблюдение за подростками с девиантным поведением показывает, что данная особенность проявляется в отсутствии веры в собственные успехи, при этом отмечается высокая потребность быть успешным (или «нормальным»).
По шкале «Самопривязанность» у подростков с девиантным поведением высокие показатели. Данные результаты означают ригидность Я-концепции, нежелание меняться на фоне общего положительного отношения к себе. Такие переживания часто сопровождаются привязанностью к неадекватному Я-образу. Низкие значения по этой шкале, характерные для подростков относительной нормы, означают, что подросток желает что-то менять в себе, стремится к самосовершенствованию. По данным корреляционного анализа (табл. 2) можно сделать вывод, что характерный для подростков с девиантным поведением высокий уровень самопривязанности сопровождается высокой выраженностью внешнего локуса контроля и низкой выраженностью внутреннего локуса контроля, низким уровнем рефлексии собственного поведения и низким уровнем самоопределения.
При взаимодействии с подростками часто можно услышать от самих учащихся: «Мы девиантные, или ненормальные, потому что учимся в этой школе, и поэтому нам можно нарушать правила». Неадекватный Я-образ в некоторых случаях становится значимой ценностью во взаимоотношениях между подростками, так как данный образ является более успешным, по мнению учащихся, и привлекает к себе значительно большее внимание окружающих.
По шкале «Внутренняя конфликтность» отмечаются высокие показатели у подростков с девиантным поведением. Данный факт свидетельствует о наличии внутренних конфликтов, сомнений, о несогласии с собой, о тревожно-депрессивных состояниях, сопровождаемых переживанием чувства вины. Для подростков относительной нормы характерны умеренные показатели по тесту, что говорит о повышенной рефлексии, глубоком проникновении в себя, осознании своих трудностей, адекватном образе Я и об отсутствии вытеснения.
По данным корреляционного анализа (табл. 2), высокая выраженность внутренней конфликтности сопровождается высоким уровнем внешнего локуса контроля и низким уровнем внутреннего локуса контроля. При включенном наблюдении за поведением подростков отмечается, что большинство из них не осознают собственных внутриличностных противоречий. Во время индивидуальных консультаций сам подросток не отслеживает причины своих переживаний либо связывает их с плохим настроением. При попытках разобраться в явно выраженных внутриличностных конфликтах совместно с психологом подростки могут отрицать наличие таких конфликтов. В связи с этим можно предположить, что девиации поведения часто являются следствием внутриличностной конфликтности как форма выражения эмоционального напряжения, что требует более подробного изучения.
Выводы
Таким образом, подтвердилось наше предположение о том, что у подростков с девиантным поведением преобладают негативные формы самоотношения, сопровождаемые ярко выраженным внешним локусом контроля, низким уровнем развития рефлексии и недостаточной сформированностью самоопределения. Подросткам с девиантным поведением свойственно в меньшей степени задумываться над происходящим, над причинами своих действий, над их последствиями. Они редко склонны планировать собственную деятельность, импульсивны и ограничиваются рассмотрением меньшего количества деталей при принятии решения. У данной категории испытуемых наблюдаются ригидность Я-концепции, привязанность к неадекватному Я-образу, отмечается несформированность самоидентичности.
В связи с этим при целенаправленном взаимодействии с подростками, имеющими девиантные формы поведения, специалисты должны способствовать формированию у этих подростков адекватного самоотношения за счет развития навыков рефлексии, направленности не только внешнего, но и внутреннего локуса контроля, а также расширения представлений о самом себе.
Литература
- Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с англ. М., 1986.
- Выготский Л.С. Педология подростка // Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М., 1984.
- Выготский Л.С. Развитие трудного ребенка и его изучение // Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 5. М., 1984.
- Зарецкий В.К., Смирнова Н.С., Зарецкий Ю.В., Евлашкина Н.М., Холмогорова А.Б. Три главные проблемы подростка с девиантным поведением. Почему возникают? Как помочь? М., 2011.
- Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения): 2-е изд., испр. М., 2004.
- Иовчук Н. М., Северный А.А., Морозова Н.Б. Детская социальная психиатрия для непсихиатров. СПб., 2008.
- Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. 2003. Т.24. №5.
- Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: Учеб. пособие для вузов. М., 2004.
- Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения. СПб., 2005.
- Новгородцева А.П. Внутренние конфликты подросткового возраста // Культурно-историческая психология. 2006. № 3.
- Новгородцева А.П. Переживание подростками чувства взрослости // Психологическая наука и образование. 2006. № 2.
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. М., 2010.
- Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.
- Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов. М., 2004.
- Эльконин Д.Б. Некоторые аспекты психического развития в подростковом возрасте // Психология подростка: Хрестоматия / Сост. Ю.И. Фролов. М., 1997.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2202
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 18
Скачиваний
Всего: 3114
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 23