Психологическая наука и образование
2019. Том 24. № 6. С. 63–73
doi:10.17759/pse.2019240606
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Психоэмоциональное благополучие старшеклассников в связи с готовностью к профессиональному самоопределению
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: подростково-юношеский возраст, личность, эмоции, выбор профессии, психоэмоциональное благополучие
Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2019240606
Финансирование. Работа выполнена при поддержке гранта Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 16-06-00307-ОГН «Психоэмоциональное благополучие и предпочитаемые способы самоосуществления личности в подростково-юношеском и взрослом периодах развития»).
Тематический сетевой сборник: Психологическое благополучие субъектов образовательных отношений
Для цитаты: Головей Л.А., Данилова М.В., Груздева И.А. Психоэмоциональное благополучие старшеклассников в связи с готовностью к профессиональному самоопределению // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 6. С. 63–73. DOI: 10.17759/pse.2019240606
Полный текст
Психоэмоциональное благополучие старшеклассников в связи с готовностью к профессиональному самоопределению
Введение
Исследования природы и структуры благополучия человека осуществляются в русле двух основных концептов: «субъективного благополучия» и «психологического благополучия». Субъективное благополучие рассматривается с позиций гедонистического подхода с акцентом на когнитивно-аффективной составляющей, включающей субъективное ощущение удовлетворенности жизнью и баланс позитивного и негативного аффектов [21] . Психологическое благополучие, рассматриваемое в рамках эвдемонического подхода, операционализируется через системы смыслов существования и отношения человека с миром и собой [24] . Нами рассматривается конструкт психоэмоционального благополучия, который объединяет указанные подходы и усиливает значение эмоциональной составляющей благополучия Полагаем, что при изучении подростков и юношества эмоциональная составляющая благополучия особенно важна, поскольку в этом возрасте она характеризуется противоречивостью и неустойчивостью. Таким образом, мы рассматриваем «психоэмоциональное благополучие» как интегральную характеристику внутреннего мира личности, отражающую взаимосвязи эвдемонического и гедонистического благополучия в соотношении с базовыми эмоциональными характеристиками (тревожность, устойчивые эмоциональные состояния) . Анализ исследований психологического благополучия подростков выявил противоречивый характер их результатов Так, согласно данным международного исследования европейских ученых, подростки демонстрируют удовлетворенность жизнью, позитивную самооценку и уверенность в себе [17] . В то же время в другом международном исследовании у 30% подростков выявлено существенное превышение допустимого уровня эмоционального неблагополучия и депрессивности [15] . По-видимому, различия результатов этих исследований могут быть частично объяснены различием подходов к психологическому благополучию В первом исследовании измерялись преимущественно личностные и гедонистические аспекты благополучия, во втором — преимущественно эмоциональные
В переходный период от детства к взрослости старшеклассникам приходится решать сложнейшую задачу профессионального самоопределения, центральную задачу возраста (Л . И . Божович, И . С . Кон и др . ), от решения которой зависят дальнейшая самореализация, эффективность и благополучие человека Профессиональное самоопределение является сложным психологическим образованием, включающим статус профессиональной идентичности, познавательные интересы, профессиональную направленность, доминирующую мотивацию, выстраивание жизненных перспектив и выбор профессионального пути . Е . А . Климов сравнивал выбор профессии с решением сложной жизненной задачи со многими неизвестными [9] . Для осуществления этого выбора необходима опора на внешние и внутренние ресурсы [19] . В качестве внутренних ресурсов ученые рассматривают возраст, позитивные ожидания, личностную зрелость, компетентность, ответственность, автономность, жизнестойкость и другие факторы [18; 23; 25] . В качестве внешних выделяют социальную ситуацию и условия развития, социально-экономический статус семьи, профиль и уровень образования [8; 14; 20] . Психологическое благополучие личности рассматривается в качестве важнейшего показателя развития и успешности решения возрастных задач [1; 13] . Однако исследований психологического благополучия в связи с решением задач профессионального самоопределения крайне мало
Исходя из указанных предпосылок, были сформулированы гипотезы, цель и задачи исследования Исходной гипотезой послужило предположение о том, что психоэмоциональное благополучие может выступать в качестве предиктора и одного из факторов, влияющих на успешность решения задачи профессионального самоопределения Оно может быть взаимосвязано с такими показателями готовности к выбору, как зрелость мотивации, сформированность профессиональной идентичности, познавательных интересов, профессионального типа личности и профессионального плана . Целью исследования явился анализ взаимосвязей психоэмоционального благополучия и показателей успешности профессионального самоопределения старшеклассников . Задачами стали: изучение психоэмоционального благополучия старшеклассников; определение показателей успешности профессионального самоопределения; выявление соотношения психоэмоционального благополучия с параметрами профессионального самоопределения
Выборка и методики исследования
В исследовании приняли участие 456 учащихся 9—11 классов общеобразовательных школ Санкт-Петербурга, в их числе 207 юношей и 249 девушек в возрасте 14—17 лет . Исследование проводилось в 2014—2018 годах.
Психоэмоциональное благополучие изучалось при помощи комплекса методических средств:
— «Шкалы психологического благополучия» К. Рифф (Scales of Psychological Wellbeing) (в адаптации Л . В . Жуковской, Е . Г. Тро- шихиной) [7];
— шкалы удовлетворенности жизнью Э . Динера (в адаптации Д.А. Леонтьева, Е . Н . Осина) [12];
— анкеты самооценки удовлетворенности различными сферами жизни (по шкале от 0 до 10 баллов) (М . В . Данилова, Л . А . Головей) [4];
— методики «Оценка доминирующих эмоциональных состояний» (Л . В . Куликов) [10] .
Для исследования профессионального самоопределения применялись: анкета оптанта, включающая вопросы о профессиональных планах [3]; опросник «Мотивы выбора профессии» Р . В . Овчаровой [2]; «Карта интересов» [3]; тест профессионального типа личности Дж . Холланда [3]; методика «Статусы профессиональной идентичности» А .А . Азбель [5] .
Основные результаты
Все показатели психологического благополучия условно разделены на три блока: личностный, когнитивно-оценочный и эмоциональный Личностный блок представлен показателями: автономность, компетентность, личностный рост, позитивные отношения, жизненные цели, самопринятие (К. Рифф) . Несмотря на то, что общий показатель психологического благополучия по группе укладывается в рамки нормативных значений (186,15 б . , о 21,18), у 17% старшеклассников выявлено существенное снижение личностного благополучия, у 21% респондентов он превышает средний уровень Имеет место высокая индивидуальная вариативность показателей в структуре личностного блока, что видно из приведенных средних значений и стандартных отклонений: автономность (31,17 б . , о 5,77), компетентность (28,5 б . , о 4,84), личностный рост (33,68 б . , о 4,7), жизненные цели (31,75 б . , о 5,8), позитивные отношения (31,76 б . , о 6,0), самопринятие (30,32 б . , о 6,6) . Из всех компонентов личностного блока наиболее высокие значения имеют направленность на личностный рост, позитивные отношения и жизненные цели Наименее выражены компетентность и самопринятие
В когнитивно-оценочном блоке анализировались удовлетворенность жизнью в целом, как показатель субъективного благополучия, и самооценка удовлетворенности различными аспектами жизни Выявлено, что уровень субъективного благополучия, несмотря на значительный разброс индивидуальных значений (от 6 до 35 б ), находится в пределах среднего и составляет 22,76 б . (о 6,64) . При этом 29% респондентов показывают уровень
ниже среднего (10—19 б . ), 3,4% — крайне низкий уровень (5—9 б. ), они «очень недовольны своей жизнью». Высокий и очень высокий уровень удовлетворенности (25—35 б . ) демонстрируют 48% респондентов . Анализ самооценки удовлетворенности различными аспектами жизни также выявил значительную индивидуальную вариативность: от 2 до 10 б . Сравнение разных жизненных сфер показало, что наименее удовлетворены подростки отдыхом и сферой романтических отношений, самооценка удовлетворенности в этих сферах едва достигает среднего уровня (см таблицу)
В эмоциональном блоке обнаружено в целом по группе снижение значений по шкалам активности (0,23 б . ), бодрости (2,45 б . ), тонуса (3,34 б . ), повышение напряженности (2,08 б . ) и тревоги (1,17 б . ) .
Показатели жизненных сфер |
Среднее |
с |
Семейная |
7,51 |
2,3 |
Общение |
7,25 |
2,5 |
Школьное общение и взаимодействие |
7,15 |
2,2 |
Материальная |
7,15 |
2,2 |
Бытовая |
7,04 |
2,6 |
Социальная |
6,80 |
2,4 |
Внешкольные занятия |
6,72 |
2,8 |
Жизненные перспективы |
6,67 |
2,4 |
Учебная |
6,02 |
2,3 |
Досуговая |
5,35 |
2,8 |
Романтические отношения |
4,79 |
3,4 |
Характеризуя психоэмоциональное благополучие исследованной выборки, можно отметить, что при удовлетворительных среднегрупповых значениях показателей личностного блока и удовлетворенности жизнью выделяется большой процент респондентов, имеющих низкие показатели, которых можно охарактеризовать как людей, испытывающих серьезные личностные затруднения и неудовлетворенных тем, как складывается их жизнь Необходимо отметить снижение удовлетворенности отдыхом, сочетающееся с неблагополучием эмоциональной сферы: снижением тонуса, активности, повышением тревоги и напряженности
Анализ профессиональных намерений старшеклассников показал, что более 43% испытывают затруднения в построении профессионального плана, не определились с выбором профессии и путями ее получения Среди мотиваторов выбора профессии первое место занимает материальное благосостояние (43,2%), далее следуют интерес к содержанию профессии (29,3%), польза для общества (11,7%), престижность профессии (8,1%) . В структуре мотивации более 60% составляет внешняя мотивация, не связанная с содержанием деятельности Возможно, это является следствием недостаточной сфор- мированности познавательных интересов, профессионального типа личности и несфор- мированной идентичности . Рассмотрим эти показатели подробнее Анализ познавательных интересов показал, что средний уровень их выраженности не превышает 4 баллов (из 12) при их высокой вариативности .
Профессиональный тип личности, согласно концепции Дж. Холланда, представляет собой синтез предпочтений личности, ее способностей и личностных черт [22] . Особенности сочетания этих качеств образуют шесть профессиональных типов, ориентированных на разные сферы деятельности . В выборке наиболее представлен исследовательский профессиональный тип (12,97 б. , о 7,64), да
лее следуют социальный (12,01 б . , о 7) и предпринимательский (11,84 б . , о 6,84) . Менее выражены артистический (11,71 б . , о 8), реалистический (7,21 б . , о 4,6) и конвенциональный (6,88 б . , о 6,8) профессиональные типы . Степень сформированности профессионального типа оценивается по показателю разности между максимальной и минимальной оценками каждого показателя в общей структуре и свидетельствует о том, насколько определился человек в предпочтениях видов деятельности, умениях, профессиях . Обнаружено, что у 50,2% старшеклассников профессиональный тип сформирован слабо (разность менее 8 б . ), у 20,7% диагностируется средний уровень сформированности (разность 9—14 б . ), лишь 29,1% имеют ярко выраженный профессиональный тип (разность более 14 б )
Профессиональная идентичность свидетельствует о том, насколько человек принимает ценности и цели профессиональной среды, идентифицирует себя с представителями профессии Показателем идентичности является ее статус В целом по выборке наиболее выраженным оказался статус моратория (12,39 б. , о 5,29), что указывает на прохождение «кризиса выбора» и на активность личности в поиске решения . Анализ процентного распределения статусов профессиональной идентичности в выборке показал, что 58,4% находятся в статусе моратория, 30% имеют сформированную профессиональную идентичность, у 10,1% — неопределенная идентичность, а 1,5% имеют статус навязанной профессиональной идентичности . Это позволяет заключить, что большая часть подростков переживает кризис выбора
Подводя итог, можно сказать, что профессиональное самоопределение в период от 14 до 17 лет характеризуется как позитивными, так и негативными чертами Среди позитивных: оптимистические ожидания в отношении профессионального будущего; преобладание статуса моратория профессиональной идентичности, позитивность которого проявляется в его неустойчивости и возможностях изменения В качестве негативных можно отметить: несформированность профессиональных планов, познавательных интересов и профессионального типа личности, преобладание внешней мотивации у значительного числа старшеклассников
Для ответа на вопрос о роли психоэмоционального благополучия проведен корреляционный анализ, выявивший многочисленные взаимосвязи между показателями психоэмоционального благополучия и профессионального самоопределения (см рис )
Наибольшее количество связей образовали удовлетворенность жизнью в целом (9 связей), «жизненные цели» (5 связей), «компетентность» и «личностный рост» (по 4 связи) . Характер связей свидетельствует о том, что повышению удовлетворенности жизнью, компетентности, наличию жизненных целей и направленности на личностный рост соответствуют более высокий уровень сформированности профессионального плана, профессионального типа личности, достижение позитивных статусов профессиональной идентичности Автономность, самопринятие, активность и бодрость также важны для формирования профессионального типа личности (4 связи) При этом бодрость, удовлетворенность жизнью, позитивные межличностные отношения, компетентность, личностный рост и жизненные цели выступают в качестве факторов, снижающих выраженность неопределенной профессиональной идентичности (6 связей) Наличие внутренних социальных мотивов, интересов к педагогике и психологии (т е наличие социальной направленности личности) положительно взаимосвязаны с удовлетворенностью жизнью Наиболее интегрирован в структуру психоэмоционального благополучия уровень сформированности профессионального типа (7 связей)
Исследование выявило значительный процент старшеклассников, имеющих сниженный уровень личностных и когнитивно-оценочных характеристик психоэмоционального благополучия Общей особенностью личностных показателей психоэмоционального благополучия являются сниженный уровень компетентности, умения оценивать жизненные ситуации и управлять ими, сниженный уровень
самопринятия, доверия к себе Уязвимым оказался эмоциональный компонент психоэмоционального благополучия, имеющий тенденции к повышению напряженности, тревоги наряду со снижением активности и бодрости, что согласуется с данными [15] Снижение эмоционального благополучия и низкий уровень удовлетворенности отдыхом могут быть следствием учебных перегрузок, высоких требований учебной деятельности .
Результаты исследования свидетельствуют, что у значительного числа старшеклассников готовность к профессиональному самоопределению находится в стадии формирования, они сталкиваются со значительными трудностями в выборе профессии На сложности этого процесса указывают и другие исследователи [6; 16] .
Результаты корреляционного анализа показали, что все блоки психоэмоционального благополучия вовлечены в процесс профессионального самоопределения Вклад в успешное решение этой важной задачи вносят общая удовлетворенность жизнью, чувство осмысленности жизни, наличие жизненных целей, принятие себя, позитивная оценка своих способностей и возможностей, ориентация в окружающем мире и ситуациях своей жизни, открытость новому опыту и направленность на развитие Вклад этих личностных свойств в профессиональное самоопределение можно объяснить тем, что они в целом отражают уровень зрелости личности [11] .
Активность и бодрость также выступают в качестве факторов, способствующих профессиональному самоопределению, что указывает на значимость активности и роль эмоционального ресурса Вместе с тем выявленные в исследовании снижение жизненной активности и работоспособности, повышение пессимистического фона настроения, тревожности и напряженности могут выступать факторами, препятствующими решению задач профессионального самоопределения
Полученные в исследовании результаты могут быть полезны в работе педагогов и школьных психологов . Представленный комплекс методов можно использовать для мониторинга психоэмоционального благополучия старшеклассников. Необходимо обратить внимание на снижение эмоционального фона и неудовлетворенность отдыхом подростков и работать в направлении оптимизации эмоциональных состояний и уменьшения перегрузок. Исследование показало, что центральным компонентом профессионального самоопределения является уровень сформированности профессионального типа личности, в котором интегрированы способности, личностные качества и направленность. Основой успешного формирования профессионального типа являются познавательные интересы, опыт проб в разных видах деятельности, самоанализ успешности, своих способностей и личностных качеств . Современное образование должно предоставлять такие возможности, начиная с первых лет обучения
[1] Головей Лариса Арсеньевна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии развития и дифференциальной психологии, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия . E-mail: lgolovey@yandex . ru
[2] Данилова Марина Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и дифференциальной психологии, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия . E-mail: dan_m@mail . ru
[3] Груздева Ирина Александровна, аспирант кафедры психологии развития и дифференциальной психологии, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт- Петербург, Россия . E-mail:i-gr2010@mail . ru
Литература
- Водяха С.А. Особенности психологического благополучия старшеклассников // Психологическая наука и образование.2013.№ 6.С.114—119.
- Врублевская М.М., Зыкова О.В. Профориентационная работа в школе: Методические рекомендации.Магнитогорск: МаГУ, 2004.С.7—9.
- Головей Л.А., Данилова М.В., Рыкман Л.В. Профориентационное консультирование: Учебное пособие.СПб.: Санкт-Петербургский гос.ун-т, 2015.104 с.
- Головей Л.А., Данилова М.В. Структура субъективного благополучия и удовлетворенности жизнью в подростковом возрасте // Известия Саратовского университета.Новая серия.Сер.Акмеология образования.Психология развития.2019.Т.8.Вып.1 (29).С.38—46.
- Грецов А.Г., Азбель А.А. Узнай себя.Психологические тесты для подростков.СПб.: Питер, 2006.С.143—155.
- Долгова В.И., Луткова А.М. Психолого- педагогическая фасилитация профессионального самоопределения старшеклассников // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.2017.№ 2.С.113—119.
- Жуковская Л.В., Трошихина Е.Г. Шкала психологического благополучия К.Рифф // Психологический журнал.2011.Т.32.№ 2.С.82— 93.
- Иченко Н.А. Подросток как субъект самоопределения: ресурсы и риски [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru.2014.№1.URL: http://psyedu.ru/journal/2014/1/ Ichenko.phtml (дата обращения: 28.11.2019)
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений.М.: Академия, 2004.304 с.
- Куликов Л.В. Руководство к методикам диагностики психических состояний, настроений и сферы чувств.Описание методик, инструкции по применению.СПб.: СПГУ, 2003.64 с.
- Манукян В.Р., Трошихина Е.Г. Современные психологические концепции благополучия и зрелости личности: области сходства и различий // Вестник Пермского университета.Философия.Психология.Социология.2016.№ 2 (26).С.77—85.doi: 10.17072/2078-7898/2016-2-77-85
- Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Апробация русскоязычных версий двух шкал экспресс- оценки субъективного благополучия [Электронный ресурс] // Сборник Материалов III Всероссийского социологического конгресса.М.: Институт социологии РАН, Российское общество социологов.2008.URL: http://www.isras.ru/abstract_ bank/1210190841.pdf (дата обращения: 29.04.2019).
- Переживания в учебной деятельности и их связь с психологическим благополучием / Д.А.Леонтьев [и др.] // Психологическая наука и образование.2018.Т.23.№ 6.C.55—66.doi: 10.17759/pse.2018230605
- Профессиональное развитие личности: начало пути (эмпирическое исследование) / Л.А.Головей [и др.].СПб.: Нестор-История, 2015.336 с.
- Психоэмоциональное благополучие современных подростков: опыт международного исследования / А.И.Подольский [и др.] // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.2011.№ 2.С.9—20.
- Сардушкина Ю.А. Взаимодействие школы и вуза как фактор повышения результативности профориентационной работы: Дис....канд.пед.наук.Самара, 2013.177 с.
- Социальные детерминанты здоровья и благополучия подростков.Исследование «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» (HBSC): международный отчет по материалам обследования 2009/2010 гг.».[Электронный ресурс] // Копенгаген, Европейское региональное бюро ВОЗ, 2012 г.Политика здравоохранения для детей и подростков.№ URL: http://www.euro.who.int/__data/assets/ pdf_file/0003/181551/E96444_part1-Rus.pdf (дата обращения: 19.09.2018).
- Уварова С.Я. Психологическая готовность старшеклассников к принятию жизненно важных решений // Ярославский педагогический вестник — Том II (Психолого-педагогические науки).2010.№ 3.С.229—233.
- Хаймовская Н.А., Бочарова А.Л. Социально- психологические аспекты профессионального самоопределения в современном обществе [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru.2016.Том 8.№ 1.C. 105—113.doi: 10.17759/psyedu.2016080110 (дата обращения: 28.11.2019).
- de Bruin W.B., Parker A.M., Fischhoff B. Individual differences in adult decision-making competence // Journal of Personality and Social Psychology.2007.Vol. 92 (5).Pp.938—956.doi: 10.1037/0022- 3514.92.5.938
- Diener E., Oishi S., Lucas R.E. Personality, culture, and subjective well-being: Emotional and cognitive evaluations of life // Annual Review of Psychology.2003.Vol.54 (1).Pp.403—425.doi: 10.1146/annurev.psych.54.101601.145056
- Holland J.L. Exploring careers with a typology: What we have learned and some new directions // American Psychologist.1996.Vol.51 (4).Pp.397—406.doi: 10.1037//0003-066X.51.4.397
- Jullisson E.A., Karlsson N., Garling T. Weighing the past and the future in decision making // European Journal of Cognitive Psychology.2005.Vol.17 (4).Pp. 561—575.doi: 10.1080/09541440440000159
- Ryff C.D. Happiness is everything, or is it? Explorations on the meaning of psychological well-being // Journal of Personality and Social Psychology.1989.Vol.57 (6).Pp.1069—1081.doi: 10.1037/0022- 3514.57.6.1069
- Sagi A., Friedland N. The cost of richness: The effect of the size and diversity of decision sets on post-decision regret // Journal of Personality and Social Psychology.2007.Vol.93 (4).Pp.515—524.doi: 10.1037/0022-3514.93.4.515
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1776
В прошлом месяце: 36
В текущем месяце: 23
Скачиваний
Всего: 894
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 6