Реабилитационный потенциал социально-психологического сопровождения семей с проблемами алкогольной или наркотической зависимости

252

Аннотация

Реабилитационный потенциал социально-психологического сопровождения семей с проблемами химической зависимости предлагается рассматривать как ресурс преодоления аддикций. Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки базового подхода – научно-доказательного обоснования организации психологической помощи семье с проблемой алкогольной и/или наркотической зависимости. Показано одновременное существование проблемы аддиктивного поведения и деформации личности под влиянием употребления психоактивных веществ с феноменом созависимого поведения. В результате страдает вся семейная система, формируются паттерны негативного поведения у остальных членов семьи. Подтверждена необходимость комплексного рассмотрения указанной проблемы семьи. В качестве авторского опыта рассмотрена результативность работы с семьями с алкогольной зависимостью в АНО «Центр социально-психологического сопровождения людей, страдающих алкогольной, наркотической и другими видами зависимости «Цель» (г. Москва).

Общая информация

Ключевые слова: алкогольная зависимость, наркотическая зависимость, зависимость , социально-психологическое сопровождение , реабилитационный потенциал, стратегии

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2022270611

Финансирование. Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации № 073-00110-22-02 от 08.04.2022 «Анализ социально-пси-хологических, психолого-педагогических технологий сопровождения семей, в которых родители имеют риски возникновения зависимостей употреблений ПАВ или страдают зависимостями, разработка и апробация комплексных методических материалов для специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Получена: 26.08.2022

Принята в печать:

Для цитаты: Барцалкина В.В., Моисеев О.О., Третяк Э.В., Хромышева Е.В. Реабилитационный потенциал социально-психологического сопровождения семей с проблемами алкогольной или наркотической зависимости // Психологическая наука и образование. 2022. Том 27. № 6. С. 144–154. DOI: 10.17759/pse.2022270611

Полный текст

Введение

Проблема социально-психологического сопровождения семей, для которых остро стоит вопрос преодоления наркотической или алкогольной зависимости, по-прежнему актуальна. Она вписывается в контекст изучения реабилитационного потенциала семьи как ресурса преодоления химических зависимостей и составляет его основу.

Актуальность данной проблемы обусловлена, во-первых, тем, что в последние годы в России снова отмечается рост численности зарегистрированных нарко- и алкозависимых лиц. По официальным данным организации «Здоровая Россия», МВД России и Минздрава России, на учете в 2021 г. состояли около 459 тыс. наркозависимых. Официальная статистика признана заниженной, поэтому оценить реальную вовлеченность в наркотизацию крайне трудно. Часть употребляющих обращается за помощью анонимно, а другие не обращаются совсем [7].

При этом организация «Трезвая Россия» озвучивает данные о численности 5 млн лиц, употребляющих наркотики.

Что касается алкогольной зависимости, то, по данным Всемирной организации здравоохранения на 2018 год, 27% россиян старше 15 лет никогда не употребляли алкоголь, а 15% отказались от его употребления. Остальные 58% (около 70 млн) хотя бы раз в год употребляют алкогольные напитки, при этом 60% пьющих, или 42,7 млн человек, подвержены «тяжелому эпизодическому пьянству». Всемирная организация здравоохранения пересмотрела значение термина «алкоголизм». На сегодняшний день он определяется в классификаторе как «синдром зависимости», сопровождающийся серьезными психическими расстройствами личности и влекущий за собой поведенческие изменения. По данным ВОЗ, употребление градусосодержащих напитков растет в геометрической прогрессии. К 2050 году по всему миру будет около 0,5 млрд зависимых [12].

В совокупности это говорит о том, что существует значительное количество семей, где один или несколько членов страдают от алкогольной или наркотической зависимости, что определяет необходимость оказания таким семьям социально-психологической помощи в виде коучинга (сопровождения).

Состояние проблемы и пути ее решения. Имеющийся опыт

В контексте проводимого нами исследования правомерно говорить именно о работе с семьей, так как в реабилитации нуждаются все члены дисфункциональной семьи.

Наиболее точно структура феномена реабилитационного потенциала описана отечественными специалистами Ж. Порохиной и О. Гудилиной в работе, посвященной изучению специфики личностного реабилитационного потенциала.

Большинство отечественных авторов рассматривают данный феномен как целостную систему личностных ресурсов, необходимых для преодоления критической ситуации.

Так, В. Барцалкиной и И. Кулагиной понятие реабилитационного потенциала было рассмотрено как способность человека адекватно переживать и преодолевать социальную ситуацию заболевания как критическую ситуацию, разрушающую жизненный замысел [1].

Различные отечественные технологии социально-психологического сопровождения семьи были предложены в разные годы И. Баевой, М. Битяновой, Г. Бардиером, А. Волосниковым, Е. Казаковой, Е. Козыревой, B. Мухиной, Ю. Слюсаревым и другими авторами; отечественной научной школой также были рассмотрены общие теоретические подходы и принципы организации психологического сопровождения.

Вместе с тем в современной психолого-педагогической науке по-прежнему отсутствует единый методологический подход к рассмотрению сущности и анализу социально-психологического сопровождения [17]. Также необходимо учитывать, что традиционно основное внимание в процессе реабилитации и ресоциализации уделяется лицам со сложившейся зависимостью, при этом мало внимания достается семейным факторам преодоления девиантного поведения, психологическому здоровью остальных членов семьи, здоровью семьи как социального института.

Поэтому сегодня сохраняется настоятельная потребность аналитического изучения и обобщения опыта социально-психологического сопровождения семей с проблемами аддикции, а также разработки прочной доказательной базы для его организации.

Реабилитационный потенциал работы с семьей с этой точки зрения заключается в том, что через влияние на всех членов семьи инициируется дополнительное взаимовлияние внутри семейной системы, а преодоление химической зависимости снижает риск развития диагностически неблагоприятного психического статуса и созависимости у остальных членов семьи, включая детей.

В целом же преодоление психологической созависимости снижает риск рецидива аддикций.

Аналитическая часть

I. Ключевые элементы исследования. Понятия и инструментарий

1.1. Реабилитационный потенциал как базовое понятие

Потенциал – это определенные резервы и возможности субъекта или объекта социально-психологического воздействия, которые могут быть задействованы и раскрыты при определенных условиях [15]. Понятие «реабилитация» впервые появилось в медицине, оно описывает комплекс мероприятий, которые направлены на восстановление утраченных или ограниченных функций организма вследствие неблагоприятного воздействия или эндогенных факторов.

Следовательно, реабилитационный потенциал мы вправе содержательно определить как возможности восстановления ограниченных или утраченных социальных функций индивида вследствие влияния на него и его жизнь химических зависимостей.

Реабилитационный потенциал реализуется, прежде всего, через социально-психологическое сопровождение.

В современных трактовках социально-психологического сопровождения (далее – СПС) как профессиональной деятельности выделены его общие и специфические черты.

Во-первых, под социально-психологическим сопровождением сегодня рассматривают единую и целостную систему деятельности специалиста-психолога, которая направлена на создание и поддержание специальных условий для нормального и гармоничного развития личности в определенной среде. Также эта деятельность должна быть направлена на содействие самостоятельному выбору жизненного пути (А. Васюк [3], А. Урусова [15], Л. Чучадеева [17]).

Во-вторых, применение СПС акцентировано на такие специфические сферы, как психологическая помощь личности, удовлетворение эмоциональных запросов, содействие в выработке устойчивых ценностных и моральных норм, помощь в решении экзистенциальных проблем (Е. Зимина, С. Махалаева [5], Р. Накохова, А. Макоева [11] и др.).

В-третьих, психологическое сопровождение можно представить как процесс совершенствования, оптимизации функционирования и жизнедеятельности личности и индивида (О. Забродина [4], Г. Уланова, Н. Клюева, И. Назарова [14] и др.).

В-четвертых, психологический аспект сопровождения заключается в помощи при жизненном самоопределении, осуществлении жизненного выбора в кризисных ситуациях; самоактуализации и устранении личностных препятствий к развитию; укреплении и сохранении психологического здоровья, а также в оказании психологической помощи лицам, находящимся или уже пережившим психотравмирующую ситуацию (М. Мурашкин [10], М. Черехович [16] и др.).

К основным составляющим реабилитационного потенциала принято относить особенности психических процессов человека, таких как восприятие, память, внимание, мышление; специфику мотивационно-потребностной и ценностно-смысловой сфер; специфику внутренней картины болезни, другими словами, представлений человека о степени тяжести заболевания, возможностях реабилитации.

Т. Дудко выделял следующие диагностические критерии уровней реабилитационного потенциала для больных алкоголизмом и наркоманией: высокий уровень реабилитационного потенциала, средний уровень и низкий уровень. Соответственно, при высоком уровне реабилитационного потенциала личность имеет внутренний ресурс для изменения проблемного поведения, а низкий уровень реабилитационного потенциала характеризуется отсутствием побуждений, мотивов к изменению проблемного поведения [5].

Нам представляется, что с точки зрения реализации реабилитационного потенциала социально-психологического сопровождения семей необходимо принимать во внимание все перечисленные аспекты, так как проблема аддиктивного поведения отличается комплексностью и системностью.

1.2. Социально-психологическое сопровождение как таковое

На основе анализа информационного массива постепенно составляется представление о структуре социально-психологического сопровождения семьи в ее единстве, взаимосвязи и взаимодополнении с тремя основными моделями психологической помощи, такими как диагностическая, педагогическая и психологическая.

Можно считать рабочей гипотезой, – и наш информационный поиск это подтверждает, – что в контексте системного подхода психологическая сопроводительная парадигма требует изучения и принятия во внимание таких параметров семьи, как структура семейных ролей, структура семейных подсистем и границы между ними, особенности взаимодействия, семейные мифы, сценарии, семейные стабилизаторы и многое другое.

По мере разработанности проблемы становится понятным, что психологическое сопровождение семей:

-          как способ психологической помощи является недирективной комплексной технологией;

-          это система взаимосвязанных длительных психодиагностических, психокоррекционных, психоконсультативных, психотерапевтических мероприятий, направленных на выполнение задач личностного развития и межличностного взаимодействия.

Социально-психологическое сопровождение предполагает поиск путей, которые позволяют в заданной ситуации:

- адекватно отвечать на запросы о предоставлении надлежащего уровня профессиональной помощи,

-          делать возможным обеспечение соответствующих психологически обоснованных профессиональных услуг, в длительном процессе которых создаются условия для более глубокого познания собственной личности, повышения уровня психологических знаний и психологической культуры у субъектов сопровождения, восстановления потенциала успешного личностного и семейного функционирования, развития и саморазвития каждого члена семьи.

1.3. Созависимость. Понимание и трактовка термина в отечественной и зарубежной психологии

Алкогольная и наркотическая зависимости являются формами аддиктивного, то есть зависимого, поведения, которое приводит к нарушению межличностных связей, в том числе в рамках семейной системы. Сегодня активно исследуется феномен созависимости [10].

Впервые термин «созависимость» предложен Р. Сабби и Дж. Фрилов в работе «Созависимость, неотложная проблема» в 1970 г. для описания системы отношений между индивидуумом, имеющим какую-либо химическую зависимость, и значимыми людьми, причем для окружающих эти отношения негативны.

Как правило, значимый человек пытается спасти зависимого, разрушая тем самым собственную жизнь, отказываясь от самореализации, собственных целей [20]. В большинстве случаев созависимым не удается преодолеть аддикцию другого человека, и их жизнь становится подчиненной поведению зависимого, вырабатываются нездоровые шаблоны и паттерны поведения, сохраняемые даже на фоне разрыва или утраты зависимого члена семьи.

В. Москаленко рассматривает созависимость как деструктивное поведение, направленное на контроль поведения другого, при этом игнорируются собственные жизненно важные потребности [11]. Она отмечает: «Спасая больного, созависимые лишь способствуют тому, что он будет продолжать употреблять алкоголь или наркотики. Тогда созависимые злятся на больного. Попытка спасти почти никогда не удается. Это лишь форма поведения, деструктивная и для зависимого, и для созависимого» [11, c. 151].

Б. Уайнхолд и Дж. Уайнхолд рассматривают созависимость как «приобретенное дисфункциональное поведение, возникающее вследствие незавершенности выполнения задач развития личности в раннем детстве» [15].

М. Битти считает созависимостью дисфункциональное влияние значимого другого, при этом сам созависимый полностью поглощен тем, чтобы контролировать это поведение со своей стороны [2].

Как правило, созависимые испытывают постоянное чувство вины, страха, стыда за близкого человека, у них нередко проявляется депрессивная и невротическая симптоматика.

В социальной роли созависимых чаще всего выступают супруги, родители, дети, реже – друзья. Например, в супружеской диаде супруг может злоупотреблять алкоголем, что негативно влияет на эмоциональный климат в семье, приносит материальные убытки и т.д., а супруга прилагает все усилия, чтобы контролировать мужа и не допустить употребление алкоголя, при этом страдает выполнение родителями остальных важных функций (хозяйственной, воспитательной и др.).

В основном исследователи сходятся во мнении, что корни поведения созависимых лежат в детстве: семья созависимых всегда дисфункциональна. А. Варга выделил следующие характеристики дисфункциональных семей:

– ролевые функции ригидны;

– отсутствие единой стратегии воспитания, жесткий контроль, наказания либо, наоборот, безразличие и попустительство;

– личные границы членов семьи систематически нарушаются или отсутствуют;

– манипулятивный характер общения;

– обесценивание чужих чувств;

– конфликтность, агрессия.

Воспитание в таких условиях формирует психологические особенности, которые составляют основу созависимости. Прежде всего, это низкая самооценка и длительные взаимоотношения с зависимым человеком [3].

М. Битти считает созависимость именно болезнью, так как созависимые всегда будут реагировать на наличие зависимостей у других, созависимость со временем все более прогрессирует; созависимый не ощущает разрушительного характера собственного поведения и не считает, что у него существуют проблемы. Созависимые считают себя ответственными за весь мир и отказываются взять на себя ответственность за собственную жизнь [2].

Лишь некоторыми исследователями созависимость рассматривается как болезнь, в основном же она трактуется как некое состояние; она представляет собой вариант патологического развития личности и распространяется на все ее жизненные сферы без исключения. В определенных условиях созависимость может корректироваться, но пока этому феномену и его преодолению уделяется мало внимания [11].

Выводы подраздела I.

Негативное влияние аддиктивного поведения одного члена семьи так или иначе распространяется на остальных ее членов, особенно это касается детей. Поэтому существующие подходы к коррекции аддиктивного поведения личности вне контекста семейной системы в современных условиях мало себя оправдывают, в связи с этим необходим поиск путей коррекционной работы со всей семейной системой в целом.

Реабилитационный потенциал социально-психологического сопровождения по преодолению зависимого поведения не может быть реализован без комплексной работы с семьей как основной единицей психокоррекционного воздействия.

II. Реализация авторского подхода к социально-психологическому сопровождению семей с химической зависимостью

2.1. Состояние вопроса. Актуальность

В качестве примера подключения и активизации реабилитационного потенциала социально-психологического сопровождения семьи мы представляем свою систему работы на базе АНО «Центр социально-психологического сопровождения людей, страдающих алкогольной, наркотической и другими видами зависимости «Цель» (г. Москва), где реализован проект «Сопровождение семей с алкогольной зависимостью» [8].

Главное отличие данной практики от традиционной в работе с алкоголь-зависимыми семьями – это формирование у родителей устойчивой внутренней мотивации к изменениям.

В реализацию практики социально-психологического сопровождения семьи нами были вовлечены дисфункциональные семьи, в кейсах которых раскрыт случай пренебрежения нуждами детей (в рамках технологии раннего выявления семейного неблагополучия), где один или оба родителя злоупотребляют алкоголем, со сформированной химической зависимостью или без зависимости.

Несмотря на декларируемое организованное сопровождение таких категорий семей и удовлетворение их социальных проблем, очевидна необходимость оказания им психологической поддержки.

Однако в ходе работы выяснилось, что в действительности психологическая помощь в формате семейных сессий, предложенная семьям, носила разовый характер и, как правило, не приводила к конструктивным изменениям в жизни детей, воспитывающихся в данных семьях.

В связи с этими фактами мы считаем необходимой более системную, длительную, тщательно спланированную работу ресурсной команды специалистов центра с семьями, имеющими обсуждаемые здесь проблемы.

2.2. Описание авторского подхода

В целевую группу вошли 18 семей с детьми, где родители склонны к злоупотреблению алкоголем.

Исходя из того, что сформировавшаяся зависимость от алкоголя включает в себя как физическую зависимость, так и социальную, а также психологическую, требуется участие в сопровождении ресурсной команды.

Участниками ресурсной команды, оказывающей поддержку семьям целевой группы, в нашем случае стали психологи Центра «Цель», в том числе медицинские психологи, психотерапевты, специалист по применению технологий компьютерного биоуправления, специалисты по оказанию посредством дистанционных технологий психологической помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Специалисты Центра «Цель» оснащены необходимым диагностическим и инструментальным материалом. Для специалистов Центра проведены методические семинары-тренинги с целью формирования необходимых компетенций, отработаны техники визита в семью, установления контакта, проведения мотивационного интервью, анализа готовности к применению методик. Для них также организованы очные и дистантные занятия в целях оказания методической поддержки и помощи в работе с трудными случаями [8].

Использование мотивационного интервью помогло родителям осознать проблемы, связанные с употреблением алкоголя, что побуждает к проведению самоанализа жизни, способствует пониманию того, как употребление алкоголя влияет на сложившуюся ситуацию.

Самым значимым результатом мотивационного интервью является мотивация клиента на реабилитационную работу. В процессе осознавания проблемы важную роль играет реабилитационный потенциал личности, точнее, его уровень. Если рассматривать определение уровня реабилитационного потенциала как стандартизированную диагностику, появляется возможность оценить состояние каждого проблемного родителя в начале реабилитационной работы и на дальнейших ее этапах, вплоть до завершения.

Участие специалистов АНО ЦСПС «Цель» в сопровождении позволяет персонифицированно определить способ реабилитации и/или лечения зависимости, таким образом организовать терапию мотивированного зависимого на отказ от алкоголя и дальнейшее поддержание трезвости.

Групповые мероприятия для детей и подростков составлены с целью проработки проблем детско-родительских отношений, однако в процессе реализации проекта затрагиваются и другие, не менее важные жизненные сферы, такие как: работа с чувствами, эмоциональный интеллект, сфера здоровья, влияние стресс-факторов, защита личностных границ, выбор профессии, избегание зон опасности и т.д.

Следовательно, психологами Центра «Цель» организована работа по повышению ресурсов семьи путем внедрения разнообразных форм работы, объединяющих и поддерживающих родителей и детей, и направленных на удовлетворение таких основных потребностей семей, как позитивные отношения в семье, возможность чувствовать себя хорошим родителем, возможность поделиться своими проблемами и успехами, организация совместной деятельности с детьми.

Уделялось внимание также работе с созависимыми членами семьи. Участие ближайшего окружения в программе поддержки для родственников позволяло понять, что влияет на выздоровление, как помочь и поддержать стремление их выздоравливающих зависимых родственников к изменениям в жизни, как справляться со срывами.

На самом деле созависимые родственники испытывают эмоциональную боль не меньше, чем зависимые, а порой даже больше, соответственно, помощь в виде психологического сопровождения для них крайне актуальна.

По результатам реализации практики позитивные изменения наблюдались у 70% благополучателей (семей с детьми).

Заключение

Нами рассмотрена система социально-психологического сопровождения дисфункциональных семей с аддиктивным поведением как недирективная комплексная технология, направленная на выполнение задач личностного развития и межличностного взаимодействия субъектов помощи.

Социально-психологическое сопровождение проблемной семьи является эффективным маршрутом раскрытия ее потенциала в реабилитации и психологическом взаимодействии.

В контексте коррекции аддиктивного поведения более продуктивной оказывается работа с созависимостью и семейной системой в целом, так как отношения с аддиктивной личностью являются дисгармоничными и приводят к размыванию психологических границ и ощущению у созависимого участника семейной системы собственного бессилия что-либо изменить в деструктивных отношениях.

Опыт работы авторов с семьями с алкогольной зависимостью, наработанный в Центре социально-психологического сопровождения людей, страдающих алкогольной, наркотической и другими видами зависимости «Цель» (г. Москва), где реализована комплексная работа с родителями и детьми, показал, что реализованный проект доказанно эффективен, а его структура может служить моделью дальнейшей разработки подобных проектов по реабилитации нарко- и алкозависимых лиц и их семей.

Практический опыт центра «Цель» позволяет родителям понимать потребности своих детей, увидеть взаимосвязь между злоупотреблением алкоголем и существующими проблемами семьи, формировать новый навык преодоления проблемных ситуаций, выявить новые поддерживающие ресурсы. Это свидетельство того, что социально-психологическое сопровождение семьи как целостная система обладает значимым реабилитационным потенциалом преодоления зависимого поведения.

Литература

  1. Барцалкина В.В., Кулагина И.Ю. Реабилитационный потенциал химически зависимой личности // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2017. Т. 6. № 1А. С. 34–44.
  2. Битти М. Спасать или спасаться? Как избавиться от желания постоянно опекать других и начать думать о себе. М: Издательство «Э», 2017. 287 с.
  3. Варга А.Я. Введение в системную семейную психотерапию. М: Когито-Центр, 2014. 398 с.
  4. Васюк А.Г. Социально-психологическое сопровождение процесса адаптации военнослужащих // Самарский научный вестник. 2021. Том 10. № 2. С. 234–237.
  5. Дудко Т.Н. Реабилитационный потенциал, уровни реабилитационного потенциала в наркологии. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011 [Электронный ресурс]. URL: https://www.rosmedlib.ru/book/970408872V0049.html (дата обращения: 11.10.2022).
  6. Забродина О.В. Психологическое сопровождение развития социальной зрелости студентов // Поволжский педагогический вестник. 2020. Том 8. № 3(28). С. 21–27.
  7. Зимина Е.В., Малахаева С.К. Теоретико-методологические подходы к социально-психологическому сопровождению инклюзивного образования [Электронный ресурс] // Baikal Research Journal. 2018. Том 9. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-metodologicheskie-podhody-k-sotsialno-psihologicheskomu-soprovozhdeniyu-inklyuzivnogo-obrazovaniya (дата обращения: 27.10.2022). DOI:10.17150/2411-6262.2018.9(4).1
  8. Третяк Э.В., Васенькин И.В., Козлов А.Г. Программа социально-психологического сопровождения «Цель» (для лиц с аддиктивными расстройствами). Чебоксары: ИД «Среда», 2021. 92 с.
  9. Информационный портал «Здоровая Россия» [Электронный ресурс]. URL: https://narkonet.info/oficialnaja-statistika-za-2021-god-upotreblenie-narkotikov-v-rossii/ (дата обращения: 15.10.2022).
  10. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Психосоциальная аддиктология: монография. Новосибирск: Олсиб, 2001. 263 с.
  11. Москаленко В.Д. Зависимость: Семейная болезнь. М: Институт консультирования и системных решений, 2014. 352 с.
  12. Мурашкин М.М. Психологическое сопровождение дезадаптированных иностранных студентов с проявлениями аддикции // Russian Journal of Education and Psychology. 2018. Том 9. № 2–1. С. 84–93.
  13. Накохова Р.Р., Макоева А.Ю. Социально-психологическое сопровождение профессиональной идентичности будущих специалистов // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Том 7. № 1. С. 1–12.
  14. Трагическая статистика от «Трезвой России» [Электронный ресурс] // Учительская газета. 2021. URL: https://ug.ru/tragichnaya-statistika-ot-trezvoj-rossii-alkogol-i-narkotiki-ubivayut-v-god-bolee-1-mln-chelovek/ (дата обращения: 14.10.2022).
  15. Уайнхолд Б., Уайнхолд Дж. Освобождение от созависимости / Пер. с англ. А.Г. Чеславской. М.: Независимая фирма «Класс», 2002. 224 с.
  16. Уланова Г.А., Клюева Н.В., Назарова И.Г. Социально-психологическое и организационно-управленческое сопровождение психологического благополучия обучающихся школ // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. Том 25. № 3. С. 66–71.
  17. Урусова А.М. Социально-психологическое сопровождение подростков с двойной исключительностью // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63–3. С. 328–330.
  18. Черехович М.М. Роль психологической работы в системе средств исправления осужденных // Пенитенциарная наука. 2020. Том 14. № 3(51). С. 337–342.
  19. Чучадеева Л.С. Социально-психологическое сопровождение детей-инвалидов в России // E-Scio. 2021. № 1(52). С. 651–655.
  20. Fischer J.L., Spann L., Crawford D. Measuring Codependency // Alcoholism Treatment Quarterly. 1991. Vol. 8. P. 87–100. DOI:10.1300/J020V08N01_06

Информация об авторах

Барцалкина Виктория Васильевна, кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник, факультет дистанционного обучения, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный психолого-педагогический университет», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8752-8259, e-mail: bartsalkina50@mail.ru

Моисеев Олег Олегович, магистр психологии, психолог, руководитель Московского городского отделения, Общероссийская общественная организация поддержки президентских инициатив в области здоровьесбережения нации «Общее дело», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8535-7057, e-mail: moiseev_od@mail.ru

Третяк Элина Валериевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, кафедры психологии и педагогики дистанционного обучения, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8496-2578, e-mail: tretyakev@fdomgppu.ru

Хромышева Елена Викторовна, ООО Центр практической аддиктологии «Цель» (ООО ЦПА «Цель»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6038-4032, e-mail: hromysheva@inbox.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 964
В прошлом месяце: 52
В текущем месяце: 59

Скачиваний

Всего: 252
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 18