Вступительное слово

37

Общая информация

Рубрика издания: От редакции

Тип материала: редакторская заметка

Для цитаты: Рубцов В.В., Саитгалиева Г.Г. Вступительное слово // Психологическая наука и образование. 2023. Том 28. № 6. С. 4 –5.

Полный текст

Уважаемые читатели!

Перед Вами тематический номер журнала «Инклюзивное высшее образование в России: векторы стратегического развития». Актуальность и востребованность поставленных в  нем задач обусловлена тем, что в последние годы численность студентов с инвалидностью, обучающихся по программам высшего образования в вузах России, существенно возрасла. По данным Федеральной службы государственной статистики общая численность инвалидов на 01.01.2022 г. составила 11331 тыс. чел., из них 521 тыс. чел. в возрасте 8-17 лет, и 490 тыс. чел. в возрасте 18-30 лет. По предварительным данным мониторинга инклюзивного высшего образования Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в 2022 году общая численность обучающихся в вузах лиц с инвалидностью и ОВЗ составила 33 368 человек (для сравнения по состоянию на 01.09.2021 года численность данной категории обучающихся в вузе составляла 31 100 человек).

Рост количества обучающихся с инвалидностью в системе высшего образования свидетельствует об эффективной государственной политике в области создания условий для получения высшего и профессионального образования лицами с инвалидностью с одной стороны, с другой – указывает на необходимость уделять особое внимание процессу развития инклюзии в вузах страны с целью обеспечения возможности выбора человеком с инвалидностью образовательной организации высшего образования по месту проживания и расширения спектра образовательных программ, доступных для освоения данной категорией обучающихся.

Напомним, что в России законодательное закрепление термин «инклюзивное образование» получил в 2012 году. Сегодня «инклюзивное образование» (ФЗ № 273, п. 27 ст. 2) понимается как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. В то же время, инклюзивные процессы в вузах России остаются во многом terra incognita. По данным исследователей, анализирующих состояние научных разработок проблем инклюзивного высшего образования, эта научная область изучена недостаточно. Многие проблемные поля инклюзии в высшей школе часто остаются в тени. При этом понимание того, как строить инклюзивную среду комфортную для всех участников образовательных отношений в образовательной организации, принципиально важно для выработки дальнейшей стратегии развития инклюзивного образования в России, совершенствованию подходов работы с рассматриваемой категорией обучающихся, реагирования на те запросы, которые возникают как со стороны субъектов образовательного процесса, государственных структур, так и общества в целом.

Сегодня трансформируется образ человека с инвалидностью, представление о его потребностях и возможностях. Закономерно, что в данных условиях изменяются как модели функционирования социальных институтов, в частности образования, так и сам человек, его образ жизни, способы и формы получения образования, деятельность, мышление, поведение, коммуникация. Трансформируются также образовательные и социальные практики обучения и трудоустройства лиц с инвалидностью, которые являются важнейшими составляющими развития инклюзивного высшего образования и повышения качества жизни людей с инвалидностью.

Внедрение инклюзии в высшую школу потребовало перестройки существующих в ней процессов, а также способствовало поиску совершенно новых подходов к структуре образовательного процесса вуза, разработке и апробации инновационных образовательных методов и технологий. Основная идея инклюзивного образования -  от полноценного включения в образование – к полноценному социальному включению и социальному функционированию человека с инвалидностью как субъекта общественной деятельности, сегодня приобретает новый смысл - от инклюзии в образовании к социальной инклюзии.

Очевидно, что образовательные организации высшего образования Российской Федерации находятся в разной степени готовности к реализации инклюзивного образования студентов с инвалидностью. Сохраняются проблемы использования терминологического словаря в отношении тех процессов, которые связана с включением данной категории обучающихся в образовательный процесс вуза. Так, например, категория обучающийся с инвалидностью или студент с инвалидностью не представлена в действующем нормативно-правовом поле, нет определения данной социальной группы в существующих федеральных законах, обеспечивающих доступ к получению образования и включение данной категории студентов в образовательную среду.

Следующее – это недостаточное осознание сотрудниками образовательных организаций важности и значимости инклюзивного высшего образования, как для людей с инвалидностью, так и для здоровых людей, роли работника с инвалидностью в формировании инклюзивной корпоративной культуры в коллективе образовательной организации, необходимости «управления через ценности» (понимания и поддержка ценности каждого сотрудника организации, в том числе, имеющего индивидуальные особенности и потребности).

Невозможно обойти вниманием сохраняющиеся проблемы архитектурной доступности учебных корпусов, зданий и общежитий как в столичных, так и в региональных вузах, очень часто зависящих в том числе и от финансовых возможностей организации, требующих от руководителя принятия соответствующих управленческих решений.

 

Актуальным проблемным полем остается формирование инклюзивной культуры в образовательных организациях высшего образования. Следует констатировать, что инклюзивная культура в школе, колледже, вузе, обществе находится в объективе внимания большого количества ученых, которые исследуют данную проблематику с целью конструирования релевантных современному обществу механизмов включения людей с инвалидностью в социальное взаимодействие. При этом продолжает сохраняться проблема «сопротивления» части преподавателей высшей школы обучать студентов с инвалидностью, особенно когда это требует изменения привычных приемов обучения, использования иных образовательных технологий, адаптации учебно-методических материалов под потребности определенной категории обучающихся.

Не отрегулированы и механизмы финансирования реализации образовательных программ высшего образования, учитывающих специальные условия обучения студентов с инвалидностью и, как следствие, не проработаны механизмы материального стимулирования, поощрения в вузах преподавателей и сотрудников, работающих со студентами с инвалидностью, сопровождающих процесс обучения данной категории обучающихся, адаптирующих учебно-методические материалы дисциплин под их потребности и запросы.

Важным вопросом остается «цифровая зрелость» российских вузов в части организации обучения студентов с инвалидностью. Деятельность в этом направлении связана с персонализацией обучения и преодолением цифрового разрыва. Персонализация обучения меняет традиционную организацию образовательного процесса и обеспечивает достижение каждым обучающимся высоких результатов, используя различные вариации форматов получения высшего образования. У обучающихся с инвалидностью должны не только накапливаться знания, но и развиваться способность учиться, ориентироваться в большом информационном потоке, оценивать актуальность знаний и навыков в текущий момент и адаптироваться к изменениям в профессии, которые могут произойти за время обучения.

Определенным барьером в реализации инклюзивного высшего образования в части выстраивании непрерывной образовательной траектории человека с инвалидностью являются проблемы социально-психологической адаптации студентов-первокурсников к образовательной среде вуза. Анализ работы вузов свидетельствует также об отсутствии специальных программ, направленных на сопровождение процесса адаптации студентов-первокурсников с инвалидностью к образовательной среде высшего учебного заведения.

Ответы на эти и многие другие вопросы высшего инклюзивного образования представлены в материалах тематического номера. Он подготовлен Ассоциацией инклюзивных вузов – общественно-профессиональной организации, в задачи которой входит теоретико-методологическое обоснование и исследование процессов образовательной и социальной инклюзии, а также проектирование эффективных практик получения лицами с инвалидностью доступного и качественного профессионального образования. Вы имеете возможность ознакомиться с результатами этой работы.

Информация об авторах

Рубцов Виталий Владимирович, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, заведующий кафедрой ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», президент, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), президент Федерации психологов образования России, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2050-8587, e-mail: rubtsovvv@mgppu.ru

Саитгалиева Гузель Газимовна, кандидат социологических наук, доцент, директор центра по учебно-методическому сопровождению деятельности региональных ресурсных центров по обучению инвалидов, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0216-4167, e-mail: ggg2910@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 70
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 37
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1