Информационная парадигма в науках о человеке

Аннотация

Главные тенденции развития различных сфер (целостной человеческой деятельности, системы знаний, гуманитарных наук) теоретически дедуцированы и прослежены на материале последних столетий. Показано, что развитие всех сфер приводит к центральной роли информационной парадигмы, позволяющей получать закономерности функционирования и эволюции систем, в которых участвует человек, и сочленяющей эти закономерности с таковыми в естественно-научной сфере.

Общая информация

Рубрика издания: Философско-методологические проблемы

Для цитаты: Петров В.М. Информационная парадигма в науках о человеке // Психология. 2007. Том 4. № 1. С. 95–110.

Литература

  1. Голицын Г.А. Информация и творчество: на пути к интегральной культуре. М.: Русский мир, 1997.
  2. Голицын Г.А. Искусство «высокое» и «низкое»: системная роль элитарной субкультуры // Творчество в искусстве - искусство творчества / Под ред. Л. Дорфмана, К. Мартиндейла, В. Петрова, П. Махотки, Д. Леонтьева, Дж. Купчика. М.: Наука; Смысл, 2000. С. 245-264.
  3. Голицын Г.А., Левич А.П. Вариационные принципы в научном знании // Философские науки. 2004. № 1. С. 105-136.
  4. Голицын Г.А., Петров В.М. Информация - поведение - творчество. М.: Наука, 1991.
  5. Голицын Г.А., Петров В.М. Социальная и культурная динамика: долговременные тенденции (информационный подход). М.: КомКнига, 2005.
  6. Кошкин В.М., Синельник И.В., Шкорбатов А.Г. Введение в естествознание: Программа-путеводитель с комментариями, указателем литературы и Интернет-ресурсами. Харьков: Факт, 2006.
  7. Лотман Ю.М. Место киноискусства в механизме культуры // Труды по знаковым системам. Вып. 8 (Ученые записки Тартуского гос. университета. Вып. 411). Тарту: Изд.во Тартуского гос. ун-та. 1977. С. 138-150.
  8. Лотман Ю.М., Николаенко Н.Н. «Золотое сечение» и проблемы внутримозгового диалога // Декоративное искусство СССР. 1983. № 9. С. 31-34.
  9. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. О семиотическом механизме культуры // Труды по знаковым системам. Вып. 5 (Ученые записки Тартуского гос. университета. Вып. 284). Тарту: Изд-во Тартуского гос. ун.та, 1971. С. 144-166.
  10. Маслов С.Ю. Асимметрия познавательных механизмов и ее следствия // Семиотика и информатика: Сборник научных статей. Вып. 20. М.: ВИНИТИ, 1983. С. 3-34.
  11. Петров В.М. Научное мировоззрение XXI века // Вестник РФФИ. 1999. № 2 (16). С. 62-70.
  12. Петров В.М. Количественные методы в искусствознании: Учебн. пособие для высшей школы. М.: Академический проект, 2004.
  13. Петров В.М., Грибков В.С. Искусство в будущем: «конструктивный концептуализм» // Вопросы искусствознания. 1996. Т. 8. С. 527-537.
  14. Петров В.М., Яблонский А.И. Математика и социальные процессы: Гиперболические распределения и их применение. М.: Знание, 1980.
  15. Семиотика и искусствометрия: Современные зарубежные исследования / Под ред. Ю.М. Лотмана, В.М. Петрова. М.: Мир, 1972.
  16. Сноу Ч.П. Две культуры. М.: Прогресс, 1973.
  17. Фано Р. Передача информации. Статистическая теория связи. М.: Мир, 1965.
  18. Avital T. Art versus nonart: Art out of mind. Cambridge (UK): Cambridge University Press, 2003.
  19. Golitsyn G.A., Petrov V.M. Information and creation: Integrating the «two cultures». Basel; Boston; Berlin: Birkhauser Verlag, 1995.
  20. Koshkin V. Etudes on a science of humanities // Emotion, creativity, and art / L. Dorfman, C. Martindale, D. Leontiev, G. Cupchik, V. Petrov, P. Machotka (eds.). Perm: Perm State Institute of Arts and Culture, 1997. Vol. 1. P. 155-177.
  21. Martindale C. The clockwork muse: The predictability of artistic change. N. Y.: Basic Books, 1990.
  22. Petrov V.M. Evolution of art and brain asymmetry: A review of empirical investigations // Emerging visions of the aesthetic process: Psychology, semiology, and philosophy / G. Cupchik, J. Laszlo (eds.). N. Y.: Cambridge University Press, 1992. P. 255-268.
  23. Petrov V.M. Cyclic cultural evolution against the background of long.range progressive trends: Information approach // J. Cultural and Evolutionary Psychol. 2003. Vol. 1, № 2. P. 85-107.
  24. Petrov V.M. The information approach to human sciences, especially aesthetics // C. Martindale, P. Locher, V. Petrov (eds.). Evolutionary and neurocognitive approaches to the arts. Amityville, N. Y.: Baywood Publishing Co., 2007. P. 129-148.
  25. Rashevsky N. Mathematical biophysics. N. Y.: Dover, 1960.
  26. Zipf G.K. Human behavior and the principle of least effort. Cambridge: AddisonWesley, 1949.

Информация об авторах

Петров Владимир Михайлович, кандидат философских наук, главный научный сотрудник Государственного института искусствознания, профессор Государственного университета управления, доктор философских наук, кандидат физико.математических наук. Вице-президент Международной ассоциации эмпирической эстетики., Москва, Россия, e-mail: vmpetr@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1411
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 6