Психолого-педагогические исследования
2009. Том 1. № 4
ISSN: 2587-6139 (online)
Этническое и профессиональное в метаиндивидуальном пространстве
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: метаиндивидуальный мир, этнические и профессиональные значения и смыслы, профессиональная индивидуальность, субъект деятельности, рефлексия
Рубрика издания: Общая психология
Для цитаты: Троянская А.И. Этническое и профессиональное в метаиндивидуальном пространстве [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2009. Том 1. № 4. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2009_n4/Troyanskaya (дата обращения: 22.11.2024)
Полный текст
Характеризуя сегодняшние условия жизни в России, мы неизбежно констатируем многокультурность общества. Этот параметр объективно требует своего учета в разнообразных сферах общественной жизни. Однако часто процессы, происходящие в обществе, рассматриваются как универсальные для любой культуры. В частности, профессиональная деятельность и процессы профессионализации традиционно рассматриваются если не «выключенными» из культуры, то игнорирующими ее. Это затрудняет понимание соответствующих процессов в их целостности, что отражается на содержании технологий профессиональной подготовки, затрудняет достижение продуктивности профессионализации представителями этнического меньшинства. Высокие уровни самовыражения в профессии требуют актуализации потенциала способностей личности, ее своеобразных свойств [1], в том числе и этнокультурных. Условия жизни человека одновременно и в культурном, и в профессиональном мире заставляют науку отыскать точки их соприкосновения во внутреннем мире человека, описать формы взаимодействия этих реальностей.
Культура в широком смысле понимается как способ организации жизнедеятельности людей. Профессия также представляет собой специфический способ организации деятельности. В таком случае профессиональный мир может быть рассмотрен как разновидность культурного, как соотносимое с ним по строению и формам взаимодействия с индивидуальностью образование, находящееся с ним в отношениях взаимопроникновения.
Рассмотрение вопросов профессионализации в терминах профессиональной культуры (И. Ф. Исаев[6], К. А. Абульханова[1], М. В.Швыдкая[11], Е. В.Селезнева[9]) дает возможность понимания в качестве системы, с которой взаимодействует индивидуальность, и мир профессии, как мир культурный, - систему норм, ценностей, способов действия, принятых в профессиональном сообществе. Тем самым мы можем применить концепцию метаиндивидуального этнического мира В. Ю. Хотинец [10] к описанию взаимодействия индивидуальности и профессионального мира.
Опираясь на выделяемые М. С. Каганом [7] смысловые масштабы употребления понятия «культура», мы понимаем этническую культуру как широкую категорию культуры конкретного социума, то есть как систему с более высоким масштабом обобщения, чем профессиональный мир. Таким образом, профессиональный мир выступает подсистемой этнокультурного, сродни ему по строению и формам взаимодействия индивидуальности с ним.
Индивидуальность по отношению к профессиональному миру может выступать в двух ипостасях: как объект (элемент мира) - субъект (активно действующая позиция) мира и как относительно автономная система, независимая от него. Иными словами, индивидуальность рассматривается, с одной стороны, как объект профессионального мира, являющийся носителем качеств и свойств последнего, и как субъект профессионального мира, активность которого отвечает особенностям, законам и способам существования профессионального мира, с другой - как автономная, саморегулируемая и
самоактуализирующаяся система, обладающая имманентными свойствами и качествами, присущими только ей [5].
Следует уточнить - индивидуальность, становясь объектом, не перестает быть субъектом, «т.е. продолжает, в частности, осуществлять деятельность, поведение, общение, созерцание и иные виды специфически человеческой активности - непосредственно совместной, групповой или индивидуальной» [2]. Лишь будучи субъектом, человек может стать объектом. Этим он принципиально отличается от всех других объектов. Поэтому, как указывал Брушлинский, особенно важно все глубже раскрывать изначальные социальность и активность человеческого индивида, становящегося субъектом в процессе бесконечного многообразия взаимосвязей между человеком и обществом. Необходимо учитывать и исследовать не только влияние общества на индивида, но и индивида на общество, членом которого он всегда является [2].
А. А. Волочков отмечал, что стремление к познанию взаимодействия индивидуальных особенностей личности и требований деятельности определяет необходимость изучения целостной индивидуальности человека как субъекта деятельности, «своими действиями создающего свою индивидуальность»[3].
Профессиональный мир как составляющая этнокультурного мира, по отношению к индивидуальности также приобретает двойственность качественной определенности. Вслед за В. Ю. Хотинец, признаем необходимость в силу принципа двойственности качественной определенности рассматривать метаиндивидуальный мир, как пространство взаимодействия в трех позициях. В первой позиции точкой отсчета относительно индивидуальности становится профессиональный мир; во второй, наоборот, индивидуальность есть точка отсчета относительно профессионального мира. В третьей одновременно рассматриваются первая и вторая позиции, в которой дается возможность раскрыть процесс интерактивного взаимодействия индивидуальности с профессиональным миром.
Индивидуальность-подсистема, пребывая и приобщаясь к профессиональной культуре, получает специфическое профессиональное содержание, становясь ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ индивидуальностью. На первый план выходят профессионально типичные, идентификационные, интериндивидуальные, обусловленные профессиональной деятельностью так называемые ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-субъектные свойства. Они обнаруживаются в типичных для профессии проявлениях - характер общения и взаимоотношений с объектами мира, особенности ведущих мотивов и потребностей во взаимоотношении с объектами мира, профессиональные стереотипы, профессиональные установки (состояние внутренней готовности к психической активности), профессиональные деформации.
С другой стороны, индивидуальность-система привносит в профессиональный мир свое имманентное качество, своеобразное и особенное, неповторимое индивидуальное, актуализируясь как профессиональная ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ, являя экстраиндивидуальные, СУБЪЕКТНО-деятельностные свойства, в данном случае индивидуальные смыслы профессиональной деятельности и эмоциональные предпочтения. Эти психологические образования, по Л. Я. Дорфману, не присущи социальной действительности, но направлены на нее, структурируют ее определенным образом и могут придавать ей не всегда обычные для нее самой функции. Профессиональный мир в метаиндивидуальном пространстве становится средством развития профессиональной идивидуальности как субъекта профессиональной деятельности.
Профессиональная индивидуальность как субъект профессиональной деятельности актуализируется в пространстве метаиндивидуального мира - полисиситемы, складывающейся из двоякого рода взаимодействующих между собой систем, первой из которых является собственно индивидуальность, второй - профессиональный мир. Свойства профессиональной индивидуальности, детерминированные как внутренними, так и внешними источниками, могут совпадать, а значит, в частных случаях включать в себя ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-субъектные и СУБЪЕКТНО-деятельностные свойства.
Рис. 1. Актуализация ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ индивидуальности в процессе взаимодействия профессионального мира (ПМ)-системы и индивидуальности-подсистемы
Рис. 2. Актуализация профессиональной ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ в процессе взаимодействия индивидуальности-системы и ПМ-подсистемы
Рис. 3. Актуализация профессиональной индивидуальности (ПИ) в процессе взаимодействия ПМ и индивидуальности в качестве самостоятельных систем
Здесь мы можем видеть, что ценности, нормативные образцы деятельности как совокупность значений профессионального мира в той или иной степени присваиваются индивидуальностью и, в результате профессиональной рефлексии преломляясь через ее мировоззрение, приобретают тот или иной личностный смысл, задающий отношение субъекта к профессии. В результате этого происходит формирование наряду с индивидуальной системой значений профессионального мира системы личностных смыслов труда, которые в единстве представляют профессиональное самосознание.
Подобный взгляд на системы индивидуальности и внешнего мира открывает возможность изучения существования человека в системе различных миров, включенных в
более широкий культурный мир, рассмотрения их взаимоопосредующих эффектов на внутренний мир человека.
Необходимо допустить, что этнокультурный мир, как образование более высокого порядка накладывает отпечаток на профессионализацию и вместе с тем задает специфические характеристики профессиональной рефлексии. Однако, взаимоотношения рассматриваемых миров могут иметь различные формы - профессиональный мир может быть тесно интегрирован в структуру этнокультурного или, напротив, находиться в отчуждении. Взаимоотношения идеальных или реальных воплощений этих миров внутри индивидуальности выражены в виде взаимодействия этнического и профессионального самосознания. Эти взаимоотношения также вариативны.
С. Т. Джанерьян [4] было выделено четыре варианта соотношений личностных и субъектно-деятельностных свойств человека в профессии. Если рассматривать этнопсихологические свойства как конкретизацию личностных свойств, а самосознание как системообразующее начало для всех иных свойств личности, выделенные С. Т. Джанерьян варианты могут быть применимы к иллюстрации соотношения этнического и профессионального самосознания: 1. Совмещение, сближение; 2. Доминирующее влияние профессионального на этническое самосознание; 3. Доминирующее влияние этнического на профессиональное самосознание; 4. Параллельное, не пересекающееся в профессии существование профессионального и этнического самосознания.
Рис. 4. Варианты соотношения этнического и профессионального самосознания
Наличие того или иного варианта соотношения обусловлено особенностями системы личностных смыслов и ценностей человека, приоритетностью той или иной сферы жизнедеятельности. Доступность внутреннего мира сознанию обеспечивается рефлексивными процессами. Рефлексия делает возможным субъективное ощущение «единства и единственности» внутренней реальности, внутреннего воплощения как профессионального, так и этнического.
Для человека как субъекта сознание особенно существенно, потому что именно в ходе рефлексии он формирует и развивает свои цели (которые могут быть только осознанными), то есть цели деятельности, общения, поведения, созерцания и других видов активности [2].
А. А. Волочков отмечал, что ценностные ориентации и их выбор являются важнейшей образующей субъектной активности и самого субъекта в ней. В общественном «меню» 5
множество ценностей, но путь к ним индивидуален. Выбор индивидуальным субъектом тех ценностей, которые предлагает общество и которые он может реализовать, развивать или даже творить в зависимости от индивидуальных особенностей и средовых ограничений. В этом выборе наряду со средовым и генетическим проявляется третий фактор психического развития — активность самого субъекта [3].
Этот индивидуальный выбор, формирование и развитие целей осуществляется в результате рефлексии. При рассмотрении места рефлексии в уровневой организации психических процессов А. В. Карпов отмечает, что она как процесс входит в системный уровень (по своим механизмам, процедурам, операционным средствам). Но по результатам всегда выходит за этот уровень - переходит на метасистемный уровень организации. Эта двойственность - главная характеристика рефлексии, способ «выхода за наличное», обеспечивающая порождающее, генеративное свойство психического [8].
Любое сложное системное образование, пишет А.В.Карпов, не как абстракция, а как онтологическое образование, приобретает свое конкретное «внутрисистемное» бытие в рамках еще более сложной системы. Во взаимодействии с метасистемой явление, процесс приобретает новые качественные характеристики, измерения и параметры, которые образуют в совокупности высший метасистемный уровень организации. Через него целостность взаимодействует с системами более высоких порядков и тем самым развивается, качественно трансформируется.[8]
Процесс субъективации этнических и профессиональных значений является рефлексивным процессом как выбор и встраивание в собственную систему смыслов предлагаемых обществом значений, выбор ценностных ориентаций, в частности. Этот процесс соотносится с субъектным полюсом рассмотрения рефлексии по А. В. Карпову. Объективация этнических и профессиональных смыслов предстает «экстериоризированной разверткой» рефлексии [8], соотносимой с объектным полюсом ее рассмотрения по А. В. Карпову.
Таким образом, метасистемный уровень организации, выявленный А. В. Карповым, обеспечивает взаимодействие индивидуальности и этнического мира, описываемые В. Ю. Хотинец, как взаимоотношения сложного системного образования с метасистемой, в результате которого оно приобретает новые качественные характеристики, становясь метаиндивидуальностью. Благодаря метасистемному уровню организации возможны и через него осуществляются процессы объективации этнических смыслов и субъективации этнических значений. Аналогичным образом происходит взаимодействие индивидуальности и профессионального мира как компонента этнокультурного мира. В этой связи с очевидностью проступает роль рефлексии как механизма взаимодействия индивидуальности с этническим и профессиональным миром.
Литература
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.,1991.
- Брушлинский А. В. Проблемы психологии субъекта. М., 1994.
- Волочков А. А. Активность субъекта как фактор психического развития (гипотезы, модели, факты) // Психологический журнал. 2003. № 3.
- Джанерьян С. Т. Профессиональная Я-концепция: Автореф. дис… докт. психол. наук. Р-н/Д, 2005.
- Дорфман Л. Я. Метаиндивидуальный мир: методологические и теоретические проблемы. М., 1993.
- Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы. Формирование профессиональной культуры учителя. М., 1993.
- Каган М. С. Художественная культура как система // Системный подход и гуманитарное знание: Избранные статьи. Л., 1991.
- Карпов А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. М., 2004.
- Селезнева Е. В. Развитие акмеологической культуры личности. М., 2004.
- Хотинец В. Ю. Этническое самосознание. СПб., 2000.
- Швыдкая М. В. Рефлексивная культура как акмеологический инвариант профессионализма кадров управления: Автореф. дис… канд. психол. наук. М., 2006.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1533
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 5
Скачиваний
Всего: 1041
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1