Психолого-педагогические исследования
2010. Том 2. № 3
ISSN: 2587-6139 (online)
Научно-практический семинар «духовно-нравственное самосознание личности и понятие идеала в святоотеческой традиции и научной психологии»
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: воспитание, образование, духовно-нравственное самосознание, идеал, диалогическое общение, категории нравственной жизни, событийная общность
Рубрика издания: Юбилейные события, конкурсы и конференции
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Гусева Е.П., Серова О.Е. Научно-практический семинар «духовно-нравственное самосознание личности и понятие идеала в святоотеческой традиции и научной психологии» [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2010. Том 2. № 3. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2010_n3/Guseva_Serova (дата обращения: 22.11.2024)
Полный текст
27 мая 2010 г. в Психологическом институте РАО состоялся научно методологический семинар «Духовно-нравственное самосознание личности и понятие идеала в святоотеческой традиции и научной психологии» (ведущие - действительный член РАО, профессор В.В.Рубцов и архиепископ Петропавловский и Камчатский Игнатий). Организаторами научного мероприятия выступили Психологический институт Российской академии образования, Московский городской психолого-педагогический университет и Научный архив Психологического института.
Предметом обсуждения стали вопросы определения нравственности и нравственного идеала в святоотеческом наследии и научной психологии; методологические подходы к исследованию нравственного сознания; методы исследования идеалов современных старшеклассников.
В дискуссии приняли участие действительный член РАО, профессор В.В.Рубцов; архиепископ Петропавловский и Камчатский Игнатий; кандидат богословия, доцент ПСТГУ протоиерей Вадим Леонов; действительный член РАО, доктор психологических наук В.И.Слободчиков; доктор психологических наук, профессор, зав. лабораторией личности Института психологии РАН М.И.Воловикова; доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник Института психологии РАН А.А.Гостев; соискатель ПСТГУ иеромонах Максим, кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО О.Е.Серова; доктор психологических наук, профессор МГППУ И.В.Вачков.
Во вступительном слове академик В.В.Рубцов сказал, что тема семинара определилась вследствие размышлений о проблемах психологии воспитания и образования современного человека и возможностях диалогического общения современного научного знания со святоотеческой традицией, которые были центральными на конференции Психологического института, прошедшей в январе 2010 г. в рамках ежегодных Международных образовательных Рождественских чтений. Состояние нравственного сознания современной молодежи и поиск действенных ориентиров в системе средств и методов его формирования должны стать сегодня предметом самого пристального внимания психологов и педагогов.
Остановившись на многочисленных фактах отклонений в поведении детей от социальной нормы - употребление психоактивных веществ, распространение различных форм насилия и т.д. - докладчик охарактеризовал их как результат устранения школы от проблем воспитания в 1990-х гг. Стремление определить корневые основания сложившейся ситуации привела ученых и педагогов к выдвижению проблемы идеала в качестве активной силы воспитания духовно-нравственного сознания личности, а также к осознанию необходимости обращения к опыту и подходам рассмотрения понятия «идеал», сформировавшихся в различных сферах психологического знания. Далее председательствующий сообщил об исследовании идеалов учащихся старших классов школ г. Петропавловска-Камчатского, которое проходит под руководством архиепископа Игнатия, и начале широкомасштабного исследования идеалов молодежи в других регионах России.
В выступлении архиепископа Петропавловского и Камчатского Игнатия главными стали две темы: теоретическое рассмотрение понятий «духовно-нравственное самосознание» и «идеал», а также вопрос соединения научно-практической психологии и православной антропологии. С одной стороны, сказал докладчик, есть православная святоотеческая традиция, которой две тысячи лет, с определенными понятиями, практикой, мировоззрением, а с другой - интенсивно развивающаяся наука психология, у которой тоже свои представления, свои парадигмы и т.д. Он остановился на рассмотрении различий между означенными выше понятиями в научной психологии и святоотеческой православной традиции.
В православной святоотеческой традиции понятие «духовное самосознание» имеет вполне определенное содержание: с одной стороны, - это одно из проявлений духа как высшей части души, которая ответственна за религиозное восприятие мира, за общение человека с Богом; с другой стороны, - это мотивационная составляющая высших нравственных ценностей, устремлений, идеалов и т.п. С этим же понятием тесно связано понятие «образ Божий», по которому создан человек. В наследии св. Феофана Затворника или, например, богослова и психолога В.В.Зеньковского понятия образа Божия в человеке, духа человека и личности практически идентичны. Духовно-нравственное самосознание - это осознание человеком всех движений духа, которые происходят в нем, всех тех движений, которые из духа исходят и осознаются им, т.е. это причина, но и следствие тоже. С необходимостью возникает вопрос об источнике духовно-нравственного самосознания. Известным философом и психологом С.Л.Рубинштейном самосознание рассматривается как следствие воздействующей на сознание человека окружающей действительности. Целый ряд психологов, работавших в православной парадигме, считали совершенно иначе. В.А.Снегирев в своем труде «Психология» писал, что в каждом человеке изначально, априорно присутствует понятие высшего, совершенного, абсолютного существа. С этим же непосредственно связано и самосознание человека, ведь аналитическому познанию окружающего мира предстоит созерцание его как нечто единого, проникнутого духом, личного. В.В.Зеньковский делает еще более определенный вывод: сознание есть функция самосознания.
Докладчик предложил следующую логическую цепочку: изначально в человеке присутствует образ Божий; самосознание человека как функция образа Божия тоже априорно присутствует в человеке; но, как и любая другая функция (душевная и духовная), самосознание имеет возможность развиваться и уподобляться Богу, ведь человек создан не только как образ Божий, но и как подобие Божие - и вот здесь уже его развитие происходит под действием и социальных отношений, и окружающего материального мира. Но если у человека есть понятие идеального существа, а исследования философов и психологов (С.Л.Рубинштейн, Л.И.Божович и др.) доказывают, что у каждого человека есть понятие идеала, то возникает вопрос о взаимоотношении идеала абсолютного, данного человеку изначально, и теми идеалами, которые у человека складываются в течение жизни. Докладчик обратил внимание на то, что в психологии идеалу уделяется минимальное внимание - термину «идеал» не нашлось места в одном из последних психологических словарей. По его убеждению, в психологии недостаточно глубоко и объемно разбирается понятие идеала. Психологи определяют идеал как предвосхищающее воплощение того, чем человек может стать, создающее определенную мотивацию. У святых отцов присутствует одно очень важное добавление: идеал вызывает у человека стремление общения и единения с ним. Христос - это тот идеал, который содержит в себе все качества идеала, в святоотеческом понимании и в православной антропологии. Христос, будучи богочеловеком, является Божественной Личностью в человеческой природе. Это означает, что Он - цель подражания и единения. Если в православной антропологии самая главная цель жизни человека это спасение, а спасение - это единение со Христом, путь человека ко Христу как к Личности и соединение с этой Личностью, то самое главное условие этого пути для молодежи, по словам владыки, - это наличие идеала и развитие понятия о нем в душе молодого человека. Это и есть то, что мы называем формированием духовно-нравственного самосознания.
Докладчик ознакомил собравшихся с общим замыслом и материалами пилотажного исследования представлений об идеале, проведенного под его руководством в школах Камчатки. Итогом многолетней работы должно стать создание научно-обоснованной теоретической базы и разработка на ее основе системы духовно-нравственного воспитания, системы формирования духовно-нравственной личности.
Протоиерей Вадим Леонов продолжил обсуждение проблем, поднятых в сообщении владыки Игнатия. С позиций христианского богословия, на вопрос: «Каким образом у человека возникают нравственные идеалы?» - звучит отчетливый ответ, понятийная логика которого очевидна, но метафизична. Согласно учению святых отцов, Бог создает человека, и поскольку человек создан Богом, в нем есть печать Божества, или богообразные качества, - свобода, нравственность, любовь, личность, творчество и т.п. Если посмотреть с христианской точки зрения на нравственные ценностные ориентиры человека, то они имеют объективное онтологическое основание. Человек может об этом знать или не знать, но они не только есть, они действуют, они себя проявляют. Люди, которые серьезно об этом задумываются, даже те, которые полагают себя вне христианской традиции, приходят к выводу, что нравственные категории, живущие в душе каждого человека, должны иметь сверхъестественное происхождение.
Еще Кант считал, что наличие нравственного императива в душе человека - это единственное объективное доказательство бытия Божия (все остальные он отвергал, критиковал, а вот это считал неопровержимым). Христианство и трезвое размышление о реальности нравственного бытия человека приводят к убеждению, что нравственные категории - это внутренние нравственные законы в человеке. Но когда мы выходим за рамки церковной традиции, то доказать это становится непросто. И первый момент, который приходится доказывать: а есть ли вообще в человеке нравственность? Как доказать в рамках секулярного подхода, что в человеке это есть? Второй момент, который приходится доказывать: нравственность - это не просто то, что у меня есть, но это нечто такое, с чем нельзя не считаться. Сравним: я могу знать закон всемирного тяготения, могу не знать его, но если я сделаю шаг в окно, то я обязательно упаду и разобьюсь. Донести эту истину бывает чрезвычайно сложно.
Проблема в том, что существует масса объяснений внутренней нравственной жизни человека, исходящих из нецерковных взглядов. Например, нравственность есть результат роста общественного самосознания, т.е. вследствие общения людей возникает понимание того, что убивать друг друга или лгать не надо, что если не украдешь, то будет лучше, чем тогда, когда украдешь и т.п. Но тот факт, что практически во всех народах и странах нравственные идеалы совпадают, говорит о том, что не столько внешние социальные воздействия, сколько дар свыше обусловливает схожесть всех категорий нравственной жизни человека. У христианина, конечно, есть и другие поводы для того, чтобы прояснить себе, в чем суть нравственных идеалов человека - это, прежде всего, взгляд на Христа. В христианстве есть объективно два реальных примера того, каким должен быть идеальный человек: во-первых, то, каким он был до грехопадения, а во-вторых - Господь наш Иисус Христос, который есть совершенный Бог и совершенный человек. И в этом плане мы можем рассуждать не только исходя из внутреннего созерцания, но и обращаясь, допустим, к Евангелию или к опыту святых отцов. Но опять-таки это все можно делать только в рамках церковной среды, за церковной же оградой эти ссылки и примеры для многих людей уже «не работают».
В своем выступлении академик В.И.Слободчиков подчеркнул общенациональную значимость вопросов духовно-нравственного воспитания и образования, остроту их постановки в современном контексте научной психологии и педагогики. Духовность и нравственность он сравнил с мощной иммунной системой, призванной противостоять разрушению личности и предложил развести понятия «духовность» и «нравственность». Нравственность, прежде всего, - результат развития конкретных форм бытового уклада, воздействия определенных норм, ценностей и регулятивов. Духовность задает высшие, сверх-обыденные начала человеческой жизни; духовные начала придают понятиям нравственности абсолютный смысл, выводя их за пределы узко-бытового понимания. Смешение нравственно-бытовых и духовных представлений мы наблюдаем, например, в анкетах подростков, когда они на вопрос об идеальной личности и образце для подражания перечисляют «через запятую» и имена святых подвижников, и прозвища персонажей полюбившихся мультфильмов.
Докладчик отметил негативный характер феномена «нулевой духовности», который есть следствие подхода к духовности только как к явлению культуры. Культура не обладает внутри себя «мерой расценивания». Потому, по мнению докладчика, формулировка «основы православной культуры», привнесенная в современное образование, дезориентирует образовательный процесс, приводит к неправомерной акцентировке его предметносодержательной стороны.
Докладчиком была поставлена проблема трех взаимосвязанных сфер духовной жизни человека: становления и развития, духовно-нравственного воспитания и духовнонравственного образования. Как считает В.И.Слободчиков, недостаточность разработки категорий «развитие» и «становление» в святоотеческой литературе становится сегодня источником определенных трудностей, поскольку область интересов современных психологии и педагогики сосредоточивается вокруг вопроса «Как возможно развитие заданного?». Человек начинается не с нуля, а с начала. Таким «началом» выступает предельная идеализация человеческой реальности, или со-бытийная общность людей, развитие и становление которой есть не завершаемый в этом мире процесс субъективации собственной жизнедеятельности, а прорыв сквозь пелену обыденности к точке фиксации - «Я есмь!» - перед всеми и перед всем, перед Богом. Сознавая это, считает докладчик, психологии пора перестать изображать из себя естественную науку, а психологам - физиков или химиков. Психология обязана ставить вопросы о началах и концах явлений, создать свой язык и обрести свое собственное лицо. Задача ее теории и методологии - переложить «начало начал» на язык психологии, ее задача - не прямой перенос богословских понятий, а научно-психологическая и педагогическая интерпретация их глубинных смысловых основ. Иначе ни образовательная практика не сможет по настоящему воцерковиться, ни православное мировоззрение не сможет войти в нее как действительная сила.
По определению докладчика, духовно-нравственное воспитание - это живая и реальная встреча с духовно-нравственным Другим. В этой живой реальности задается точка роста со-бытийной общности, в которой только и возможно духовно-нравственное воспитание людей. Сегодня важно определиться с качеством воспитания, организация этого процесса - дело педагогической техники. Духовно-нравственное образование - это обретение образа человека в пространстве и истории отеческой культуры. Не культуры вообще, убежден В.И.Слободчиков, а именно отеческой: плоть «человеческого» обретается только из ее материала. И здесь возникает главная проблема: с кем встретится становящийся человек на этом пути, каким окажется духовно-нравственный Другой - реальный носитель культуры. Момент встречи с ним - это и момент встречи с самим собой, собой, способным к различению добра и зла и к реализации своей личности. Было подчеркнуто, что встреча с Господом и с голосом своей совести особенно важна в школьном возрасте и дошкольном детстве, поскольку духовно-нравственное становление - это освоение того способа жизни, который и делает человека человеком.
М.И.Воловикова остановилась на вопросе значимости изучения функциональной роли нравственных идеалов в общественном сознании и жизни, а также тех изменений, которые претерпевают базовые характеристики личности в условиях современных общественных и социальных трансформаций. В жизни народа идеалам принадлежит консолидирующая роль. Принятый народом нравственный идеал, т.е. образец нравственного совершенства, является системообразующей ценностью в сознании нации. В исследованиях К.А.Абульхановой, Л.И.Божович, А.В.Брушлинского, С.Л.Рубинштейна было показано, что от того, какой идеал, какой образец для подражания выбирает человек, во многом зависят его судьба и жизненный путь. Опыт осознания и принятия идеала носит исторический характер и может пересматриваться последующими поколениями. Докладчик отметила, что проблема нравственного идеала в последние 10-15 лет практически не исследуется. Отчасти это связано с необходимостью проведения теоретикометодологического анализа, направленного на установление действительного психологического содержания понятия «идеал», находящегося на стыке различных наук о человеке.
Далее докладчик познакомила с результатами масштабного исследования 1976-2005 гг., проведенного под ее руководством с целью выявления социальных представлений о нравственном идеале в российском менталитете. Представления о нравственном идеале конкретизировались в современных представлениях об образцовой нравственной личности, морально-правовых и патриотических представлениях. Докладчик обратила внимание на положительный воспитательный потенциал фольклора как средства формирования у подрастающего поколения представлений, отражающих нравственный идеал, исторически сложившийся в родной для ребенка культуре. Социальные представления о нравственном идеале в российском менталитете в целом имели характеристику константности/изменчивости. Они сохраняли историческую преемственность с христианскими идеалами прежде всего русских как титульной нации и были связаны с представлениями: а) о братском отношении к другим людям и народам (доброта, доверие, прощение); б) о любви к Родине и готовности ее защищать; в) о том, что здоровое правосознание должно опираться на совесть. Выявленная дифференциация социальных представлений у подрастающего поколения, проявляющаяся в ориентации не только на идеал, но и на «анти-идеал», когда притягательными выступают черты, традиционно отрицаемые в российском менталитете - жестокость, мстительность, жадность и т.п. - предполагает постановку конкретных воспитательных задач.
М.И.Воловикова также ознакомила собравшихся с результатами психологовоспитательной работы своих коллег из Новосибирска (Н.Я.Большунова) и Курска (Чернышов), остановилась на выводах об отличии содержания идеалов личностей с разным уровнем перфекционизма, полученных в исследовании И.И.Грачевой (2006 г.).
Отметив безусловную важность практического изучения представлений об идеале, А.А.Гостев подчеркнул, что эта работа не должна проводиться в отрыве от исследований на уровне методологии. По мнению выступающего, ее содержание может быть сформулировано как проблема идеала и поиск новых методологических оснований в отечественной психологической науке на основе духовной православной традиции. Остановившись на вопросе терминологических соответствий и понятийных «мостиков», он сказал, что, выходя на соотнесение религиозного и естественно-секулярного способов описания психического, не только желательно, но необходимо двигаться, руководствуясь установкой на взаимное признание позиций и взаимообогащение. Секулярная психология располагает понятийно-терминологической системой описаний внутренней природы искаженного ветхого человека, которая может быть использована, например, для осознания человеком собственного несовершенства и даже может помочь ему в поиске путей к исправлению. Но для нее самой сегодня особенно важным становится понимание и принятие духовно-нравственной проблематики адекватно, т.е. религиозно.
Докладчик обозначил несколько теоретических позиций, которые следует признать академической психологии. Во-первых, существование духовного мира, который может быть понимаем и описан метафизически. Ученые секулярного направления пугаются этого; большее, что они могут себе позволить, - это описания сверхчувственной реальности в историко-психологическом контексте. Но необходимо идти дальше, чтобы действительно выйти на одну из самых актуальных сегодня проблем, которую следует признать, принять и отработать терминологически, - проблему духовности. Следующая точка - это проблема нравственности. По мнению докладчика, наиболее перспективным в плане методологии является то понимание нравственности, которое вкладывает в него нравственное богословие: существуют объективные духовные и нравственные законы, нарушать которые нельзя. Не менее сложным является понятие греха. Подход к этой проблеме может быть найден через понятие «несоответствия» между тем, что усредненный современный человек собой представляет, и тем уровнем внутреннего потенциала, который он в себе несет. Понятие о несоответствии - это уже прямой выход на проблему идеала с точки зрения методологии. То же следует сказать и в отношении постановки проблемы совести, ведь совесть - это представленность в нас духовных законов, это именно идеал, который в каждом из нас есть, с которым каждый может сверяться. Если сфокусировать запрос в этом направлении, то, по мнению докладчика, исследовательские анкеты могут быть углублены, с тем, чтобы найти и уточнить дополнительные грани в ответах об идеале. И это тоже является полем методологии. В числе перспективных также были обозначены следующие проблемы: выбора и разработки конкретных методов, на основании которых практические программы могли бы получить развитие; идеала и состояния измененного сознания; идеала и социального восприятия подростка (информационные технологии, виртуальная реальность, совмещение приема психоактивных веществ с игрой в компьютерные игры и общением); манипулирование социальным восприятием как путь к формированию представлений об «идеале».
Выступление О.Е.Серовой было посвящено теории и методологии исследований духовно-нравственной сферы личности, высшего уровня ее ценностных представлений и мотивации. Только при условии понимания идеала как неотъемлемой составляющей богообразного духа человека и средоточия положительной проекции нравственного запроса личности он выступает необходимой и органичной формой воспитания в практической работе с духовно-нравственным существом, каким является подрастающий человек. Проблема идеала, по мнению докладчика, выявляя слабые звенья методологической оснащенности современной психологической науки, имеет все основания стать побудительным фактором для совершенствования логики происходящих в ней рефлективных процессов.
В дополнение к обсуждаемым положениям основного доклада И.В.Вачковым был остро поставлен вопрос о продуктивном взаимодействии психологов и педагогов в решении задач духовно-нравственного воспитания. Сегодня актуальна для практики ситуация, когда в роли противодействующих субъектов оказываются, с одной стороны, практические психологи с их завышенной оценкой собственного духовного опыта и «обучающие педагогов нравственности», с другой, - педагоги, душевное и профессиональное состояние большинства которых отмечено симптомами нервного напряжения, усталости и эмоционального выгорания.
В заключение академик В.В.Рубцов подвел некоторые итоги дискуссии. Во-первых, определились основные черты общего проблемного поля, позволяющие и далее продвигаться вперед в научных исследованиях - продвигаться не ортогонально, а со-гласно и со-звучно интегрируя основы святоотеческой традиции и лучших традиций отечественной психологической науки. Во-вторых, наметились серьезные предложения в анкетный материал, формированием которого занимается владыка Игнатий, направленные на получение более углубленной информации о внутреннем мире и об идеалах нашей молодежи. Комментируя некоторые положения прозвучавших выступлений, В.В.Рубцов поддержал идею плодотворности творческого обращения психологов к наследию русской философской мысли. Укорененная в культуре православного миропонимания традиция философии любви, сказал он, во всех сферах жизни выражается в переживании и сопереживании. Практика воспитания разрушается, если к ребенку приходит Другой, не имеющий этого «обстояния» и состояния, когда со-бытийность происходит без любви, без переживания и со-переживания. Если учитель несет с собой предмет «Основы православной культуры» не как личное сопереживание, а только как абстрактное знание, тогда он наносит непоправимый вред ребенку. Председательствующий предложил обобщить результаты обсуждения и продолжить начатый разговор на предстоящих Рождественских чтениях.
Владыка Игнатий в заключительном слове подчеркнул безусловную бесперспективность попыток механического соединения науки и богословия. Ссылаясь на суждение проф. Снегирева, он сказал, что мы не можем научными способами определить, откуда и как в человеческой личности появилось это понятие, это свойство - образ Божий, - мы можем только принять или не принять его, потому что сам Господь его вложил. Но мы можем увидеть, в том числе и научными способами, как он проявляется, как он зарождается, как он развивается и совершенствуется, как он деградирует. Вот это можно исследовать психологическими научными средствами. Владыка выразил благодарность всем участникам семинара и высказался за необходимость обсуждения поднятых проблем не только на Рождественских чтениях, но и на регулярно проводимых семинарах подобного уровня.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2185
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 8
Скачиваний
Всего: 732
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0